Будьте как дети - но не с детьми
Наши читатели знакомы с известным в
России психологом, директором Института демографической
безопасности Ириной Яковлевной Медведевой. В № 420 мы публиковали интервью
с ней (Почему дети боятся взрослеть?), а в " 479 - главы из
ее будущей книги, которые были присланы нам помощниками
Ирины Яковлевны (Узники свободы).
В обоих случаях речь шла о
страшных последствиях "либерального" воспитания детей.
Например, она писала о модной ныне педагогической установке
не "давить" на детей: "Теперь "давлением" может быть сочтено
и недовольство родителей (чисто словесное, не влекущее за
собой никаких санкций!) тем, что их пятнадцатилетняя дочь
ночует у любовника". Позже свое недоумение я высказал на
читательском интернет-форуме нашей газеты, споря с одной
последовательницей Медведевой: "Извините, но я бы всыпал по
одному месту такой 15-летней дочке, если б она ночевала у
любовника. И так поступит каждый нормальный отец. Ирина
Яковлевна судит как психолог, изучающий патологию, а есть
нормальная жизнь. В русской глубинке, в православных семьях
описанный ею "родительский либерализм" невозможен…"
Этот наш разговор получил продолжение,
когда я встретился с самой И.Я. Медведевой. Оказывается, от
своих друзей она слышала об этой дискуссии и про обвинение в "патологизации".
- Надеюсь, Ирина Яковлевна, эту
дискуссию вы не восприняли как критику…
- Напротив, меня очень порадовало, что
есть такие места, где рассказанные мной факты воспринимаются
как страшилки. Потому что в Москве это - ежедневная
реальность, которая касается всех детей, в том числе и
воспитывающихся в православных семьях. Сегодня очень многое
в педагогике подается в христианско-гуманистических
оболочках, и даже не все православные родители замечают
крысиный яд, который внутри. Это относится и к установке не
"давить" на детей. Ведь ни один родитель не хочет быть
плохим, то есть "давящим".
- А примеры у вас есть, чтобы
православные обманывались "христианской оболочкой"?
- Да сколько угодно. Недавно прочитала
статью своего друга с юности Виктора Аксючица, православного
философа, который свою статью "Неглобальность глобализации"
закончил тем, что мы должны расширить свое сознание и не
бояться глобализма, поскольку он якобы влияет только на
низменное в человеке. И, мол, у нас есть христианство - оно
такое полное, что влияет на дух и душу человека, а значит,
гораздо сильнее глобализма… Это он пишет в том числе о новых
педагогических установках, которые нам навязывает глобализм.
Конечно, надо уповать на Бога, но принадлежность к
православию автоматически не ограждает нас от современных искушений.
- И все же, если можно, конкретнее о
"христианской оболочке"…
- Вот пример. Сторонники инноваций в
педагогике апеллируют к словам Христа: "Если не обратитесь и
не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф. 18,
3). Значит, будьте как дети - тем более, когда обращаетесь
со своими детьми. И под этим видом подсовывают нам установку
на "партнерские отношения с детьми", в которой родитель
должен быть "другом" своему дитя и "равным" ему. А какой
православный, особенно из неофитов, не захочет быть
"другом"? Уже, получается, нельзя ребенку запрещать зло,
потому что никому же не хочется быть "плохим" воспитателем.
А подвох здесь вот в чем. Да, нужно
быть другом. Но почему нельзя быть СТАРШИМ другом, а
обязательно надо быть РАВНЫМ? Зачем тогда вообще родители?
На равных ребенок общается в песочнице, потом в школе, с
товарищами по двору. При чем здесь родители?
- Но ребенку же нравится, когда "на равных".
- Ребенку нравится разбирать найденную
ручную гранату - что не значит, что это ему во благо.
- Как же в данном случае понимать евангельское "будьте как дети"?
- В духовном смысле: будьте с чистой
душой. Христос не говорил, будьте неразумны как дети,
которые не знают, что такое хорошо и плохо. Равенство…
Подумайте, какое равенство может быть с тем, кого мы родили?
Мы вообще, онтологически ребенку не равны, даже когда ему 50 лет, а нам 80.
Человек, который делает вид, что он
такой же, как ребенок, - когда он, образно говоря, садится
на корточки, хотя от этого очень затекают колени, - такой
человек неискренен и позволяет лжи проникнуть в свои
взаимоотношения с детьми. Такой человек не может быть
авторитетом для ребенка, а следовательно, не может
передавать ему культурные традиции. Но даже не это самое страшное.
