О содержании и направленности идеологии "чайлд-фри"
Заключение от 05.07.2024 о содержании и
направленности идеологии "чайлд-фри" Понкина Игоря
Владиславовича, доктора юридических наук, профессора,
члена Общественного совета при Главном управлении МВД
России по Московской области, члена Экспертного совета
при Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации.
Вводная часть
Объектом исследования явилась
совокупность материалов и документов, отображающих
идеологические основания и установки идеологии
"чайлд-фри" (англ. – "child-free", "childfree"),
содержание активной идеологически-мотивированной
деятельности приверженцев (адептов, носителей) идеологии
"чайлд-фри".
Предметом исследования явились
содержание и смысловая направленность идеологии
"чайлд-фри".
Методология проведённого исследования. В
рамках проведённого исследования были применены
научно-юридические методы и методы правовой аналитики, а
также юридико-психологические исследовательские методы
[1].
Производившееся в течение последних
почти двух десятилетий (с 2006 по настоящее время)
исследование публикаций, документов (в том числе –
судебных) и иных материалов по тематическому горизонту
идеологии "чайлд-фри" [2] позволило сделать следующие
выводы.
Идеология "чайлд-фри" – это не имеющий
строгой институционализации и устойчивой
институционализирующей привязки обобщённый комплекс
доктринальных догматических идеологических установок
человеконенавистнического "антинатализма" и вытекающих
из них нравственно-субверсивных императивов, принимаемых
на себя адептами "чайлд-фри" условно-добровольно
(учитывая агрессивный характер навязывания этой
идеологии с применением классических методов
интроективного [3] и иного манипулятивного формирования
зависимости и привязанности, вовлечённости по типу
сектантской).
Уточнение пределов охвата предмета
исследования
Следует чётко отграничивать идеологию
"чайлд-фри" в любых её проявлениях от:
– каких бы то ни было случаев
бездетности семей по каким-либо медицинским причинам;
– каких бы то ни было случаев
малодетности семей по каким-либо социальным или
профессионально-трудовым причинам и в связи с какими бы
то ни было социальными или бытовыми условиями;
– каких бы то ни было случаев обсуждения
проблем социальной незащищённости,
финансово-экономических, материальных и иных социальных
трудностей и проблем семей с детьми, тем более –
многодетных семей;
– каких бы то ни было случаев
критического высказывания против налога на бездетность
или иных, спорных или недостаточно проработанных, с той
или иной точки зрения, мер, направленных (или якобы
направленных) на повышение рождаемости или на
"понуждение к деторождению"; каких бы то ни было случаев
критического высказывания против "наводнения" России
семьями трудовых мигрантов из цивилизационно-культурно
чуждых России стран, иных обсуждений, касающихся детей в
семьях, – без выраженных признаков указанной идеологии,
подробно изложенных ниже.
От адептов идеологии "чайл-фри" следует
отграничивать семейные пары "мужчина и женщина"
(состоящие в брачных отношениях или же состоящие в
фактическом сожительстве – "гражданском браке"), которые
ограничиваются тем, что просто считают (даже готовы
выражать и выражают это как отражение своего выбора в
нейтральной лексике в общении с третьими лицами или в
публичном пространстве), что им "комфортнее" ("удобнее",
"благополучнее" и т.д.) жить без детей (вообще или на
какое-то ближайшее исчисляемое в определённых сроках
будущее). Сказанное определяется тем, что идеология
"чайлд-фри" не пассивна, но выраженно активна,
агрессивно-прозелитически направлена в своём
принудительно-пропагандистском распространении вовне от
сообществ её адептов на окружающий социум (об этом ещё
будет сказано ниже).
В действительности, идеология
"чайлд-фри" напрямую непосредственно не связана с
онтологией и отражением (артикулированием) социальных
трудностей и проблем зачатия, вынашивания, рождения,
обеспечения (содержания), ращения и воспитания детей,
эта семантика может манипулятивно привлекаться и, как
правило, активно привлекается адептами этой идеологии
исключительно для риторического прикрытия аттрактивного
[4] ядра ключевых несущих идеологем названной идеологии.
