Корпорации веры. В США набирают силу мегацеркви с
бизнес-структурой и гигантскими доходами
В США набирают силу мегацеркви -
религиозные организации с сотнями тысяч прихожан,
бизнес-структурой и гигантскими доходами... Увы, "попы
на мерседесах" не только беда Русской Православной
Церкви...
Воскресные службы крупных неопротестантских сект
посещают десятки тысяч прихожан. Фото: Reuters
Огромное здание из стекла и металла с
кафе, рестораном, кинотеатром, магазинами, окруженное
спортивными площадками и парковкой на несколько тысяч
мест. Это не развлекательный центр и не супермаркет, а
расположенная неподалеку от Чикаго церковь общины Willow
Creek, одной из самых популярных американских
христианских организаций.
Это типичная американская мегацерковь,
куда на воскресное богослужение сходятся не меньше 2
тыс. человек. Согласно данным Хартфордского института
исследования религий, количество церквей такого масштаба
в США за последние полстолетия выросло с 16 до 1.300.
Около 50 из них еженедельно посещают до
47 тыс. человек, так что их гигантские здания - скорее
необходимость, чем роскошь. Как и другая инфраструктура
вроде парковок, детских комнат (надо же куда-то сдавать
детей, пока взрослые слушают проповедь), магазинов, в
которых кроме всего прочего продается религиозная
литература, и кафе - после длинной проповеди неплохо
перекусить.
Современные протестантские церкви
Америки, самые большие среди которых - Южная баптистская
конвенция (16,2 млн. прихожан), Объединенная методистская
церковь (7,9 млн.), Евангелическая лютеранская церковь
(3,5 млн.), превращаются в крупные безнес-корпорации
В США около 76 % верующих исповедуют
христианство. Причем значительную их часть, около 68 %,
составляют протестанты. Именно современные
протестантские церкви Америки, самые большие среди
которых - Южная баптистская конвенция (16,2 млн.
прихожан), Объединенная методистская церковь (7,9 млн.),
Евангелическая лютеранская церковь (3,5 млн.),
превращаются в крупные безнес-корпорации, и обороту
средств в них могут позавидовать солидные компании,
убеждены эксперты.
Судите сами: почти 21 млн. граждан США
ежемесячно отдают церкви 10 % своих доходов. А доходы
американских церквей налогами не облагаются.
При этом Willow Creek имеет официально
сформулированную цель - "превращение нерелигиозных людей
в преданных последователей Иисуса Христа" - и четко
расписанную стратегию ее достижения. Над этим работает
команда профессиональных менеджеров, и некоторые из них
имеют дипломы MBA - это также атрибуты современной
церковной организации.
Главы крупных церквей США не скрывают,
что религиозный лидер современности - это в первую
очередь хороший предприниматель. Так, Джон Джексон,
бывший пастор, а ныне - президент христианского
Университета Уильяма Джессопа, в своей книге
Пасторпренер делится секретами создания процветающей
религиозной структуры, вполне применимыми к коммерческой
фирме.
"Мегацеркви представляют веру в
развлекательно-диснеевском плане, - иначе видит
положение вещей Дрю Гудменсон, бывший пастор, сегодня -
президент совета Центра церковных коммуникаций,
расположенной в Лос-Анджелесе организации. - Забудьте о
религиозном откровении или экстазе, посещение такой
церкви не более драматично, чем поход в шопинг-молл".
Библия под хруст попкорна - История девушки Людмилы, которая пошла к сектантам-пятидесятникам, а пришла в Церковь - Фома
***
Христианство по-американски
Наигрывая на губной гармошке популярный
соул-блюз, мужчина в темных очках и надетой задом
наперед кепке-бейсболке въезжает верхом на
Harley-Davidson во двор христианского колледжа Новая
Надежда в городе Юджине, штат Орегон. Этот человек -
американская легенда и любимец местных жителей,
59-летний пастор Уэйн Кордейро.
