Башкирия против Нарконона
Уфимский психологический центр "ИНДИГО" против Нарконона
Экспертные заключения специалистов Уфимского городского психолого-медико-социального сопровождения "ИНДИГО" по содержанию лекций по антинаркотическому
образованию для подростков (Автор Елена Вальтер, директор
некоммерческого партнерства "Нарконон-Уфа")
№ 08-06 от 26.01.2006.
Архиепископу Уфимскому и Стерлитамакскому Никону,
Управляющему Уфимской епархией РПЦ
По Вашей просьбе специалистами Городского
центра психолого-медико-социального сопровождения "ИНДИГО"
проведено рецензирование лекции Вальтер Е.А. по
антинаркотическому образованию для подростков.
Лекция написана доступным и понятным для
детей языком, однако информация, представленная в лекции,
научно необоснованна и может сформировать у детей и
подростков искаженное представление о психоактивных веществах.
Рецензии специалистов прилагаются.
Директор Т.Н. Новак
Рецензия на лекцию по антинаркотическому
образованию для подростков Вальтер Е.А.
Текст лекции составлен доступным для детей
языком, но научно не грамотен.
Автор не знает основ медицины, нет знаний по
клинике протекания наркологических заболеваний.
Например, широко известно, что депо
наркотика - костный мозг, а в лекции говорится о жировой клетчатке.
Первичное гашишное опьянение ведет к реакции
отравления, бывают тошнота и рвотный рефлекс. Автор
описывает клинику эйфории, веселое настроение человека, что
не совпадает с действительностью.
Не исключаю, что изложение материала может
быть скрытой агитацией к употреблению психоактивных веществ,
вызвать интерес и любопытство у детей, т.к. их психика
является незрелой и неустойчивой.
Если речь идет об антинаркотическом
образовании, то необходимо давать на лекциях четкую
установку, что даже однократное употребление психоактивных
веществ может вызвать зависимость и сформировать
заболевание.
25.01.2006.
Абдулгужина Р.Г.,
психиатр-нарколог, первой категории.
***
Читайте также по теме:
***
Рецензия на лекцию по антинаркотическому образованию для подростков Вальтер Е.А.
Проанализировав содержание рецензируемой
лекции, могу сказать следующее:
1. Данные материалы не отличаются глубиной
проработки лектором специальной и популярной литературы по
данной проблеме. Нет списка использованной литературы и нет
ссылки на какого-либо автора. Это некорректно.
2. Прослеживаются два источника,
пересказываемые лектором, но авторство опять не обозначается:
- "Наркотик накапливается в жировой ткани"
и т.д. Рассматривается и излагается вариант воздействия
наркотика на организм человека в форме свободного пересказа
источника, переведенного на русский язык. Основной упор
делается на то, что наркоман не красиво выглядит. Приводятся
абстрактные примеры, в которых наркоман, якобы, пытается
самостоятельно "завязать" и приходит для этого в тренажерный
зал. Здесь явное не соответствие: беседа для школьников,
которые в платные тренажерные залы еще не ходят. И все
рассуждения наркомана по поводу своих ощущений изложены
человеком, который практически в этой проблеме не работал.
Не понятна цель этого раздела, на первый взгляд. И хорошо,
что школьники такие беседы плохо слушают, т.к. если сказать
открыто, то цель данного фрагмента не раскрывает глаза
слушателей на наркотики, как беду семьи, в которой погибает
близкий человек. А смысл должен быть таким: запрети себе
прикасаться к наркотикам! Это крах всех надежд и
устремлений, это скорая, мучительная смерть!
- Рассматривая термин "передозировка",
лектор снова оставляет лазейку для возрастного любопытства
подростков, "хоть наркотик и является ядом, чуть-чуть
принять можно, не убьет). Да, с первого раза и не убьет.
Наркотик яд и его даже единичное применение равносильно
сабельному удару по лицу - шрам останется на всю жизнь!
Этот раздел "беседы" я рассматриваю как
подстрекательство к принятию наркотического вещества.
3. На протяжении всей беседы лектор
манипулирует произвольным вниманием слушателей, старается
удержать школьников на пике усвоения излагаемого им
материала. Задает вопросы. Создает атмосферу приятного
радостного общения, шоу. Но акценты, направленные на
поднятие самооценки слушателей не расставлены в плане
активной, трезвой, самостоятельной жизненной позиции. Все
время идет призыв к созерцанию: "Вы видели...".
Да, здесь учтено психологическое
новообразование подросткового возраста, когда человеку очень
важно как он выглядит, каков его статус в конформной среде.
Призыв к пассивному созерцанию, обучение быть послушным,
особенно в группе, в толпе идет только на руку наркодельцам,
которые, используя схожие с применяемыми лектором приемами
манипулирования людьми, подвергают людей психологическому
воздействию с одной целью - продвижения и реализации наркотика.
Создаваемый в процессе беседы
непринужденно-веселый, легкий стиль общения людей,
встретившихся только на короткое время беседы - также
используется в процедуре первого употребления наркотика.
Этот психологический прием прививает молодежи (прививает
сознательно!) желание "жить в кайф!", жить весело здесь и
сейчас, когда вокруг такие же веселые счастливые и
беззаботные товарищи.
А как же "Делу время - потехе час"?
4. Лектор владеет аудиторией. Ее слушают. А что услышат? Раз лектор прочитала такое огромное
количество лекций, значит, она отлично умеет убеждать директоров школ.
5. Я не имею права запрещать выступления
таких лекторов. Но, у нас в Республике есть
ФСКН, есть наркологический диспансер, в
структуру которого входит отдел по антинаркотическому
просвещению населения и пора добиваться лицензирования
подобных лекций и платных лекторов на профессиональном
уровне. В практике Республиканского Общества "Знание" лекции
лицензируются и проходят ежегодные презентации.
25.01.2006.
Галина Денисова,
педагог-психолог высшей категории,
аттестованный лектор Общества "Знание" с 1984 года
|