Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

ГлавнаяО проектеО центреВаши вопросыРекомендуемНа злобу дняБиблиотекаНовые публикацииПоиск


  Читайте нас:
 Читайте нас в социальных сетях
• Поиск
• Карта сайта
• RSS-рассылка
• Новые статьи
• Фильмы

• Это наша вера
• Каноны Церкви
• Догматика
• Благочестие

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• О посте

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравственность
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность

• Общее дело
• Вакцинация

• Атеизм

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога
• Язычество

• Иудаизм
• Ислам
• Католичество
• Протестантизм
• Лжеверие

• Секты
• Оккультизм
• Психокульты

• Лженаука
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• MLM

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания
• Самоубийство

Просим Вас о
помощи нашему
проекту:

WebMoney:
R179382002435
Е204971180901
Z380407869706

Яндекс.Деньги:
41001796433953

Карта Сбербанка:
4276 8802 5366
8952

Обличение ересей Римо-Католической Церкви


О противоречии католической конституции "Вечный Пастырь" трудам Святых Отцов

На Первом Ватиканском соборе, почитающимся в Римо-католической церкви вселенским, была принята догматическая конституция Pastor Aeternus (Вечный Пастырь), которая утверждает примат Папы Римского.

"Для того, чтобы епископат был един и неразделим, чтобы, благодаря тесному и взаимному единению понтификов, все множество верующих сохранялось в единстве веры и общения, ставя блаженного Петра во главе всех остальных Апостолов, Он заложил в его личности прочное начало и зримый фундамент (perpetuum principium ac visibile fundamentum) этого двойного единства. На его надежности построен вечный храм, и на твердости этой веры воздвиглась Церковь, величие которой достигает небес.

Так как врата ада поднимаются отовсюду с возрастающей изо дня в день ненавистью к этому фундаменту, заложенному Богом, чтобы ниспровергнуть, если возможно, Церковь, мы считаем необходимым ради защиты, сохранения и возрастания католической паствы, с одобрения Святого Собора, предложить всем верным учение, в которое они должны верить и которое должны поддерживать в своем основании, учение о незыблемости и природе примата Святейшего Престола, на котором зиждутся сила и надежность Церкви, согласно древней и неизменной вере Вселенской Церкви, а также воспретить и осудить заблуждения, столь вредные для паствы Господней".

Источник: http://www.apologia.ru/articles/25

 

Сразу возникает вопрос: чем же авторы догматической конституции будут обосновывать учение о "незыблемости и природе примата Святейшего Престола"? Читая текст "Вечного Пастыря" мы с удивлением обнаруживаем, что сие учение обосновывается авторами... Евангелием:

Мы учим и провозглашаем, следуя свидетельствам Евангелия, что первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis) над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим. Ибо именно одному Симону, которому Он сказал: "Ты наречешься Кифа" (Ин. 1:42), после того как тот исповедовал Его, говоря: "Ты - Христос, Сын Бога живаго", Господь обратил такие торжественные слова: "Блажен ты, Симон, сын Ионин; потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ... И что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16:16 сл.). И именно одному Симону Петру Иисус после Воскресения даровал юрисдикцию главного пастыря и руководителя своей паствы (summi pastoris et rectoris iurisdictionem), говоря: "Паси агнцев Моих" (Ин. 21:15 сл.).

Этому учению, как ясно видно из Священного Писания, открыто противостоит ложное мнение тех, кто, искажая форму управления, учрежденную Иисусом Христом, Господом нашим, отрицает, что одному только Петру даровано Христом истинное и собственное первенство юрисдикции (vero proprioque iurisdictionis primatu), по сравнению с другими Апостолами, взятыми отдельно друг от друга или всем вместе; или мнение тех, кто утверждает, что это первенство не было прямо и непосредственно (immediate directeque) передано блаженному Петру, но всей Церкви и тем самым Петру, как ее служителю.