Правда, сейчас он отошел от активной
деятельности - большую часть времени Кордейро посвящает
тренировке скаковых лошадей на собственной ферме в
окрестностях Юджина. А также сотрудничает с колледжем -
встречается с молодыми людьми, помогает в организации
мероприятий и встреч со знаменитостями, от рок-звезд до
духовных лидеров.
Извечную религиозную дилемму - как
сохранить церковные традиции и в то же время привлечь
свободомыслящую молодежь - Кордейро, бывший наркоман и
рокер, решил в пользу модернизации
Начинал пастор Кордейро на Гавайях.
Затем проповедник-протестант объездил весь мир - он
создал более 120 церквей в разных странах и привлек
более 30 тыс. прихожан. Его менеджерские таланты
отметили и в Willow Creek, пригласив на должность
исполнительного директора. Но Кордейро отказался: его
больше привлекало миссионерство, разъезды по всему миру
и обращение неверующих.
Извечную религиозную дилемму - как
сохранить церковные традиции и в то же время привлечь
свободомыслящую молодежь - Кордейро, бывший наркоман и
рокер, решил в пользу модернизации. Сейчас он пишет
книги о том, как церкви должны меняться в эпоху высоких
технологий, спонсирует классы хипхопа в колледже и
студенческий бэнд под названием iPad Orchestra.
Кордейро верит, что именно в развлечении
будущее религии. "Да, я использую приемы искусства -
музыку, танцы, свет, - признает он. - Потому что если
посмотреть на современные молодежные стандарты, то это
не навевающее скуку чтение псалмов под звуки органа".
Хотя образ жизни и увлечения Кордейро
раздражают некоторых обычных американцев и кое-кого из
его коллег, его популярность сравнима с идолами
поп-музыки. Эксперты также предполагают, что и заработки
пасторов такого уровня достигают солидных сумм. Судя по
роскошным автомобилям и домам некоторых проповедников,
далеко не все из подаяний верующих идет на
благотворительность, считают обозреватели.
Судя по роскошным автомобилям и домам
некоторых проповедников, далеко не все из подаяний
верующих идет на благотворительность
Так, согласно оценкам американских
экспертов, крупные религиозные организации зарабатывают
не менее $ 7 млн. в год каждая, а есть и такие, чей доход
исчисляется более чем $ 10 млн. в год. Но отследить, куда
и как расходуются средства, не представляется возможным:
церкви в США, как и во многих других странах мира, не
платят налоги и не обязаны декларировать свои доходы.
При этом около 63 млн. американцев
посещают службу каждую неделю, из них треть регулярно
отдают как минимум 10 % своих доходов церкви. Некоторые
для удобства даже предоставляют свои банковские
реквизиты, чтобы отчисления производились автоматически
и вовремя.
"И это ни в коем случае не принудительно
- это всегда личный выбор верующего", - рассказывает
Диана Эллиот из Орегона.
Кроме благотворительных взносов церкви
получают доход от продажи DVD, книг, продуктов питания и
напитков в своих кафе и ресторанах, предоставляют
образовательные и другие платные услуги. Сколько это в
долларах, точно не знает никто.
В идеале эти деньги должны идти на
социальные проекты - так и происходит, во всяком случае
частично. Как рассказывает Эллиот, многие церкви
помогают беднякам, причем всем подряд, без оглядки на их
религию. "Даже неверующие признают, что в этом смысле
церкви полезны, - говорит она. - И мегацеркви тоже, хотя
меня раздражает их самолюбование и самовосхваление".
Критика пятидесятнической теологии процветания - Джон Пайпер, баптистский пастор из Миннесоты, США
Охота за головами
Службы, нередко сопровождающиеся
концертами звезд и другими яркими мероприятиями,
привлекают множество неофитов, особенно молодежи.
А ради увеличения паствы церкви идут на
многое - даже отмечают праздники "конкурентов".
Например, в Willow Creek недавно отметили День святого
Патрика, католического святого и покровителя Ирландии.
