Башкирия против Нарконона
Башкирский институт развития образования против Нарконона
№ 5 от 13.12.2005 года
Заседания Программно-экспертного Совета Башкирского института развития образования
Совет в составе:
1. Шакурова Л. Ф.
2. Гасанова Р.Х.
3. Абдуллина М. А.
4. Азнабаева Ф.Ф.
5. Бикбаев М.М.
6. Бикташева А.А.
7. Габитова З.М.
8. Ижбулатова Э.А.
9. Квасникова Т.Ю.
10. Кузнецова Л.Г.
11. Рафиков Р.Х.
Заслушав и обсудив сообщение Сулеймановой
Ф.М. о содержании рецензии Ахмеровой С.Г. на лекции
программы по антинаркотическому образованию подростков,
представленные Вальтер Е.А. "Нарконон-Уфа"
Программно-экспертный Совет решил:
Лекции программы по антинаркотическому
образованию для подростков, представленные Вальтер Е.А.
"Нарконон-Уфа" не рекомендованы использовать в работе с
учащимися образовательных учреждений, учреждений
дополнительного образования детей и подростков, учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального
образования.
Председатель Совета Л.Ф. Шакурова
Секретарь Совета З.Ф. Шарукина
***
Рецензия Башкирского института развития образования
(БИРО) на лекции программы НИ "Нарконон - Уфа" по антинаркотическому образованию для подростков
В современном мире наркомании и токсикомании
являются абсолютным злом, распространение которого угрожает
существованию всего человечества. Особенно опасна ситуация,
связанная с приобщением к наркотикам детей и подростков, от
социального и физического благополучия которых зависит
будущее любого общества. В профилактике наркомании
необходимо использовать все возможности
учебно-воспитательного процесса, образовательных учреждений,
учреждений дополнительного образования и т.д. Главными
задачами антинаркотической пропаганды является
предупреждение детей и подростков о вредном действии
наркотиков, выработка антинаркотических установок и
формирование здорового образа жизни Необходим поиск
нетрадиционных, альтернативных форм формирования
антинаркотической стойкости у подрастающего поколения. В
связи с этим разработка лекций и практических занятий для
использования в школах своевременна и актуальна.
В представленных на рецензию материалах
содержатся 2 лекции "Как наркотик влияет на тело" и "Как
наркотик влияет на личность". Следует отметить, что
содержание обеих лекций не соответствует заявленному
названию.
В лекции "Как наркотик влияет на тело"
дается определение ядов. Данное определение ядов не
встречается ни в одном из терминологических словарей и, по
сути, является не корректным. Также не корректны и заведомо
неправильны перечисленные общие законы действия наркотиков,
токсинов и ядов: "стимуляция, успокоение и смерть". Здесь
приводятся эффекты, которые развиваются и при наркотическом
опьянении, и при наркотическом отравлении, и при
передозировке, то есть вместе совмещены симптомы суть разных состояний.
***
Читайте также по теме:
***
Не соответствует анатомическим
представлениям о строении человеческого тела объяснение, что
такое жир. Не ясно, почему он назван прослойкой. Совершенно
не понятно, почему "наркотик, попав в вену, уходит в жир".
Не выдерживает никакой критики объяснение механизма
формирования зависимости к наркотикам. По мнению авторов
лекции, это связано с накоплением наркотика в жировой ткани.
Не представлен физиологический механизм формирования
психической зависимости, физической зависимости, не даются
общие закономерности течения наркомании.
Если же формально исходить из названия
лекции "Как наркотик влияет на тело", то из текста лекции
можно сделать вывод, что наркотики просто накапливаются в
жировой ткани, и таким образом оказывают свое пагубное
действие. Абсолютно ничего не говорится о действии
наркотиков на "органы-мишени", на обменные процессы, нервную
систему, печень, систему мочевыделения, органы
кровообращения, дыхания, психику человека и т.д. Даже не
говорится о негативных процессах в венах, которые возникают
из-за частых инъекций, о возможных флебитах, зарастании вен,
септических осложнениях и т.д.
Подобное упрощенное (точнее: извращенное,
неправильное) изложение механизмов формирования зависимости
и воздействия на организм наркотических и токсических
веществ может сформировать у подростков ложное представление
об обратимости и относительной безвредности для организма
употребления наркотиков.
