Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Обличение ересей Римо-Католической Церкви


Свидетельства блаженного Августина об исхождении Святого Духа только от Отца

Блаженный Августин является родоначальником учения о предвечном исхождении Святого Духа от Отца и Сына как от единой причины (filioque). Но при этом нужно учитывать, что свое учение он не наделял кафолическим статусом. Сам же Августин полностью разделял учение о взаимосвязи лиц Пресвятой Троицы вполне согласно с православным Востоком. В этой статье мы и попробуем это доказать и приведем свидетельства его учения об исхождении Святого Духа только от Отца, которое в его творениях хронологически предшествует filioque. 

Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник  Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия

Святой Августин. Фрагмент полиптиха. Художник  Антонелло да Мессина, 1473 год, Палермо, Италия

И начнем с более очевидных его утверждений. В трактате "О времени" бл. Августин полностью повторяет анафемы папы Дамаса:

"Если кто не признает, что Дух Святой от Отца истинно и в собственном смысле, подобно Сыну, из божественной сущности, и есть истинный Бог, да будет анафема. Если кто скажет, что Дух Святой - тварь, или что Он сотворен Сыном - да будет анафема. Если кто не признает, что Отец через Сына и св. Духа создал всё, то есть видимое и невидимое, да будет анафема. Если кто не признает, что у Отца, Сына и Святого Духа одно божество, одинаковое величие, могущество, одна слава и владычество, одно царство и одна воля, да будет анафема. Если кто не признает, что есть три истинных лица - Отца, Сына и Святого Духа, всегда живущая, все видимое и невидимое содержащая, над всем властвующая, все судящая, все оживляющая, все творящая, все, что надлежит спасению, спасающая да будет анафема: если кто не признает, что Дух Святой должен быть почитаем всей тварью также, как Сын и Отец, да будет анафема. Если кто право мыслит об Отце и Сыне, а о Духе Святом неправое имеет суждение - тот еретик".

 Блаженный Аврелий Августин.

Слово CXXIX "О времени",X том

 

В книге о Троице находим:

"О Святом Духе, о котором не сказано, что "Он опустошил Себя, приняв образ раба", Сам Господь говорит: "Когда... приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин.16:13-14). И если бы после этих слов Он бы сразу не сказал, продолжая, что "Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин.16:15), можно было бы подумать, что Святой Дух рожден от Христа (!) так же, как Он от Отца. Ибо о Себе Он сказал, что "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня", но о Духе Святом - "не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит" и "от Моего возьмет и возвестит вам". Но так как Он объясняет, почему Он сказал "от Моего возьмет" (ведь Он говорит, что "Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет"), нам остается понимать лишь так, что Дух Святой имеет от Отца, как и Сын. И как же это может быть, как не в соответствии с тем, что мы сказали выше: "Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин.15:26)? Итак, сказано, что Он, исходя от Отца, не говорит от Самого Себя. И поскольку из этого не следует, что Сын меньше, ибо сказано, что "Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего" (ведь это сказано не в соответствии с образом раба, но в соответствии с образом Божиим, как мы это уже показали; эти слова означают не то, что Сын меньше, но то, что Он от Отца); постольку и Дух Святой не есть меньше, ибо о Нем сказано, что "не от Себя говорить будет, но говорить будет, что услышит", что означает, что Дух Святой исходит от отца. Но раз и Сын есть от Отца, и Дух Святой от Отца исходит, почему они Оба не называются сыновьями, почему оба не называются рожденными, но первый - одним Сыном Единородным, а второй - Духом Святым, не Сыном, не рожденным (ведь если рожденный, то, значит, и сын)? Если Бог даст (и настолько, насколько даст), мы рассмотрим этот вопрос в другом месте".

 Блаженный Аврелий Августин.