Правда, на свой манер - пригласив ирландского
проповедника-баптиста.
Успех Willow Creek уже стал учебным
примером в Гарвардской школе бизнеса. А сама церковь
принимает у себя ежегодный Международный лидерский
саммит, куда приезжают обмениваться опытом сотни
менеджеров высшего и среднего звена со всего мира, а
также бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр и
экспрезиденты США Джимми Картер и Билл Клинтон.
Успех Willow Creek уже стал учебным
примером в Гарвардской школе бизнеса. А сама церковь
принимает у себя ежегодный Международный лидерский
саммит, куда приезжают обмениваться опытом сотни
менеджеров высшего и среднего звена со всего мира
Однако не эти мероприятия становятся
поводом для критики в адрес мегацерквей, а прозелитизм,
в частности переманивание верующих из других конфессий.
"Некоторые [религиозные организации]
серьезно усматривают в этом [развлекательном
христианстве] посягательство на членов своих общин", -
говорит Мэри Адамски, американский религиозный
обозреватель с 20-летним стажем.
"Это черта, которую нельзя переходить, -
уверен пастор небольшой церкви из Хьюстона Билл Стрегер.
- Наша служба уже состоит не в том, чтобы славить
господа и спрашивать себя, что могло бы порадовать его,
а в том, чтобы спрашивать себя: что могло бы порадовать
невоцерковленных людей?"
У церквей, особенно мега, хватает
противников и среди светских людей. Например, немало
таких, кто видит их миссию прежде всего в обогащении, -
среди них дизайнер Тони Уэгн и фотограф и оператор
Джастин Уилсон.
"Есть ведь более достойные
благотворительные организации, которые не скрывают свои
цели под маской святости и не манипулируют чувством
раскаяния для того, чтобы набивать карманы", - возмущены
американцы.
Антикрестовый поход
Доказательство того, что слуги божьи не
прочь поживиться из ящика для милостыни, - атрибуты
роскошной жизни многих пасторов, которые они сами,
впрочем, называют не иначе как "божьим благословением" и
"производственной необходимостью".
В частности, как сообщает влиятельное
американское бизнес-издание The Economist, небеса
"благословили" пастора одной из церквей штата Джорджия с
красноречивым именем Крефло Доллар машиной Rolls-Royce и
личным самолетом, а его коллегу Джойса Мейера - домом за
$ 2 млн. и также самолетом стоимостью $ 10 млн.
"Бог награждает своих верных служителей,
- парирует нападки критиков Мейер. - Молитесь, и вам
также воздастся".
Многих американцев, как верующих, так и
атеистов, это раздражает: они уверены, что церковным
деятелям не к лицу роскошь, тем более во время кризиса.
"Если бы церковь облагалась налогом, то вообще никакой
рецессии не было бы!" - не сдерживает эмоций американец
Гордон, не пожелавший, тем не менее, назвать свою
фамилию.
Небеса "благословили" пастора одной из
церквей штата Джорджия с красноречивым именем Крефло
Доллар машиной Rolls-Royce и личным самолетом
Писательница Кэтрин Спирс Захариас идет
дальше: она предлагает вынести эту тему на суд
общественности. Также она считает, что правительству
пора задаться вопросом о налогообложении церкви. Более
того, если религиозные деятели на самом деле, как они
уверяют, пекутся о благе своих прихожан, они сами должны
голосовать за это.
"Если церковь и правда хочет служить
обществу, они будут настаивать на том, чтобы платить
свою часть, - уверена Захариас. - Мы переживаем трудные
экономические времена. И путем налогообложения церкви
можно было бы изыскать такие необходимые обществу
средства".
Впрочем, выступающие с инициативой
налогообложения церкви сами понимают, насколько эта идея
утопична. Как показывают социологические опросы, около
половины американцев, 48%, верят в то, что федеральное
правительство должно защищать христианские ценности. А
значит, церковь остается неприкасаемой.
Тем временем растет число тех, кто
рассчитывает на другие методы. Так, Уэнг и Уилсон даже
объединились в креативный дуэт, чтобы донести свою
позицию до миллионов верующих во всем мире: они создали
ролик под названием The New Tithe (Новая десятина), в
котором призывают людей давать деньги не на абстрактную
церковную благотворительность, а на конкретные проекты,
которые лично филантроп считает важными.
А служители более скромных церквей
призывают вспомнить о своем предназначении - службе богу
и людям.
"Тогда в канун Рождества они не будут
выходить из своего дома стоимостью $ 3 млн, прыгать в
свой вертолет за $ 15 млн. и [вместо службы в церкви]
отправляться на рождественский шопинг", - грустно шутит
пастор Стрегер.
Небедные слуги божьи
Самые богатые религиозные организации
США (Информацию о финансах предоставляют лишь 64
церковные организации):
1. Южная баптистская конвенция - 12,1
млрд. долларов (общая сумма денежных взносов) - 16,2
млн. человек (кол-во прихожан) - Евангельский
протестантизм (конфессия)
2. Объединенная методистская
церковь - 6,3 млрд. долларов (общая сумма
денежных взносов) - 7,9 млн. человек (кол-во
прихожан) - Протестантский мейнстрим (конфессия)
3. Пресвитерианская церковь США - 2.9
млрд. долларов (общая сумма денежных взносов) - 2,1 млн.
человек (кол-во приходан) - Протестантский мейнстрим
(конфессия)
4. Евангелическая лютеранская
церковь в Америке - 2,8 млрд. долларов (общая
сумма денежных взносов) - 3,5 млн. человек (кол-во
приходан) - Протестантский мейнстрим (конфессия)
5. Епископальная церковь - 2,3 млрд.
долларов (общая сумма денежных взносов) - 1,7 млн.
человек (кол-во приходан) - Протестантский мейнстрим
(конфессия)
6. Лютеранская церковь –
Миссурийский синод - 1,3 млрд. долларов (общая
сумма денежных взносов) - 1,8 млн. человек (кол-во
приходан) - Евангельский протестантизм (конфессия)
7. Церковь адвентистов седьмого дня -
1,2 млрд. долларов (общая сумма денежных взносов) - 1
млн. человек (кол-во приходан) - Евангельский
протестантизм (конфессия)
8. Объединенная церковь Христа - 0,9
млрд. долларов (общая сумма денежных взносов) - 1,2 млн.
человек (кол-во приходан) - Протестантский мейнстрим
(конфессия)
9. Церковь Назарянина - 0,8 млрд.
долларов (общая сумма денежных взносов) - 0,8 млн.
человек (кол-во приходан) - Евангельский
протестантизм (конфессия)
10. Пресвитерианская церковь в
Америке - 0,7 млрд. долларов (общая сумма
денежных взносов) - 0,3 млн. человек (кол-во
приходан) - Евангельский протестантизм (конфессия)
С Богом по жизни
Топ-5 наиболее многочисленных
религиозных направлений в США
Возраст верующих:
17% - 18-29 лет
39% - 30-49 лет
26% - 50-64 года
19% - 65+
Распределение верующих по регионам:
50% - Юг
23% - Средний Запад
17% - Запад
10% - Северо-восток
Пол верующих:
53% - женщины
47% - мужчины
Уровень дохода прихожан:
34% - менее $ 30 тыс.
24% - $ 30-50 тыс.
18% - $ 50-75 тыс.
11% - $ 75-100 тыс.
13% - более $100 тыс.
Частота посещений церковных служб:
30% - несколько раз в неделю
28% - раз в неделю
14% - один или два раза в месяц
24% - реже
4% - никогда
Описание: Делает акцент на личном
возрождении каждого верующего, крещение проводится
только в зрелом возрасте и рассматривается как акт
осмысленного выбора; предполагает наличие суровой
морально-этической позиции и активной миссионерской
деятельности
Католицизм
% взрослого населения: 23,9
Возраст верующих:
18% - 18-29 лет
41% - 30-49 лет
24% - 50-64 года
16% - 65+
Распределение верующих по регионам:
29% - Северо-восток
24% - Средний Запад
24% - Юг
23% - Запад
Пол верующих:
54% - женщины
46% - мужчины
Уровень дохода прихожан:
31% - менее $ 30 тыс.