Суть, содержание и направленность
идеологии "чайлд-фри" и её идеологических оснований
Основными аттрактивными базисными
идеологемами идеологии "чайлд-фри" являются:
1. Расистское отношение к детям по
мотиву ненависти и нетерпимости к ним – как к неким
"неполноценным существам", чему-то, якобы, грязному и
отвратительному.
Используется термин "чайлдхейтер",
отображающий лицо, претерпевающее ненависть к детям и
всему с ними связанному, но нет никаких оснований
применять этот термин только к какой-то особой (наиболее
экстремистски настроенной) части сообщества адептов
идеологии "чайлд-фри", поскольку "чайлдхейтерство" –
отличительный признак тотально всех адептов идеологии
"чайлд-фри", как бы они ни самоименовали себя
"детосвободными" или ещё как, это – именно ключевой
существенный признак данной идеологии. Никаких
нейтральных "чайлд-фри" в этой части не существует.
Как и в любом неструктурированном
сообществе приверженцев радикальной идеологии, у таковых
могут существенно различаться мера вовлечённости в
идеологию, мера остроты психологического переживания
(проживания) своей сопричастности к идеологии (особенно
в период неофитства), мера выраженности у адептов
идеологии их когнитивного расщепления (мышления по
принципу "всё или ничего", чёрно-белого мышления,
поляризованного мышления; англ. – "splitting",
"black-and-white thinking", "thinking in extremes",
"all-or-nothing thinking"), мера радикализма в
убеждениях, мера размытости (элименированности)
нравственных сдержек в поведении, – так и в случае с
идеологией "чайлд-фри" всё это имеет место.
Отсюда – варьирование размерности
нетерпимости и проявления нетерпимости адептов идеологии
"чайлд-фри" к детям и всему с ними связанному (от
дисфорической [5] неприязни до открытой ненависти) и
варьирование меры несдержанности в публичном выражении
такого своего отношения.
Но устойчивое расистское
(экстремистское) отношение к детям (как неполноценным
существам) в идеологии "чайлд-фри" и в установках её
адептов есть всегда, постоянно.
В числе прочего, это проявляется и
выражается через активное использование адептами
идеологии "чайлд-фри" специфических лексем и лексических
конструкций дисфорического,
пейоративно-денигративного [6] (уничижительно-очерняющего),
крайне оскорбительного характера, в их числе следующие
(чётко указывающие на расистское, экстремистское
отношение):
– для называния ребёнка: "личинка" (в
том числе окказиональные производные – "лича",
"личинус"), "опарыш", "червячок", "паразит",
"выдристыш", "высер", "выродок", "глиста", "онижедеть" и
т.п.; активно используются уничижительные негативные
зоосемантические метафоры, метафоры из арсенала
религиозного сатанизма, "анально-экскрементальная"
семантика и т.п.;
– для называния матерей детей:
"овуляшка", "плодячка", "яжемать", "овуляха",
"инкубатор" и т.п.;
– для называния отцов детей: "овулятор",
"репродуктивный насильник", "муд" и т.п.
В отношении названных лиц в сообществах
адептов идеологии "чайлд-фри" активно и открыто
используется выражающая личное отношение лексика:
"ненавижу", "ненависть", "следует ненавидеть", "терпеть
не могу" и т.п., прямо указывающая на мотив ненависти и
нетерпимости в пропагандистских действиях адептов
идеологии "чайлд-фри". Активно пропагандируются
идеологически мотивированные разрывы социальных семейных
связей и конфликты между родственниками, ненависть к
своим родителям, активно обыгрываются "шутки" ("мемы")
об убийствах детей. С этим связаны выражаемые в
сообществах адептов идеологии "чайлд-фри" в самой грубой
инвективной и уничижительной, презрительной лексике
пожелания и кликушеские "обещания" смерти детям и их
родителям, иные человеконенавистнические злопожелания.
Вся эта лексика носит выраженно
экстремистский характер, её публичное использование
образует признаки состава преступления, предусмотренного
статьёй 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого достоинства" Уголовного кодекса
Российской Федерации, поскольку такие действия
направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на
грубое и крайне оскорбительное унижение человеческого
достоинства социальной возрастной группы детей по
признаку принадлежности к этой группе и социальной
группы семей с детьми по признаку принадлежности к этой
группе и по признаку отношения к традиционным нормальным
семейным ценностям. Однако именно такая лексика является
ключевым идеологическим основанием (рабочим тезаурусом
"новояза") идеологии "чайлд-фри" и, в числе прочего,
специфическим средством опознавания "свой – чужой" в
сообществах адептов идеологии "чайлд-фри".
***
Читайте также по теме:
- О праве на критическую оценку гомосексуализма и о законных ограничениях навязывания гомосексуализма - Игорь Понкин, Михаил Кузнецов, Надежда Михалева
- Заключение о противоправности открытого проведения в городах России гей-парадов, а также оценка правовой и фактической обоснованности позиции и аргументов, которыми организаторы гей-парада стремятся доказать правомерность их требований разрешить его - Петр Кулиев, Михаил Кузнецов, Игорь Понкин, Александр Богатырев, Надежда Михалева
- Психологическое заключение на субкультуру "Мой маленький пони" - психоневролог Елена Лисина
- Заключение на проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования работы по профилактике социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и по развитию семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей" ;
- Игорь Понкин
***
2. Выраженно экстремистское, крайне
нетерпимое (с выраженной ненавистью) отношение к лицам,
отстаивающим и защищающим традиционные нормальные
семейные ценности (ценности рождения, ращения и
надлежащего воспитания детей). В отношении таких лиц
адептами идеологии "чайлд-фри" используются для их
пейоративно-оскорбительного и
дисфорически-уничижительного называния лексемы:
"неполноценные", "отсталые веруны", "мракобесы" [7],
"пролайферские гниды".
Вся эта лексика носит выраженно
экстремистский характер, её публичное использование
образует признаки состава преступления, предусмотренного
статьёй 282 "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно
унижение человеческого достоинства" Уголовного кодекса
Российской Федерации, поскольку такие действия
направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на
грубое и крайне оскорбительное унижение человеческого
достоинства социальной группы лиц по признаку обладания
нормальным пониманием и признаку активного участия в
отстаивании традиционных семейных ценностей.
3. Идеологема об императиве субъективных
притязаний (юридически и фактически неосновательно и
необоснованно, но агрессивно-риторически выдаваемых за
право или свободу) на ничем не ограниченное
("свободное") агрессивное противопоставление себя (в
модальности "свои – враги") всему остальному
внекультовому социуму и на выражение своей ненависти и
нетерпимости к детям (всей социальной возрастной группе
детей), к членам семей с детьми (соответствующей
социальной группе), к лицам, отстаивающим и защищающим
семейные ценности, а равно об императиве принципиального
отказа почти полностью от каких бы то ни было
нравственно-этических ограничений, сдержек, пределов в
публичном выражении своих инвективных высказываний (во
всяком случае, как минимум, во внутригрупповом
устойчивом микросоциуме – сложившейся группе адептов
идеологии "чайлд-фри" в той или иной социальной сети или
мессенджере).
С указанной идеологемой взаимосвязана
идеологема обязанности адепта "чайлд-фри"
прозелитически-агрессивно навязывать эту свою идеологию
окружающим. Идеология "чайлд-фри", как уже было сказано,
не пассивна, но выраженно активна,
агрессивно-прозелитически направлена вовне из группы
адептов, её носителей, она не ограничивается просто
осознанным отказом от рождения (или усыновления)
ребёнка, самая суть идеологии "чайлд-фри" состоит именно
и артикулированно в активных и агрессивных
пропагандистских, выраженно прозелитических действиях –
в социальных сетях и в группах / каналах в мессенджерах
(причём далеко не только в своих закрытых для других лиц
группах / каналах), в СМИ, в литературе, в компьютерных
играх, в псевдонаучных "исследованиях" и проч.
Осуществляется это под прикрытием
нагнетания истерии вокруг рождения ребёнка и объективных
трудностей, с этим связанных, и намеренного
чрезмерно-переизбыточного и искажающего
гипертрофирования таких трудностей. Притом что, как
правило, сами активные пропагандисты "чайлд-фри" в массе
своей, в принципе, ничего не знают и ничего не
соображают о том, что такое рожать и растить детей,
воспитывать их, какова жизнь семьи с детьми, адепты
"чайлд-фри" просто активно паразитируют на указанной
тематике. Риторические уловки про якобы негативные
"воспоминания" адепта "чайлд-фри", как ему нехорошо
жилось с младшим братом (младшей сестрой или
сёстрами/братьями, племянниками, соседскими детьми) в
этом контексте – ничтожны, приниматься во внимание не
должны.
4. Выраженные субверсивность и
нетерпимость идеологии "чайлд-фри" по отношению к
традиционным нравственным ценностям (к традиционному
институту семьи, к нравственным устоям и укладам
человеческого общества), сопряжённость пропаганды этой
идеологии с пропагандой сексуальных извращений и
тотального разрушения института брака и семьи [8],
суррогатизации его субверсивными аномальными
искусственными построениями. Как следствие –
принципиальная тотальная контраверсивность, враждебность
идеологии "чайлд-фри" и связанная с этим выраженная
нетерпимость её адептов по отношению к христианству и
исламу, поддерживающим и защищающим институт семьи (в
нормальном его понимании – как союза мужчины и женщины в
целях рождения, ращения и воспитания детей, проживания с
ними своей и их общей жизни).
5. Выявлены прямые взаимосвязи идеологии
"чайлд-фри" с экстремистской идеологией
гомосексуализма
(запрещённой Решением Верховного Суда Российской
Федерации 30.11.2023), с идеологией ультралиберального
феминизма. И основными идеологами – "локомотивами"
продвижения идеологии "чайлд-фри" и разрушения
традиционного института семьи во всём мире
преимущественно являются пропагандисты экстремистской
идеологии сексуальных извращений (ЛГБТ).
6. Выявлены референции идеологии
"чайлд-фри" к идеологии религиозного сатанизма, в силу
чего сообщества адептов идеологии "чайлд-фри" могут быть
обоснованно квалифицированы как
неинституционализированная квазирелигиозная секта
(сектантское движение).
Выводы
Исследование содержания и направленности
идеологии "чайлд-фри" выявляет в ней в необходимой и
достаточной мере явные признаки экстремистской,
выраженно-человеконенавистнической идеологии.
Распространение этой идеологии образует признаки состава
преступления, предусмотренного статьёй 282 "Возбуждение
ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого
достоинства" Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что наличествуют прямые
взаимосвязи идеологии "чайлд-фри" с экстремистской
идеологией гомосексуализма, запрещённой Решением
Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2023, и
что основными идеологами – "локомотивами" продвижения
идеологии "чайлд-фри" во всём мире преимущественно
являются пропагандисты экстремистской идеологии
гомосексуализма, идеология "чайлд-фри" подпадает под
указанный запрет. Вместе с тем, дополнительно необходимо
самостоятельное законодательное и / или судебное
решение.
Игорь Понкин
Ссылки, комментарии, источники
1. Референтные методы подробно описаны в
изданиях:
- Понкин И.В. Методология научных исследований и
прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е, дополн. и
перераб. В 2 т. Т. 1: Прикладная аналитика. – М.: Буки
Веди, 2023. – 500 с.
<https://moscou-ecole.ru/ methodology4-1-2023/>.
- Понкин И.В. Иллюстрированное
введение в прикладную аналитику. Приложение к учебнику
"Методология научных исследований и прикладной
аналитики". – М.: Буки Веди, 2024. – 88 с.
<https://moscou-ecole.ru/ 2024/04/02/
analyst-training/>.
- Понкин И.В.,
Лаптева А.И. Методология научных исследований и
прикладной аналитики: Учебник. Изд. 4-е, дополн. и
перераб. В 2 т. Т. 2: Научные исследования. – М.: Буки
Веди, 2023. – 640 с.
<https://moscou-ecole.ru/ 2023/06/29/
methodology_4-2_2023/>.
- Понкин И.В.,
Слободчиков В.И., Абраменкова В.В., Троицкий В.Ю.,
Кондратьев Ф.В., Евдокимов А.Ю., Никольский Е.В. Защита
человеческого достоинства верующих: Экспертизы и
материалы по делам об оскорблении религиозных чувств и
унижении человеческого достоинства верующих христиан /
Сост.: И.В. Понкин / Институт
государственно-конфессиональных отношений и права. –
М.: Буки Веди, 2017. – 300 с.
<http://moral-law.ru/ index.php?p=post&id=193>.
- Как
провести лингвистическую экспертизу спорного текста?
Памятка для судей, юристов СМИ, адвокатов, прокуроров,
следователей, дознавателей и экспертов / Под ред.
М.В. Горбаневского. 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Юридический мир, 2006. –
112 с.
- Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – 352 с.
- Апресян Ю.Д. Лексическая
семантика. – М.: Наука, 1974. –
366 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. 3-е изд. –
М.: Эксмо, 2010. – 480 с. Кудрявцев И.А. Комплексная
судебная психолого-психиатрическая экспертиза. – М.:
Изд-во Московского университета, 1999. – 497 с..
2. В рамках производившихся в названный
период комплексных исследований идеологии
гомосексуализма и идеологии
трансгуманизма / постгуманизма. Результаты см., в числе
прочих, в следующих изданиях:
- Понкин И.В.,
Богатырев А.Г., Кузнецов М.Н., Кулиев П.Р.,
Михалева Н.А., Абраменкова В.В. Гей-парад как элемент
глобализации воинствующей безнравственности. – М.:
Институт государственно-конфессиональных отношений и
права, 2007. –
118 с.
-Ponkine I.V., Kouznetsov M.N., Mikhaleva N.A. Rapport.
Sur le droit à l’appréciation critique et sur les
restrictions légitimes de l’importunité de
l’homosexualité // Stato, Chiese e pluralismo
confessionale. – 2011, ottobre.
- Понкин И.В.,
Михалева Н.А., Кузнецов М.Н. Правовые основы защиты
детей от интеллектуальных форм совершения с ними
развратных действий. – М. – Таруса, 2012. – 130 с.
<https://moral-law.ru/index.php?p=post&id=12>.
- Понкин И.В.,
Михалева Н.А., Кузнецов М.Н. Правовые основы защиты
общества от агрессивного давления субверсивной идеологии
аморализма. – М.: Буки Веди, 2016. – 232 с.
<https://moral-law.ru/index.php?p=post&id=188>.
- Понкин И.В. Правовые
основания и условия защиты малолетних детей от
совершения с ними интеллектуальных форм развратных
действий в форме пропаганды и признания "третьего или
неопределённого" пола // Система функций прокуратуры
Российской Федерации (Сухаревские чтения): Сб. матер. VI
Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 09.10.2020) /
Университет прокуратуры РФ. – М., 2021. – 438 с. –
С. 313–322. <https://moral-law.ru/ index.php?p=post&id=210>.
- Понкин И.В., Слободчиков В.И.,
Кондратьев Ф.В. Заключение (мнение специалистов) по
фотографиям авторства Джока Стёрджеса // Нравственные
императивы в праве. – 2016. – № 3. –
С. 13–24.
- Понкин И.В. К вопросу о содержании и
направленности экстремистской идеологии трансгуманизма
// Демография: пути выхода из кризиса / Координационное
заседание Родительской Палаты (29.09.2021, г. Москва). –
М., 2021. – 129 с. – С. 30–33.
<https://moral-law.ru/ index.php?p=post&id=203>.
- Понкин И.В. Об
очередном враждебном в отношении России документе США:
Заключение по содержанию и направленности Меморандума
Президента США Дж. Байдена-мл. от 04.02.2022 о
продвижении прав лесбиянок, геев, бисексуалов,
трансгендеров, квиров и интерсексуалов по всему миру,
также по возможному влиянию на Российскую Федерацию
посредством реализации указанного документа
государственными органами США и подконтрольными США
организациями // Ветеранские вести. – 12.12.2022.
<https://vvesti.com/ politika/igor-ponkin-ob-ocerednom-vrazdebnom -v-otnosenii-rossii-dokumente-ssa>.
- Понкин И.В., Слободчиков В.И.,
Елизаров В.Г. Комплексное заключение по книге
К. Сильвановой и Е. Малисовой "Лето в пионерском
галстуке" // Ветеранские вести. – 01.09.2022.
<https://vvesti.com/ proisshestviya/kompleksnoe-zaklucenie-po -knige-k-silvanovoj-i-e-malisovoj-leto-v-pionerskom-galstuke>.
- Понкин
И.В., Слободчиков В.И. Комплексное заключение по книге
Е. Малисовой и К. Сильвановой "О чём молчит Ласточка" //
Ветеранские вести. – 04.09.2022.
<https://vvesti.com/ proisshestviya/
kompleksnoe-zaklucenie -po-knige-e-malisovoj-i-k
-silvanovoj -o-cem-molcit-lastocka>.
- Понкин И.В.,
Абраменкова В.В. Заключение от 25.02.2024 по содержанию
и направленности фильма "Артём и Ева" // Ветеранские
вести. – 27.02.2024.
<https://vvesti.com/ obshchestvo/zaklucenie-po-soderzaniu -i-napravlennosti-filma-artem-i-eva>.
3. Интроекция – включение индивидом в
свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов
и установок других людей уже как своих взглядов, мотивов
и установок (Современный словарь иностранных слов. – М.:
Русский язык, 1999. – С. 244). Метод и результат
обеспечения трансформации коммуникативного послания в
собственное убеждение реципиента.
4. Аттрактор – это "точка" или "область"
схождения (сходимости), притяжения и сопряжения,
стремления (в фазовом пространстве динамической
системы).
5. Здесь и далее в настоящем заключении
"дисфорический" – характеризующийся особой нетерпимостью
и непереносимостью, основанной на этих чувствах и
установках злобой. От слова "дисфорúя" [дис… –
приставка, сообщающая понятию, к которому прилагается,
отрицательный или противоположный смысл, + греч. pherō –
переношу] – расстройство настроения, характеризующееся
раздраженным злобно-тоскливым состоянием, с
раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с
агрессивностью (Современный словарь иностранных слов.
2-е изд., стер. – М.: Русский язык, 1999. – С. 208,
204).
6. Пейоративный [лат. pejor худший] –
уничижительный. Денигративный – очерняющий, порочащий.
7. Вообще это удивительный феномен
называния христианских верующих словом "мракобесы" как
раз теми лицами (либеральными представителями
вульгарно-атеистического "религиоведения", адептами "чайлд-фри"),
которые прямо заимствуют такую лексику у христиан и как
раз сами, в восприятии их христианами, "бесятся во
мраке".
8. См. подробнее: Заявление
Общественного комитета по правам человека от 15.03.2024
Председателю Следственного комитета РФ по экстремистской
пропаганде, осуществляемой Оксаной Пушкиной // <https://moral-law.ru/index.php?p=post&id=217>. Понкин И.В. Снова
к вопросу о домашнем насилии: Заключение от 07.11.2019
на проект федерального закона "Об основах системы
профилактики домашнего насилия в Российской Федерации" в
редакции на 09.10.2019 // Вопросы культурологии. – 2020.
– Т. XVII. – № 1. – С. 84–90; № 2. – С. 47–66.
|