Я клинический психолог, лечу детские
неврозы, то есть занимаюсь "пограничным состоянием психики".
Много общаюсь с детьми, которые в детсадах и школах
считаются нормальными, а на самом деле находятся в
пограничных состояниях. Таких, к сожалению, очень много
сегодня. И таким состояниям способствуют модные "партнерские
отношения" с детьми, которые вызывают у них запредельные, патологические страхи.
- Почему?
- Вот сидит ребенок перед телевизором -
этой фабрикой страхов, в том числе патологических, которые
съедают душу. Кровавые преступления, природные катаклизмы -
все на виду. Это с одной стороны. А с другой? Государство,
как понимает он из телевизора, его от этого не защитит -
поскольку оно "коррумпировано и развалено". Армия не защитит
- она "продает оружие врагу". Дети вдруг оказываются наедине
с этим миром. Куда деваться?! Родители… Они "равные" мне, а
значит, такие же слабаки. Ребенок-то не понимает, что эти
"партнерские отношения" равенства - просто модная инновация,
навязываемая нашему образованию и обществу.
***
Читайте также по теме:
***
Лет восемь назад знакомая женщина,
преподаватель истории из Америки, рассказала мне, что у них
масса фобических состояний, потому что очень в моде эти
самые "партнерские отношения", причем не только в семьях, но
и в школах. И, поскольку учителя держатся "на равных",
ученики на них частенько нападают с кулаками. Там развита
"ювенальная юстиция", которая посвящена защите "прав детей".
Как это выглядит? Скажем, мужчина-учитель мог бы унять
разбушевавшегося подростка, но не имеет права. По закону он
должен выглянуть за дверь и позвать полицейских из команды
"Stop". В американских школах вынуждены держать такую
специальную команду, чтобы остановливать детей, когда они
уже переходят через край. И вот полиция берется за
подростка, который ни в чем не виноват: ему сказали про
партнерские отношения, он так себя и ведет - ведь подростки
между собой дерутся, это нормально, почему бы не вздуть и учителя?
- У верующих людей есть недоверие к
психиатрии как таковой. Вы сталкивались с этим?
- Да, но только поначалу. А сейчас ко
мне прилепилось звание "православного психолога", и ко мне
устремились православные люди, которых, признаться, не
успеваю всех принять. Такое отношение к психологии как к
панацее тоже неправильное.
- И все же - в чем роль "православного психолога"?
- Как мне кажется, первая его задача -
как у "скорой помощи" - остановить какое-то явление,
особенно у ребенка. Вообще, считаю, что "православная
психология" должна ограничиваться занятиями с детьми, потому
что взрослый человек, если он не явный психбольной и у него
не нарушено сознание, должен сам с Божьей помощью
справляться с трудностями - неврозами и прочим. Когда к
"православному психологу" обращается человек с жалобой на
депрессию, на одиночество, нужно объяснить ему, что это
страдание - не психическая болезнь, а явление абсолютно
нормальное. И поздравить его с тем, что у него так отчетливо
возникло это страдание - значит, душа его жива, она страдает без Бога и Церкви.
- Вы психолог, а много пишете о
политике, о глобализме, на Рождественских чтениях два года
подряд возглавляете секцию, посвященную глобализации. Почему?
- С глобализмом я столкнулась так. В
начале 1997 года мы узнали, что нашим Министерством
образования готовится Международный проект "Половое
воспитание российских школьников". Как клинический психолог,
я знала, что это не просто вредно, а будет ядерным взрывом в
детской психике. Мы решили разобраться: почему министерство
такую глупость делает? Мы были уверены, что это просто
глупость, комплекс неполноценности наших чиновников, мол, мы
не деревенские и не станем отставать от мировой цивилизации.
Оказалось, что все намного проще - Минобразования получило
огромные деньги на это дело. Дала их международная
организация, которая занимается по всему миру сокращением
рождаемости, используя при этом в числе прочих программы
"сексуального просвещения" детей и "планирования семьи".
Решили мы все это изучить, но нигде не было материалов по
"планированию". Тогда я подключила своего брата, который
работает в Америке. Оказалось, что в США также не вся
информация широко распространена, некоторые книги в
библиотеке просто запрещено ксерокопировать, такие они
"опасные". Брат был просто поражен… Все-таки с огромным
трудом он достал материалы по программе "планирования", и мы
выпустили книгу "Потомки царя Ирода". Как оказалось,
сокращение народонаселения через развращение молодого
поколения - это составная часть большого глобализационного проекта.
Беседовал Михаил Выгин
Вера-Эском – 18.10.2006.
|