 2-я Книга о Троице

 

Далее рассуждая о символе веры, пишет следующее:

"О Святом Духе ученые и выдающиеся толкователи Святых Писаний рассуждали еще не так подробно и тщательно, чтобы можно было легко понять и Его особое свойство, благодаря которому мы можем сказать, что Он не есть ни Отец, ни Сын, но только Святой Дух. [В частности], они проповедовали, что Он есть "Дар Божий" (ср. Еф 3:7), чтобы мы верили, что Бог дает Дар, не низший, чем Он Сам. Они остерегаются того, чтобы, с одной стороны, не проповедовать, что Святой Дух рожден от Отца так же, как и Сын, ведь Христос единственен; а с другой стороны, чтобы не проповедовать, что Он (Дух) рожден от Сына как внук высшего Отца. В самом деле, Он не обязан тем, что Он есть, никому, кроме отца, "из Которого все" (ср. Рим 11:36), чтобы нам  не ввести двух безначальных начал, что в высшей степени ложно и нелепо и свойственно не вселенской вере, но ошибочному мнению некоторых еретиков" 

 Блаженный Аврелий Августин.

О символе веры

 

Возражая арианину, который из строк Ин 16.14 выводил начало Сына над Духом, Августин сказал следующим образом:

"То, что по твоим словам, Господь сказал о Духе Святом: от Моего возьмет, сказано в смысле - от Отца возьмет, ибо все, что принадлежит Отцу, без сомнения, принадлежит и Сыну. Поэтому Он Сам, говоря об этом прибавил: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" 

 Блаженный Аврелий Августин.

Первая книга против Максимина

 

На слова арианина, который тот из выражений Христа: "Дух Святой от Моего возьмет", выводил, что Сыну принадлежит старшинство над Духом Святым, блаженный Августин ответил так:

"Что же сказал (Христос) о Духе: от Моего возьмет (Ин. 16: 14-15), сам разрешил вопрос: дабы не подумали, что, в той или иной степени, так Святой Дух (происходит) от Него (Сына Божия) (!), как Он сам от Отца: ибо оба от Отца, один рождается, другой исходит; эти две вещи различить в возвышенности той природы весьма сложно: посему чтобы этого не думали, как я сказал, тотчас добавил: Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет. Так, без сомнения, следует понимать, что от Отца получает. Но поэтому от Него самого, поскольку все, что имеет Отец, есть Его. Сие не различия природ, но единого начала похвала." 

Перевод Георгия Таля

 

http://www.augustinus.it 

 

С очевидной ясностью, Августин учит, что Сын и Святой Дух, Оба происходят от Отца. Один через рождение, Другой через исхождение. Из слов "От Моего возьмет", Августин поясняет, что не следует относить будто Дух происходит от Сына таким образом как Сын от Отца, а только по единосущности Сына с Отцом, Дух получает от Сына.  

В словах: "Тут является не различие природы, а совпадение одного начала" из контекста следует разуметь, что под началом Августин понимает именно Отца, так как Сын имеет все, что принадлежит Отцу, и этим самым выражается одно начало в Божестве Отца. 

Продолжим:

"То, что Господь говорит: от Моего возьмет и возвестит вам - воспримите кафолическим умом. Ибо, как еретики думали, Дух Святой не меньше Сына, оттого что Сын получает от Отца, а Дух Святый от Сына, как бы по некоторым ступеням их природ. Прочь такое верование! прочь такое утверждение, прочь такая мысль из христианских сердец! Наконец Сам (Господь) непосредственно разрешил вопрос и обьяснил, почему Он так сказал: все, говорит, что имеет Отец, - Мое, потому Я и сказал - от Моего возьмет и возвестит вам. Что же вы больше хотите? Следовательно, Дух Святой получает от Отца, откуда получает и Сын. Значит, в Троице от Отца рожден Сын и исходит Дух Святой; Один только Отец ни от кого не рожден, ни от кого не исходит".

"Для христианина достаточно верить, что причина тварей небесных и земных, видимых и невидимых заключается только в благости Творца, Который есть единый и истинный Бог; верить, что нет никакой природы, которая не была бы Он Сам или от Него; что Он есть Троица, а именно Отец, и Сын, от Отца рожденный, и Дух Святой, исходящий от того же Отца, но один и тот же Дух Отца и Сына".

