Опыт организации центра реабилитации пострадавших от
сектантского влияния
На что прежде всего следует обратить
внимание, организовывая на приходе центр по реабилитации
вовлеченных в секты? Как строить диспут с сектантами? В
чем смысл диспута? О чем важно помнить, отправляясь на
диспут с ними? Как поступать, когда попавшие в секту
уклоняются от встреч с православными?
Сектовед и апологет Андрей Иванович Солодков
Время и место
Прежде чем обратиться к методологии
диспутов и бесед с сектантами, остановимся на важных
организационных вопросах.
При некоторых храмах РПЦ уже действуют
или организуются центры реабилитации для людей,
оказавшихся втянутыми в различные секты. На что стоит
обратить внимание, начиная работу таких центров? Есть
важные "технические нюансы", кажущиеся мелочью на первый
взгляд, но знание их позволит избежать многих ошибок,
которые в свое время были допущены нами при организации
в 1990-е годы центра реабилитации. В этом случае лучше
учиться на ошибках других, чем на своих собственных.
Центр реабилитации рекомендуется
организовывать при храме – чтобы человек мог зайти в
церковь и оказаться в совершенно особой ее атмосфере.
Очень хорошо, если центр реабилитации
находится при храме. В общем-то это одно из важных
условий. Потому что человек, придя в такой центр,
пообщавшись с православными миссионерами, может зайти
потом в церковь и оказаться в совершенно особой
атмосфере храма.
Обязательно надо благословиться и
договориться с настоятелем храма о том, что у вас есть
намерение организовать работу центра реабилитации при
храме для людей, попавших в секты.
Это отнюдь не редкая ситуация, когда к
священнику на исповеди подходят сектанты с вопросами:
почему вы, православные, почитаете иконы? почему
крестите младенцев? зачем вам Предание, когда достаточно
одного Священного Писания – оно объясняет само себя? Но
исповедь во время Литургии не позволяет по времени
ответить на эти недоуменные вопросы. Вот тут мы, миряне,
имеющие соответствующую подготовку, и можем помочь
священнику – взять эти беседы с сектантами на себя.
Важно сразу обозначить график работы
центра: конкретное время, день и место. Такой центр
может располагаться в доме причта, в выделенном
помещении для этой программы.
Лучше, если работа центра будет не в
субботний или воскресный день! В эти дни идут занятия
воскресной школы, работают различные кружки для детей,
всегда много народу… Оптимально, если день для работы
реабилитационного центра – в середине недели.
И это не должны быть вечерние часы,
иначе время работы вашего центра периодически будет
совпадать со всенощными под праздники. У меня, например,
приемный день каждый вторник с 15:00 до 19:00.
Второе: необходимо оповестить людей о
работе центра, распространив объявления для начала на
доске информации храма и храмов епархии – примерно
такого содержания: "Уважаемые братья и сестры! Если ваши
родные и близкие, друзья и знакомые попали под
сектантское влияние и вы хотите им помочь, можете
обратиться в центр реабилитации при нашем храме, где вы
получите консультацию и помощь по данному вопросу". Если
есть возможность опубликовать объявление через СМИ, то
надо разместить его в журналах и газетах. Если храм
выпускает приходскую газету или миссионерские листки –
обязательно и там. Дайте объявление на сайтах и
страничках в интернете, на радио, по кабельному
телевидению. Распространите как можно шире информацию о
работе центра.
***
Читайте также по теме:
***
Но не думайте, что к вам сразу придет
много людей. Нет. В 1990-е годы, когда был настоящий
наплыв сектантства (который, замечу, и сейчас не
ослабел, просто к нему сегодня все привыкли) и люди были
в панике, не знали, что делать, к нам в центр
реабилитации при храме иконы Божией Матери "Всех
скорбящих Радость" в первое время приходило человека
два-три. Но по прошествии нескольких месяцев нашей
работы – уже за 70 человек. Так что нам потребовались
помощники – сами мы уже не справлялись с таким наплывом
людей. Мы тогда обратились к студентам Московской
духовной семинарии, они приезжали из Троице-Сергиевой
Лавры, проводили прием в нашем центре. И одного дня уже
было мало.
Еще несколько слов о помощниках. Хорошо,
если вам будет помогать человек, который по милости
Божией обратился из секты в Православие. Он будет
отличным помощником. Ведь в секты попадают, в общем-то,
хорошие люди, и когда они становятся православными,
когда Господь их призывает, они для Церкви делают
немало, особенно что касается выхода и возвращения людей
из сект.
Замечу: обычно сначала приходят не сами
сектанты, а их родственники: мамы, бабушки… "Вот, –
говорят, – наша дочь (внучка) попала в секту. Была
хорошая, умная, а теперь распространяет какие-то
листовки, бросила институт…" Обязательно надо спросить,
какую литературу читает, – так вы уже из разговора с
родственником сможете определить, что это за секта. Если
человек не знает, что за литература, нужно спросить, что
является главной темой его разговора. Если говорит, что
вы неправильно понимаете Писание и заменили почитание
субботы на воскресенье, значит, человек попал к
адвентистам. Если говорит, что всем надо креститься
Духом Святым, – сразу понятно: попал к харизматам. Если
говорит, что имя Бога – Иегова и переливание крови –
смертный грех, значит, попал к иеговистам.
Как говорить с вовлеченными в секты
У святителя Иринея Лионского, полемиста
и обличителя древних еретических заблуждений, есть такие
слова: "Невозможно лечить людей больных, не зная причину
их нездоровья. Поэтому некоторые были намного искусней
меня, но не могли одолеть ересь Валентина, потому что в
точности не знали его учения". Святитель указывает на
причину невозможности опровергнуть ересь: незнание в
точности, в чем заблуждение той или иной секты.
Первое условие, как говорилось выше,
понять, в какую секту попал человек. Надо заметить, что
всех сектантов объединяет протест против Церкви, но о
своем противлении они учат по-разному. Задача миссионера
– знать в точности, в чем основное заблуждение в
вероучении секты, и только тогда можно правильно
выстроить беседу, показать, в чем неправильность и
искажение библейского текста. Сейчас мы говорим только о
протестантах и неопротестантах, для которых Библия –
абсолютная истина. При беседе с оккультистами в процессе
реабилитации рекомендуется использовать книги их
вероучения. Об этом мы будем еще говорить, когда станем
рассматривать непосредственно эти заблуждения.
Итак, мы определили, в какую секту попал
человек. Следующий шаг – попросить родственника,
обратившегося за помощью в центр реабилитации,
пригласить попавшего в секту сына (или дочь) прийти на
прием. В ответ на такое предложение обычно звучит ответ:
"Не пойдет". Тогда нужно посоветовать пригласить так:
"Скажите своему ребенку, что вы были в православном
храме, встретили православного миссионера, который
читает Библию и интересуется вашим направлением". Обычно
приглашение в такой форме – срабатывает. Я даже прошу
записать то, как надо пригласить. В таком приглашении
звучит несколько откровений для попавшего в секту.
Во-первых, что в Православии есть миссионеры; во-вторых,
что православные читают Библию; в-третьих, что они
проявляют интерес к их деноминации. В сектах существует
множество мифов о Православии: мол, православные Библию
не читают, поэтому учение Библии исказили, а миссионеров
у них не было и нет, и к нам они относятся с презрением
и готовы общаться с нами только в суде.
Предупредите, что не надо делать тайны
из посещения православного храма.
Такое приглашение не будет ни ложью, ни
манипуляцией. В миссионерском служении недопустимы
подобные методы. "И не делать ли нам зло, чтобы вышло
добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы
так учим?" (Рим. 3: 8). Наши слова об интересе к учению
сектантов – это правда. Ведь если мы собираемся
заниматься миссионерством среди сектантов, то придется
"в точности знать их заблуждения".
И еще: надо сказать, чтобы дома
прекратились все споры на религиозные темы. Родитель не
знает лжеучение секты, в которую попал ребенок, по этой
причине все аргументы типа "на Руси испокон веков…" или
о "великолепии наших храмов" будут напрасны. В худшем
случае такая полемика перерастет в жаркий спор, а из
спора в скандал. Бывает, доходит до того, что ребенок
уходит из дома, прерывает связь с родителями – и где нам
его потом искать?
Итак, предположим, что все рекомендации
выполнены и встреча состоялась. Я обычно пришедшему
показываю приходскую библиотеку, обращая внимание на
книги с библейскими комментариями. Помню, совсем недавно
была у нас мама с дочерью, которая намеревалась
креститься у свидетелей Иеговы. Каково же было ее
удивление, когда я дал ей в руки "Толковую Библию"
профессора А. Лопухина! Я указал на год издания, сказав:
"Видите, эти толкования на все книги Библии были
выпущены в конце XIX века – в то время, когда
образовалась ваша организация". Последовала долгая
пауза, листание страниц. После задал ей несколько
вопросов, касающихся Богочеловечества Христа, на которые
она не смогла ответить, но сказала, что есть у них некий
Сева, он знает всю Библию. Я попросил организовать с ним
встречу – позвонить ему. Но старейшина отказался,
ответив уклончиво о бесполезности подобных контактов, в
чем пришедшая на прием сомневалась: она горячо убеждала
старейшину встретиться. О чем они говорили потом, не
слышал, так как разговор продолжался на улице. Через
неделю позвонила мама и сказала, что дочь передумала и
собирается в гости к родственникам на Рождество (как
известно, свидетели Иеговы запрещают отмечать подобные
праздники).
После знакомства с библиотекой я обычно,
если немного людей записано на прием, предлагаю чай. В
общем, стараюсь сделать все, чтобы человек был способен
слышать. Отношение к заблудшему должно быть, как было
сказано в прошлой беседе, по принципу "ненавидеть
заблуждение, а не заблуждающегося". Метод миссионерской,
христианской приветливости располагает пришедшего на
прием к общению.
Другая ситуация: попавший в секту не
захотел прийти на прием, и его родственник сообщил: он
никуда не пойдет. Как тут быть? Тогда я предлагаю
навестить его на дому. Дайте такое задание родственнику
– спросить: согласится или нет этот человек, чтобы вы
пришли к нему домой поговорить с ним? Если он согласится
принять вас дома – обязательно придите, так как это уже
маленькая победа. Мы принимаем дома тех, кого хотим
видеть, а кого не хотим, тех не то что в дом – в сферу
своего общения не допускаем.
Если сектант не принимает наши доводы и
не слышит нас, проявляет при этом полный антагонизм –
беседу надо прекратить и задать следующий вопрос
Предположим, что встреча так или иначе
состоялась. Мы начинаем разговор, спрашиваем, какую тему
он хотел бы обсудить. О крещении младенцев, о Священном
Предании и Священном Писании, о Церкви?
Об иконопочитании, о почитании Матери Божией, о Кресте?
Если начинаем говорить на предложенную тему, но видим
полное отторжение и неприятие наших слов, пришедший все
время перебивает, он не хочет вслушиваться в наши слова
– надо сразу остановиться и прекратить разговор. Цель
встречи не в том, чтобы переспорить. Диспут – не ток-шоу
"К барьеру". Цель – помочь ему разобраться, в чем
лжеучение в понимании Библии сектой, затянувшей его к
себе, и впоследствии помочь принять неповрежденное
евангельское благовестие. В православном богословии есть
ответы на недоуменные вопросы сектантов, но мы не ставим
задачи загнать человека в угол в том или ином вопросе!
Когда сектант сталкивается с агрессией,
с рьяным не по уму миссионером, с какой мыслью он уходит
после такой встречи? Об этом рассказывали те, кто
возвращался по прошествии долгого времени – года через
4–5 – к Православию. Когда им задавали вопрос: где же вы
были, и почему тогда ушли? – то многие говорили: "Когда
не было аргументов, что ответить напавшему православному
миссионеру, то возникала мысль: "Правильно говорил мне
мой пастор: плохо я еще знаю Библию"". Человек уходил,
намереваясь проявить усердие в изучении еретических
догматов, он все больше погружался в заблуждение. С
другой стороны, есть и те, кто даже после такого натиска
продолжил встречи с миссионером, но, как показывает
практика, все же "метод нападения" менее плодотворен.
Поэтому, если встреча рискует
превратиться в спор, а оппонент выражает полное
неприятие наших аргументов, надо остановить беседу и
задать вопрос: "А вы спросили разрешение у своего
пастора (старейшины) на встречу со мной?" Обычный ответ:
"Нет".
Тут отмечу такой важный момент: нам
необходимо знать сектантскую терминологию. Ведь мы
сказали, что интересуемся их движением. И если к нам
пришел свидетель Иеговы, мы не должны называть их лидера
пастором. У них пасторов нет. У них старейшины. Если мы
скажем: "Спросили ли вы разрешение на нашу встречу у
своего пастора?", свидетель Иеговы подумает: "А говорил,
что интересуется нашим движением. Путает нас с
баптистами. Что-то тут не так…" Казалось бы: мелочь, но
важная! Необходимо знать терминологию, которая бытует в
той или иной секте.
