Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Обличение ересей Римо-Католической Церкви


Феодор Студит о Петре и Римской церкви

Выясним как Феодор Студит смотрел на апостола Петра и на первенство Римской церкви.

Преподобный Феодор Студит. Мозаика

Преподобный Феодор Студит. Мозаика

Начнем с того, как толкует Мф 16:18 святой учитель. Защищая догмат почитания икон, Феодор, ссылается на предание, веру отцов и соборов, приводя в пример место из Писания где Христос говорит: "Ты Петр, и на этом камне созижду Церковь Мою" (Мф.16:18), намекая на то, что это предание и эта вера отцов - и есть то основание и тот камень, на котором стоит Церковь.

"Мы, нижайшие, и прибывшие... и другие единодушны в одном божественном мышлении, - держась веры, согласной с поднебесной Церковью, утверждаем, что выставлять и почитать божественную икону Самого Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятой Матери Его и каждого из святых справедливо по учению второго Никейского святого Собора или другого, божественно учившего прежде него. Более того, имея письменные и неписьменные свидетельства от самого пришествия Господа нашего и Бога, мы твердо пребываем на том ОСНОВАНИИ, о котором говорит Христос: Ты Петр, и на этом камне созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18)."

Источник: Преп. Феодор Студит. Книга 2.

Кто выше между апостолами?

А вот как преподобный смотрел на достоинства Апостолов:

"Кто выше между апостолами? Иоанн предоставляет Петру говорить к народу. Когда же говорит Павел, Петр умолкает. Ведь целью апостолов было не захватить первому власть, а выполнить нужное, и поэтому у них соблюдался порядок. Поступайте так же и вы, подражая святым".

Источник: Преп. Феодор Студит Послание к Чаду Ипатию

 

И, наконец, в подвижнических наставлениях преподобного находим: "Петр и Павел, верховные из Апостольской двоенадесятницы".

Однако, католики в качестве ярчайшего доказательства верности теории папской власти во Вселенской Церкви, могут использовать переписку преподобного Феодора Студита с римским престолом, где встречаются следующие выражения:

"Святейшему и верховнейшому отцу отцов, Льву, господину моему, апостольскому папе, Так как великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами царства небесного и Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский.достоинство пастыреначальства, то Петру или его преемнику, необходимо сообщать обо всем, нововводимом в Кафолической Церкви отступающими от истины".

Источник: Преп. Феодор Студит. Послание 33. К Льву, папе Римскому

 

"Всесвятейшему, великому светилу, первейшему архиерею, господину нашему, Владыке, апостольскому папе..."

Источник: Преп. Феодор Студит. Послание 12(71). К Пасхалию, Папе Римскому

 

Но что интересно, с таким же пафосом Феодор обращается и к патриарху Иерусалимскому и папе Александрийскому в посланиях того же периода. Приведем примеры:

"Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему, Владыке, патриарху Иерусалимскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский. "Кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью", - говорит в одном месте Священное Слово (Быт.21:7). И мне, недостойному, кто бы мог сказать, что мое смиренное письмо удостоится попасть в священные руки апостольской вашей блаженнейшей главы?"

Источник: Преп. Феодор Студит. Послание 15(74). К Патриарху Иерусалимскому

 

"Всесвятейшему отцу отцов, светилу светил, господину моему Величайший дар моему смирению и предмет высочайшего желания - удостоиться письменной беседы с твоей, Владыке, Блаженнейшему папе Александрийскому, Феодор, нижайший пресвитер и игумен Студийский апостольской главой, не только по ничтожеству моей малости, которая не в состоянии писать и к равным, а еще менее к такой великой и божественной главе. Однако по благоволению Преблагого Бога, мне даровано это по двум причинам. Во-первых, чтобы исполнить давнее мое, грешного, желание - мысленно прикоснуться к священным твоим стопам, ибо иначе невозможно было исполнить это желание. И во-вторых, что гораздо важнее, - известить , но и по трудности пути, особенно затрудняемого препятствиями язычников божественнейшую главу твою, как состраждущую членам целого тела Церкви, постигшие нас здесь бедствия, весть о которых, как я думаю, разнеслась до крайних пределов вселенной ввиду важности этого зла".

Источник: Преп. Феодор Студит. Послание 14(73). К Папе Александрийскому

 

Ну чем не готовое учение о примате Иерусалимской или Александрийской кафедры? А кого, на самом деле, Феодор Студит считал первым епископом?

Обращаясь, к патриарху Иерусалимскому, Феодор не скупится на такие слова: "О, сколь многих и сколь страшных святынь твое блаженство является главой! Ты первый из патриархов, хотя и считаешься пятым".

А вот в чем Феодор полагал наивысшее достоинство: "Ибо где Епископ душ и Архиерей всех и родился, и совершил все Божественные дела, и пострадал, и погребен, и воскрес, и жил, и вознесся, там, без сомнения, наивысшее достоинство"

Каков критерий того, что Римский епископ является истинным преемником Петра?

В XIII письме к папе Пасхалию, Феодор пишет:

"Христос Бог наш, поставив твое блаженство на западе как некий богосветлый светильник для просвещения поднебесной Церкви, на первейшем апостольском престоле. Мы, пребывающие во мраке и смертной тени нечестивой ереси, восприняли духовный свет, отогнали облако уныния и восприняли благие надежды, узнав от посланных нами братьев и сослужителей наших, как и что сделала и сказала святая верховность твоя. Ходатаев-еретиков не допустил, как воров, даже до священного твоего лица, но справедливо отверг их, когда они находились еще далеко. Нашим же бедствиям, по письменным известиям и рассказам посланных, оказал сочувствие. Подлинно и богоподобно сострадал нам, как собственным членам, узнали мы, смиренные, что действительный преемник верховного из апостолов предстоятельствует в Римской Церкви. Истинно убедились мы, что не оставил Господь нашу Церковь, которая в случающихся несчастьях имеет, как издревле, сначала одну-единственную помощь от вас, по промышлению Божьему".