Блаженный Аврелий Августин.

Энхиридион. Лаврентию о вере, надежде и любви

 

Возвратимся к книге о Троице:

"Теперь, как я считаю, уже достаточно показано, что Сын не есть меньший потому, что Он послан Отцом, и что Святой Дух (также) не есть меньший потому, что Он посылается Отцом и Сыном. Ибо все это мыслится наличным в Писании или вследствие видимой природы (воплотившегося Слова), или скорее вследствие внушения мысли о начальстве (Отца), но не вследствие неравенства или различия, или несхожести сущности; ведь даже, если Бог Отец желал посредством подвластного Ему творения явиться видимым образом, было бы, однако, совершенно нелепым считать, что (Отец) послан или Сыном, Которого Он родил, или Святым Духом, Который от Него исходит".

 Блаженный Аврелий Августин.

Книга 4 о Троице.

 

В каком смысле бл. Августин понимал Сына как "начало"?

"Под именем Бога мы разумеем Отца, под именем начала - Сына, Который есть начало не для Отца, а для созданной через Него изначальной и наилучшей духовной, а потом и всей вообще твари; наконец, в словах Писания: "Дух Божий носился над водою" (Быт. 1:2) мы видим восполнение Троицы, так же точно и в дальнейшем течении и в совершенствовании творения, при появлении отдельных видов вещей, мы должны видеть указание на ту же Троицу".

Блаженный Аврелий Августин.

О книге Бытия буквально. Глава 6.

 

Если бы Августин признавал Сына началом Духа, то он тут же бы прибавил, что Сын именуется началом еще и потому, что Он - начало Святого Духа. Причем еще раньше, чем говорил, что Дух есть не начало для Отца.  

В продолжение темы: "Начало разумной твари есть вечная Премудрость; каковое начало, пребывая неизменным в самом себе, никогда не перестает сокровенным вдохновением призыва говорить с той тварью, для которой оно служит началом, чтобы она обращалась к Тому, от Кого происходит, потому что в противном случае она не может быть оформленной и совершенной. Поэтому-то на вопрос, кто Он, Господь отвечает: "От начала Сущий" (Ин 8.25)".

Блаженный Аврелий Августин.

О книге Бытия буквально. Глава 5

 

"Называется Сын и началом, ибо когда Ему сказали: "Кто же ты?", Он ответил: "Начало, что и говорю вам" (Ин.8:25). Но не ужели Он начало Отца? (Конечно же, нет.) Говоря, что Он - начало, Он лишь хотел сказать, что Он - ТВОРЕЦ, подобно тому, как и Отец - начало природы, так как все - от Него. Ибо и Творец называется таковым по отношению к природе, как господин - по отношению к рабу. И хотя мы говорим, что и Отец - начало, и Сын - начало, мы говорим не о двух началах природы, ибо Отец и Сын вместе суть единое начало по отношению к природе, как единый Творец, как единый Бог".

Блаженный Аврелий Августин.

Книга 5 о Троице.

 

Как видим, Августин и здесь не относит Святого Духа к началу Сына.

"Мы исповедуем так: Господь наш Иисус Христос, Который, как Бог - от Бога, по человечеству же рожден от Духа Святого и Девы Марии, и обе субстанции, божеская и человеческая, есть единственный Сын Бога Отца Вседержителя, от Которого исходит Дух Святой".