Итак, мы остановили беседу и задаем
вопрос о разрешении на встречу, слышим ответ: "Нет".
Тогда я предлагаю следующее: "Я вижу, вы знаете
Священное Писание. Но мне бы хотелось уточнить некоторые
богословские вопросы, непонятные для меня. Хотелось бы
встретиться с вашим пастором (старейшиной) и выяснить их
для себя. Вот моя визитка, буду ждать звонка".
Дальше происходит следующее – об этом
рассказывали сами бывшие сектанты. Приходит человек в
свою секту. Обычно на собраниях сект после так
называемого "богослужения" – хотя это, конечно, никакое
не богослужение, а просто проповедь и совместное пение –
в разных сектах по-разному – так вот, после всего этого
члены секты обсуждают, что сделано за неделю. Так во
всех сектантских общинах: после собрания – отчет о
проделанной работе: кто сколько листовок с приглашением
раздал, кто кого на улице или в метро пригласил, вручив
журнал или брошюру, и т.д. Доходит очередь "отчитаться"
до того человека, который приходил к нам в центр на
прием. Он говорит: "А я в православный храм ходил".
Пастор (старейшина) спрашивает: "А что ты там делал? Там
же идолопоклонники одни". – "Нет, там есть человек –
православный миссионер, он читает Библию и интересуется
нашей церковью. Он сказал, что хотел бы с вами
пообщаться: у него есть какие-то вопросы по Библии. Вот
его телефон". Это обычно срабатывает примерно процентов
на 70%: пастор (старейшина) либо к себе зовет, либо сам
приходит.
Предположим, что встреча состоялась. Тут
мы подходим к самому главному. Смысл всей предыдущей
работы – выйти на пастора (старейшину), который для
рядового сектанта незыблемый авторитет. Организовать с
ним диспут в присутствии попавшего в секту и под его
влияние – главная задача. И если пастор (старейшина)
спросит у вас, можно ли ему на встречу с вами еще
кого-нибудь привести, – конечно, можно – даже нужно!
Вот мы договорились о диспуте,
обозначили место, день и время и конкретную тему. Очень
важно определиться, какая конкретно будет тема диспута.
Есть склонность у сектантов перескакивать в ходе
диспута, когда исчерпаны аргументы, на другую тему.
Предварительная договоренность о теме даст возможность
остановить оппонента и вернуть в русло этой заявленной
темы.
Тут надо сделать важное замечание. Мы
помним, что протестантизм возникает в Европе как протест
против именно католических заблуждений, таких как
пелагианство (оправдание делами), главенство папы и его
непогрешимость, индульгенции, сверхзаслуги святых,
фелиокве и проч. Вся догматика протеста Лютера и его
последователей направлена именно против латинских
заблуждений. Протестантское и неопротестантское
вероучение не знает Православия и приписывает ему то, во
что мы не верим. В ходе диспута стоит об этом сказать.
Так, "пророчица" адвентистов Е. Уайт, написавшая
достаточно много книг, ни словом не упоминает в них о
Православии. Все ее нападки – на католические догматы.
Но более подробно рассматривать заблуждения адвентистов
мы будем в дальнейших лекциях, сейчас я привел этот факт
как очень показательный пример.
Диспут
Богословский диспут – древняя
святоотеческая методология обращения и возвращения
людей, попавших в душепагубные заблуждения.
Диспут – это одна из главных целей
работы центра. На диспут пастор (старейшина), уверенный
в своем превосходстве, приглашает всех членов общины, и
это хорошо, ведь диспут именно для них. С нашей стороны
– православная "группа поддержки" миссионеров.
Между вами – пастором (старейшиной) и
миссионером – начинается диспут, например о Предании и
Писании. Пастор (старейшина) говорит, что Предание не
нужно, мы говорим, что необходимо. Ваш подопечный
сектант и другие слушают. Для них пастор (старейшина),
как уже было сказано, незыблемый авторитет, который, по
их представлению, знает всё. Почему? Потому что он –
первый человек, давший ему понимание библейского
откровения – понимание хотя и искаженное, но все же в
некоей степени поменявшее его жизнь. Поэтому для него он
– своеобразный идол.
