"Йога: система совершенствования
здоровья" или так вербуют в секту?
7 июня 2017 года в Ярославле стартовал
Слет молодежных организаций профилактической
направленности Центрального федерального округа. По замыслу организаторов, Слет поможет
сформировать межрегиональную площадку для обмена опытом
в сфере профилактики социальных дезадаптаций в
молодежной среде, а также развитие межведомственного
взаимодействия органов исполнительной власти, социальных
учреждений молодежи и общественных организаций
профилактической направленности.
В отличие от прошлого года, в этом году
в бочку меда организаторы добавили своеобразную
"изюминку", а именно 8 июня на секции "формирование
здорового образа жизни молодежи" предполагается
выступление практикующего преподавателя йоги,
руководителя специализированной йога-студии "Мандала"
(г. Ярославль) Ольги Смурковой на тему "Йога: система
совершенствования здоровья".
Руководител йога-студии "Мандала" (г. Ярославль)
Ольга Смуркова
Именно на это выступление, уважаемые
ярославцы и участники Слета, я предлагаю обратить ваше
внимание.
Размещенная в интернете информация о
деятельности йога-студии "Мандала" меня лично наводит на
мысль, что под видом занятий йогой, происходит скрытая
вербовка в секту кришнаитов. И вот почему я в этом
убежден.
Откуда создатели йога-студии взяли такое
странно звучащее для уха русского человека название
"Мандала"?
Скорей всего это производное от
известной в индуистской космологии планетной системы
Бху-мандала (Шримад-Бхагаватам 5.16) по форме
напоминающей цветок лотоса, а семь ее островов - чашечку
этого цветка. В середине этой чашечки расположен имеющий
круглую форму и похожий на лотосовый лист остров
Джамбудвипа. В центре Джамбудвипы - гора Сумеру,
состоящая из чистого золота. Сумеру - царь гор, она
держит всю Землю. На вершине Сумеру находится
Брахмапури, город Господа Брахмы. Вокруг Брахмапури
расположены резиденции царя Индры и семи других
полубогов, правителей вселенной. Каждый из этих городов
по размеру в четыре раза меньше Брахмапури. За пределами
планетной системы Бху-мандалы нет солнечного света и
тепла, не видно луны и звезд (Шримад-Бхагаватам 5.16.1).
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
[основатель Международного общества сознания Кришны
(МОСК)] в книге "Кришна. Верховная Личность Бога"
("Источник вечного наслаждения" – название в первых
русских изданиях) в главе 14 приводит такую молитву
Господа Брахмы, обращенную к Господу Кришне: "О Господь!
Ты единственный, кому следует поклоняться. Ты - Бог,
Верховная Личность, и я смиренно склоняюсь перед Тобой и
обращаюсь к Тебе с молитвами ради Твоего божественного
удовольствия… О Господь! Люди могут называть меня
величайшим знатоком Вед или творцом вселенной. Но теперь
ясно, что я не способен понять Тебя, стоящего передо
мной в облике маленького пастушка… О Господь, Ты явился
в облике пастушка ради блага Своих преданных… Я не в
силах постичь духовное могущество Твоего тела, даже
когда оно подобно телу ребенка, так могу ли я постичь
Твои божественные игры?
Лучший способ понять Тебя - смиренно
оставить путь философских рассуждений и слушать либо то,
что Ты Сам говоришь о Себе в "Бхагавад-гите" и во многих
других ведических писаниях, либо то, что говорит о Тебе
Твой преданный, который уже осознал себя и нашел убежище
у Твоих лотосоподобных стоп. Мы должны слушать такого
преданного, не пускаясь в философские рассуждения. Нам
нет нужды даже менять свое положение в этом мире -
необходимо только слушать Твое послание…
Все попытки понять Тебя путем
философских изысканий или мистической медитации, без
преданного служения, тщетны. Поэтому, даже продолжая
заниматься мирскими делами, человек должен служить Тебе
и всегда быть рядом с Тобой, слушая о Твоих божественных
деяниях и прославляя Тебя. Тот, у кого появилась
склонность слушать повествования о Тебе, сможет достичь
высшего совершенства и вступить в Твое царство. Поэтому,
если человек всегда сохраняет связь с Тобой, слушая о
Твоих деяниях и прославляя Тебя, и трудится только ради
Твоего божественного удовольствия, он легко и радостно
входит в Твою высшую обитель. Постичь Тебя могут те, кто
полностью очистил свое сердце от материальной скверны. А
для того, чтобы очистить сердце, необходимо всегда
слушать о Тебе и воспевать Тебя".
***
Читайте также по теме:
***
Как мы видим, Господь Брахма, величайший
знаток Вед и творец вселенной (!)
Признает верховенство Господа Кришны над
собой.
Призывает всех служить Кришне.
Поясняет, что, даже занимаясь мирскими
делами, человек должен служить Кришне.
Если изучить содержание страницы
йога-студии "Мандала" в социальной сети "Вконтакте", то
увидим, что в этой йога-студии пропагандируют (на мой
взгляд) бхакти-йогу, то есть йогу, которая изначально
направлена только (!) на служение Кришне.
Что такое самадхи и как достичь этого
состояния?
Согласно учению йоги, самадхи внезапно
возникает во время медитации.
В йоге самадхи – это последняя ступень
восьмеричного пути Аштанга-йоги. Это особое
созерцательное состояние, при котором исчезает идея
собственной индивидуальности. По сути, и есть состояние
просветления (нирвана). Оно достигается с помощью
длительной медитации, в результате которой
индивидуальное сознание сливается с абсолютным.
Как достичь самадхи?
Согласно учению йоги, самадхи внезапно
возникает во время медитации – течение мыслей
естественным образом прекращается. Запасы идей и
переживаний истощаются, однако состояние концентрации
при этом продолжается.
Существует два вида (этапа) Самадхи или
экстаза.
Самадхи достигается при помощи объекта
или идеи (фиксация мысли на точке или идее). Это экстаз
с опорой, или дифференцированный – различающий – экстаз,
название его на санскрите – сампраджнята самадхи. Такой
вид Самадхи является средством освобождения, так как
делает возможным осознание истины и прекращает все виды
страдания.
Самадхи достигается без какой-либо
"связи" (внутренней или внешней), то есть йог достигает
"единения" – полного осознания. Это недифференцированный
– неразличающий – экстаз, на санскрите – асампраджнята
самадхи. Этот вид Самадхи разрушает "впечатления"
(санскары) предыдущих ментальных действий и даже может
остановить уже активизированные прошлыми поступками
кармические силы.
… в Бхакти-йоге самадхи достигается
преданным служением и поклонением Богу [читай Кришне], а
также постоянной направленностью ума на осознание Бога.
Кто может достичь?
Самадхи доступно любому, кто готов
выйти за пределами физического и прикладного понимания
йоги и навсегда изменить свою жизнь, встав на путь
духовного совершенствования.
Что же такое "бхакти-йога"?
Ответ на этот вопрос нам дает
"Бхагавад-Гита как она есть" в комментариях к 47 стиху 6
главы. Сначала сам стих: "А из всех йогов тот, кто
всегда погружен в мысли обо Мне, пребывающем в его
сердце, и, исполненный непоколебимой веры, поклоняется и
служит Мне с любовью, связан со Мной самыми тесными
узами и достиг высшей ступени совершенства. Таково Мое
мнение".
В своем комментарии к БГ 6.47 основатель
МОСК Свами Прабхупада пишет так: "Высшей ступенью
лестницы йоги является бхакти-йога. Все остальные виды
йоги не более чем средства достижения бхакти. Строго
говоря, слово йога означает именно бхакти-йогу, а все
прочие виды йоги - это ступени, позволяющие прийти к
бхакти- йоге. От начала карма-йоги и до вершин
бхакти-йоги лежит длинный путь духовного самопознания.
Он начинается с деятельности без стремления к плодам
своего труда. Когда человек, практикующий карма-йогу,
обретает духовное знание и избавляется от привязанности
к мирским наслаждениям, он поднимается на уровень
гьяна-йоги. А когда к гьяна-йоге он добавляет физические
и дыхательные упражнения и медитацию, объектом которой
является Сверхдуша, он достигает ступени аштанга-йоги.
Поднявшись выше уровня аштанга-йоги, человек приходит к
служению Верховной Личности Бога, Кришне, и это и есть
бхакти-йога, вершина лестницы йоги. В сущности,
бхакти-йога является высшей целью, но чтобы овладеть
этой наукой, необходимо также понять суть всех остальных
методов йоги. Йог, стремящийся к высшей цели, стоит на
верном пути, ведущем к вечному счастью. А тех, кто,
достигнув определенной ступени йоги, останавливаются на
ней и не идут дальше, называют соответственно
карма-йогами, гьяна- йогами, дхьяна-йогами,
раджа-йогами, хатха-йогами и т.п. Если кому-то
посчастливится сразу встать на путь бхакти-йоги, следует
понимать, что он уже миновал все остальные ступени йоги.
Иными словами, сознание Кришны - это высшая ступень
йоги".
Более того, как писал Свами Прабхупада,
"Поклоняться - значит чтить кого-то, оказывать ему
почести. Но слова, выражающие идею служения с любовью и
верой, используются исключительно в связи с Верховной
Личностью Бога. Тот, кто отказывается выражать почтение
какому-нибудь полубогу или уважаемому человеку, рискует
прослыть невежей, но тот, кто отказался служить
Верховному Господу, обрекает себя на жалкое
существование. Каждое живое существо - неотъемлемая
частица Господа и по природе своей предназначено для
того, чтобы служить Ему. Отказываясь делать это, оно
падает в низшие сферы бытия".
Продолжив изучать страницу йога-студии
"Мандала" во "Вконтакте" увидим, что занятия по
хатха-йоге и аштанга-йоге проходят регулярно. Сама же
Ольга Смуркова является преподавателем именно
хатха-йоги.
Если все так просто и можно преподавать
сразу только бхакти-йогу, зачем усложнять и прятать
вербовку в секту кришнаитов за другими видами йоги?
Не исключаю, что это всего лишь
маркетинговый ход. Но то, что в такой маскировке,
присущей практически любой секте, скрывается более
глубокий смысл, подтверждается информацией на странице
Местной религиозной организации "Общество сознания
Кришны" города Ярославля:
Харе Кришна-Ярославль 28 сен 2015
https://vk.com/krishnayar?w=wall-14620523_1299
"Если вы всё еще критикуете косвенную
проповедь... "В любом случае, я знаю, что люди в
Тегеране очень любят хатха-йогу. Я понимаю,
Паривраджакачарья Свами преподает курс, комбинируя
хатха-йогу с бхакти-йогой, чтобы привлечь людей. Это
хорошая идея. Тем или иным способом вкраплять
бхакти-йогу. Они будут спасены от деградации,
возникающей от чувственных наслаждений." (письмо Атрея
Риши дасу, Бомбей, 4 декабря 1974г). "–Тамал Кришна: Он
там сейчас, Паривраджакачарья Свами, он там уже около
двух или трех лет. Он искренне трудится. Он хитрит с
ними. Внешне он немного обучает их хатха-йоге, а на
самом деле проповедует им бхакти. –Шрила Прабхупада: Это
и есть проповедь." (Беседа, Вриндаван, 9 октября
1977г).".
Вот и получается, что на площадке Слета
молодежных организаций профилактической направленности,
вероятно состоится своеобразная реклама йога-студии
"Мандала", в которой, как я полагаю, проводят скрытую
вербовку в секту кришнаитов.
Да и тема выступления Ольги Смурковой
"Йога: система совершенствования здоровья" на мой
взгляд, также не совсем однозначна. Лично я не встречал
ни одного научного труда, подтверждающего благоприятное
воздействие йоги на состояние здоровья человека.
Однако хорошо известно, что изначально
учение йоги (основателем которой считается мудрец
Патанджали) близко примыкает к учению санкхьи и также
принимает пурушу и пракрити за первоначала [Б. К. С.
Айенгар. Йога-сутры Патанджали. Прояснение. – М., 2007.
С. 99 ("Йога-сутры" 1.23); Говиндан М. Крийя йога-сутры
Патанджали и сиддхов. – М., 2005. С. 62 (то же)]. В
отличие от санкхьи йога теистична – верховным правителем
признается божество (Ишвара). Целью этой философской
школы является попытка освобождения индивидуума от
господства тела как проявления пракрити и растворения
личного духа как проявления пуруши в самом безличном
пуруше путем специальной йогической практики. Другими
словами – целью йоги является избавление от
индивидуальности. Для достижения этой цели Патанджали
разработал восьмеричный путь йоги (аштанга-йога), пройдя
который, личность растворяется в пуруше (позже – в
выбранном йогином божестве). Основным текстом йога
даршаны является Йога-сутра.
Разве может человек, стремящийся к
избавлению от своей индивидуальности, быть здоровым?
Разве может человек, стремящийся к
избавлению от своей индивидуальности, быть полезным
своей стране - Российской Федерации и своей малой
родине?
Разве отказ от своей индивидуальности -
это не социальная дезадаптация?
Но поклоняющийся Кришне адепт обязан
быть похожим на свое божество, который есть
непревзойденный обманщик (Бхагавад-Гита как она есть
10.36):
"Из всех видов мошенничества Я азартная
игра. Я блеск всего, что поражает великолепием. Я
победа, Я приключение и сила сильных.
Комментарий:
Во вселенной великое множество
мошенников. Из всех видов мошенничества самым
захватывающим являются азартные игры, которые поэтому
представляют Кришну. Кришна, будучи Всевышним, может
провести любого… Кришна - непревзойденный обманщик,
никто не может затмить Его великолепия, одержать над Ним
победу и превзойти Его…".
А. Павлович
Ярославский ИКЦ - 08.06.2017.
|