"Если рождающее по отношению к тому, что оно рождает, есть начало, то во взаимном отношении друг к другу в Троице Отец есть начало Сына, поскольку Он рождает Его. Однако является ли Отец началом по отношении к Святому Духу в силу того, что Он "от Отца исходит" (Ин.15:26), представляет собой серьезный вопрос. Ибо если это так, то Он будет началом не только тому, что Он рождает или создает, но также и тому, что Он дарует. И здесь проявляется, насколько может, то, что обычно волнует многих: почему Святой Дух не есть также и Сын, ведь Он также исходит от Отца, о чем мы и читаем в Евангелии. Ведь Дух исшел, но не как рожденный, а как дарованный; а потому Он не называется Сыном, что Он не был ни рожден, как Единородный, ни создан так, чтобы посредством благодати Божией родиться во усыновление, как мы. Ибо то, что рождено от Отца, только тогда относится к Отцу, когда называется Сыном, и поэтому Сын есть Сын Отца, а не наш. То же, что даровано, относится и к Тому, Кто даровал, и к тому, кому Он даровал. Таким образом, Святой Дух называется Духом не только Отца и Сына, даровавших (Его), но также и нашим, (т.е. Духом тех), кто (Его) принял. Ведь когда мы говорим "от Господа спасение" (Пс.3:9), (т е. от Того) Кто его дает, (то имеется в виду, что) это же спасение и наше, (т е. тех), кто это спасение принял. Следовательно, Дух есть и Дух Бога, Который (Его) даровал, и Дух наш, (т.е. Дух тех), кто (Его) принял".

Блаженный Аврелий Августин.

Книга 5 о Троице.

 

Продолжим разбор в книге о Троице. Сранивая "ум" с Отцом, "знание" - с Сыном, "любовь" с Духом Святым, блаженный Августин приводит такой образ:

"Так что же любовь? Она не будет ни образом, ни словом, ни рожденной? Почему ум, когда он себя знает, рождает знание, а любовь, когда он себя любит, не рождает? Ведь, если потому ум является причиной своего знания, что он познаваем, он также сам является причиной любви, так как может быть ее предметом. Таким образом, трудно сказать, почему он не рождает обоих. Этот вопрос (касающийся самой вышней Троицы, всемогущего Бога Творца, по образу которого создан человек) - почему Дух Святой также не считается и понимается рожденным от Бога Отца так, чтобы Он тоже мог бы называться Сыном - обычно озадачивает людей, которых истина Божия посредством человеческой речи приглашает к вере".

Блаженный Аврелий Августин.

Книга 9 о Троице.

***

Читайте также по теме:

***

"Но что же нам сказать о любви? Почему, когда ум любит себя, мы не должны считать его породившим также и любовь к самому себе? Ведь он мог быть предметом любви для себя и прежде, чем он любил себя, ибо он мог любить себя точно так же, как он мог быть познаваемым для себя и до того, как он познал себя, ибо он мог познавать себя. Ибо, если бы он не был для себя познаваем, он никогда бы не смог познать себя; и точно так же, если бы он не был предметом любви для себя, он никогда бы не смог любить себя. Так почему же нельзя сказать, что, любя себя, он породил свою любовь так же, как говорится, что, познавая себя, он породил свое знание? Не потому ли, что этим самым четко показывается самое основание любви, из которого она происходит? Конечно же, она происходит из самогоума, который является возможным предметом любви для себя самого прежде того, как он сам себя любит, и также он является основанием любви к себе, которой он себя любит".

Блаженный Аврелий Августин.

Книга 9 о Троице.

 

"Тот Святой Дух, о Котором апостол говорит: "Имея того же Духа веры" (2 Кор. 4:13). Но Отцу дело сие присваивается в большей степени потому, что от Него рожден Сын и от Него исходит Святой Дух" 

 Блаженный Аврелий Августин.

О предопределении святых

 

"Природа, имеющая своим виновником Бога, из которого она происходит, иная - не сотворена, иная - сотворена. Та, которая не сотворена, и однако от Него происходит, - или рождена от Него, или исходит от него; рожденная - есть Единородный Сын, - исходящая - Дух Святой. Эта Троица имеет одну и ту же природу".

Блаженный Аврелий Августин.

Вторая книга "О душе и ее происхождении",

глава 3 "к пресвитеру Петру", VIII том

 

Разбирая уподобление (Отец, Сын, Дух Святой - муж, жена, дитя), Августин в 12-й книге о Троице, замечает следующие:

"Мы отвергаем то суждение не потому, что мы боимся думать о святой, незыблемой и неизменчивой Любви [ т.е. о Святом Духе] как о супруге Бога Отца, сущей от Него (но только не как о дите (предназначенного) для порождения Слова, через Кого все начало быть), но потому, что Божественное Писание с очевидностью показывает, что оно ложно".

