Программа средней школы полностью
ориентирована на "девочковое" мышление
В педагогических книгах и статьях много
пишут о том, что дети отличаются по темпераменту,
способу усвоения материала и другим характеристикам. Это
все хорошо, только иногда забывается главное - что они
отличаются по половому признаку. Мужчины и женщины
устроены по-разному, и дело не только в тех самых
органах.
Мышление (а равно и остальные
психические функции) мужчин и женщин (также мальчиков и
девочек) работает совершенно по-разному. Отсюда бывает
непонимание супругов ("Я же ему сказала, а он не
понимает!"), и отсюда бывают проблемы в учебе.
По вашим воспоминаниям - кто чаще в
классе плохо учится, мальчик или девочка? Как правило,
почти в каждом классе есть свой отпетый "двоечник", и
это мальчишка. Современное школьное обучение (я имею в
виду светские смешанные школы) целиком и полностью
"женско-ориентированное". Начнем с того, что
учитель-мужчина уже давно перешел в разряд раритетов.
Разве что учитель физкультуры и труда у мальчиков, но
там мыслительные процессы не особо задействованы.
Учительница начальных классов, учительница математики,
учительница физики...
Все основные дисциплины, где больше
должна работать голова, не просто находятся в "женских
руках", но и программу составляет кто? Вы когда-нибудь
видели серпентарий - методический кабинет? Там
исключительно женский состав. (Я методист, я в курсе).
Программа средней школы целиком и полностью
ориентирована на "девочковое" мышление, поэтому так
часто плохо учатся именно мальчики.
***
Читайте также по теме:
***
Программа построена на принципе
"копипаст", то есть прочитай параграф и расскажи его,
прочитай правило и сделай по нему упражнения, посмотри
на образец и сделай по нему. Это типично женское
мышление, которое тиражирует. Мужское мышление
генерирует идеи и создает новые правила и новые образцы.
Именно поэтому девочкам так легко
справляться с упражнениями на заданное правило, а
мальчики не видят смысла в этом - они же усвоили идею,
зачем ее теперь размусоливать?
Девочки обычно гораздо лучше отвечают у
доски - вербальные центры у них лучше сформированы.
Поэтому совершенно неправильно, когда мама говорит: "Наш
мальчик в два года не разговаривает, а у соседей девочка
в год уже столько слов выдает!" - это нормально! Девочки
в среднем начинают говорить раньше, и им легче
сформулировать свои мысли, нежели мальчикам. Мальчикам
важно высказать суть, им незачем "растекаться мыслию по
древу", в отличие от них девочки могут приукрашивать
свои рассказы разными несущественными деталями, чем,
конечно, радуют учителей и выглядят "более успешными" на
фоне обрывочно отвечающих мальчиков.
Когда учительница русского языка
проверяет сочинения, на что она первым делом обратит
внимание? На объем! И если вместо заданного минимума
"примерно полторы страницы" она увидит пять строчек, она
даже читать не будет, а перечеркнет все жирной красной
пастой и поставит "двойку".
Мальчикам год за годом на протяжении
всего обучения внушают, что идея не важна, мысль не
имеет ценности, важно только ее оформление и "копипаст"
(Вспомним снижение оценок за помарки - это исключительно
женское извращение учительниц. Посмотрите на любого
профессионала - как раскиданы стружки по столярной
мастерской, как заляпано все в студии художника. Когда
мальчики стремятся создать что-то новое, им совершенно
некогда все "раскладывать по полочкам", это слишком
низко для их высоких идей. А в школе им вбивают, что
помарка выше той мысли, которую они пытались выразить).
"Опять двойка". Художник Фёдор
Решетников, 1952
Конечно, и девочку нужно учить
созидающему мышлению, но именно мальчики страдают больше
от этой направленности обучения, когда нужно только
усвоить информацию, а не добывать ее и не творить нечто
новое.
Может показаться, что у меня есть
противоречие - я столько писала о том, что на
определенном этапе у детей наглядно-образное мышление,
потом словесно-логическое. Это все верно. Но на одном и
том же этапе у мальчиков и девочек оно работает немного
по-разному в одних и тех же рамках. И те, и другие
оперируют образами на стадии образного мышления, но при
этом отличаются способы оперирования. Например, в игре
девочки могут два часа устраивать домик для кукол,
придумывать мебель и менять наряды, так и не начав
сюжетных действий. Мальчики же сразу переходят именно к
действиям - например, стали играть в машинки, тут же
устраивают гонки и т.п.
У кого есть возможность посмотреть, как
рисуют девочки и мальчики с комментариями, вы заметите
примерно следующее. Девочка будет подробно рассказывать
про всякие красивости: "А это у принцессы такой дворец.
Тут будто у нее садик. Там такие цветочки (долгие
перечисления с подбором цветовой гаммы). А тут живет ее
собачка. собачку зовут..." На листе будет четкое
разделение небо-земля с "ровными рядами" всех участников
и предметов. Мальчик будет больше выражаться
звукоподражательными словами и междометиями, ему важно
"закрутить сюжет", а не прорисовать каждый предмет: "А
он такой - бац! - а они вжжжжжжжжж, а машина туда как
поехала, этот бум-бум, а он такой побежал..." На листе
будет неопределяемая мазня, по которой туда-сюда много
раз "проехала машина".
И вот мальчик в первом классе приносит
такой рисунок учительнице рисования (с "девочковым"
мышлением), а она говорит: "Петров! Почему у тебя машина
на воздухе висит? Почему у тебя человек вверх ногами? Ты
где-нибудь видел человека на дороге вверх ногами? А
почему ты залез за контур? Что, маленький, не научился
раскрашивать?" (Класс хохочет). Таким образом мальчик не
только получил попрание своей высокой идеи и динамичного
сюжета, но и был выставлен "перед строем". Подумайте,
много у него останется желания созидать?
Как мы уже говорили, мышление мужчин
требует новаторства, принципиально иных решений,
мужчинам нужно "переворачивать мир", они, собственно,
приходят к обучению для того, чтобы получить эти самые
два кольца.
Как раз в начальной школе, когда у
ребенка формируется словесно-логическое мышление,
мужская логика-то и не нужна. Можно так пошутить, что у
девочек в этом возрасте мышление "словесное" (именно они
пересказывают желательные правильные ответы), а у
мальчиков "логическое" - они ищут причинно-следственные
связи между объектами, не всегда умея это
сформулировать. Именно здесь даются готовые шаблоны и
информация дается в готовом виде.
Это постоянное "делание по образцу"
уничтожает стремление к самообразованию и
любознательность в начальный период обучения (не нужно
думать, что эти прекрасные качества формируются на
пустом месте при окончании школы, и начальная школа -
это лишь прописи, это как раз и формирование модели
учебной деятельности, желательно на всю жизнь).
Плюс к тому, что обучение лишено стимула
проявлять инициативу, заниматься поиском информации и
искать собственное решение означенной проблемы, обучение
построено именно на вербальном потоке, в обработке
которого мальчики этого возраста не очень сильны (мы уже
говорили, что они чаще девочек отвлекаются при слушании,
хуже формулируют свои высказывания и т.п.).
В этом возрасте мальчикам нужно как
можно больше "ставить экспериментов", они легче находят
решение "путем проб и ошибок". Конечно, любая подобная
деятельность исключена в начальной школе - чем
экспериментировать? Счетными палочками? Мальчики дольше,
чем девочки, находятся в периоде главенства
кинестетического канала восприятия - им необходимо
разобрать-собрать объект, чтобы узнать, как это устроено
и почему оно так действует.
Но даже интеллектуальные трудности не
так негативно сказываются, как психологические. Самая
главная - соревновательность. Даже если это не
подогревается учительницей, по законам развития группы в
любом классе, пусть самом дружном, есть
соревновательность и места "первого" и "последнего" в
классе. Соответственно, девочки в этом возрасте всегда и
везде "быстрее-выше-сильнее", и в условиях современной
акселерации даже и на физкультуре мальчикам не всегда
удается одерживать победу (практически во всех знакомых
мне первых классах самые высокие - девочки, а не
мальчики).
Вообще то, что в классе ровесники
мальчики и девочки - уже неправильно потому, что девочки
гораздо опережают мальчиков в психическом развитии и
других сферах (Если почитать материалы о гендерных
отличиях, вы найдете интересный факт - уже новорожденные
девочки отличаются от мальчиков примерно на 2-3 недели
по развитию - а ведь их еще никак
"гендерно-ориентированно" не воспитывали! Девочки
быстрее устанавливают контакт глаз, узнают лица близких
и т.п.).
Конечно, к восьмому классу ситуация
будет иная - в старших классах мальчики стремительно
догоняют и обгоняют девочек в учебе. Но ведь и
подсознание не будет ждать восемь лет!
В детсаду и начальной школе уже
сформируются совершенно "немужские" пораженческие и
зависимые позиции. Такая ситуация, когда девочка
публично доказывает свое превосходство, ломает мужское
достоинство. А это происходит сплошь и рядом: мальчик не
смог решить задачу у доски, вызвали дописывать девочку;
девочки быстрее прорешают контрольную работу и сдадут
тетрадки, а мальчики будут долго возиться; аккуратные
работы девочек чаще оказываются на выставках, доске
почета и т.п.; мальчики часто получают замечания за
поведение и невнимательность, и им ставят в пример
девочек; в конце концов, неуспевающие ученики-мальчики
списывают уроки у отличниц-девочек.
Мужчине жизненно необходимо
демонстрировать свои достижения и получать женское
восхищение. И в том возрасте, когда у мальчиков
формируются гендерные роли и поведенческие модели, они
постоянно получают вербальные и невербальные негативные
характеристики! Что особенно важно - в самом невыгодном
сравнении с более успешными и социально принятыми
девочками.
Мужчина должен демонстрировать
достижения и получать женское восхищение, а получается
все наоборот: мальчикам внушают, что они - никчемные
ничтожества на фоне главных и во всем превосходящих
девочек. Кроме того, что это провоцирует агрессию (уж
действительно, хочется этих девчонок поколотить в углу
на перемене), это еще и строит неправильные
представления о себе и неадекватную самооценку.
У мальчика нет визуального подкрепления
собственных достижений. Мальчик лишается представления,
чем созидательным он может достичь успеха (это все
строится в подсознании, и ребенок не может это
высказать). Что это означает? Что мальчик чуть позже
будет искать, чем же проявить свою маскулинность. Как вы
понимаете, самый легкий и короткий путь всегда находится
не очень хороший: если ты не куришь - ты не мужик, и
т.п.
Марина Озерова
Эконет
|