Александр Дворкин о тренингах
"личностного роста": Человек – существо хрупкое, и
сломать его достаточно легко
Одна из актуальных тем в последние дни –
всяческие тренинги "личностного роста", психологические
курсы от так называемых инфоцыган, марафоны из серии
"представь – получишь" и прочие подобные явления.
Оставив в стороне конкретные истории и фигурирующие в
них персоны, которые предлагают "услуги" по вытаскиванию
без труда рыбки из пруда, попробуем поговорить о сути
данного явления с известным историком и сектоведом
Александром Дворкиным, многолетним руководителем Центра
религиоведческих исследований во имя священномученика
Иринея Лионского. Разговор также зашел о популярных
мифах современного псевдославянского неоязычества, о
магическом сознании, которое, как оказывается, порой
есть и у людей, считающих себя православными, а также об
истории как взаимодействии свободных воль – воли Бога и
воли людей.
- Поклонники современного "славянского
язычества" любят при любом удобном случае ссылаться на
"Велесову книгу" – так что это за источник, что о ней
известно?
– Первые упоминания о "Велесовой книге"
появились в 1950-е годы в Сан-Франциско, где в
эмигрантском журнале "Жар-Птица" писатель-неудачник Юрий
Миролюбов сообщил об обнаружении деревянных дощечек с
таинственными письменами – якобы летописи древней
славянской цивилизации, написанной докириллическим
алфавитом, "велесовицей". Таблички, по его рассказам, он
видел в Брюсселе перед Второй мировой войной у художника
Федора Изенбека. Ни одной фотографии "табличек"
Миролюбов не сделал, то есть сделал одну, признанную
подделкой; сохранились только рисунки.
Таблички, по версии Миролюбова, бывший
офицер Изенбек нашел при отступлении Белой армии в
княжеском имении в Орловской губернии, но указанного им
княжеского рода не существовало. История находки и
наличие табличек не подтверждаются ни одним
свидетельством, кроме рассказов самого Миролюбова,
который периодически путал даже фамилию офицера, якобы
нашедшего таблички. Федор Изенбек не упоминал о
знакомстве с Миролюбовым или о табличках.
Сама идея "находки" подозрительно похожа
на историю Джона Смита, основателя мормонства, который
якобы нашел золотые пластины с историей древних народов,
населявших Америку, и толкуя эти никому больше не
известные тексты, основал свою секту.
- То есть история в духе Остапа Бендера…
– И более того, анализ опубликованного
Миролюбовым текста показывает, что алфавит его именно
кириллический, пусть и видоизмененный, а ведь кириллица
– это поздняя славянская азбука, её ввели ученики
равноапостольных Кирилла и Мефодия взамен более древней
глаголицы. Ученые-лингвисты, в том числе замечательный
исследователь академик Андрей Зализняк, знаток
новгородских берестяных грамот, признали язык "Велесовой
книги" подделкой, безграмотной компиляцией. То есть мы
абсолютно точно имеем дело с историческим фейком и знаем
имя его автора.
- А ведь популярный получился фейк! Вот
интересно это легковерное отношение людей к религиозным
новшествам. Сектантский бум в России в эпоху 90-х было
принято объяснять духовным вакуумом предшествовавшего
атеистического времени. Но вакуума давно нет, а многие
по-прежнему готовы поклоняться каждому столбу – лишь бы
не Христу, и не "к попам" идти. Так чем же всё-таки это
объясняется?
– Оккультное мышление легко приобрести,
а вот избавиться от него всегда сложно. И, конечно,
работает замечательная формулировка Гилберта Честертона:
"Если человек перестаёт верить в Бога, он начинает
верить во всё остальное". И вот эта вера во "всё
остальное" продолжает своё существование с 90-х.
Но порой и вера в Бога у некоторых
христиан воспринимается лишь как механизм для получения
желаемого, это отголосок именно оккультного мышления.
Неслучайно у нас и среди верующих формируются
околоцерковные культы, культ поклонения старцам,
например. "Старцем" объявляется любой желающий с
подходящей экзотической внешностью: чем длиннее седая
борода и чуднее поведение, тем больше шансов, что
человека начнут почитать как "старца".
Обратите внимание на рекламу поездок к
"старцам" в сети Интернет – фактически, она дословно
совпадает с аналогичной рекламой каких-нибудь индийских
гуру: "Поездка к старцу даст вам веру в собственные
силы, возможность решить проблемы и новый взгляд на
действительность…" И ни слова про Бога. Люди ищут именно
этого! И для них привычно поехать к старцу, потом к
какому-нибудь гуру, потом по "местам силы". Более того,
часто такими людьми и сами христианские святыни
воспринимаются как такие же языческие "места силы": они
верят, что записка, прочитанная, скажем, у мощей
Матронушки, "сильнее" молитвы в каком-то другом,
безвестном храме.