 Блаженный Аврелий Августин.

Книга 12 о Троице.

 

"Бог от Бога есть любовь. Но поскольку и Сын рожден от Бога Отца, и Святой Дух исходит от Бога Отца, постольку здесь будет уместным спросить, кого из них мы скорее должны считать любовью, которая есть Бог. Ибо лишь один Отец является Богом так, что Он не есть от Бога, а потому любовь, которая есть Бог таким образом, что она от Бога, является или Сыном, или Святым Духом. Но после того, как апостол упомянул любовь Божию, не ту, которой мы любим Бога, но ту, которой "Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1Ин.4:10) и которой Он побудил нас к тому, чтобы мы возлюбили друг друга затем, чтобы Бог пребывал в нас, потому что, как он сказал, Бог есть любовь; он сразу же продолжает, желая выразиться по тому же поводу более ясным образом: "Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего" (1Ин.4:13). Следовательно, Дух Святой, от Которого Он дал нам, делает так, чтобы мы пребывали в Боге, а Он - в нас; и это есть то, что делает любовь. Значит, Он есть Бог-Любовь (dues dilectio)".

 Блаженный Аврелий Августин.

Книга 15 о Троице.

 

"Любовь, которая от Бога и Бог, есть собственно Святой Дух... Святое Писание провозглашает, что Бог есть любовь, и что она от Бога, и действует в нас так, что мы пребываем в Боге, а Он - в нас, и поскольку мы знаем это, потому что Он дает нам от Духа своего, постольку Сам Дух Его есть Бог-Любовь. Наконец, если меж даров Божиих нет ничего большего любви, и если нет большего дара Божиего, нежели Дух Святой, то что же есть более последовательное, нежели (полагать) то, что Он сам и есть любовь, о каковой говорится, что она есть Бог и от Бога?"

 Блаженный Аврелий Августин.

Книга 15 о Троице.

 

"От Отца происходит Сын, происходит от Отца и Дух Святой, но первый - рожден, второй - исходит. Не от Себя Самого Дух Святой, а от Того, от кого исходит".

 Блаженный Аврелий Августин.

3-я книга "Против Максимина", 14 глава, VI том

 

"Но как же это прежде было сказано: Любовь от Бога, а теперь: Бог есть любовь? Бог от Бога. Есть Бог Отец, и Сын, и Святой Дух; Сын - это Бог от Бога, и Дух - Бог от Бога, и эти три суть Один Бог, а не три бога. Если Сын - Бог, и Дух Святой - Бог, а любит тот, в ком обитает Святой Дух, - значит любовь есть Бог, но Бог оттого, что исходит от Бога. Ибо в Послании есть и то, и другое: и что любовь от Бога, и что Бог есть любовь. Только об Отце Писание не говорит, что Он от Бога. А когда слышишь: от Бога, - подразумевается либо Сын, либо Дух Святой".

 Блаженный Аврелий Августин.

Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам

 

В опровержение богохульства ариан, заключавшемуся в том, что Дух Святой сотворен Сыном, Августин говорит:  

"(Они) говорят, что Дух Святой сотворен Сыном; но нигде в Писании этого не могут прочитать, так как Сын Сам говорит, что Дух Святой от Отца исходит".

"Откуда (Дух Святой) возьмет, оттуда, без сомнения, происходит то, что Он говорит, потому что оттуда слышит, откуда (сказанное) исходит. Знает (Дух Святой), конечно, слово Божие, исходя оттуда, откуда рождается. Таким образом, Он есть в одно и тоже время и Дух Отца, и Дух Слова".

