Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Обличение ересей Римо-Католической Церкви


О главенстве Апостола Петра. Августин – Эльфрик Грамматик - Августин

Католики, пытаясь смягчить позицию блаженного Августина в вопросе толкования Евангелия от Матфея 16:18, привели аргумент Эльфрика Грамматика, который извлек из слов блаженного смысл о главенстве Петра. Тем самым католики думают, что ссылки православных на Августина отныне не правомочны. Мы решили провести свое исследование и доказать, что толкование блаженного Августина имеет все основания для защиты православного понимания Церкви.

Августин

В спорах о трактовке слов Христа об основании Церкви в евангелии от Матфея с католиками, православные часто ссылаются на слова Августина о том, что Камень, на котором основана Церковь есть исповедание Петрово, то есть сам Господь Иисус Христос.

Блаженный Августин Аврелий, епископ Иппонийский (Гиппонский)

Блаженный Августин Иппонийский

***

***

Действительно, мы православные ссылаемся на труды Августина в свою защиту, и вот один из часто приводимых нами стихов:

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое ВЫСОКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ЕГО БОЖЕСТВА: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", - удостоился от Спасителя услышать в ответ: "Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою" (Мф. 16:16-18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на ЭТОМ ИСПОВЕДАНИИ твоем созижду Церковь Мою. Ибо "ты еси Петр": от "камня" (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) "камень" (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого "камня" (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? - Послушайте апостола Павла: "Не хощу же вас не ведети, братие, - говорит апостол Христов, - яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: КАМЕНЬ же бе ХРИСТОС" (1 Кор. 10:1-4). Вот от какого "Камня" Петр!

Источник: Слово в день Петра и Павла http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/slovo-v-den-petra-i-pavla/

В контексте наших екклесиологических споров, надеюсь, уважаемому читателю представится интересным то, как сие учение Августина было воспринято в Английской традиции еще единой Церкви.

Дальше приводится отрывок англо-саксонского монаха-бенедиктинца о том как он воспринял данные слова Блаженного Августина

Эльфрик Грамматик

Эльфрик воспитывался и получил образование под руководством аббата Этельвольда в монастыре Уинтон. В 971 году он становится монахом в бенедиктинском монастыре Эбингдона в Оксфордшире. В 987 году Эльфрик был отправлен епископом Винчесетра Эльфнахом в Корнеллский монастырь (Cerne) для обучения монахов. Здесь он пишет два сборника гомилий - в первой, состоявшей из 40 проповедей, речь шла о главных событиях христианства, во второй - о сути христианской доктрины, об учении о евхаристии и истории христианства. После создания этих двух сборников гомилий учёный пишет три пособия для студентов, изучающих латинский язык - грамматику (Grammar), словарь (Glossary) и произношение (Colloquy). В 996-997 годах Эльфрик Грамматик пишет третий сборник гомилий - "Жития святых" (the Lives of the Saints). В 1006 году он становится первым аббатом в новом, Эйнсхэмском монастыре. Здесь он создаёт свои "Письма к монахам Эйсхэма" (Letter to the Monks of Eynsham). Скончался в возрасте 65 лет, в 1020 году.

Эльфрик Грамматик ещё в XIX столетии рассматривался как один из отцов англо-саксонской литературы и письменности. В 1842 году в Великобритании в его честь было основано Общество Эльфрика (Aelfric Society).

Парафразы на Пятикнижие и Книгу Иисуса Навина. Рукопись Эльфрика Грамматика. Строительство Вавилонской башни

Парафразы на Пятикнижие и Книгу Иисуса Навина. Рукопись Эльфрика Грамматика. Строительство Вавилонской башни

***

Итак, отрывок их "Католических проповедей" Эльфрика Грамматика (род. 955 г. - ум. 1020 г.), Проповедь на 29 июня, торжество св. Апостола Петра.

Когда Господь проходил мимо лодки, они испугались, думая, что видят призрака. Он сказал им: "не бойтесь, это Я". Я не призрак, узнайте Того, Кого вы видите. "Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде." Петр был верховный среди Апостолов и в любви Христовой. Он часто отвечал за всех, как тогда, когда Христос спросил их за кого почитают Его люди, а затем спросил^ За кого вы почитаете Меня?" Тогда Петр ответил: "Ты Христос - Сын Бога Живаго". Один ответил за всех, ибо единство было между всеми. Христос обратился к нему с другими словами: " Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою". Августин приводит толкование, что Петр олицетворяет Церковь. Христос - Камень, а Петр - христиане. Раньше его звали Симон, но Господь даровал ему это имя - Петр, то есть "от Камня" для того, чтобы он представлял Церковь. Христос был назван Камнем (petra), и потому весь народ христианский "на Камне построен" (petrus - staenen - of stone, то есть "от Камня", или "каменный" - примечание переводчика). Христос сказал, "ты от Камня, и на Камне сем, который ты исповедовал, я создам Церковь Свою". "На Себе я воздвигну Церковь, на Себе я воздвигну и тебя, не на тебе - Себя. Я есть Твердыня, на которой будешь стоять ты и все устройство Церковное". Теперь Петр есть символ Святой Церкви, в которой он, после Христа, есть глава.