- В обыденном сознании оккультизм – это
только когда пентаграмма на полу и чтение книг по
"черной магии"… И многие искренне не понимают, что
различные "карты желаний", "денежные уборки" и сборники
"сильных молитв" – тоже проявления оккультизма. Можете
дать определение, что же такое оккультное мышление?
– Оккультизм - это разновидность
магизма. А магизм – это в широком смысле отношения с
духовным миром по принципу "я тебе – ты мне"
(христианство противопоставляет этому идею свободного
бескорыстного общения человека с Богом из любви к Нему –
прим. ред.). Если я мыслю в категориях магизма, я
совершаю определенные действия на земле и жду, что за
это духовный мир ответит мне определенным образом. Это
своего рода механизм, который срабатывает в ответ на
"правильные" действия. Но мага, скажем, интересует не
сам механизм, а результат. Берешь лягушку, идешь в
полночь на перекресток дорог, кидаешь через левое плечо…
Если действия выполнены верно, можно рассчитывать на
результат.
***
Читайте также по теме:
***
Оккультист же не только пользуется
подобным механизмом, но и пытается как-то наукообразно
объяснить принцип его работы. То есть если я оккультист,
то уже не просто кидаю жабу, а размышляю о том, что,
кидая эту жабу, привожу в действие такую-то энергию,
которую "наука объясняет" так-то… Принцип тот же –
попытка с помощью определенного механизма командовать
духовным миром, но это сочетается еще и с разными
псевдонаучными теориями. А у нас же еще с советского
времени осталось в умах преклонение перед наукой,
поэтому если "британские ученые доказали", то любая дичь
проглатывается довольно легко. Причем часто эта дичь,
это магическое мышление, проникает и в умы православных.
- А вот в исторических процессах вы как
историк видите какие-то реально действующие механизмы и
законы?
– Думаю, законов на самом деле всё же
нет. История – это взаимодействие свободных воль: воли
Бога и воли людей. И это взаимодействие всегда
непредсказуемо. Воля человека – такая упрямая вещь, что
мы часто поступаем вопреки ожиданиям или вопреки
здравому смыслу. Как говорил герой Достоевского, "дважды
два четыре – всё-таки вещь переносная". Тут имеется в
виду, что если человеку очень захочется, он будет
считать, что дважды два равно пяти.
- Один из ваших самых известных
исторических трудов – книга "Очерки по истории
Вселенской Православной Церкви". Как специалист вы
знаете много примеров не только церковной святости, но и
не-святости, отступничества и интриг. Это тяжелое
знание?
– Мы же знаем, что "мир во зле лежит", а
Церковь в её земной части – тоже часть этого мира. Но
других людей у Бога нет, Господь пришел именно к этим
людям со всеми их несовершенствами, а идеального периода
истории действительно не было никогда. Даже когда
Христос ходил по земле, среди Его учеников были
нестроения и недопонимания, многие соблазнялись и
отходили от Спасителя. Помните, как когда Господь назвал
себя Хлебом жизни, многие смутились и отошли от Него. И
характерны слова Петра, когда Христос спросил двенадцать
учеников, не желают ли и они уйти. Петр ответил почти
что в сердцах – и ушли бы, мол, да больше некуда: "К
кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6:
68). Если вокруг Самого Христа первоначальная Церковь не
была идеальной, чему же нам удивляться позже? Думаю,
унывать не стоит.
- Но сейчас иногда появляются
"каминг-ауты" бывших священников, которые аргументируют
оставление сана именно тем, что они-де "узнали всю
правду о Церкви" …
– Скорее, человек узнал всю правду о
себе и понял, что это не для него. Это свободный выбор.
Блаженный Августин писал, что земная Церковь не
идентична Граду Божьему – и в ограде Церкви можно
встретить волков, а за ее оградой можно встретить овец.
Но здесь всё равно "глаголы вечной жизни", каким бы
несовершенным ни было земное сообщество, в котором мы
участвуем и с собственным несовершенством.
- Важная сфера вашей научной деятельности
– сектоведение. Что считаете самым действенным в борьбе
с сектантством?
– В первую очередь, конечно, в этом
вопросе нужно просвещение, еще с юного возраста. И
крайне важно учить людей, молодежь, различать
манипуляции. Сколько про секты ни рассказывай –
информация устареет, появятся новые секты. Но если
человек понимает, что такое сектантское манипулятивное
отношение к адепту, если умеет не поддаваться на
манипуляции, то он уже приобретает некоторый иммунитет.
Причем здесь можно говорить про манипуляции в широком
смысле: в православной среде тоже, к сожалению, не так
редко выстраиваются свои сектантские манипулятивные
отношения с каким-нибудь "старцем".
