Лишние знания. Почему выходцы из России ополчились
на уроки сексуального воспитания в Германии
За последние время в нескольких городах
Германии прошли демонстрации против уроков сексуального
воспитания в школе. Основной движущей силой протеста
стала организация "Обеспокоенные родители" ("Besorgte
Eltern"). Ее сторонники утверждают, что образовательная
программа перегружена лишней информацией и открывает
простор для манипуляций. Самыми активными участниками
движения оказались выходцы из России и бывших советских
республик.
В каждой федеральной земле Германии
закон о школьном образовании предусматривает уроки
сексуального воспитания, его цели везде примерно
одинаковы. В Гамбурге, например, она сформулирована как
"формирование позитивного отношения школьников к
сексуальности". Половое воспитание должно
"способствовать развитию равноправия в обществе и
установлению партнерских отношений, свободных от
насилия". Цель благая, но то, как она реализуется,
вызывает вопросы.
"Нам не все равно"
"Хочу сразу подчеркнуть - мы не против
уроков сексуального образования, - говорит Ирина Хафнер
(переехала в Германию из Казахстана 16 лет назад),
основатель отделения организации "Обеспокоенные
родители" в Гамбурге. - Мы боремся за то, чтобы в законе
были прописаны определенные рамки, за которые учитель не
имеет права выходить. Если в программе по математике
четко написано, что и в каком возрасте должен знать
ребенок, то в курсе сексуального воспитания этой
определенности нет".
На практике это означает, что школам
предоставлена полная свобода. В образовательном плане
указаны лишь примерные темы, ориентируясь на которые
школы сами разрабатывают программу. Так, ученик второго
класса должен понимать "связь между оплодотворением,
беременностью и родами, описывать части своего тела,
знать разницу между мальчиками и девочками".
Четвероклассники должны уметь "распознавать сексуальное
посягательство и понимать, что это является нарушением
их прав, описывать различные формы партнерства". В конце
шестого класса школьники должны "признавать другие формы
семьи, кроме той, в которой они воспитываются".
Восьмиклассникам рассказывают о способах предохранения
от беременности и защите от инфекций, учат "считать
равноправными всех людей независимо от пола и
сексуальной ориентации". Время, необходимое для
проведения этих уроков, варьируется от школы к школе.
Где-то курс может занять всего пару недель, а в другой
школе - растянуться на полгода и изобиловать излишними
подробностями.
***
Читайте также по теме:
***
Начало борьбы
В Германии школа является обязательной
для всех детей, начиная с шести лет. Домашнее и иные
альтернативные формы обучения не допускаются. Все, что
прописано в местном школьном законе, обязательно для
исполнения. Родители, препятствующие посещению ребенком
школы, подвергаются наказанию вплоть до тюремного
заключения. Соответственно, с 2013 года, когда уроки
сексуального просвещения стали в Гамбурге обязательными,
попытки оградить детей от их посещения считаются
преступлением.
Ирина Хефнер с детьми на демонстрации в Аугсбург. Фото: Надежда Рунде
"До этого я могла написать заявление на
имя директора о том, что против присутствия ребенка на
этих уроках, выслушать о себе, что я отсталая, но
получить освобождение от занятий", - поясняет Хефнер.
Теперь такой возможности у нее нет. Чтобы как-то
повлиять на ситуацию, Хефнер с мужем начала собирать
подписи под петицией, составленной организацией "Дети в
опасности" ("Kinder im Gefahr"). Им удалось собрать
около двух тысяч подписей, после чего документ передали
депутату законодательного собрания Гамбурга Николаю
Гауфлеру. Гауфлер переехал из Челябинска в ФРГ в 11 лет
вместе с родителями, и в 2011 году, в возрасте 27 лет он
стал первым русскоязычным депутатом Германии.
Переселенцы из бывших союзных республик видят в нем
"своего".
