О добре и зле, любви и справедливости.
На основе моего опыта общения с "Искусством жизни"
"Искусство жизни" действует во многих
городах России и на сегодняшний день, это одна из самых
многочисленных организаций подобного рода. Попробую
рассказать о своем знакомстве с этой организацией и
выводах, к которым я пришла. Возможно, эта информация
будет полезна тем, кто побывал на базовых курсах,
посещает семинары или еще только собирается стать членом
этой организации.
Секта Шри Шри Рави Шанкара ("Искусство жизни") в
Томске
Я не буду никого отговаривать или
агитировать, просто хочу поделиться своим опытом. Совсем
недавно познакомилась с одним адептом "Искусства жизни",
который произвел просто неизгладимое отрицательное
впечатление. Встреча с этим человеком побудила меня
написать данную статью и многое расставила на свои
места.
Этот человек, уже старик 70 лет, тем не
менее он полон сил и энергии, живет в квартире на
подселении. Занимает две комнаты из трех. В третьей
комнате живет молодая девушка, можно сказать девочка,
которая в силу различных обстоятельств осталась одна без
помощи родителей.
Михаил Васильевич, имя изменено, считает
себя человеком абсолютно честным, заявляет даже, что
чувствует себя Богом. Постоянно рассказывает как он с
каждой пенсии относит определенную сумму в редакцию
местной газеты на пожертвования. Редакция газеты
занимается благотворительной деятельностью и часто
собирает деньги на лечение детям.
Ну что тут скажешь? Ну конечно Михаил
Васильевич делает доброе дело, только почему-то
возникает раздражение от того, что он уже все уши
прожужжал какой он хороший. Интересна мотивация его
поступка: нужно карму отрабатывать.
Михаил Васильевич не так давно попал в
неприятную историю: он отдал 100 000 рублей под проценты
в какой-то кредитный союз, который затем обанкротился и
деньги его пропали. При этом он не предпринял никаких
попыток их вернуть, не подавал на обманщиков в суд, не
обращался в милицию. Сказал: "А я из-за денег не
переживаю, раз так случилось, значит, они кому-то
нужнее". Ну, прямо святой человек.
Затем возникла ситуация, когда его
соседка, назовем ее, Катей, оказалась совсем без денег,
ей попросту нечего было есть. Девочка совершила
преступление – она украла деньги у Михаила Васильевича,
порядка 1000 рублей. И съела банку сгущенки. Может быть,
и еще что-то съела.
Старик написал заявление в милицию, Катя
деньги вернула. Участковый милиционер не стал давать ход
этому делу, посочувствовал девушке. Ну, мол, в жизни
вся-кое бывает, девушка еще молодая, не смогла решить
проблему сама. В общем, дал ей шанс исправиться. И что
же наш "праведник"? Он идет к начальнику отделения
милиции и снова пишет заявление, затем идет в УВД,
прокуратуру и требует, чтобы девушку отправили в
колонию. Дело передадут в суд, девочка свое получит.
Но возникает вопрос: почему Михаил
Васильевич прощает 100 000 матерым жуликам и требует
сурового наказания для несчастной девчонки из-за 1000
рублей, которые она к тому же уже вернула? Видимо по
принципу – бей слабого. С тех-то жуликов все равно
ничего не получишь, разве что по шее. А тут хоть как-то
амбиции можно удовлетворить, зло свое выместить на
беззащитной девчонке.
Милиционеры, которых все зовут ментами и
которых ругают все кому не лень, оказались добрее и
человечнее, чем Михаил Васильевич, несмотря на то, что
он прошел не то восемь, не то десять различных семинаров
и курсов в "Искусстве жизни" и каждый день по несколько
часов занимается дыхательными упражнениями. А вот любить
и прощать он не научился. Потому, что там нет прощения и
милосердия, есть карма.
Когда он занимается
благотворительностью, то делает это не из сострадания к
людям, а чтобы карму отработать. Отдал какую-то сумму
кому-то в редакции и отработал. А когда рядом оказался
человек, который нуждался, он его не заметил. И не
помог. И не простил. Но зато "праведник". Добился
справедливости.
Михаил Васильевич говорит: "Добра и зла
нет. Нет ни плохо, ни хорошо". Поэтому его не волнует
судьба Кати. Долг и закон превыше всего. Долг надо
выполнять, а закон соблюдать. Если закон нарушил, то
должен понести наказание. А каяться не обязательно,
потому что нет греха. Нет греха, нет покаяния, нет
прощения.
"Продвинутые" члены организации изучают
"Бхагават-гиту". В ней брат идет войной на брата в
борьбе за трон во имя справедливости. Безусловно, в этом
учении есть мудрые и полезные мысли. Но в целом скучно и
неинтересно. Не благородно. Нет подвига, нет страдания,
нет любви. И нет спасения… А если нет спасения, то зачем
все остальное?
Я попала на базовый курс "Искусства
жизни" по приглашению своего знакомого. Данный курс
представляет собой тренинг с элементами йоги и
дыхательных упражнений. Цель этих тренингов – снятие
стрессов и укрепление здоровья. Тема здоровья всегда и
для всех актуальна, и это используется различного рода
сектами для вербовки.
Семинар оставил неоднозначное
впечатление, с одной стороны - приятная атмосфера,
доброжелательные люди, интересные физические и
дыхательные упражнения. Все вроде бы замечательно.
Некоторое недоумение вызвали беседы, проводимые
инструктором и идеи, которые предлагались как
руководство к действию.
Шри Шри Рави Шанкар - гуру секты "Искусство жизни"
Первое, что нам рассказали – это как
нужно слушать и получать знания. Слушать надо сердцем, а
не разумом. Только тогда можно чему-то научиться.
Наверное, они правы, только слушать сердцем незнакомых
людей почему-то не хочется. Когда я задала вопрос
инструктору по теме семинара, то мне сказали, что я
неправильно слушала, поэтому ничего не поняла.
Обратила внимание на высказывания
инструктора о том, что добра и зла нет, это, мол, люди
все придумали. А то что НАТО бомбит Югославию, семинар
проходил в 1999 году, наc это не должно волновать. Если
это происходит - значит так нужно. Это и не плохо и не
хорошо, просто так происходит. А у нас есть другие дела,
семинар, например.
Агитировали приглашать на семинар
знакомых, друзей, родственников, при этом о содержании
семинара нельзя рассказывать, чтобы не обмануть ожидания
людей. На самом деле причина, видимо, в другом.
Дыхательные упражнения в нашей стране разрешается
проводить только в лечебных целях, в медицинских
учреждениях и под наблюдением врачей. Руководители
организации, вероятно, знали, что нарушают закон, но
предпочитали об этом умалчивать.
Как умалчивали и еще о некоторых вещах.
На второй или третий день семинара нам раздали печатные
тексты песен (баджан) на санскрите и предложили их петь.
Когда кто-то из слушателей попросил сделать перевод,
т.к. не хотелось петь неизвестно о чем, нам ответили,
что это песенки, о том, как прекрасна жизнь, о любви и
радости, о нас самих. Может быть, там были такие
песенки. Но были и другие.
Позднее, я обратила внимание на
некоторые, часто повторяющиеся слова: "Шива", "Нараяна"
и др. Порывшись в словаре "Мифы народов мира",
обнаружила, что это имена индуистских богов. А ведь на
семинаре нам сказали, что "Искусство жизни"
нерелигиозная организация. Еще через некоторое время я
выяснила, что баджаны - это религиозные гимны. Таким
образом, всех, кто приходит на семинары в "Искусство
жизни", вводят в заблуждение с самого начала.
Лично я ничего не имею против Индии или
индусов, если человек хочет исповедовать индуизм – это
его право, хочет петь индуистские религиозные гимны –
пусть поет. Но при условии, что человек хочет этого сам
и знает, что он делает. Разговоры о том, что мир един,
Бог один, не оправдывают обман. Хорошие дела не могут и
не должны начинаться со лжи. И цель далеко не всегда не
оправдывает средства. И не все дороги ведут к Богу.
Базовый курс я не закончила, но потом,
все-таки заставила себя ходить на еженедельные занятия,
которые называются сатсангами. Я подумала, что может
быть я действительно что-то не поняла и отвергаю что-то
очень хорошее, и соответственно теряю из-за свей
недоверчивости или тупости.
Впечатления несколько улучшились, я
приняла участие еще в двух семинарах начальной ступени,
но продолженный курс так и не прошла, хотя неоднократно
записывалась. Каждый раз, когда нужно было ехать на
продолженный курс, возникало просто непреодолимое
нежелание. Я решила - раз душа не лежит, значит, мне это
не нужно и постепенно все забросила.
Однако время от времени приходится
сталкиваться с людьми, которые активно занимаются в
"Искусстве Жизни" и каждый раз я начинаю снова все
вспоминать и думать об этой организации. Не претендую на
истину, просто хочу поделиться своими идеями, вопросами,
которые меня в свое время мучили, и выводами.
1. Секта или нет? Мое мнение - секта.
Изначально утаивается или искажается информация,
нарушается действующее законодательство. О том, где, как
и кому разрешается заниматься дыхательными упражнениями,
я уже говорила. Еще один момент, в РФ запрещены массовые
сеансы гипноза, психотерапии, сеансы, на которых люди
входят в состояние транса. Однако такие сеансы имеют
место на семинарах и занятиях "Искусства жизни".
Организация, нарушающая законы, не может внушать
доверие.
2. Религиозная организации или нет?
Скорее всего, да. Хотя на базовых семинарах явно
выраженной религиозной направленности нет. Но о Боге
говорят постоянно. Кроме того, "Искусство жизни"
использует многие методы йоги. Йога, не являясь религией
сама по себе, тем не менее, своей целью имеет
приближение к Богу. Йога – это путь
самосовершенствования, цель которого – служение Богу,
познание Бога.
3. Возможно ли заниматься йогой и быть
христианином? Только, если сознательно ограничиться лишь
физическими упражнениями, т.е. начальной ступенью,
предполагающей физическое развитие, где нет идеологии.
Более высокие ступени, предполагают религиозное
служение. Йога – это древняя индийская культура,
продвигаясь на более высокие ступени йоги, вы неизбежно
встретитесь с религиозными обрядами и учениями, которые
существуют в Индии.
Совмещать индуизм или другие
традиционные религии Индии или Тибета с Христианством
невозможно. Как невозможно совмещать занятия в
"Искусстве жизни" с православием, рано или поздно
придется сделать выбор. Те, кто говорят об обратном,
либо заблуждаются, либо лукавят.
4. Возможны ли психические расстройства
в результате занятий? Сейчас однозначно могу сказать:
"Да, возможны". В результате выполнения дыхательных
упражнений в организме и в головном мозге накапливается
избыточное количество кислорода. Это явление называется
гипервентиляция.
В природе, все устроено гармонично,
дыхательная система человека рассчитана на потребление
того количества воздуха, которое нам необходимо.
Дыхательные упражнения полезны, когда человек страдает
бронхолегочны- ми заболеваниями, в некоторой степени,
это оправдано в условиях малоподвижного образа жизни в
городе. Но избыток кислорода также опасен, как и его
недостаток.
Вторая опасность – медитации, во время
которых происходит изменения в деятельности мозга.
Примитивно медитация – это состояние покоя и отдыха, но
не сна. Например, когда человек смотрит на реку или на
костер, или слушает спокойную музыку. Такая медитация не
принесет вреда. Этим может заниматься каждый.
Однако в йоге практикуются, другие,
более сложные виды медитаций. Долгое мне время было
непонятно, почему может развиться то или иное
психическое заболевание. Все стало ясно, когда во время
прослушивания лекции прозвучала фраза: "Погрузитесь в
себя как в глубину океана, и вы найдете там сокровище".
Человек погружается в себя и находит какой-либо скрытый,
процесс, "вытаскивает" его наружу, процесс переходит в
острую фазу.
***
Читайте также по теме:
***
Прочитав изрядное количество информации
в Интернете о йоге, наткнулась на интервью с одним
известным мастером йоги из Индии. Ему задали вопрос:
"Может ли в результате занятий йогой развиться
шизофрения?". Ответ: "Ни один мастер йоги не возьмет к
себе в ученики человека, склонного к шизофрении". На
базовые курсы в "Искусство жизни" берут всех.
Еще я хотела бы сказать о том, что йога
и организация на основе йоге не одно и то же. Не
вдаваясь в детали относительно техник и упражнений,
поскольку не эксперт в данной области, полагаю, что йога
– это мастер и несколько его учеников. Классическая йога
не предполагает большого скопления народа, доведенного
до экстаза.
Встречая людей, которых я знала до их
занятий в "Искусстве жизни", замечаю, что они
изменились. Не могу сказать, что они стали хуже или
лучше, просто стали другими. И это понятно, ведь дается
установка слушать сердцем, а про разум следует забыть.
Плюс состояние транса, когда человек теряет контроль над
собой. В этот момент его можно запрограммировать на
любую идею.
Большинство людей приходят на семинары,
слушают и принимают на веру, все, что там говорят.
Материал преподносится просто прекрасно, слова говорятся
хорошие, люди замечательные. А еще состояние эйфории или
кайфа. Люди хорошо себя чувствуют физически и
эмоционально после занятий и семинаров. Выбраться из
этого очень трудно. Большинство участников – женщины,
которые затем приводят своих детей.
Я помню, как несколько лет назад я
мучилась и не могла понять, что это такое, продолжать
мне занятия или бросить, идти дальше или нет. Мне
понадобилось достаточно много времени, чтобы разобраться
и принять решение. Если эта статья поможет хоть одному
человеку сделать правильный выбор, значит, я ее не зря
писала.
P.S. Данная статья не направлена против
отдельных людей, я знаю многих, кто занимается в
"Искусстве жизни" и поддерживаю с некоторыми из них
вполне нормальные дружеские отношения.
Наталия Брель
Центр свщмч. Иринея Лионского – 13.02.2009.
|