"Сообразно с этим, Дух Святой не от Себя Самого говорит, потому что не от Себя Самого Тот, Кто исходит от Отца; также точно и Сын не может от Себя ничего творить, не будучи Сам от Себя, как я выше уже объяснил. А что во всем Дух Святой получает приказание Христа, как (ариане) утверждают, то пусть они вычитают это (в Писании), если могут. Ибо (в Писании сказано: не от Себя будет (Дух Святой) говорить, - и не прибавлено - что от Меня услышит, а - (просто), что услышит, будет говорить. А почему так сказано, выяснилось немного раньше из речи Господа, которую я привел, где Он говорит: все, что имеет Отец, - Мое, вот почему Я сказал от Моего возьмет (Дух Святой)".

"Пусть не смущает кого-нибудь, что сказано в будущем времени: возьмет, - значит, возьмет то, чего еще как будто не имел. Ибо хотя вечность понимается пребывающею вне времени, но безразлично о ней можно употреблять, выражение времени. Можно именно сказать: и взял (получил Дух Святой), потому что исшел от Отца, - и берет, потому что исходит от Отца, - и возьмет, потому что никогда не перестанет исходить от Отца. Так же точно и Бог: и есть, и был, и будет, и однако Он не имеет, не имел, и не будет иметь во времени, ни начала, ни конца".

"Справедливо, что Отец всему, что существует, дал бытие, а Сам Своего бытия ни от кого не получил; но равенства Себе Он не дал никому, кроме Сына, Который от Него родился, и Духа Святого, который от Него исходит".

  Блаженный Аврелий Августин.

Книга "против речи Ариан", главы 21-29, VI том

 

"Мы увидим истину безо всякого труда и всецело насладимся ее ясностью и определенностью. И мы уже не будем искать умом рассуждающим, но лишь различать умом созерцающим, каким образом Святой Дух не есть Сын, хотя Он исходит от Отца".

 Блаженный Аврелий Августин.  

15-я книга о Троице

 

"(Теперь же) подними очи к самому свету и закрепись в нем, если сможешь. Ибо так ты увидишь, как рождение Слова Божиего отличается от исхождения Дара Божиего, отчего единородный Сын сказал, что Святой Дух не рожден от Отца (иначе бы Он был Его братом), но исходит от Отца".

 Блаженный Аврелий Августин.

Источник 15-я книга о Троице

 

И наконец:

"Да пребудет навсегда твердыми и нерушимыми правило церкви и святое Предание и суждения отцов. Вера же наших отцов заключается вот в чем: веруем в Бога Отца, - и в Господа Иисуса Христа, - веруем и в Духа Святого, Бога истинного, от Отца исходящего, равного Отцу и Сыну во всем: природою, волей, могуществом, вечностью, сущностью...Такова вера, любезнейшие братья, которой мы научились в кафолической церкви, которой всегда держались и держимся, которой и ВЫ, верим, будете впредь держаться"

 Блаженный Аврелий Августин.

Трактат "О времени" слово CXCI, том X 

Вывод

Множество мест в творениях блаженного Августина, не оставляющих никакого сомнения в том, что этот святой отец и великий учитель Церкви признавал исхождение Духа Святого только от Отца. В свою очередь, filioque он описал как своё частное богословское мнение, не претендующее на кафолическое учение и на общеобязательный догмат, каковым наделила его впоследствии римская церковь, уйдя в тысячелетний раскол с Кафолической Православной Церковью. 

Блаженный Августин моли Бога о нас!

Католикам о Православии

***

Молитва блаженному Августину Иппонийскому:

  • Молитва блаженному Августину Иппонийскому. Августин Аврелий - христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Иппонийский (Гиппонский), почитается как один из наиболее выдающихся церковных учителей вселенского масштаба. Покровитель ученых и апологетов. К нему обращаются за помощью для обращения иноверцев, сектантов и маловеров, для обретения мудрости и веры, преодоления блудной похоти

Акафист блаженному Августину Иппонийскому:

  • Акафист блаженному Августину Иппонийскому

Канон блаженному Августину Иппонийскому:

Житийная и научно-историческая литература о блаженном Августине Иппонийском:

Труды блаженного Августина Иппонийскому:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Обличение ересей Римо-Католической Церкви"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru