Театральное море продолжает штормить… Особенно у
берегов ТЮЗа
История с прошедшим недавно
театральным конкурсом "Маска" окончательно вскрыл
проблемы, существующие в областной культуре. А, если
точнее – в ее руководстве. Культурная общественность
города "бурлит" уже вторую неделю: сталкиваются "копья"
на интернет-форумах, пишутся письма в адрес губернатора,
все активнее звучит требование снять с занимаемой
должности начальника департамента по культуре Андрея
Кузичкина.
Вот и прошедшее первого июня в помещении
театра куклы и актера "Скоморох" им. Романа Виндермана
совещание, на которое были приглашены руководители
томских и северских театров, актеры, неравнодушные
зрители, а также представители городского совета
старейшин, подписавшие письмо губернатору, оказалось
достаточно шумным и эмоциональным. Проводившие его
заместитель губернатора по социальным вопросам Владимир
Самокиш и начальник областного департамента по культуре
Андрей Кузичкин предложили собравшимся обсудить итоги
упомянутой "Маски" и поговорить о дальнейшей стратегии
развития местных театров.
За несколько дней до совещания
разнеслись слухи, что Андрей Кузичкин принять участия в
нем не сможет по причине отбытия в США с частью
симфонического оркестра. Очень многих представителей
театральной общественности это даже порадовало: они
надеялись на откровенный разговор с замгубернатора без
посредника, постоянно навязывающего свою картину видения
происходящего. Но, как говорится, зря надеялись. Андрей
Александрович взял инициативу в свои руки, долго и
пространно вещал об очередных "инновационных"
проектах в культуре, которые он собирается
реализовывать на территории Томской области, о
финансировании, о переходе учреждений в автономный
статус и т.д. и т.п.
Ситуацию же с "Маской" начальник
областной культуры опять же попытался представить как
столкновение ретроградов, не принимающих творчество
режиссера Евгения Лавренчука и новаторов, это творчество
соответственно принимающих. Что ж, позиция удобная и
главное – очень убедительная для тех, кто находится не в
теме. Недаром, представительница одного из
департаментов Белого дома, присутствовавшая на
совещании, после его окончания чуть ли не плакала от
того, насколько консервативен наш город и как
мужественно Андрей Кузичкин сражается за новое в
искусстве. При этом, дама, правда, призналась, что она
не театралка.
Да не в решении жюри дело-то по большому
счету! А в том тоне, каким позволялось этому самому жюри
разговаривать с нашими директорами, режиссерами,
актерами. В истеричных выходках господина Виктюка,
приехавшего за большие деньги нас же оскорблять. В
поспешном и явно основанном на чьей-то выгоде решении по
снятию "по собственному желанию" главного режиссера
Театра драмы Юрия Пахомова и в войне, объявленной пока
еще нынешнему директору ТЮЗа Светлане Бунаковой
(единственному, кстати, в Томске директору, имеющему
специальное образование театрального менеджера),
которая, в зависимости от потребности и преследуемых
целей называется то ретроградкой, то авантюристкой. И в
том, что Андрей Кузичкин, пользуясь тем, что директор
ТЮЗа находится на больничном, без всяких церемоний
вмешивается во внутренние дела театра вплоть до
репетиционных, отдает всевозможные распоряжения
сотрудникам. И это притом, что у Бунаковой есть
заместители. Живые и здоровые. К тому же – вполне
адекватные.
То, что с ТЮЗом церемониться не будут и
впредь, на прошедшем совещании было заявлено
недвусмысленно. Почему-то только в этот театр решено в
самое ближайшее время ввести должность художественного
руководителя. Как сказал Андрей Кузичкин, "надо же с
кого-то начинать". Ой, ли, Андрей Александрович?! Право,
не надо было произносить этих слов в театральной
аудитории. Всем, кто более-менее "в ситуации", очень
даже понятно, что сей шаг предпринимается исключительно
ради Евгения Лавренчука, которому Вы, по всей видимости,
твердо пообещали постоянную работу в Томске (в других-то
городах все по большей части отказывают). Никогда не
задумывались, а справится ли он одновременно с
творческим процессом и финансовой деятельностью
(кажется, должность худрука предполагает ответственность
и за то, и за другое?). Кстати, как стало известно,
ключи от квартиры, заслуженно доставшиеся по итогам
"Маски" ТЮЗу (неделю назад я, наивная, писала, что
справедливость хоть и два года спустя, но
восторжествовала) театру так и не были вручены. Может,
они дожидаются Евгения Лавренчука?
А буквально на днях областным
департаментом по культуре был аннулирован Устав ТЮЗа и
вместо него был прислан другой, который директора
потребовали немедленно подписать.
- Вчера, в середине дня взамен нашего
нам из департамента вернули совсем другой Устав, -
заявила директор театра Светлана Бунакова. –
Невооруженным взглядом видно, что он противоречит
действующему законодательству и не может быть нигде
зарегистрирован. Так, в ФЗ-174 написано, что управление
театра – это наблюдательный совет и один руководитель
(директор или художественный руководитель). В
представленном же департаментом документе два
руководителя. Причем, у худрука все права, а функций
минимум. То есть, за все должен отвечать директор.
Неплохо придумано. Устав этот с точки зрения закона
недействителен. А из-за неграмотности юристов
департамента по культуре сейчас страдает театр, который
практически не может работать, так как старый Устав
аннулирован, а новый не зарегистрирован.
Этот факт возмутил многих присутствующих
на совещании 1 июня.
- У меня не вызывает сомнений, что этот
Устав сделан специально под Лавренчука, которого Андрей
Александрович всеми силами стремится внедрить на место
художественного руководителя театра юного зрителя, -
заметил заслуженный работник культуры, заместитель главы
совета старейшин г. Томска, член коллегии областного
департамента по культуре Александр Жеравин. - И хотя
начальник областной культуры всем говорит, что будет
проведен конкурс, я знаю, что это за конкурс. Уж, не
такой ли, как был проведен в филармонии?! Почему этот
вопрос не обсуждался на коллегии департамента по
культуре? Почему он решается самолично?
А вот что добавила по поводу внедряемой
департаментом должности художественного руководителя
главный режиссер Северского театра для детей и
юношества, заслуженный деятель искусств Наталья
Корлякова:
- Театр художественного руководства –
театр авторский. Например, Петр Фоменко выпустил
мощнейший курс и не захотел с ним расставаться. Ему дали
возможность создать свой театр. И он стал худруком не
потому, что его назначили, а потому, что этот театр –
по сути его дом. Этот театр, который он взростил. То же
самое и "Табакерка" Олега Табакова. В Сибири таким
примером может служить театр Сергея Афанасьева, который
он создал сам. Он не будет "шляться" по театрам. Не
секрет, что режиссеры как цыгане: они переходят из
одного театра в другой. И таким "временщикам" нельзя
давать художественное руководство. Это авторские театры.
И художественные руководители посвящают им свою жизнь.
Худрука не назначают, он растет вместе с театром. Таков
закон театра.
Своим недоумением по поводу
поспешности назначения в ТЮЗ художественного
руководителя поделился директор северского молодежного
театра "Наш мир" Геннадий Шошин:
- Я вижу в создавшейся ситуации некое
противоречие. Сегодня прозвучала информация, что
Томскому театру юного зрителя из бюджета на ремонт
выделено 120 миллионов рублей. Модернизацию конкретно
этого театра последние годы лично осуществляла его
директор Светлана Бунакова. Иногда правильно, иногда
неправильно. Но почему именно в момент, когда областная
власть выделяет серьезные деньги на модернизацию здания,
возникает вопрос о подмене директора неким
художественным руководителем? Мне это непонятно. Туда,
куда выделены столь большие деньги, нужен хозяйственный
руководитель в первую очередь.
Вообще, вопросов к начальнику областного
департамента по культуре было немало. И не только в
связи с ситуацией в ТЮЗе. Но вот конкретных ответов на
них представители томской культуры по большому счету не
получили. Андрей Александрович был верен себе: говорил
много, красноречиво и… не по сути. Он, как всегда, считал
себя истиной в последней инстанции и поворачивал
разговор так, как это ему было удобно. Так что оптимизма
прошедшее совещание не прибавило и показало, что власти
в нашей области к культуре по большому счету равнодушны,
даже, несмотря на периодически "подкидываемые" миллионы.
А напоследок хотелось бы привести
слова, которые произнес. Известный томский журналист и
ведущий Андрей Мурашов, обратившись к начальнику
департамента по культуре:
- То, что называется культурой, в нашей
области звучит только в контексте скандалов, довольно
частых в подведомственных вам областных учреждениях. Это
и филармония, и краеведческий музей, и ТЮЗ. На
очереди, как я понимаю, подобный скандал ожидается в
Драме, когда начнется назначение главного режиссера.
Тихо, но очень болезненно прошла ситуация с чередой
назначений директоров в художественном музее. Только
скандалы звучат в контексте "томская культура". И это очень обидно.
Татьяна Ермолицкая
Томская неделя – 03.06.2011.
P.S. На адрес губернатора было направлено очередное письмо. На этот
раз от сотрудников Томского театра юного зрителя.
Коллектив Томского областного театра юного зрителя"
просит губернатора защитить от ... Департамента культуры
Смотрите также по этой теме:
Театральный лабиринт (о "творчестве содомии", о проблемах томских театров и культуры вообще) - страница в "Живом журнале" заместителя губернатора Томской области Владимира Самокиша
Андрей Кузичкин – слушать умею, прислушиваться не хочу! - На злобу дня
Решите вопрос о несоответствии Андрея Кузичкина занимаемой должности. Заявление губернатору Томской области Совета Старейшин г. Томска о деструктивной деятельности Андрея Кузичкина для культуры области
Синдром Станиславского, или Не верим! - Татьяна Ермолицкая
Департамент культуры: даешь Томский театр юного НОВОГО зрителя на откуп "творческой содомии"!
- На злобу дня
Томский ужас Льва Толстого - Владимир Костин
Государственная "культурная крыша" блуду в Томске. "Кузичковщина" как феномен религиозной шизофрении - На злобу дня
|