Тождественен ли смысл понятий "религия" и "йога"?
Адепты псевдорелигиозного движения New
Age активно распространяют миф об отсутствии принципиальной
разницы между существующими религиями, о том, что все
религии ведут к одному и тому же Богу, а их мистическая
практика - к одному и тому же духовному результату.
Утверждается, что осознанию этого духовного тождества
последователям разных религий препятствует исключительно их
собственное невежество. Столь известную идею распространяют
теософы, агни-йоги, бахаисты и многие другие представители
так называемых "нетрадиционных религиозных движений" [1].
Выступая в качестве апологетов идеи "братства религий", они
с легкостью прибегают к своему излюбленному оружию – лжи
[2], выдвигая для защиты своих убеждений, в частности,
следующий аргумент: слово "религия" происходит от латинского
religare и перевод его в точности соответствует значению
санскритского слова "йога" - "связь". Вот как об этом писала
Елена Рерих: "…есть истинная религия …в каждой церкви
…ответвлении единой мировой истины …. Религия произошла от
слова "религаре", что означает связь с Высшим. Потому все,
искренне стремящиеся, по натуре своей религиозны и всегда
сумеют создать себе достойный храм, в котором будет
пребывать доступный их пониманию Свет Единой истины" [3];
"…есть естественная Йога, истинная связь с Высшим" [4].
Логика рассуждений ньюэйджеров проста: раз оба понятия
одинаково переводятся, значит, они обозначают одно и то же.
Следовательно, все религии тождественны йоге, в частности
между христианством и индуизмом нет принципиальной разницы,
а потому христианин вполне может практиковать йогу, не
переставая при этом оставаться христианином. На первый
взгляд, последовательность рассуждений выглядит красиво. Но
состоятельна ли она по существу? Попытаемся разобраться в
этом вопросе.
Необходимо отметить, что современная
наука не может точно определить этимологию термина
"религия". Одни исследователи возводят истоки этого понятия
к латинскому слову religio – "совестливость", "благочестие",
"благоговение", "святость", "богослужение" [5]. Другие - к
латинскому глаголу relegere , означающему "вновь собирать",
"снова обсуждать", "опять обдумывать", "откладывать на
особое употребление" [6]. Блаженный Августин считал, что
слово "религия" произошло от глагола religere –
"воссоединять" [7]. Есть и те, кто считает, что термин
"религия" происходит от латинского глагола religare –
"связывать", "соединять" [8]. Как видим, мнения разделились,
поэтому предложение одного-единственного из, по крайней
мере, четырех возможных вариантов перевода термина
"религия", одновременно с умолчанием о существовании других
предположительных переводах, свидетельствует либо о
недостаточной компетентности в данном вопросе, либо о
пристрастии к некорректной аргументации, не исключающей
сознательные недомолвки. Но умолчание такого рода - это
форма лжи, ложь же никогда не служила признаком высокого
духовного развития человека, скорее, напротив.
Не все так просто и с понятием "йога".
Слово "йога" имеет около двадцати словарных значений [9],
например, "средство", "способ", "единение", "действие",
"укрепление" [10], в том числе его можно перевести и как
"связь", но при этом не стоит забывать и о других вариантах
возможного перевода. Для активных сторонников перевода
термина "йога" словом связь, понимающих связь как соединение
души человека с Богом, приводим мнение по этому вопросу
известного буддолога Е.А. Торчинова: "Обычно слово "йога"
(кстати, по одной из версий слово "религия" также означает
"связь") интерпретируется как связь человеческого духа с
Абсолютом, единение души и Бога. Это совершенно неправильно,
тем более что даже йога Патанджали никакого соединения не
предполагает. Корень "юдж", к которому восходит слово
"йога", означает прежде всего "запрягать коня"; поэтому
"йога" скорее всего – связывание воедино, сопряжение чувств,
мыслей и психических факторов вообще и их сосредоточение на
единственном объекте созерцания" [11]. Как видим, связь
связи рознь. Связь как единение с богом и связь как единение
чувств, мыслей и "психического фактора" - это совершенно
разные вещи. Можно практиковать йогу и при этом не верить в
Бога, как это делают, например, буддисты. Даже если
согласиться с версией происхождения понятия религия от лат.
глагола religare , то в христианстве Богообщение, связь с
Богом является личностной, а отнюдь не связью "чувств,
мыслей и психических факторов". Без личной связи с Богом,
согласно христианскому мировоззрению, ни одно учение не
может быть названо религиозным [12]. Если йога подразумевает
самостоятельное раскрытие божественности человека, то
христианин всегда помнит о словах Христа: "без Меня не
можете делать ничего" (Ин. 15:5) – мистическая практика
христианина и йога фундаментально отлична уже по этому
критерию, однако оккультисты активно стремятся убедить своих
последователей в обратном: "…истинное христианство ни в чем
не расходится с Учениями Востока [13] …" [14]. И это притом,
что, например, тот же буддизм отрицает существование Личного
Бога и, по сути, является носителем атеистических идей. Его,
а также индуистскую йогу, можно квалифицировать как
"мистическое учение", но не как религию в христианском
понимании этого термина.
Рассмотрим каким образом, в
соответствии с реальной мистической практикой йоги,
осмысляется термин "йога". "Во-первых, йога означает
психотехнику вообще, то есть тщательно разработанный и
выверенный традицией набор средств и приемов для достижения
строго определенных трансперсональных состояний сознания,
оценивающихся традицией как состояние реализации религиозной
прагматики учения – "освобождение" [15] …" [16]. Но, как мы
уже отметили, в отличие от йогической практики, цель которой
– достижение определенных состояний сознания, растворение в
Абсолюте, христианское подвижничество, в том числе
молитвенная практика, имеет своей целью живое и личностное
Богообщение. Например, прп. Макарий, живший в конце IV –
начале V в., писал: "Молитва наша, одновременно мудрая и
горячая, должна быть ожиданием Бога - вплоть до того, как
Бог явится и войдет в нее, … все, что мы взыскуем в молитве
– это приход Бога" [17] . Христианские подвиги совершаются
христианином ради Бога, во имя единения с Ним, но они не
являются автоматическим способом реализации этой цели, та же
молитва в деле спасения очень важна, но сама по себе она еще
не является гарантом спасения: " … Не всякий, говорящий Мне:
"Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но
исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7:21).
Слово "йога" также " … употребляется
для обозначения одной из даршан [18] (религиозно-философских
систем) ортодоксальной [19] … философии (индуизма. – В.П.)…"
[20]. Христианское учение выражено в Священном Писании [21]
и Священном Предании [22] Церкви. Но оно принципиально
отличается от Вед, на которые опирается ортодоксальная
философия индуизма. При этом в Священном Писании сказано:
"Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в
нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и
Отца и Сына" (2Ин. 1:9). Какое же отношение имеют Веды к
Священному Писанию и Священному Преданию Церкви? По своему
содержанию – никакого [23]. Главные боги Вед [24] - это
Индра [25] и Варуна [26]. Христос же учил любви к Единому
Истинному Богу: "… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем
твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть
первая и наибольшая заповедь" (Мф. 22:37-38). О людях,
нарушающих эту заповедь, Священное Писание учит: "Вот, я
предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога
вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если
не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь
от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед
богов иных, которых вы не знаете" (Втор. 11:26-29). Христос
призывал почитать Бога, явленного через Божественное
Откровение, но не языческих богов Индру и Варуну, которых
уже не почитают даже сами индусы.
В третьем "…значении слово "йога"
означает колдовство, волшебство, магию и магические силы и
способности (в частности "йогини" тантрических текстов – это
не женщины-йогины, а колдуньи или бесовки)" [27]. Отношение
к бесам и самому дьяволу в Священном Писании выражено
недвусмысленно: "Он был человекоубийца от начала и не устоял
в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь,
говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Ин. 8:44).
Фактически
третье значение "йоги" можно назвать проще - сатанизм. В
этом случае ни о какой тождественности смысла понятий "йога"
и "религия", в христианском его понимании, даже речи идти не
может. Бог - Источник жизни, ее Творец (Быт.1:1-31), сатана
- убийца. Сатанизм же - не религия, а ее антипод, так как
соединяет человека не с Богом, а с сатаной-богоборцем. Но
здесь закономерно возникновение вопроса: "…что общего у
света с тьмою?" (2 Кор. 6:14).
Виталий Питанов
Апологет
Использованная литература
1. См.: Виталий Питанов Миф о "братстве
религий", как метод борьбы с традиционными религиями.
2. См.: Там же.
3. Письма Елены Рерих. 1932-1955.
(Письмо от 26.11.1938). Новосибирск. Вико. 1993. -С. 361.
4. Живая этика. Братство. 519.
5. См.: Осипов А.И. Путь разума в
поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. -С. 61.
6. См.: Там же. -С. 61.
7. См.: Там же. -С. 62.
8. См.: Там же. -С. 61.
9. См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм.
Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.
10. См.: http://tibet.ru/ encyclopedia/j/index.html#1
11. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт
запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998. -С.181.
12. См.: Осипов А.И. Путь разума в
поисках истины. М., Изд. Сретенского монастыря. 2002. -С. 62.
13. О том, соответствует ли это
заявление действительности, см.: Виталий Питанов Суд совести:
агни-йога против христианства.
14. Письма Елены Рерих 1929-1939.
Т.1. Минск. Лотаць. 1999. С. 524.
15. Чаще всего, говоря об
"освобождении", в йоге понимается слияние с Абсолютом,
сопровождающееся полной потерей личности. Природа Абсолюта
при этом обычно мыслится тождественной природе человеческой
души. См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
16. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт
запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998. -С. 181.
17. Псевдо–Макарий. Гомилия 33. Цит.
по: Оливье Клеман. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. -М., Путь. 1994. -С. 182
18. Даршана – в индуизме
интеллектуальное, духовное видение всего сущего. Даршанами
называют основные религиозные учения индуизма. См.: Индуизм,
джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.161.
19. В индуизме есть ортодоксальные и
неортодоксальные философские системы. Ортодоксальные системы
признают авторитет Вед, неортодоксальные отвергают. См.:
Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами
Вивекананда / Традиционный индуизм: краткая характеристика.
20. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт
запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998. -С. 181.
21. См.: Виталий Питанов Избранные
вопросы православной апологетики / Богооткровенность
Священного Писания.
22.- См.: Виталий Питанов Избранные
вопросы православной апологетики / Необходимость Священного
Предания.
23. См.: Виталий Питанов Идолы
неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда.
24. Дандекар Р.Н. От вед к индуизму.
М., Изд. "Восточная литература" РАН. 2002. -С. 172.
25. Индра – главное божество пантеона
Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в
их противостоянии асурам (демонам). См.: Индуизм, джайнизм,
сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.201.
26. Варуна – один из самых древних и
значительных богов ведийского пантеона. Варуна являлся
блюстителем космических и нравственных законов, был
карателем грешников, на которых он насылал болезни. См.:
Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 113.
27. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт
запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб., Центр "Петербургское Востоковедение". 1998. - С. 181.
|