Еще несколько советов. О методике
ведения диспута, о возможных ошибках и о том, как
поступить, если что-то идет не так, мы еще будем
говорить. Сейчас же остановимся на организационных
вопросах. Сразу обозначьте время: 20 минут говорит он,
20 минут – вы. Также между вами и пастором (старейшиной)
два представителя – православный миссионер и человек из
среды сектантов: они следят за регламентом и принимают
записки с вопросами из зала, на которые будут даны
ответы в обговоренное заранее время – допустим, по 15
минут от той и другой стороны.
Подчеркну: у нас, православных, никакого
равноправного диалога с людьми других конфессий быть не
может – равноправного в том смысле, чтобы говорить: у
вас своя истина, а у нас – своя. Истина одна – Христос и
Его Церковь, созданная на земле, и Христос – Глава, а
Церковь – Тело. Мы – Церковь! Это не пафос, это не
гордость. Это – правда. Мы провозглашаем чистоту
Евангелия, а они – нет. У них – ложь. Так что,
повторюсь, равноправного диалога быть не может. Может
быть только диспут, методику проведения которого
миссионеру определяет апостол Петр: "Будьте всегда
готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем
уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1
Пет. 3: 15).
Напомню еще раз: диспут не для того,
чтобы переспорить, а чтобы отвратить человека от ложного
пути. "Братия! – пишет апостол Иаков. – если кто из вас
уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает,
что обративший грешника от ложного пути его спасет душу
от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5: 19–20).
Диспут – форма миссионерского служения в
инославной среде, проповедь неповрежденного благовестия
для заблудших. Где мы найдем другую форму благовестия
для сектантов?! А здесь по договоренности и в
присутствии пастора (старейшины) у нас есть возможность
проповеди Евангелия для сектантов, которых к нам привел
пастор (старейшина). И всё это не хитрый ход и не ради
забавы. Мы всё это делаем ради одной цели – достучаться
до сердец заблудших! Для находящихся в секте их пастор
(старейшина) – последняя инстанция толкования Библии, и,
по их мнению, у него есть ответы на все вопросы. И если
даже диспут пройдет 50/50 – пусть даже так, – все же
цель будет достигнута. Развеется хотя бы миф о том, что
православные Библию не читают и миссионеров у них нет.
Когда нами приводятся цитаты из Священного Писания, с
хорошими аргументами и комментариями, в спокойной и
сдержанной манере общения, и каким-то вопросом нам
удалось поставить пастора (старейшину) в тупик, то
сектанты, видя растерянность своего авторитета, прежде
всегда уверенного в своей правоте, подумают:
"Оказывается, пастор (старейшина) не всё знает!.."
Рождаются очень хорошие, очень здоровые сомнения –
сомнения апостола Фомы! Ведь в любой секте напрочь
отбивается критическое мышление, и вера там даже не в
Бога, а в человека – главу секты. Это в общем-то
историческое наследие протестантизма в целом.
Отделившись от католицизма, протестанты не изменили
своей психологии, у них осталась все та же потребность в
непререкаемом авторитете, только у католиков это – папа,
а в секте – пастор (старейшина).
После диспута обычно подходят люди,
находящиеся в секте, с просьбой дать информацию о том,
где можно еще что-то почитать по тому или иному вопросу.
Нужно быть к этому готовым.
У миссионеров всегда должны быть с собой
реквизиты центра реабилитации попавших в секты. После
диспута начинаются телефонные звонки, в центр идут люди.
Обычно я их прикрепляю на два-три месяца к миссионерской
школе, где они прослушивают несколько уроков по
догматическому богословию; если в этот период в
расписании занятий нет сектоведения, даю для
самостоятельного прочтения определенную литературу и для
прослушивания курс моих лекций в формате MP3. Весь этот
процесс завершается чином присоединения к Русской
Православной Церкви в нашем храме преподобного Иосифа
Волоцкого в Москве.
И последний совет: к диспуту надо
тщательно готовиться. Бывает, появляется у миссионера
нездоровая мысль: "У меня и так все хорошо получается".
Как только такая мысль придет, знайте: это начало
самомнения, и как следствие – провал. Помните принцип:
"Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что
говоришь".
Во время диспута надо говорить четко и
конкретно, держаться темы, отвечать на поставленные
вопросы, не увлекаясь чрезмерно риторикой.
В следующий раз мы поговорим
непосредственно о методике ведения диспута на темы:
"Церковь и "церкви"" и "Священное Предание и Священное
Писание".
Андрей Солодков
Православие.Ru - 10.02.2017.
|