Вы все еще хотите к "сильному" учителю?
Нейропсихолог Анна Высоцкая о "сильных"
учителях, которые делают обучение в школе невыносимым.
Диагноз: "сильный" учитель
Среди клиентов нейропсихолога есть
особая категория детей – те, кто учится в "сильных"
классах, у "сильных" педагогов. Многим из этих детей
можно было бы поставить дефицит функций программирования
и контроля собственной деятельности.
Если простыми словами, мы видим ребенка
вялого, пассивного, никогда самостоятельно не садящегося
за уроки, ждущего указаний от взрослого, где, что и как
писать… в любой свободный момент играющего (катающего
машинку под партой, крутящего карандаш).
Порой такие дети говорят "детским"
голосом, коверкая слова, шутят, пытаются иными способами
снять напряжение с учебной ситуации. В народе это
называется "дурковать". В учебе, даже если мама сидит
рядом и помогает делать уроки, ребенок часто зависает,
как бы выпадает из реальности, забывает, о чем только
что шла речь. Приготовление домашних заданий
растягивается до ночи.
Когда мы начинаем решать вместе задачи,
ребенок пытается сразу угадать верный ответ, а когда мы
снова и снова возвращаемся к анализу условия, не слушает
и не пытается разобраться. Стратегия угадывания
становится любимой и быстро прилипает, мозг любит
экономить ресурсы, а здесь – экономия на лицо, имитация
деятельности.
Лирическое отступление – обучение,
построенное на имитации обучения, не ведет к развитию
самостоятельного мышления и вообще проактивного,
осознанного подхода к жизни, если глобально.
Далеко не всегда я нахожу у ребенка
реальные трудности, чаще это иллюзия. И когда мы
раскручиваем семейную и учебную ситуацию, в которой
находится ребенок, выясняется нередкий и неутешительный
"диагноз". Имя ему – "сильный учитель".
Именно к таким учителям хотят попасть
родители на подготовке, именно ради таких учителей мамы
нанимают репетиторов еще до школы, чтобы подтянуть
ребенка по навыкам чтения, письма и счета. Сами того не
ведая, они попадают в ловушку школьного невроза. И в
момент прихода к психологу, помощь чаще бывает нужна
родителям, а не ребенку. Так как ощущение бесконечного
бега в колесе, чувства вины и стыда, злости на своего
ребенка и на учителя тоже, усталости и выгорания делают
обучение в школе невыносимым, а зачастую портят и климат
в семье.
Почему я пишу "сильный" в кавычках, и
кто он – этот "сильный" учитель? Сила его не в
педагогическом даре и запасе терпения, а прежде всего –
в высоких ожиданиях от своих учеников.
В самих ожиданиях, казалось бы, нет
ничего плохого. Так называемая "планка" – то, чего
многие ждут от амбициозных педагогов. Если только за
этой планкой не теряется сам ребенок.
"Сильный" учитель – невротик. Чаще всего
он страдает неврозом перфекционизма, а успехи своих
учеников отождествляет со своими собственными. Таким
образом, грязь в тетрадях, неровный почерк, исправления
и зачеркивания, низкая скорость чтения – воспринимаются
им крайне болезненно, ранят на психологическом уровне.
"Сильный" учитель не может принять идею индивидуального
темпа в усвоении учебного материала. Он ищет причины
детских промахов достаточно весомые, чтобы успокоить
свой невроз.
Чаще всего именно "сильные" учителя
ставят детям диагнозы – дисграфия и дислексия – и
отправляют их на консультации к специалистам. Но никогда
(!) "сильный" учитель не просит рекомендаций по работе с
ребенком. Он просит констатации "диагноза", внешнего
оправдания трудностям ребенка, ярлыка.
"Сильный" учитель, как и сильный
полководец нуждается в своей армии. Армии родителей.
"Сильный" учитель никогда не будет работать без
родительской поддержки.
Внимание! В этот момент родитель и
попадает в ловушку, о которой вначале даже не имеет
представления. "Сильный" учитель ждет, что выполнение
домашних заданий будет контролироваться родителями.
***
Читайте также по теме:
***
Он также ждет, что домашние задания
должны быть выполнены идеально. Ведь если они выполнены
небрежно, значит, родитель плохо поработал с ребенком.
"Сильный" учитель поощряет работу на черновике с
последующим переписыванием домашних заданий начисто.
"Сильный" учитель любит задавать домашние задания с
избытком, в расчете на то, что родители доработают темы
в выходные или по вечерам.
"Сильный" учитель не скупится на честные
и емкие комментарии в тетрадях учеников. "Сильный"
учитель любит давать указания родителям, над чем им
стоит поработать дома с ребенком. Порой он не гнушается
делать подобные указания публично, в присутствии других
родителей.
"Сильный" учитель очень устает от работы
в школе, от несовершенства этого мира, от нерадивости
своих учеников и беспечности их родителей, от их
безответственности. А родители в классе "сильного"
учителя устают от такой жизни, от вечной гонки в погоне
за результатом, который нельзя увидеть, ощутить, ибо
результат то у каждого свой. И даже те, кто выполняют
все все указания и трудятся до ночи в буквальном смысле
этого слова, не всегда достигают того усредненного
абсолютного результата, который от них ожидается.
Дети более адаптивны, они просто…
выключаются из процесса обучения. Они не готовы играть
по правилам, в которых ты все время в проигрыше. Их мозг
очень быстро генерирует мощные защиты, с которыми в
итоге родители и попадают к специалистам.
Вы все еще хотите в класс к "сильному"
учителю?
Анна Высотская
Facebook - 03.11.2018.
|