20% - $ 30-50 тыс.
16% - $ 50-75 тыс.
14% - $ 75-100 тыс.
19% - более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:
9% - несколько раз в неделю
33% - раз в неделю
19% - один-два раза в месяц
33% - реже
6% - никогда
Описание: Католицизм пришел в Америку в
XVI веке благодаря испанским миссионерам, позже ряды
католиков пополнялись за счет эмигрантов из Италии,
Ирландии, Германии и Южной Америки. Сейчас это наиболее
многочисленная церковная организация США
Протестантские церкви мейнстрима (Mainline
Protestant Churches)
% взрослого населения: 18,1
Возраст верующих:
14% - 18-29 лет
36% - 30-49 лет
28% - 50-64 лет
23% - 65+
Распределение верующих по регионам:
34% - Юг
29% - Средний Запад
19% - Северо-восток
18% - Запад
Пол верующих:
54% - женщины
46% - мужчины
Уровень дохода прихожан:
25% - менее $ 30 тыс.
21% - $ 30-50 тыс.
18% -$ 50-75 тыс.
15% - $ 75-100 тыс.
21% - более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:
8% - несколько раз в неделю
26% - раз в неделю
19% - один-два раза в месяц
40% - реже
7% - никогда
Описание: До начала ХХ века церкви этой
группы были самыми популярными среди белого населения
Америки. Наибольшего влияния достигли к середине ХХ ст.,
с тех пор начали сдавать позиции в пользу евангельского
протестантизма, о чем говорит отток прихожан
Традиционно афроамериканские церкви (Historically
Black Churches)
% взрослого населения: 6,9
Возраст верующих:
24% - 18-29 лет
36% - 30-49 лет
24% - 50-64 года
15% - 65+
60% - Юг
Распределение верующих по регионам:
19% - Средний Запад
13% - Северо-восток
8% - Запад
Пол верующих:
60% - женщины
40% - мужчины
Уровень дохода прихожан:
47% - менее $ 30 тыс.
26% - $ 30-50 тыс.
12% - $ 50-75 тыс.
7% - $ 75-100 тыс.
8% - более $100 тыс.
Частота посещений церковных служб:
30% - несколько раз в неделю
29% - раз в неделю
16% - один-два раза в месяц
22% - реже
Описание: Большинство церквей этого
направления организованы до 1800 года представителями
черного населения США. Вокруг религиозных организаций
традиционно образовывались крепкие общины, которые брали
на себя ответственность как за обучение и материальную
помощь членам общин, так и за борьбу за их права в
обществе
Мормонизм
% взрослого населения: 1,7
Возраст верующих:
24% - 18-29 лет
42% - 30-49 лет
19% - 50-64 года
15% - 65+
Распределение верующих по регионам:
76% - Запад
12% - Юг
7% - Средний Запад
4% - Северо-восток
Пол верующих:
56% - женщины
44% - мужчины
Уровень дохода прихожан:
26% - менее $ 30 тыс.
21% - $ 30-50 тыс.
22% -$ 50-75 тыс.
16%- $ 75-100 тыс.
16% более $ 100 тыс.
Частота посещений церковных служб:
31% - несколько раз в неделю
44% - раз в неделю
9% - один-два раза в месяц
13% - реже
3% - никогда
Описание: К отличительным чертам
мормонов относятся активность в строительстве храмов,
умеренность в еде, воздержание от чая, кофе, табака и
спиртных напитков. Практикуемое ранее многоженство
официально отменили еще в конце ХІХ века, но нередко на
него закрывают глаза
Цитировано по: National Council of the Churches of Christ In the
U.S.A., Pew Forum