Источник: Преп. Феодор Студит. 72-е послание

 

То есть преемство Римского папы от апостола Петра в глазах преподобного Феодора имеет нравственный характер. Коль скоро преподобный Феодор указывает, что именно в силу своей добродетели (изгнание еретиков и сочувствие к иконопочитателям) папа оказывается соответствующим титулу преемника апостола Петра, то, значит, другой папа, лишенный подобных добродетелей, может оказаться и "не преемником" первоверховного апостола...

***

Читайте также по теме:

***

И это действительно так, вот как Феодор отзывается о недобросовестном папе в письме монаху Василию:

"Что же касается папы, то какое нам дело, так он поступает или иначе? Он, прости, возносится на собственных крыльях, по пословице. Ибо когда он сказал, что нисколько не заботится о явных грехах священника, то не священника какого-нибудь, но Главу Церкви (т. е. Христа) он осмеял через это и презрел, так что нам стыдно и слышать".

Источник: Преп. Феодор Студит. 28-е послание

Кому принадлежит право произносить суд о божественных догматах?

Католики могут привести в защиту верховенства Римской церкви следующие высказывания святого учителя:

"Тогда бы он составил собор с теми, с кем вместе он подвизался, в присутствии представителей прочих патриархов, и главное - западного, которому принадлежит высшая власть на Вселенском Соборе , что возможно, если захочет император, завершил бы примирение и устроил бы воссоединение Церквей посредством своих соборных посланий к Римскому престолу.

Если же это не угодно императору, и если, как он говорит, председатель Никифор вместе с нами уклонился от истины, то следует послать к Римскому патриарху с той и другой стороны, и пусть оттуда будет принято утверждение веры".

Источник: Послание к Льву Сакелларию

 

Нет ничего удивительного в том, чтобы придать вселенский характер собору и пригласить представителя Римской церкви и по праву считать ее главной в утверждении догматов, в силу своей обширности, своего могущества, и как говорил Феодор выше, в силу благочестия и добродетелей. Феодор не приписывает этому главенству права исключительного и божественного. В этом же послании чуть выше преподобный раскрывает суть того, кому принадлежит власть в определении догматов:

"…здесь речь идет не о предметах мирских и плотских, судить о которых имеет власть царь и мирской суд, но о божественных и небесных догматах, что вверено не кому-нибудь, а лишь тем, которым сказал Сам Бог Слово: что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф.16:19).

Кто же те, которым это вверено? Апостолы и их преемники. Кто эти преемники? Нынешние патриархи: Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это - пятиглавая власть Церкви. Им принадлежит право произносить суд о божественных догматах".

О вмешательстве одной Церкви на территорию другой

Интересным в полемике с католиками нам представляется как смотрел на этот вопрос преподобный Феодор Студит. В послании к монаху Мефодию отвечает на поставленный своим корреспондентом вопрос:

"Вопрос 1". О пресвитерах, рукоположенных в Риме, Неаполе и Лонгобардии без извещения и отпущенных: следует ли принимать таких и иметь общение с ними, вместе вкушать пищу и вместе молиться? "Ответ". Во время ереси, по необходимости, не все бывает непременно по правилам, установленным во время мира. Так, мы видим, поступали и блаженнейший Афанасий, и святейший Евсевий, которые оба совершали рукоположение над лицами не своей области. И теперь, видим, совершается то же самое при настоящей ереси.

Преподобный Феодор говорит здесь о том, что в исключительных обстоятельствах, а именно - во время ереси, возможно вмешательство одной Церкви (и не только первенствующей - кроме Рима, перечисляются другие кафедры) на территорию другой, если последняя охвачена ересью, для помощи православию. В большинстве случаев именно на такого рода "прецеденты" опираются современные апологеты западного либо восточного приматов. Помощь в борьбе с еретиками они путают с "правом апелляции" и первенством власти. Но даже из примеров, указанных в письме святого Феодора Студита, можно убедиться в абсурдности "прецедентного" подхода католиков - так можно объявить о первенстве власти одной из Церквей над любой другой, и наоборот.

Вывод

Из приведенных мест творений Феодора Студита очевидным становится, что он учил об апостольском равенстве. О преемниках Петра говорил, что истинными преемниками становятся только тогда, когда прославили они себя смирением и добродетелями. Такие титулы как "всесвятейший", "апостольская глава", "господин мой" или "наш", Феодор Студит относит с такой же легкостью не только к Римским предстоятелям, но и к другим. Чтобы понять выражения, в которых преподобный Феодор обращается к Римскому папе или к другим патриархам, необходимо знать обстоятельства времени. Во-первых, во многом все это - обычная для византийцев форма вежливости при обращении к высшим сановникам. Во-вторых, нельзя забывать, что время написания писем преподобным Феодором - это время отпадения официальной Константинопольской Церкви в ересь иконоборчества, поэтому лишенные священноначалия своей Поместной Церкви византийские монахи обращались к папе и патриархам как к главам своим, потому что главы у Константинопольской Церкви не было (православный Константинопольский патриарх сидел в заточении).

Несмотря на это, определяющую роль в произнесении догматов, Феодор отводит всем Поместным церквям в равной степени, и закрепляет за ними власть.

Католикам о Православии

 

 
Читайте другие публикации раздела "Обличение ересей Римо-Католической Церкви"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - www.k-istine.ru