Здесь Эльфрик из слов Августина выводит не много ни мало, а целое главенство Петра. То есть раз Христос возвысил Петра на Самом Себе, то тем самым установил для него первенствующие главенство после Себя. Тут правда возникает вопрос, а что же с остальными апостолами? Они разве не возвышаются на Христе? Один Петр только возвышается? Наверно католики могут сказать, что Петр возвышается на Христе, а апостолы на Петре, как через своего главу. Ну во-первых, это еще надо доказать, а во-вторых об этом Эльфрик ничего не говорит. Также Эльфрик не раскрывает в чем же это главенство Петра? Ничего не говорит нам и о том, что главенство Петра перешло исключительно на римских епископов, и что перешло не просто так, а божественному праву.

А что же говорит Эльфрик Грамматик?

Прежде всего Эльфрик говорит, что Петр есть символ Святой Церкви. Он не говорит о нем как вершителе и законодателе, Петр лишь символизирует собой Церковь, является образом церковного единства, как говорил Киприан Карфагенский. В православном смысле главенство понимается не как духовная власть подчинения, а как главенство чести и высокого почитания, проистекающая из того, что Петр - есть образец или символ чистой, исповеданной им веры, на которой утверждена Церковь, и которую врата ада не одолеют.

Вывод: на наш взгляд, ни Эльфрик, ни Августин не усвояли верховенству Петра того смысла, на котором католики хотят построить свое зыбкое основание, утверждая что Петр (и его преемники) имели исключительные вселенские полномочия над всей Церковью.

Но теперь вернемся к Августину и приведем из его более поздних трудов, как он сам пояснял свои собственные слова рассматриваемого нами спорного места.

Августин

Мы хотим привести выдержку из его книги под названием RETRACTATIONUM , что значит "Книга пересмотров" или "Книга поправок". Интересно, что в конце жизни Августин, подводя итог своей писательской деятельности, предпринял ревизию своих сочинений и изложил исправления в этом труде "Retractationum", где он каталогизировал 93 своих творения (132 книги), отметив те суждения, которые теперь казались ему ошибочными или неосторожными. Именно в этой книге, он затрагивает вопрос и о толковании (Мф. 16:18).

Приведем сам отрывок:

"В некотором месте я сказал об апостоле Петре, что на нем как на скале, основана Церковь, о чем даже поется гласом многих в стихах блаженнейшего Амвросия, там, где он говорит о крике петуха: "Когда запел петух, скала Церкви смягчила вину". Но после этого я очень часто объяснял слова Господа "Ты - Пётр, и на сей скале я создам Церковь Мою" так, чтобы под ними мы понимали бы Того, Кого исповедал Пётр, сказав: "Ты - Христос, Сын Бога Живого", и так Пётр, получивший имя от этой скалы, изобразил бы лицо Церкви, которая созидается на этой скале и приняла ключи Царствия Небесного. Скалой же был Христос, Которого исповедал Симон, который, как и исповедует вся Церковь, был назван Петром. Из этих двух утверждений пусть читатель выберет более правдоподобное".

На латинском языке:

"In quo dixi quodam loco de apostolo Petro, quod in illo tamquam in petra fundata sit Ecclesia, qui sensus etiam cantatur ore multorum in versibus beatissimi Ambrosii, ubi de gallo gallinacio ait: Hoc ipse petra Ecclesiae canente, culpam diluit. Sed scio me postea saepissime sic exposuisse quod a Domino dictum est: Tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam meam, ut super hunc intellegeretur quem confessus est Petrus dicens: Tu es Christus filius Dei vivi, ac sic Petrus ab hac petra appellatus personam Ecclesiae figuraret, quae super hanc petram aedificatur et accepit claves regni caelorum. Non enim dictum illi est: " Tu es petra ", sed: Tu es Petrus. Petra autem erat Christus; quem confessus Simon, sicut eum tota Ecclesia confitetur, dictus est Petrus. Harum autem duarum sententiarum quae sit probabilior, eligat lector".

Источник: Retractactionum Liber 1 http://www.augustinus.it/latino/ritrattazioni/index2.htm (Необходимо перейти на Liber 1)

Таким образом, что мы видим:

1. Августин из собственного толкования не выводит смысл главенства Петра.

2. Говоря о ключах, не приписывает власть одному Петру, но всей Церкви.

3. Говоря об исповедании Петра, указывает что оно было тождественно с исповеданием всей Церкви.

4. Петр представлен лишь лицом Церкви, что согласуется с Эльфриком, когда тот говорил о Петре как о символе Церкви.

5. Августин разделяет понимание Петра как камня Церкви и как камня исповедания (веры), но не порицает ни того, ни другого толкования. Но очевидно, что он признает лучшим тот смысл, который был допускаем им чаще всего, т.е. понимание св. Петра как исповедания (веры).

Вывод: То толкование Августина Матфея 16:18 , которое мы, православные, используем в защиту нашего понимания экклезиологии, как минимум имеет место быть, а как максимум является истинным и непреложным.

Католикам о Православии

***

Читайте также по теме:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Обличение ересей Римо-Католической Церкви"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru