Православные, инославные и сектанты
Мнение православных священников - как нам строить отношения со знакомыми и ближними из числа инославных христиан
и сектантов?
Протоиерей Андрей Кононов (г. Вятка):
- Если твоя жена инославная, отношение одно,
если сосед или товарищ по работе - другое. Но в любом случае
все должно решаться в духе любви. Вот, напротив меня живет
муфтий, мы здороваемся, он называет меня батюшкой, а когда
он видит, что я иду в храм, говорит: "С Богом". Прежде всего
нужно видеть друг в друге людей. Представьте, как далеки от
обсуждения подобных вопросов православные, живущие в Европе
или Америке. Там вокруг сплошь инославные, и скажите на
милость - как себя вести с ними? Когда у человека нет
понимания жизни, отсутствует культура общения, он стремится
везде наставить перегородок, все разметить. Но вспомним, как
шли к людям апостолы - с большой теплотой, уважением к
людям, в противном случае их и слушать бы не стали. Плохо,
когда протестанты или католики занимаются у нас
прозелитизмом. Но если человек просто хочет по душам
пообщаться, попить с тобой чаю, что здесь плохого? Создавать
из этого проблему - наша старая беда, и к исповеданию веры
она не имеет особого отношения. Когда к нам в старину
приезжали греки-единоверцы, они тоже не чувствовали себя в
России своими. И слежку за ними устраивали, и всячески
обижали. В советское время эта особенность усилилась,
углубилась. Чтобы стать достойным христианином, нужно
переболеть этим и исцелиться.
***
Помощь людям попавшим в секты:
- Российские антисектантские центры - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
- Святые, к которым обращаются с молитвами о сектантах, раскольниках и иноверцах - Миссионерско-апологетический проект "К Истине"
- Как помочь человеку, попавшему в секту - Православная беседа
- Консультирование по вопросу выхода из секты - Миссионер Дона
- Выход из культов. Депрессия, одиночество, нерешительность, измененное сознание, эффект аквариумной рыбки, некритическая пассивность и пр. - решение психологических проблем людей после выхода из сект... - Маргарет Сингер
- Действия семьи при попадании ребёнка в тоталитарную секту - Михаил Бедило
- Православные, инославные и сектанты - Как нам строить отношения со знакомыми и ближними из числа инославных христиан и сектантов? - Вера-Эском
- Веру не рассказывают, а показывают (взаимоотношения с инославными и сектантами) - иерей Александр Ильяшенко
- Юридические советы для тех, чьи интересы попирают секты - Евгений Мухтаров
- В секты попадают из-за проблем, комплексов и тщеславия - иерей Евгений Тремаскин
- Противостояние сектам - это одно из дел любви Церкви к человеку - профессор Александр Дворкин
- О сектоведении (если кто-то до сих пор думает, что в секты попадают в основном неудачники, то позволю с этим не согласиться: в сектах сейчас состоит до 1 млн. наших сограждан, среди которых очень много весьма "образованных" людей. Слово "образованных" привожу в кавычках, поскольку требуется пояснить, что образование, которое получают наши сограждане в школах и ВУЗах не является образованием в полном смысле) - Олег Заев
- По следам "Бога КУЗИ" или о волках в овечьей шкуре (как и почему люди попадают в секты) - Олег Заев
***
Иерей Александр Козачук (г.Североморск
Мурманской области):
- Есть заповедь о любви к ближнему. И должно
быть понимание, что и католики, и протестанты исповедуют
Христа как Богочеловека. Прежде я относился к инославным с
настороженностью, но, по мере того как рос опыт общения с
ними, прежде всего с католиками, я все больше проникался к
ним уважением и симпатией. Здесь вспоминаются слова
митрополита Антония Сурожского о том, что мы похожи на
близких родственников, которые долго относились друг к другу
с любовью, но потом что-то случилось, и мы начали
расходиться в разные стороны. Но чем дальше уходили, тем
больше было желание обернуться и вновь посмотреть в глаза
друг другу. Нас многое разделяет, но в современном мире у
всех людей, сохраняющих верность Христу, не предавших Его
ради мира сего, есть общий и страшный противник - безбожие и
то, что оно несет с собой: глобализацию, с ее полным
отречением от нравственных основ жизни. Можно замкнуться в
себе и с мрачным удовлетворением, сарказмом наблюдать, как
рушатся одна за другой крепость веры и традиции. Что в этой
позиции православного - я не понимаю, но мода на нее
существует. А можно искать союзников. Не ради религиозной
глобализации - экуменизма, а с тем, чтобы вместе
противостоять вызовам богоборчества.
Для начала нужно определиться, что нас
объединяет. Очень и очень многое. Я видел среди инославных
много достойных христиан. Мы много общались, полемизировали,
и постепенно выяснялось, что наши расхождения не так
глубоки, как кажутся. Дело в том, что мы склонны, услышав
что-то о происходящем у других, многое додумывать или,
наоборот, упускать и, как говорится, накручивать себя. Есть
такое искушение не только в области догматической, но и
когда муж с женой ссорятся: перестают разговаривать и
начинают что-то выдумывают, воображать и доводить себя до
крайнего ожесточения. А стоит себя немножко смирить,
спросить, попытаться понять, и все эти миражи рассеиваются.
Мы должны честно говорить о наших
расхождениях, но именно честно, не умаляя их и не раздувая.
Возьмем слова католического Символа веры об исхождении
Святого Духа от Отца и Сына. Эта прибавка - филиокве -
считается главным пунктом нашего разделения. И
действительно, когда слышишь это, возникает недоумение - что
имеется в виду? Появляются нехорошие подозрения. Но когда я
побеседовал с католическими богословами, оказалось, что они
вкладывают в свой Символ мысль, близкую к той, что мы
встречаем у многих учителей Церкви. Например, у св.Иоанна
Дамаскина находим слова о Духе - "От Отца исходящего и через
Сына раздаваемого". Родилось филиокве в спорах с арианами,
которые отрицали единосущность Бога Отца и Христа, и надо
сказать, что формулировка вышла не самая удачная. Но такие
неидеальные выражения встречаются у любого из святых отцов,
ведь им приходилось продираться через настоящие чащобы
терминологической путаницы. Я не защищаю филиокве, хочу лишь
сказать, что от неточного или неясного выражения до ереси -
большое расстояние, причем католики вовсе не стремятся его
преодолеть. Тенденция скорее обратная: так, во время мессы
нередко произносится наш, никеоцареградский Символ веры.
Что касается политики прозелитизма, то
начиная с Папы Иоанна Павла Второго она проводилась довольно
активно и привела к тому, что мы очень отдалились друг от
друга. Но сейчас на престол взошел Бенедикт Шестнадцатый,
объявивший, что одна из самых приоритетных задач
римо-католицизма - это восстановление добрых отношений с
Русской Церковью. У нас, в Мурманской области, живут люди
разных исповеданий, с которыми мне приходится иметь дело. И
когда видишь перед собой собрата-христианина, готового
вместе с тобой постоять за Господа, понимаешь прежде всего
сердцем, что отталкивать его, ссориться с ним - это как-то
не по-божески.
Иеромонах Игнатий (Бакаев) (г. Сыктывкар):
- Я и священником-то стал отчасти потому,
что слишком много стало в начале 90-х годов
протестантов-миссионеров. Приезжали группами по десять и
более человек. Помню, шел из кирульского храма в праздник
святых Петра и Павла и увидел, как молодые люди раздают
листовки. Спрашиваю одного из них: "Ты знаешь, какой сегодня
день?" "Нет", - отвечает. "А ты понимаешь, что идешь против
России?" "Нет", - говорит. Оказался студентом ухтинского
института. Больно было видеть, что происходит, и страшно
стало за православие. Бегу в храм, рассказываю нашим
батюшкам, что происходит. Но они довольно сдержанно на мое
волнение реагируют. А отец Федор Федько так и вовсе сказал:
"Ты в Бога не веришь. Он с нами, а где Господь - там
победа". Это меня, однако, не слишком успокоило, я полагал,
что все сектанты от диавола, и с ужасом и со страхом смотрел
на то, что происходит.
Но после познакомился с одним иноком,
который сказал: "Успокойся, они тоже христиане, просто
заблудшие, не понимают истины". Я задумался, а потом, в 97-м
году, произошел, помню, такой случай. Приехал к нам в город
известный знаток сектантства Александр Леонидович Дворкин. Во время выступления
он получил записку от главы наших евангельских
христиан-баптистов Павла Ивановича Кобзаря: "Объясните
вашим, что мы не сатанисты". "Да, - сказал Дворкин, -
баптисты - это тоже христиане, просто на Господа смотрят
словно через автомобильное стекло, залитое дождем. Различают
силуэт, но многое упускают из тех путей ко спасению, которые
даровал нам Бог". Так я пришел к тому, что протестанты
все-таки не враги, что если мы наберемся опыта духовного,
любви к людям, то это больше послужит Христу, чем наш испуг,
наша тревога. Обретем спокойствие, и люди потянутся в Церковь.
Но диавол разделяет нас, каждый шаг к
человеческим отношениям дается тяжело. Помню, еду в автобусе
с одной из наших певчих. К ней подошла славная такая
девушка, статная, миловидная, - глаза радуются. Обнялись
они. Певчая преподавала этой девушке искусство вокала в
музыкальной школе. Спрашиваю: "А почему она не с тобой, не
поет в храме?" Оказалось, ее ученица принадлежит к другой
конфессии. "К какой? - спрашиваю, обращаясь к девушке. - Я
вот православный, а вы?" Отворачивается, смотрит в окно, а
потом голову подняла, нашла силы, осмелилась мне,
бородатому, внушающему страх и трепет, ответить: "Я
христианка". И так смотрит, словно я язычник римский и
сейчас начну ее мучить, а то и казни предам. Говорю на это с
удивлением, пытаюсь успокоить: "Вы знаете, Настя (так ее
зовут), я ведь тоже христианин". Тут она окончательно
отвернулась от меня и даже ушла в другую часть автобуса. И с
тех пор началось. Едва ли не каждое утро ее вижу. Видно, ей
хорошо, она молода, здорова, ждет каких-то радостей от
наступающего дня. А как меня завидит, вся скукоживается,
становится какой-то несчастной. И у меня сердце тоже
начинает скорбеть, настроение сразу портится, какую-то вину
ощущаю. Около года так продолжалось, и вот однажды я
вечером, уставший, захожу в автобус, смотрю: опять эта
девушка, только на этот раз с матерью, которая попыталась
уступить мне место со словами: "Садитесь, батюшка". Девушка
встрепенулась. "Нет, - говорит, - мама, я уступлю". Сел я на
ее место, и с тех пор она стала со мной здороваться, я
перестал быть опасным, чужим человеком.
Вот как тяжело дается крохотный шажок
навстречу друг другу, к простым человеческим отношениям.
Сейчас я больше не вижу в инославных врагов, а просто людей,
которым нужны и наше участие, и наши молитвы. С теплотой
надо относиться. Не из миссионерских целей, не ради того,
чтобы произвести впечатление, а чтобы самому остаться православным.
Вера-Эском – 25.04.2007.
|