Как помочь эзотерику?
Представим ситуацию: близкий Вам человек
увлекся эзотерическими "науками" – агни-йогой, теософией
и т.д. Что делать? Прежде всего, выбрать правильную
стратегию поведения. Любая помощь возможна только при
наличии контакта между Вами и близким Вам человеком,
поэтому деструктивные формы контакта (скандалы, угрозы,
что он будет "вечно гореть в аду", что Вы разорвете с
ним отношения, особенно, если Вы в действительности не
хотите их разрывать, ультиматумы) должны быть
исключены. Если контакт между Вами и Вашим близким будет
утерян, пользы от этого не будет никакой.
Если Вы готовы быть терпеливым,
доброжелательным, способны терпеливо выслушивать
эзотерика, несмотря на свое несогласие с ним, то
приступайте к делу.
Для начала необходимо глубже
познакомиться с тем учением, которым увлекся Ваш
близкий, найти материалы с разумным критическим анализом
этого учения. К сожалению, таких работ немного, большая
их часть носит откровенно ругательный характер. Такие
работы лучше не использовать: если Ваш близкий, прочитав
ее, увидит, что автор приводит ложную информацию о
предмете, что он тенденциозен в его оценке, он потеряет
доверие к критической литературе и только еще больше
утвердится в своих убеждениях.
Эзотерик-неофит, скорее всего,
"заболеет" желанием обратить всех на путь истины: он
везде, где сможет, будет рассказывать о совершенных им
"открытиях", о своих переживаниях. Выслушивайте его
доброжелательно, не спорьте. В споре рождается не
истина, а враги. Ваша же цель – не переспорить
эзотерика, а заставить его задуматься и начать более
критично подходить к тем идеям, которые он собрался
положить в основу своей духовной жизни. Дайте человеку
выговориться, проявите к нему внимание, возможно, одного
этого уже будет достаточно, чтобы он отошел от занятия
оккультизмом (иногда с помощью оккультизма человек
пытается заполнить ту пустоту, которую образует в его
жизни одиночество). Если этого недостаточно, то найдите
в исповедуемом эзотериком учении зацепку для ведения
диалога. Например, если Ваш близкий увлекся агни-йогой,
можно использовать благожелательные высказывания Е.
Рерих о книгах Добротолюбия. Предложите их прочитать.
Если эзотерик откажется, мотивируя свой отказ тем, что
книг Елены Рерих достаточно для духовного развития,
спросите его: может ли агни-йог ограничивать свое
познание? Боится ли он постигать новое? К тому же, Елена
Рерих сама рекомендовала читать данные книги. С помощью
этого вопроса Вы поможете эзотерику не замкнуться на
одной агни-йоге.
Если Ваш близкий начинает ругать
Церковь, спросите его: все ли христиане, на его взгляд,
действительно являются невежественными и непорядочными
людьми? Могут ли и среди них встречаться порядочные
люди? Спросите, может ли принадлежность к агни-йоге сама
по себе делать человека подвижником или нет? Не будет ли
более справедливо утверждать, что в Церкви, как и везде,
есть и грешники, и подвижники? Также поинтересуйтесь, к
чему призывает агни-йога: к ненависти или любви к
ближнему? И кто наш ближний? Приведите притчу о добром
самарянине: "… некоторый человек шел из Иерусалима в
Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него
одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По
случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его,
прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел,
посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая,
нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя,
перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив
его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился
о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария,
дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о
нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь,
отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний
попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему
милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так
же" (Лк.10:30-37). Наш ближний, согласно христианскому
вероучению, это тот, кто творит добро, а не тот, кто
является формальным христианином или эзотериком.
Поинтересуйтесь, согласен ли Ваш друг с этой позицией.
Поинтересуйтесь, существуют ли ложные учения, и на
основании каких критериев их определяют как ложные? В
агни-йоге утверждается: "Могут ли Сообщения, научно
обоснованные, изменяться и противоречить себе? Конечно,
основы непоколебимы, но колебания могут быть в
приёмниках (выделено нами. – В.П.). Такие явления
несоответствия не следует относить к основам. Не лучше
ли поискать причину в своём непонимании? …" (Живая
этика. Братство.53). Поинтересуйтесь, могла ли Е.И.
Рерих передать ложную информацию? На каком основании он
считает, что вся информация, изложенная в учении
агни-йоги, истинна? Приведите противоречия из агни-йоги
и спросите: можно ли проповедовать взаимоисключающие
идеи и при этом считать, что Е.И. Рерих, как "приемник",
не имела "колебаний"?
***
Читайте также по теме:
***
Поинтересуйтесь, как Ваш близкий
относится к христианству. Если он считает себя
христианином, то каким образом он интерпретирует слова
учения агни-йоги: "На пути к йоге может быть, кто легко
считает свои познания ничтожными; кто редко помнит об
отличиях своих, утвержденных людьми; кто не принимал
участие (выделено нами. – В.П.) в ложных явлениях
религии" (Живая Этика. Знаки агни-йоги. 182)? Он
согласен с утверждением: "Они думают, что можно прожить
в обычных мерах, но с каждым днем становится яснее, что
можно спасти людей верою, которая превыше всех
религий (выделено нами. – В.П.)" [1]?
Если Ваш эзотерик согласен, что агни-йога "выше всех
религий", то как совместить это с утверждением: "На всех
путях ко Мне встречу тебя" (Живая этика. АУМ. 583)?
Может ли христианин оставаться самим собой или он
обязательно должен стать последователем агни-йоги?
Конечно, не существует универсального
рецепта помощи близкому человеку, погрузившемуся в мир
эзотерики. Терпение, внимание, знание предмета,
искреннее желание помочь разобраться в его духовных
исканиях – вот то, что можно порекомендовать в этой
ситуации. И помните слова Христа: "Я есмь лоза, а вы
ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит
много плода; ибо без Меня не можете делать
ничего (выделено нами. – В.П.)" (Ин.15:5).
Виталий Питанов
Виталий Питанов
Использованная литература
1. Напутствие Вождю. - Л., 1990. -С.
145.
|