"И над Курдистаном воссияет свет
Христов…".
Беседа с православным курдом Серафимом
Маамди
Из тридцати миллионов живущих в мире
курдов подавляющее большинство исповедует ислам, а
меньшая часть – езидизм. В России, согласно переписи
2002 года, проживает 19,6 тысяч курдов-мусульман, и 31,3
тысячи курдов-езидов. Немногим известно, что в настоящее
время представители этого народа приходят к Православию
и становятся чадами Православной Церкви. Подробнее об этом
рассказывает Серафим Маамди.
***
– Серафим, расскажите, пожалуйста, о
себе и о том, как вы пришли к православной вере.
– Я родился и провел детство в Грузии.
По происхождению я курд, а корни мои из турецкого
Курдистана. После геноцида нашего народа в начале XX
столетия часть курдов перебралась в Армению, а оттуда
уже в Грузию, Россию и в другие страны. Среди
переселенцев были и мои предки. Большая часть курдов
сейчас исповедует ислам, а меньшая – синкретический
культ езидизм. И я был езидом. Как и все езиды, с малых
лет я ходил вместе с родными в православный храм, у нас
дома были иконы, перед которыми в воскресение и по
праздникам всегда ставили свечи, то есть это считалось
нормальным – одновременно поклоняться солнцу и ходить в
церковь. Но меня очень тянуло ко Христу. Когда я слышал
о Нем по телевизору или когда кто-нибудь при мне
рассказывал о Христе, я всегда с большим любопытством
вслушивался. В 2002 году мы с семьей переехали жить в
Москву. И здесь мне подарили Новый Завет. С этого все и
началось…
Я каждый день по четыре-пять часов читал
Евангелие; бывало, всю ночь просиживал. Читал и не мог
начитаться, а многие отрывки выучил наизусть, даже еще
будучи некрещеным. Меня поражало, как после чтения о
Христе вокруг меня менялся мир. Это было первая встреча
с Господом, Он перевернул всю мою жизнь, я в Него просто
влюбился. Езидизм этого не дает, там нет встречи с
Богом, нет живого общения человека с Богом. Там вообще
нет никакого соприкосновения с Творцом. Езидский бог
очень далек от человека. А в христианстве главное, что я
нашел, – это живое общение с Господом. Это не передать
словами, когда ты с Богом… сложно объяснить человеку,
который не переживал богообщение, как сказал Давид:
"Вкусите, и увидите, как благ Господь!" (Пс. 33:9).
Надо самому вкусить.
И вот я решился креститься. Когда я в
очередной раз пошел в храм, там шла служба, и я смог
постоять только где-то две минуты: мне вдруг сделалось
очень тяжело. Потом священник мне объяснил, что у
некрещеного человека в сердце гнездится лукавый дух,
который препятствует нам прийти к Господу. Я поехал в
Нижний Новгород и там познакомился со священником,
который уделял мне по несколько часов в день, чтобы
должным образом подготовить меня. Я очень серьезно
готовился ко крещению и считаю это самым важным
поступком в моей жизни.
Мое крещение состоялось в день
Пятидесятницы 2007 года. Когда я проснулся утром, то
почувствовал страх и большую тяжесть на сердце. Прихожу
в храм, а священник меня с улыбкой спрашивает: "Не
хочешь ли ты убежать?" Начался чин оглашения, и вот,
когда священник при чтении первых молитв возложил мне на
голову руку, я упал в обморок. Открываю глаза и вижу,
что сижу на стуле, и священник кропит меня святой водой.
Затем, когда после крещения мы со свечами в руках – в
знак вечного союза со Христом – ходили три раза вокруг
купели, я почувствовал, как преобразилось мое сердце,
ощутил несказанную радость. Я не чувствовал ног, мне
казалось, что я плыву, а вокруг меня все изменилось. Я
стал новым человеком. Никакими словами не выразить то,
что открыл мне Господь в глубине моего сердца. Я
почувствовал руку Божию. С малых лет у меня были
необъяснимые приступы страха, я просыпался среди ночи и
в ужасе ходил по дому, боясь чего-то, сам не понимая,
что со мной. А после крещения это все прошло, совершенно
прошло. Я начал видеть мир другими глазами, и окружающие
меня люди тоже заметили изменения, которые во мне
произвел Господь через крещение. При духовном рождении я
получил имя Серафим, и с этого момента смыслом моей
жизни стал Христос, а целью – следование за Ним.
– А как отнеслись ко крещению ваши
родные?
– Моя семья в целом благожелательно
относилась к Православию – как практически все езиды; я
говорил, что они могут ходить в храм, иметь дома иконы,
но собственно крещение они считают ненужным, даже не
понимают значения этого таинства. Такого же мнения были
и мои родители. Когда я сказал, что хочу креститься,
родители были против, и в уговорах даже звучало: "Ладно,
покрестишься, но не сейчас, а когда-нибудь потом".
Наконец я решительно сказал, что приму святое крещение
несмотря ни на что. Родственники были возмущены моим
выбором. Но потом, по милости Божией, почти все они по
очереди и сами крестились, и дай Бог, чтобы остальные
тоже крестились. Я очень рад, что смог быть полезным в
знакомстве с Православием и моим родственникам, и
некоторым другим курдам.
– А много ли вообще христиан среди
курдов? И насколько древнюю историю имеет курдское
христианство?
– Известно, что предки современных
курдов – мидяне и парфяне – уже с первых веков принимали
христианство. Были даже отдельные курдские княжества,
которые исповедовали христианство. Православных курдов
было много в восточной Анатолии, некоторые и поныне
являются прихожанами Константинопольской Церкви. С
возникновением ислама все стало иначе. Курды оказались в
мусульманском окружении, и постепенно христианство
искоренялось среди курдов. Сейчас в Грузии курды массово
принимают Православие. Примечательно, что это движение
от самого народа – среди них никто не миссионерствует,
они сами идут в храмы. Конечно, если бы существовала
целенаправленная миссия, то плод был бы больше. На это
указывает и успех различных протестантских миссионеров
среди курдов по всему миру. Точное число христиан-курдов
неизвестно, такие исследования не проводились, но
предполагается, что их десятки тысяч, и это число
растет. Собственно православных курдов много и в России.
Если Господь благословит, я надеюсь, в скором времени в
Москве появится курдская православная община.
– Вы упомянули, что раньше были езидом.
Не могли бы вы кратко рассказать, в чем состоит эта
вера?
– Центр езидизма в Ираке. Езидизм в
настоящем его виде возник в XII – XIII веках. Основателем
этой веры был суфийский богослов шейх Ади, араб по
происхождению, который серьезно изменил как догматику,
так и обряды, бытовавшие у курдов прежде. Он внес в
езидизм много элементов из ислама, несторианства,
манихейства, иудаизма. Но езиды сохранили и некоторые
старые верования, схожие с зороастризмом, основанные на
поклонении огню, солнцу и силам природы. Езиды
впоследствии обожествили шейха Ади. Также они особое
место уделяют почитанию ангелов, в число которых они
включают и злого духа, которого называют Малак Тавус.
Сам Малак Тавус в езидских священных писаниях говорит о
себе так: "Нет такого места, где я бы не присутствовал;
я участвую во всех событиях, которые иноверцы называют
злом, потому что эти события не соответствуют их
желаниям" (Джилва. 1: 3). Езиды также считают его
божеством, которое создало материальный мир, используя
расчлененные части первоначального космического яйца. Об
отношении езидов к этому духу писал и Пушкин, когда
путешествовал в Арзрум: "Я старался узнать от язида
правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он,
что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть
пустая баснь, что они веруют в единого бога, что по их
закону проклинать дьявола, правда, почитается
неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив,
но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить
пределов милосердию аллаха".
Они считают, что бог
простит его в скором времени, но не говорят, хочет ли он
сам этого прощения. Вообще в езидизме многое до конца не
прояснено. Сами две священные для езидов книги –
составленная в XII веке "Джилва" ("Книга Откровения") и
составленная в XVII веке "Масхафе Раш" ("Черная книга")
часто противоречат друг другу. В них можно найти крайне
искаженные библейские истории, рассказы об ангелах, за
которыми просматриваются исторические личности
конкретных суфиев; описывается, как некий бог создает
себе в помощники других богов, чтобы они помогали ему
создать мир.
Езиды верят, что созданы отдельно от
остальных людей, то есть, что прародитель всех езидов
появился в результате соединения двух начал - небесного
(семя ангела) и земного (семя Адама). Представление о
Христе у них примерно такое же, как в Коране. Но
говорится также, что "до появления Христа в этом мире
была одна религия, называемая идолопоклонством" (Масхафе
Раш. 25). Езиды кое-что восприняли и от христианства:
они красят яйца; у езидов Ирака есть обряд, копирующий
крещение, – с троекратным погружением в воду и
пострижением волос на голове, а также многое другое.
Особое место в езидизме уделено поклонению солнцу. Когда
езид просыпается, то в первую очередь устремляет взор на
солнце и говорит: "О солнце, ты наш хозяин". Считается,
что езидом можно только родиться, нет обряда принятия
езидизма. Крайне размыто понятие греха.
– Что вы могли бы сказать о перспективах
православной миссии среди курдов?
– Я думаю, перспективы очень большие,
поскольку многие курды расположены к христианству. Это
касается даже мусульман – я видел это, когда во время
миссионерской поездки по курдским селам встречал
радушный прием, видел, как они слушали нас, как охотно
брали православную литературу. Но еще в большей степени
это касается курдов-езидов. Они издавна привыкли
смотреть на христиан как на союзников, и не случайно,
что от геноцида, проводимого в Османской империи, езиды
бежали именно в христианские страны. Когда я минувшим
летом был в одной из епархий нашей Церкви, то услышал,
как в одном городе, где есть большая община
курдов-езидов, они почти полностью на свои деньги
восстановили православный храм. А когда в этом же городе
местная чеченская диаспора хотела построить мечеть и
собирала подписи, езиды не поддержали постройку мечети,
и она так и не была построена.
Конечно, здесь, как и в любой миссии,
важно, чтобы было Священное Писание и молитвы на родном
языке. Что касается первого, то в Институте перевода
Библии в Москве уже перевели и издали Новый Завет и
Пятикнижие на курдском языке (курманджи). Что касается
второго, то мы пока перевели только несколько основных
православных молитв, и здесь еще предстоит много работы.
Важно, чтобы из числа самих православных курдов
появлялось все больше миссионеров, крайне важно, чтобы
появились православные священники-курды, но все это,
верю, Господь устроит, когда Ему будет угодно.
Лично для
меня очень дорого то искреннее отеческое внимание,
которое патриарх Кирилл уделил нуждам православных
курдов, когда Господь сподобил меня встретиться с его
святейшеством.
Очень много для меня значит и то, что в
делах миссии я успел, хотя и немного, поучиться у
замечательного миссионера – отца Даниила Сысоева,
который был моим духовным наставником и который, как
известно, был убит в своем храме – принял смерть за имя
Христово. Верю, что придет время, когда над Курдистаном
воссияет свет Христов.
Беседовал Георгий Максимов, диакон
Православие.Ru - 31.01.2011.
Серафим Маамди приглашает всех православных курдов, и всех, интересующихся христианством среди курдов, писать на serafim.maamdi@yandex.ru
Читайте также: Православный курд, будь по-настоящему верен Христу! (о пережитках язычества среди курдов-езидов) - Серафим Маамди
|