Нужна ли православному христианину йога?
В наше время здоровый образ жизни
становится настоящим культом, особенно среди жителей
развитых государств. И одной из быстро
распространяющихся практик, нацеленных на поддержание
здоровья, становится йога. Эта восточная практика вышла
из религиозной традиции и прочно осела на
секуляризованном Западе. Остается открытым вопрос:
рассталась ли йога со своим религиозным багажом или
продолжает исподволь приобщать людей к духовным
традициям, ее сформировавшим? И как реагировать
православному христианину на это явление претендующее на
повседневность в нашей жизни?
Нередко, проезжая по Москве, можно
увидеть рекламные плакаты, с которых "дышащие" здоровьем
молодые мужчины и женщины предлагают заняться йогой.
"Присоединяйтесь", - их строгий императив и решительный
внешний вид не дают шанса усомниться в жизненной
необходимости рекламируемой практики. "Здоровье,
здоровье и еще раз здоровье. Развитие и поддержание
новых качеств", - читаем мы на сайте рекламируемой
московской "Федерации Йоги". И доверяя такой рекламе,
многие начинают думать, что йога - это восточная
разновидность фитнесса. Такое мнение можно встретить и
среди православных. Однако на самом деле все обстоит
иначе.
Йога представляет собой учение,
использующее систему упражнений, нацеленных на
управление психикой и психофизиологией человека ради
достижения более высокого психического и духовного
состояния. И думать, что йогой можно заниматься
исключительно ради телесного здоровья, по меньшей мере,
неверно. Йога - это, прежде всего система духовных
воззрений, и цели йоги - духовные, а не физические.
Известный православный подвижник иеромонах Серафим
(Роуз) писал: "Человек, занимающийся йогой только ради
телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным
духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он,
несомненно, и не догадывается". Надо отметить, что о.
Серафим знал не понаслышке что такое йога, поскольку в
молодости (до своего прихода к православию) активно
увлекался ею.
Не физические упражнения, различные позы
и движения являются сущностью йоги. В ее центре стоит
медитация. Тело здесь лишь помогает сконцентрировать ум.
Отец Серафим пишет: "Цель йоговских приемов - сделать
человека раскрепощенным (расслабленным),
удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть
восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям".
Занимаясь йогой даже всего несколько недель, человек уже
может обнаружить, что он стал более спокойным, мягким,
уравновешенным, понимающим, испытывать духовный подъем.
"В конечном счёте, медитация - это "сольное внутреннее
путешествие", и все виды внешних зависимостей должны
быть отброшены с целью нахождения внутреннего
Источника", - снова читаем мы на сайте "ФЙ". Но
кажущееся благополучие обманчиво. Состояние, достигнутое
человеком, делает его более восприимчивым к той
"духовности", которая содержится в йоге. И "сольное
путешествие" может закончиться очень плачевно.
Дело в том, что всякий духовный опыт в
йоге считается положительным, лишь бы он был. В ней не
существует различения духов, к которому призван каждый
христианин. И опыт с точки зрения христианина
понимаемый, как прелестный, может приниматься и
рекомендоваться йогой. Приведем пример из довольно
популярной сейчас кундалини-йоги. Она говорит о
раскрытии путем различных психотехник некой энергии
"кундалини", которая концентрируется в "спящем"
состоянии в основании позвоночника. Йогин "пробуждает"
эту энергию - человек чувствует тепло, берущее свое
начало у основания позвоночника. Однако святые
отцы-аскеты однозначно пишут, что любые ощущения при
молитве идущие из областей, располагающихся ниже сердца
надо отвергать. Христианин не знающий православного
учения о молитве легко может поддаться той "духовности",
которая им овладеет.
Разница между молитвой и медитацией
существенна. "Медитация, как отвлечение нашего ума от
всяких образов, может давать нам ощущение успокоения,
мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней
отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней
нет действительной молитвы, т. е. лицом к Лицу", - пишет
другой выдающийся православный богослов и подвижник
архимандрит Софроний (Сахаров). Молитва, напротив,
выражает решительную веру в Бога, она борется, стучится
к Богу, в ней нет места безличному - она всегда диалог.
Здесь можно вспомнить слова старца Силуана Афонского:
"Молиться за людей - кровь проливать".
К чему же приводит медитация? Отец
Софроний, также как и иеромонах Серафим в молодости
увлекавшийся восточными медитациями, нам отвечает: "Она
может привести к тому, что увлеченный медитацией
удовлетворится психическими результатами подобных
экспериментов, и, что хуже всего, восприятие Живого
Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым".
Стать чуждым Богу - что может быть страшнее для
христианина?
При отсутствии личной встречи с Богом
человек, практикующий йогу, обращает свой взор на самого
себя. "Искусство йоги заключается в том, чтобы погрузить
себя в полное безмолвие. Отбросить от себя все мысли и
иллюзии, отвергнуть и позабыть все, кроме одной истины:
истинная сущность человека - божественна; она есть бог,
об остальном можно только молчать", - читаем мы в книге
монаха-бенедиктинца Ж.-М.Дешане, который полвека назад
пытался показать совместимость христианского учения и
йоги. Но даже в словах этого человека можно увидеть
принципиальную несовместимость учения йоги с
христианством.
Обращая взгляд лишь на свою сущность и
обожествляя её, человек в йоге повторяет грех Адама,
который пожелал стать богом и выйти за пределы того, что
определил ему Господь. Но "спасение совершается не "в
себе и через себя", но в Боге", - пишет православный
богослов митрополит Иерофей (Влахос). А известный
московский мастер дзен-йоги Борис Орион открыто говорит:
"Что же такое дзэн? Это религия, где нет понятия "Бога"
или "Творца", где главным является не молитва, а
обращение к своему сознанию".
Кроме того, современная широко
популяризируемая йога обещает своим адептам быстрое
достижение "духовных плодов". А это настраивает многих
на потребительский лад, вводит в эйфорию и одновременно
в состояние гордыни, связанное с высоким мнением о себе
и своих способностях. Архимандрит Софроний
предупреждает: "Путь наших отцов требует крепкой веры и
долготерпения, тогда как наши современники пытаются
схватить все духовные дары, включая даже
непосредственное созерцание Абсолютного Бога, нажимом и
в короткий срок". А современные "гуру" предлагают
"просветление" всего за несколько сеансов и умеренную
плату, конечно же.
Что же может искать православный
христианин в йоге? Покоя, гармонии с собой, духовного
комфорта, физического здоровья, совершенства? Все это
так желанно и так притягательно, а главное очень
приятно. Но жития святых подвижников показывают нам
совсем другой идеал жизни - не достижение гармоничного и
комфортного сосуществования с миром и самим собой, а
добровольное мученичество за Христа. Через него
достигается совершенство, через него человек восходит к
Богу. Присоединяйтесь.
Андрей Шишков
Богослов.Ru - 04.03.2010.
***
Читайте также по теме:
|