И далее следует сам "догмат":

<Канон>: Если же кто-то утверждает, что блаженный Апостол Петр не был поставлен Иисусом Христом, Господом нашим, главой (principem) над всеми Апостолами и видимым главой (visibile caput) всей воинствующей Церкви или что Апостол получил непосредственно и прямо от Иисуса Христа, Господа нашего, лишь первенство чести (honoris), а не первенство истинной и собственной юрисдикции, да будет отлучен от сообщества верных.

Источник: http://www.apologia.ru/articles/25

 

***

Безусловно, мы не можем не отметить того факта, что к 18 июля 1870 года накопилось множество святоотеческих и несвятоотеческих толкований Ин. 1:42, Мф. 16:18 и Ин. 21:15-17.

Давайте же посмотрим, действительно ли святые отцы, а также иные христианские писатели толковали вышеприведенные евангельские отрывки в том же ключе, что и авторы "Вечного Пастыря"? Действительно ли святые отцы считали, что Господь поставил св. апостола Петра главой над всеми апостолами и видимым главой Вселенской Церкви?

Для начала, приведём толкования святых отцов и христианских писателей, живших на Западе: "И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее..." ( Мф. 16:18) и  "Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)" (Ин. 1:42)

Святитель Иларий Пиктавийский (IV век)

Св. Иларий, в числе прочих отцов, признает, что Церковь создана именно на вере Петра, на его исповедании Божества Иисуса Христа:

"Итак, это единое неподвижное основание, единая блаженная скала веры, исповеданная устами Петра: "Ты - Христос, Сын Бога Живаго", которая настолько [твердо] содержит в себе свидетельства истины, насколько колеблются превратные вопросы [еретиков] и коварство неверных".

Святитель Иларий Пиктавийский

Святитель Иларий Пиктавийский

На латинском:

"Unum igitur hoc est jmmobile fundamentum, una haec felix fidei petra Petri orc confessa, Tu es Filius Dei vivi (Мф 16:17), lanta in se sustinens argumenta veritatis, quantae perversitatum quaestiones et infidelitatis calumniae movebuntur".

Источник: Книга 2, гл 23, Патрология Миня

Святитель Амвросий Медиоланский (IV век)

"Вера же есть основание Церкви. Ведь не о плоти петра, но о вере сказано, что врата ада не одолеют, а исповедание победило ад. И это исповедание исключило не одну ересь, но, поскольку Церковь, словно прочный корабль, часто колеблется волнами, основание Церкви должно быть сильнее множества ересей".

Святитель Амвросий Медиоланский. Икона

Святитель Амвросий Медиоланский

На латинском:

"Fides ergo est Ecclesiae fundamentum: non enim de carne Petri, sed de fide dictum est, quia portae mortis ei non praevalebunt : sed confessio vicit infernum. Et haec confessio non unam haeresim exclusit, nam cum Ecclesia multis lamquam bona navis fluctibus saepe lundatur, adversus omnes haereses debet valere Ecclesia fundamentum".

Источник: Патрология Миня

 

В другом месте св. Амвросий Медиоланский первенство Петра видел как первенство исповедания, а не чести, первенство ВЕРЫ, а не ЧИНА.

На латинском:

"...statim loci non immemor sui, primatum egit: primatum confessionis untiqe, non honoris; primatum fidei, non ordinis".

Источник: Патрология Миня

 

"Если Петр есть основание, то и все апостолы; если на нем создана Церковь, то столько же и на прочих… Петр - член Христа, как Он и сказал своим ученикам: вы во Мне, и Я в вас (Ин. 14:20). Христос есть основание всех своих апостолов, а Апостолы - основание для всех тех, которые чрез них поверовали".

Источник: Curs. Compl. Migne. T. XVII, col. 949. 1845 г. Цитата по проф. А.П. Лебедеву

 

Блаженный Августин Гиппонский (IV-V век)

"Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", - удостоился от Спасителя услышать в ответ: "Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою" (Мф. 16:16-18). На "сем камени" (petra), на том, что ты сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго", на этом исповедании созижду церковь мою".

Источник: Блаженный Августин. Слово в день Петра и Павла

 

Блаженный Августин Аврелий, епископ Иппонийский (Гиппонский)

Блаженный Августин Гиппонский

"Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10:2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: "и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех" (Мф. 16:19). Ибо эти "ключи" и право "вязать и решить" получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: "Приимите Дух Свят", - и вслед за тем: "Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся" (Ин. 20:22-23); или: "елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех" (Мф. 18:18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне - Самом Иисусе Христе (Еф. 2:20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо "пленицами своих грехов, - говорит Премудрый, - кийждо затязается" (Притч. 5:22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения".

Источник: Блаженный Августин. Слово в день Петра и Павла

 

Подробнее об отношении св. Августина к примату Петра см. здесь:

Блаженный Иероним Стридонский (IV-V век)

"Мф. 7:26. [окончание 25-го и 26-й]: Потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному.

Святой Иероним Стридонский. Художник Маринус ван Реймерсвале, 1535

Святой Иероним Стридонский. Художник Маринус ван Реймерсвале, 1535

На этом камне Господь ОСНОВАЛ Церковь (Мф.16); от этого камня апостол Петр получил имя. На камне этого рода не найдется следов змея (Прит.30:19). основание которое положил созидатель апостол (1Кор.3:11) есть един [или: едино] господь наш Иисус Христос. На ЭТОМ устойчивом и крепком, имеющем силу в себе самом основании созидается Церковь Христова. А на подвижном песке, не могущем сплотиться и подчиниться одной связи, созидается слово еретиков для того, чтобы низвергнуться."

Источник: Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею

 

Мф. 16:18 ...Ты - Пётр и на сем камне Я создам Церковь Мою. Подобно тому, как Он сам дал апостолам "свет", чтобы они назывались светом мира, и как прочие наименования произошли от Господа, - и Симону, веровавшему в Камень, или Христа, Он даровал имя "Петр". Но под образом камня прямо говорится Ему*: "На тебе воздвигну Церковь Мою".

*"А в лице его всем апостолам", ибо выше блаж. Иероним сказал, что "Петр от лица всех апостолов исповедует" (см. стихи 15, 16) (Прим. переводчика портала азбука.ру).

Источник: Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие по Матфею

 

Преподобный Беда Достопочтенный (VIII век)

"И Я говорю тебе: Ты - Пётр и на этой скале Я создам Церковь Мою. Метафорически Петру говорится: на этой скале, то есть на Спасителе, Которого ты исповедал, созидается Церковь, на Спасителе, Который даровал верному исповеднику быть причастным Своему имени".

Беда Достопочтенный. Иллюстрация из Нюрнбергской хроники, XV век

Беда Достопочтенный. Иллюстрация из Нюрнбергской хроники, XV век

На латинском:

"Et ego dico tibi quia tu es Petrus, et super hanc petram aedificabo Ecclesiam meam. Metaphorice ei dicitur: Super hanc petram, id est, Salvatorem, quem confessus es, aedificatur Ecclesia, qui fideli confessori sui nominis participium donavit."

Источник: https://vk.com/note12581929_11680595

Преподобный Марк Подвижник (IV–V век)

Преподобный Марк Подвижник (Нитрийский). Икона

Преподобный Марк Подвижник

"Послушай, что говорит ученикам Господь: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?". Обрати особое внимание, что Он назвал Себя не Сыном Божиим, но Сыном Человеческим. И, услышав, что некоторые (почитают Его) за Иоанна, а некоторые за Илию, сказал им: "А вы за кого почитаете Меня?". Ответил Ему Петр, основание апостолов, и сказал: "Ты -Христос, Сын Бога Живаго". Господь же на это (сказал): "Блажен ты, Симон Петр, сын Ионин, потому что не плоть и кровь", - то есть, не человеческое размышление, - "открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах". Ибо, услышав о Сыне Человеческом, (Петр) исповедал Сына Божия. И что (еще сказал) ему? - "Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:13-18). Итак, если и ты, превзойдя естественное разумение, исповедуешь рожденного от Марии Сына Человеческого как Сына Божия, то Он всячески ублажит, как святого петра, и тебя, и созиждет все собрание твоих рассуждений на сем камне веры, и врата ада не одолеют его. Как и оные узы Он, сойдя, разрешил (Своим) Святым Телом, чтобы спасти так нераздельно верующих Ему".

Источник: Преподобный Марк Подвижник. Против Несториан XLIV

Блаженный Феодорит Кирский (V век)

"…число... священных Апостолов.. соделались основаниями и восхождениями благодати Божий, подпорой и утверждением Церкви. Ты ecи Петр, и на семь камени созижду Церковь Мою, сказал Господь (Матф. 16:18.)".

Источник: Блаженный Феодорит Кирский. Толкование на книгу пророка Иезекииля

Святитель Ювеналий Иерусалимский (V век)

Святитель Ювеналий Иерусалимский

Святитель Ювеналий Иерусалимский

"Когда верховный и первый из апостолов Петр сказал: "Ты еси Христос, Сын Бога живаго" - то Господь отвечал: "блажен еси, Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой, иже на небесех. И Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей" (Мф. 16:16-18). на этом исповедании укреплена Церковь Божия, и эту веру, преданную нам св. апостолами, Церковь сохранила и будет сохранять до конца мира ...благодать Христа предана нам апостолами и изъяснена святыми отцами: она и ныне имеет силу и до скончания мира будет сильна".

Источник: Святитель Ювеналий Иерусалимский. Послание к почтеннейшим пресвитерам и архимандритам и прочим монахам палестинской

 

Преподобный Максим Исповедник (VII век)

Икона. Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

"Бог всяческих объявил Кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него, назвав блаженным Петра за то, что он исповедал Его (Мф 16:18)".

Источник: Преподобный Максим Исповедник. Письмо к Анастасию

Святитель Андрей Критский (VII век)

Святитель Андрей Критский. Икона

Святитель Андрей Критский

Слово, заключающееся внутри сих одеяний, открывает Себя и распространяет свет познания тем, которые, подобно Петру, Иакову и Иоанну, усовершены Духом. Из них одни, твердо укрепившись на камне, принимают на себя дело утверждения веры и устроение церкви посредством добродетелей; другие же, имея, подобно сынам грома, крепкое основание в высшем богословствовании, занимаются таинственным созерцанием Слова. и те, и другие обнаруживают совершенную глубину, высоту и широту веры".

Источник: Святитель Андрей Критский. Слово на Преображение Господа Иисуса Христа

 

Преподобный Иоанн Дамаскин (VII-VIII век)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона, начало XIV века (скит св. Анны на Афоне)

Преподобный Иоанн Дамаскин. Икона, начало XIV века (скит св. Анны на Афоне)

"В Кесарии Филипповой Христос Господь, созвав первый собор апостолов Своих, вопрошал их, говоря: "кого Мя глаголют человецы быти, Сына Человеческаго?", - вопрошал потому, что светом знания хотел рассеять неведение человеческое, как мрак, лежащий на духовных очах. Ученики отвечали, что одни признают Его за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков. Дабы уничтожить такое мнение о Себе и даровать неведущим истинное исповедание, что делает Тот, в деснице Которого все возможно. Как человек, Он предлагает вопрос, а как Бог, Он тайно умудряет (апостолов), говоря: "вы же кого Мя глаголете быти?" На это Петр, возжигаемый пламенною ревностию и наставляемый Духом Святым, ответствовал: "Ты еси Христос Сын Бога живаго" (Мф.16:13-16). Итак, кто Сам назвал Себя Сыном Человеческим, Того Петр, или лучше глаголющий в Петре провозгласил Сыном Божиим: и Он подлинно - Бог и человек: Он сын не Петра, не Павла, не Иосифа, не другого такого отца, но Сын человеческий, ибо Тот не имел на земле отца, у Кого не было матери на небесах. Блажен ты, Симоне вар Иона, изрек Петру Безгрешный, поелику Сам Отец Мой небесный открыл тебе это богословие (ибо никто не знает Сына кроме Отца, родившего Его, и Им - Сыном только знаемого, и Духа Святого, Который испытует и глубины Божия). Это и есть та твердая и непоколебимая вера, на которой, как на камне, основана церковь, против нее хотя и восстанут и вооружатся врата адовы, уста еретиков, но никогда не преодолеют, не поколеблют ее: "стрелы младенец ...язвы их" и были и будут, изнемогут языки их и против них будут (Пс.63:8-9)".

Источник: Преподобный Иоанн Дамаскин. Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа

 

Феодор Карский (Абу Курра)* (VIII-IX век)

"…согласно неложному обетованию Устроившего её (Церковь) на непоколебимой скале ВЕРЫ - вожде апостолов Петре, Который (Устроивший) есть Глава тела её, Слово Божие и Бог, Единородный Сын, Отцу и Святому Духу единосущный, собезначальный, совечный же и вместе восседающий на престоле... И Владыка обещал вождю лика апостолов Петру, что устроит Церковь на непоколебимой скале его исповедания и что врата адовы не одолеют её (Мф16:18)".

Источник: Опровержение сарацин епископа Феодора Харранского по имени Абу Курра, в пересказе Иоанна Диакона

 

***

Теперь мы хотим привести святоотеческие толкования на Ин. 21:15-17:

"Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих"

Святитель Иоанн Златоуст (IV век)

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль

Святитель Иоанн Златоуст. Икона, первая половина XVI века. Ярославль

"Воля же Его заключается не в ином чем, как в попечении о пользе ближнего. Хочешь ли я представлю тебе и четвертое доказательство? Петр! "Любишь ли Меня", говорит Христос: "паси агнцев Моих" (Иоан. 21:15); и, спросив его в третий раз, сказал, что это пасение и есть знак любви. И это сказано не к одним только священникам, но и к каждому из нас, кому вверено хотя бы малое стадо. Не презирай его только за то, что оно мало, так как Отец Мой, говорит Он, благоволил о нем (Лк. 12:32). Каждый из нас имеет овцу, которую и должен водить на добрую пажить".

Источник: Иоанн Златоуст Беседа 77 на толкование от Матфея

Святитель Кирилл Александрийский (IV-V век)

Святитель Кирилл Александрийский. Икона

Святитель Кирилл Александрийский

"Петр предварил других (Апостолов), по несравненной пламенности и силе любви ко Христу, пренебрегши и самым даже прибытием (ко Христу) на лодке. Потому же и первый исповедует веру, когда Спаситель предложил им вопрос около "стран Филипповой Кесарии: кем Меня называют (считают) люди - (Меня) Сына Человеческого?" И когда прочие сказали, что одни Илиею, а другие "Иеремиею или одним из пророков", а Христос снова спрашивал и говорил: "Вы же кем Меня называете (считаете)?" - тогда опять выступает вперед других корифей и первоверховный над прочими (ὁ ϰοϱυ;φαῖος ϰαὶ τῶν ἂλλων πϱοτετογμένος) и говорит: "Ты еси Христос, Сын Бога Живаго" (Мф.16:13-16). Также, когда отряд воинов пришел вместе с иудейскими слугами, чтобы (взять и) отвести Иисуса к начальникам, прочие все, оставив Его, убежали, по написанному (Мф.26:56), Петр же рассек мечом ухо Малха (Ин.18:10), ибо он думал, что всеми мерами надо защищать своего Учителя, хотя бы он и брался за дело, совсем ему не подобающее. Итак, ему, пришедшему скорее прочих, дает (Христос) вопрос, любит ли он "более" их, - и это было до трех раз. А Петр соглашается и исповедует, что любит, называя Его Самого (Господа) свидетелем присущего ему настроения. И при каждом исповедании слышит различное и отдельное повеление иметь попечение о словесных овцах.

Но я думаю - ведь подобает, конечно, исследовать и сокровенный смысл толкуемого места, - не бесцельно написано и это, но в приведенных словах Евангелия содержится и некоторый таинственный смысл. В самом деле, разве не может кто-либо справедливо спросить: по какой причине вопрошает одного только Симона, хотя присутствовали и другие ученики? И на что могут указывать слова "Паси агнцев Моих" и сходные с ними?

Ответим, что божественный Петр вместе с другими учениками уже был избран к божественному апостольству, ибо Сам Господь наш Иисус Христос назвал их Апостолами, по написанному (Лк.6:13). Но так как, когда совершались злодейства иудеев и происходили бывшие при этом события, божественный Петр, объятый превеликим ужасом, трижды отрекся Господа, то Он (Господь) и исцеляет этот недуг и требует трех отдельных исповеданий, как бы противопоставляя их тем трем отречениям и исправление делая противовесом падениям. Падение словом и вину, заключавшуюся в одних только речах, и разрешать надлежало точно таким же образом (посредством слов). Поэтому требовал сказать, любит ли он и более других. И в самом деле, кто испытал больше милости и получил отпущение в большей мере, разве он не должен был сосредоточить в себе и любви больше других, и ответить своему благодетелю наивысшею степенью преданности? Ведь обращение в бегство хотя и было обще всем святым ученикам, так как бесчеловечность иудеев внедряла в них нестерпимый страх и свирепость воинов грозила жестокою смертью, когда они (воины) пришли взять Иисуса, однако ж прегрешение Петра при этом случилось особенным образом, посредством троекратного отречения.

Итак, кто получил большее сравнительно с другими отпущение, от того и требуется сказать, больше ли он и любит, ибо, по слову Спасителя, кому много отпускается, тот много и возлюбит (Лк.7:47). Также и отсюда дается образец церквам для того, чтобы требовать троекратного исповедания Христа от решившихся любить Его, когда они приступают к святому крещению.А учителям, чрез созерцание толкуемых слов Евангелия, дается знание о том, что они не иначе могут благоугодить Архипастырю всех Христу (1Пет.5:4), как только тогда, если будут употреблять попечение о благополучии и благосостоянии словесных овец.

Итак, чрез троекратное исповедание блаженного Петра "Таков был божественный Павел, с немощными как немощный (1Кор.9:22), называя уверовавших чрез него и решившихся прославляться блеском своих дел - похвалою своего апостольства и радостью и венцом (Флп.4:1). Ведь он доподлинно знал, что это есть явный плод совершенной любви ко Христу. В этом каждый может убедиться правильным и надлежащим рассуждением. В самом деле, если умер за нас, то разве не удостоил всякого попечения спасение и жизнь всех нас? И если действительно против Христа (пред Христом) погрешают "погрешающие против братьев (пред братьями) и поражающие (бьющие) их немощную совесть" (1Кор.8:12), то разве не справедливо будет сказано, что пред Самим Господом благочествуют те, кто руководят ум уже уверовавших и ожидающих призвания к этому и посредством всякого служения им стараются внедрять в них твердость в вере? упразднено трижды бывшее отречение. А в словах Господа: "паси агнцев Моих" - разумеется как бы некое возобновление уже данного ему (апостолу Петру) апостольства, разрешающее позор падений и уничтожающее малодушие, бывающее вследствие человеческой немощности".

Источник: Святитель Кирилл Александрийский "Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга двенадцатая

Блаженный Августин Гиппонский (IV-V век)

Блаженный Августин Аврелий, епископ Иппонийский (Гиппонский)

Блаженный Августин Гиппонский

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. Симоне Ионин, - говорил Господь Петру, - любиши ли Мя? И Апостол отвечал: Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: "Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. И глагола ему Иисус во все три раза: Паси овцы Моя" (Ин. 21:15-17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были ключи Царствия и право вязать и решить, сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26:69-75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их (!!!). "Внимайте себе и всему стаду, - взывает, апостол Павел к пресвитерам церковным, - в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею" (Деян. 20:28); и апостол Петр к старцам: "Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец" (1 Пет. 5:2-4) .

Источник: Блаженный Августин. Слово в день Петра и Павла

 

Итак, сгруппируем толкования:

Мф. 16:18

1. Святые Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Акакий Мелитинский, Марк Подвижник, Ювеналий Иерусалимский, Максим Исповедник, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин а также Пасхазий Радберт, и Феодор Абу-Курра толковали Мф. 16:18, в частности слова Господа о камне относительно исповедания или веры св. апостола Петра.

2. Святые Августин, Иероним, Беда Достопочтенный, Макарий Великий а также Рабан Мавр, Пасхазий Радберт и Бруно Да Сеньи под камнем разумеют Господа Иисуса Христа.

3. Святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним Стридонский и Феодорит Кирский, а также Ориген под камнем разумеют всех апостолов.

Ин. 1:42

Мы нашли толкование св. Кирилла Александрийского, где он действительно под камнем разумеет самого апостола Петра. Однако, в данном же толковании святой Кирилл даёт ссылку на Мф. 16:18, где он слово камень относит к непоколебимости в вере, а не к самому св. Петру.

Ин. 21:15-17

1. Святитель Иоанн Златоуст под словами "паси агнцев Моих" понимает обращение Спасителя не только к Петру, но ко всем тем, кому вверено малое стадо, т.е и к апостолам и к священникам, и к пастырям, и к любому христианину, которому вверил Господь хоть одну овцу.

2. Святитель Кирилл Александрийский, толкуя "паси агнцев моих", считает, что в этих словах разумеется как бы некое возобновление уже данного ему (апостолу Петру) апостольства, по причине предыдущего троекратного отречения святого апостола от Господа. Ранее святитель пишет о том, что св. Пётр вместе с другими учениками был избран к апостольству, таким образом фактически уравнивая святого апостола Петра с другими святыми апостолами.

3. Блаженный Августин толкует "паси агнцев моих", согласно с одной стороны со св. Иоанном Златоустом, говоря о том, что эти слова обращены не к одному апостолу Петру, но ко всем апостолам и их преемникам, с другой стороны - со св. Кириллом Александрийским, утверждая, что троекратное воззвание Господа к св. Петру имело цель разрешение апостола Петра от страха и малодушия и восстановление его в апостольском достоинстве.

Вывод

Таким образом, из всех вышеперечисленных святых отцов и церковных писателей, живших до Великого Раскола (включая римо-католического святого Бруно Да Сеньи, жившего во время и после раскола) никто не толковал Мф. 16:18, Ин. 1:42 и Ин. 21:15-17 в смысле того, что "первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis) над всей Церковью Божией было обещано и передано прямо и непосредственно блаженному Апостолу Петру Христом, Господом нашим." Как мы видим, библейских оснований для учения о примате папы римского не существует! А те отцы, которые и указывали прямо, что церковь основана "на Петре", имели ввиду не что иное, как "веру Петра", и на примере Кирилла Александрийского мы в этом убедились. Поэтому для нас является загадкой, на основании каких святоотеческих или несвятоотеческих толкований Пий IX вместе с авторами Pastor aeternus привели вышеозначенные евангельские отрывки в подтверждение теории о примате и вероучительной непогрешимости римского первосвященника.

Католикам о Православии

***

Читайте также по теме:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Обличение ересей Римо-Католической Церкви"
 

Миссионерско-апологетический проект "К Истине"

Читайте также:



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Рейтинг@Mail.ru