Что касается просвещения именно
религиозного, преподавания основ традиционной религии,
тут всегда острый вопрос: а кто и как будет преподавать?
Не окажется ли, например, преподаватель "Основ
православной культуры" носителем оккультного
мировоззрения или просто неправославным?
- Сегодня, помимо религиозных сект,
особенно популярны всевозможные психологические
тренинги. Вы как-то касались этой темы?
– Это так называемые психокульты, и
сейчас к нам обращается большое количество пострадавших
от них. В 90-е множество людей получило не вполне
понятным путем "корочки" психологов и право вести
практику, хотя немало деятелей проводят свои тренинги
даже и без такой "бумажки". Здесь нужно отличать
настоящие медицинские тренинги, которые ведут
клинические психологи, – они никогда не бывают массовыми
и проводятся только по определенным показаниям.
Но когда речь о массовых наборах, когда
тренинги проходят в замкнутых помещениях в течение
целого дня, когда выход ограничен и заранее не
сообщается программа обучения, речь почти наверняка о
психокульте. Как правило, такие тренинги посвящены
"личностному росту" – понятию абстрактному и ничем не
измеримому: что кому-то покажется "ростом", для других –
деградация.
Если вам обещают такой непонятный
"рост", скрывают программу, берут подписку о
неразглашении, требуют полную предоплату или заставляют
приводить новых слушателей, дают странные унизительные
задания, это повод насторожиться. Здесь не нужно терпеть
и ждать, вдруг впереди что-то полезное, а "за всё
уплачено". Нужно уходить и требовать возврата средств.
Человек – существо хрупкое, и сломать его достаточно
легко. А число пострадавших от психотренингов
действительно велико.
- Ваша антисектантская деятельность
вызывает неприкрытую агрессию представителей отдельных
культов. Нападения, травля в Интернете, угрозы… Где
черпаете ресурсы и находите равновесие, чтобы не
отступать?
– На самом деле, не очень-то нахожу,
хотелось бы больше. Но точно могу сказать, что нельзя
заниматься одними только сектами – это действительно
тяжело и в духовном плане опасно. Знаю нескольких
коллег-сектоведов, которым со временем по-настоящему
"снесло крышу", и они стали жертвами собственной
профессии.
Очень поддерживает церковная жизнь,
родной храм, где я алтарничаю и время от времени
проповедую, поскольку пострижен во чтеца. И, конечно,
очень поддерживают мои занятия историей. У меня и
книги-то выходят через одну: про секты, потом
историческая, потом снова про секты. Когда писал про
Крестовые походы, несколько лет был полностью погружен в
эпоху. Помню, дочь-старшеклассница тогда попросила меня
прочесть какую-то книгу, чтобы обсудить прочитанное с
ней, а я говорю: "Не могу, я же выйду из эпохи!" Можно
сказать, папа два года жил в Средних веках. Жене
приходилось слушать по утрам: "А ты знаешь, что сегодня
произошло с Балдуином?"
- Да, ваш четырехтомник "Хроники Крестовых
походов" – это целое событие для любителей истории.
Почему выбрали именно эту тему для новой книги?
– Просто хотел рассказать об этих
событиях интересно, а дальше материал работал сам над
собой, сам выстраивался в сюжет. Я удивился, но
получился действительно единый драматический сюжет со
своей кульминацией и развязкой, можно сказать, помимо
моей воли он выстроился. Я когда начинал писать, думал,
что выйдет от силы страниц триста. Потом понял, что
читателю нужно пояснить суть эпохи и предшествующих
событий. А когда начинаются сами походы, там же сотни
имен – читатель запутается! И надо либо всё сокращать,
либо, наоборот, рассказывать подробнее, чтобы каждый
герой "ожил" и запомнился. А работая над источниками
находишь столько интересных историй и подробностей, что
хочется ими непременно поделиться…
- Как оцениваете встречу двух цивилизаций
в эпоху Крестовых походов?
– Это всё-таки была встреча трех
цивилизаций: западной христианской, восточной
христианской и исламской. И встреча эта не принесла
ничего полезного. Знаете, есть такое наивное
обывательское представление, что людям разных культур
можно просто "лучше узнать друг друга", и у них окажется
много общего, "и все помирятся". Но история говорит об
обратном. Когда через Константинополь проезжали
отдельные группы паломников с Запада, всё было
нормально. Но как только пошли большие массы, это
вызвало ненависть и непонимание, привело к
катастрофическому IV походу, который обрушил всё
геополитическое равновесие, привел христианскую
цивилизацию к серьезнейшей катастрофе.
Беседовали
Димитрий Фетисов,
иерей Елена Фетисова
Фото Марины Стротовой
Информационно-просветительский портал "Логосъ" - 12.01.2023.
|