В лекции "Как наркотик влияет на личность"
наркомания рассматривается с точки зрения так называемой
"Шкалы тонов", где каждый тон - это уровень выживания
человека. Вероятно, данная шкала является собственной
авторской разработкой, потому что в психологической и
медицинской учебной и учебно-методической литературе ссылки
на подобную шкал отсутствуют. По сути дела, в лекции речь
идет об изменении настроения, а не об изменении личности при
приеме наркотика. Возможность развития наркомании
рассматривается, начиная с тона "Скука". Возникает вопрос, а
при другом состоянии риск развития наркомании сводится к
нулю, является минимальным? Спорным является утверждение,
что при первом же приеме настроение поднимается. Ведь часто
при первом приеме возникает токсико-аллергическая реакция, и
ожидаемого хорошего настроения не бывает. Не ясно, почему
при приеме наркотиков тоны меняются в сторону уменьшения, а
не наоборот. Достоверного обоснованного объяснения данного
явления не приводится. Не приводится вероятная скорость
изменения тонов шкалы, то есть как быстро Вася от тона
"Веселье" может дойти до тона "Апатия" или "Смерть".
В целом, в содержании лекций можно отметить
несколько моментов, противоречащих принципам
антинаркотической пропаганды и информационной поддержки
формирования здорового образа жизни среди школьников.
В начале занятия приводится упражнение:
"Посмотрите на потолок, посмотрите на пол. Дотроньтесь до
своего носа, дотроньтесь до носа соседа". Почему это
упражнение поднимает интерес? Сколько раз нужно проделать
это упражнение, чтобы у всех поднялось настроение и интерес?
Важный момент: нужно дотронуться до носа соседа, то есть до
личной, интимной зоны личности. Нормальному, брезгливому
человеку неприятно, когда посторонние дотрагиваются до его
лица. Можно предположить, что данное упражнение направлено
на то, чтобы внедриться в личную зону соседа по парте,
преодолеть врожденную брезгливость и сформированные навыки
личной гигиены. Такое воздействие, преодоление барьера
чистоты и личной гигиены характерно для наркоманов ("все мы
одной крови, шприцы чистые, дай я тебе дам таблетку, дай я
тебе введу дурь, мы по кругу выкурим косячок" и т.д. Примеры
можно продолжить).
Данным упражнением подняли аудитории
настроение, а потом (на фоке хорошего настроения, весело, с
энтузиазмом) задаются вопросы о наркотиках и их эффектах. То
есть речь идет о том, что про наркотики спрашивают на фоне
благодушного настроения, как о какой-то приятной вещи или о
каком-то приятном событии ("Ребята, расскажите, как вы
отпраздновали день рождения Толи, вам понравилась вчерашняя
дискотека и т.д.").
Приводятся сомнительные сведения по
терминологии ядов и их эффектах. Не дается развернутая
картина влияния наркотиков на организм, психику и личность
человека, его профессиональные, социальные, биологические
функции. Напротив, приводится картина минимально патогенного
влияния наркотиков на человека.
Делается акцент на первоначальном приятном
ощущении от приема наркотиков. Не дается представление о
том, как быстро наркотики перестают оказывать ложно
положительное действие. Данный факт может привести к тому,
что у любого школьника может возникнуть ощущение следующего
характера: "Я попробую наркотик, получу положительные
ощущения, а остановиться всегда успею". Эти слова рефреном
всегда повторяют все торговцы наркотиками, предлагая
токсическое зелье подросткам.
В рассказе про Васю подросток даже не
попытался отказаться от наркотика. То есть, слушателям
лекции навязали схему поведения: предложили наркотик - нужно
его попробовать, сопротивляться не стоит. В конце лекции
также не приводится альтернативный вариант развития событий,
когда Вася наркоманом не становится. Фиксация только на
варианте не сопротивления предложению, без использования
положительных альтернатив, примеров отказа или демонстрации
прогноза образа жизни без наркотиков не сможет
способствовать в выработке правильных установок на ведение
здорового образа жизни и выборе в пользу здоровье
сберегающего поведения.
Об условно-положительных особенностях
воздействия и ощущениях при приеме наркотиков говориться
дополнительно в последней части лекции, а нам известно, что
наиболее запоминаемая информация приводится как раз в начале
и в конце устного текста.
В тексте лекции не приводятся последствия
эпизодического, разового приема наркотиков. Акцент делается
на последствиях продолженной наркотизации. Таким образом,
создается впечатление безопасности эпизодического приема
наркотиков.
В целом можно констатировать, что
преподнесенная в подобном виде информация может сама
возбудить нездоровый интерес и явиться причиной появления
стремления испытать действие наркотиков.
Следовательно, представленные НП
"Нарконон-Уфа" лекции о предупреждении наркомании не
рекомендуется использовать в работе с учащимися
образовательных учреждений, учреждений дополнительного
образования детей и подростков, учреждениях начального,
среднего и высшего профессионального образования.
Рецензент профессор кафедры педагогики
Башкирского института развития образования,
доктор медицинских наук С.Г. Ахмерова
|