То, против чего борются "Обеспокоенные
родители", - право школ на местах решать, что должен
знать ребенок, Николай Гауфлер считает скорее плюсом. "В
Гамбурге все не так плохо, как в других землях, -
убежден он. - Город не пошел тем путем, каким пошли
Баден-Вюртемберг и Шлезвиг-Гольштейн. Там, к примеру, в
законе прямо прописано: тема гомосексуализма является
обязательной, и учитель обязан об этом говорить
определенным образом и никак иначе. Это слишком
радикально. К тому же программа написана не
специалистами, а организациями сексуальных меньшинств.
Обычная семья, где есть мама, папа и ребенок, подается
скорее как исключение. Гамбургская программа открывает
для учителя диапазон, в котором он может работать.
Конечно, есть педагоги с "прогрессивными" взглядами, но
именно с ними и нужно бороться".
В земле Северный Рейн-Вестфалия уже 18
школ называются "Школой разнообразия" ("Schule der
Vielfalt") - по названию ЛГБТ-организации. На уроках
школьникам предлагают поучаствовать в ролевых играх.
Например, ученик должен представить, что он гей, и
рассказать об этом своей "матери" - другому ученику. Или
написать ответ мальчику, который в письме сообщает, что
его мать полюбила женщину. Причем в роли гея не
обязательно должен выступать мальчик, как и лесбиянкой
может быть не девочка.
"Это люди, которые определяют человека в
первую очередь по его сексуальной ориентации, - говорит
Гауфлер. - К тому же в голове у них прочно сидит, что
геев и лесбиянок везде ущемляют, и они жизнь кладут на
то, чтобы этому сопротивляться. Конечно, лет 50 назад
дискриминация была, но сейчас все это в прошлом.
Посмотрите: есть целые улицы, застроенные барами и
клубами для гомосексуалистов. Никто не мешает им жить".
При этом Гауфлер не сомневается, что
сексуальное образование старшеклассникам необходимо. Но
именно подросткам 15-16 лет, которые уже сформировали
собственное мнение по таким вопросам, например, как
однополые браки. Если же эти темы обсуждаются с детьми
младшего школьного возраста, им фактически навязывается
точка зрения учителя.
"Мы не против голубых"
Об организации "Обеспокоенные родители"
Ирина Хафнер узнала в 2014 году от Вадима Реннера,
руководителя регионального отделения в Аугсбурге. Он как
раз готовил демонстрацию родителей в своем городе.
Реннер тоже переехал в Германию из Казахстана. "Вадим
рассказал, что многие его знакомые не пускали своих
детей на уроки сексуального образования и за это были
приговорены к штрафам и даже тюремному заключению. Тогда
родители решили сплотиться, чтобы вместе бороться против
насилия над детьми. Ведь ни государство, ни школа, ни
конкретный учитель не будут разбираться с последствиями
этих уроков. В итоге все проблемы придется разгребать
родителям", - объясняет Хафнер.
Она решила провести подобную акцию в
Гамбурге в январе 2015 года. На тот же день была
заявлена демонстрация противников "Обеспокоенных
родителей", организованная партией "зеленых" и
социал-демократами. Ее основными участниками стали
представители сексуальных меньшинств, которые
воспринимают членов организации как идеологических
противников.
Участники марша родителей, выступающих
против "принудительной сексуализации детей в начальных
школах Германии". Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости
"Все слышат только то, что мы против. Но
никто особо не хочет разбираться, против чего именно. Мы
требовали только одного: чтобы половое воспитание в
школах взяли в определенные рамки. Мы хотели устроить
мирное шествие, но еще до начала демонстрации в нашу
сторону полетели камни, яйца, банки с краской. Ко мне
подошел молодой парень, видимо, гомосексуалист, и стал
говорить какие-то гадости. Все они были на взводе и
постоянно выкрикивали "ваши дети будут такие же, как
мы"", - рассказывает Хафнер.
В ночь после демонстрации был закрыт
доступ к местному интернет-порталу школьного
образования. Через несколько дней из списка
рекомендованной литературы для учителей была изъята
скандальная книга "Сексуальное воспитание разнообразия"
("Sexualpädagogik der Vielfalt") Элизабет Туидер и
Штефана Тимермана. Книга давно была под вопросом в
школьной программе, критики обвиняли ее авторов в том,
что они калечат чувства детей, заставляя их разыгрывать
сцены из жизни представителей секс-меньшинств. Некоторые
специалисты называли книгу "новой формой сексуального
насилия над детьми".
Любовь для школьников
Однако иных законодательных изменений не
последовало. Время от времени до Хафнер доходила
информация о случаях, которые она описывает как
вопиющие. "Одна из участниц нашего движения рассказала,
что школа ее сына пригласила прочитать лекции для
восьмиклассников известного сексопатолога Анн-Марлен
Хеннинг. Она имеет реноме человека, способного свободно
обсуждать любую тему, связанную с сексом. Да еще и
покажет, как надо делать. Но одно дело - говорить об
этом со взрослыми, а другое - со школьниками", -
полагает Хафнер.
Иллюстрация к книге Анн-Марлен Хеннинг "Make Love"
Анн-Марлен Хеннинг - гамбургский
сексопатолог, специализирующийся на терапии семейных
пар, и автор книги для подростков "Make Love"
("Занимайся любовью"). Книга эта не раз подвергалась
критике родителей и специалистов, в первую очередь из-за
размещенных в ней фотографий обнаженных подростковых пар
(в том числе гомосексуальных) в эротических позах.
Именно по ней Хеннинг читает лекции в школах. "Занимайся
любовью" переведена на семь языков, должна была выйти и
в России, однако местные издатели решили исключить из
книги главу о гомосексуальности, после чего Хеннинг
отозвала свое согласие на публикацию.
"Эта книга стоит в обычном книжном
магазине на полке с пометкой "детям от 10 лет", -
говорит Хафнер. - Но ведь это по сути пособие по сексу!
Когда в школьной программе была "Камасутра"? Тогда я
поняла, что мы не сможем с этим бороться, выходя на
улицы. Действовать нужно другими методами".
***
Право знать
Дериа Яльчинкая несколько лет преподает
в старших классах школы сексуальное воспитание. По
образованию она учитель биологии. "В школьном законе
прописано, что на уроках полового воспитания должно
формироваться позитивное отношение к сексуальности, и
некоторых родителей это смущает. Они думают, что дети,
получив больше информации, сразу захотят испробовать все
на практике, - говорит Яльчинкая. - Я понимаю и уважаю
их чувства и право воспитывать детей дома, в том числе в
половых вопросах. Но, как показывает практика,
большинство из них этого не делает. Получается, что
родители не хотят передавать эту ответственность школе,
но и не готовы взять ее на себя".
Яльчинкая называет три категории
родителей, которые скептично относятся к урокам и чьи
дети меньше всего просвещены в половых вопросах: это
православные, католики и мусульмане. "Однако в Германии
в 14 лет человек по закону признается половозрелым. Это
также значит, что он имеет право получить
соответствующие знания", - говорит она.
"На самом деле школьникам все интересно,
но в то же время на уроках они немного напряжены.
Информации дается очень много, - рассказывает Яльчинкая. -
Во-первых, ученики сначала должны в ней
сориентироваться. Во-вторых, определиться со своей
сексуальной ориентацией. И в-третьих, принять свою
сексуальную идентичность. Для детей это большая
нагрузка. Конечно, бывает разная реакция. Один ученик
рассказал, что если бы его отец увидел, что написано у
него в тетради, то немедленно порвал бы ее. Однако мне
пока не приходилось сталкиваться с открытым протестом. И
родители, и ученики знают, что я никогда не буду
заставлять их участвовать в каких бы то ни было ролевых
играх, обсуждать сексуальные позиции и подобные вещи".
"Одному ребенку повезло - его учитель
оказался мудрым и тактичным. А второму - нет, - говорит
Ирина Хафнер. - И он обречен узнать во втором классе о
всех видах секса". Она считает, что самое действенное,
что сейчас можно сделать - перехватить инициативу.
Хафнер проходит обучающий курс, который даст ей право
самой преподавать половое воспитание и обучать других по
своей методике.
Мария Петрова (Гамбург)
Лента.Ru - 23.11.2016.
|