"Международная научная школа
Универсологии" Виталия Полякова
В октябре 2007 года в Уфе в помещение
принадлежащем союзу пионеров Башкортостана прошел очередной
семинар Международной школы Универсологии. Поскольку эта
группа не ведет широкой рекламной кампании в СМИ и на
фонарных столбах, попасть туда можно только по рекомендации
знакомых или через интернет-сайты.
За четыре года моего знакомства с этой
организацией из небольшой группы последователей Виталия Полякова, МНШУ значительно разрослась - сегодня группа имеет
филиала в 70 городах Российской Федерации и Ближнего
Зарубежья. Оная является замечательными примером
формирования и эволюции псевдонаучного типа нового
религиозного движения. Сразу отметим, что причисление МНШУ к
группе псевдонаучных течений очевидно, поскольку
автор-основатель использует научную и квазинаучную
терминологию, а так же часто называет Универсологию наукой.
Приставка "псевдо", как вы убедитесь в дальнейшем,
применяется вполне закономерно, ибо всем общепринятым
процедурам верификации и даже фальсификации теорию
Универсологии подвергнуть невозможно. Характеристика
"религиозное" проистекает, во-первых, из-за самого характера
учения группы, где Поляков нередко упоминает о существовании
Творца, Создателя Вселенной и, во-вторых, из-за откровенно
гуруистического культа самого Полякова.
Собственно рассказ о Международной научной
школе Универсологии логично начать с личности ее автора и
основателя Виталия Андреевича Полякова. На одном из сайтов,
посвященных Универсологии, мне удалось обнаружить следующую
биографию:
Виталий Андреевич Поляков - автор уникальной
методологии причинно-системных исследований и
междисциплинарной науки Универсология. Им опубликовано более
50 монографий (на сегодняшний день более 80 – прим. Авт.) в
различных областях мировой культуры, управления,
прогнозирования, философии, психологии, оздоровления,
профилактики, ранней диагностики заболеваний и др.
В.А.Поляков как главный редактор газеты "ЭС" также имеет
многочисленные литературные, поэтические и публицистические
издания.
Многогранное творчество от рабочего до
организатора производства, от общественного лидера до
успешного предпринимателя, от ученого-исследователя до
руководителя МНШУ отличает незаурядную личность и творчество
В.А.Полякова". Подобное начало биографии через изложение
успешной карьеры, без указания конкретных достижений и
должностей характерно практически для всех лидеров
тоталитарных сект от Л.Р. Хаббарда до Шри Чинмоя. Аналогии и
примеры можно приводить бесконечно. Отметим только, что
такая личностная характеристика автора Универсологии не
только удостоверяет легитимность учения, но и содержит
скрытое обещание аналогичного успеха для последователей.
Вернемся к биографии В. А. Полякова: "Он
родился в Одессе в 1962 году. После получения среднего
специального образования с 1978 по 1980 гг. Поляков работал
на ряде автотранспортных предприятий слесарем
авторемонтником. А затем он поступает в Одесский
политехнический институт. После получения специальности
инженера механика автомобильного транспорта с 1985 года
работал на различных управленческих должностях. С 1987 по
1989 гг. Виталий Андреевич работал в партийной системе
управления производством и региональной социальной
инфрастуктурой. С 1989 по 1993 гг. Поляков создает и
возглавляет ряд частных фирм. В этот же период он много
путешествует по евроазиатскому континенту и Африке, изучая и
преподавая мировую культуру. В 1991 г. Поляков оканчивает
народнохозяйственный институт по специальности "планирование
народного хозяйства", приобретя специальность экономиста. В
этом же году Поляков оканчивает Университет
марксизма-ленинизма и Университет журналистики". Здесь, в
наиболее информативном отрывке так же не указаны конкретные
организации и должности, которые занимал Поляков В. А., что
производит весьма странное впечатление на читающего.
Аналогичную биографию можно найти у Владимира Мегре.
"1993 год стал для Виталия Андреевича после
первого посещения Иерусалима переломным в его жизни. Он
начинает научно-исследовательскую работу и поиск ответов на
извечные вопросы первооснов жизни и бытия. В 1994 г. Поляков
закладывает фундамент Международной научной школы
Универсологии (МНШУ) и начинает воплощение разработанной им
же методологии универсальных закономерностей посредством
создания многочисленных творческих коллективов. С 1997 г. в
МНШУ Поляковым начинает внедряться система непрерывного
образования, причинно-системной профилактики и ранней
диагностики заболеваний людей, а также применяться
универсальные модели всестороннего развития личности на
основе коллективной стратегии в системе общественного
самоуправления. К 1999 г. В.А.Поляковым разрабатываются
основы междисциплинарной науки "Универсология" как система
развития причинно-системного мировоззрения и
системно-логического мышления. Создаются универсальные
модели наиболее эффективного управления социальной жизнью
общества и экономической деятельностью предприятий,
возникают новые разделы междисциплинарного синтеза наук. В
2000 г. Поляков оканчивает аспирантуру Минского РИВШ БГУ по
психологии. В этом же году Полякову присваивают
международную степень доктора универсологии и
психосистемологии, а в 2001 г. ему присваивают международную
степень доктора системологии".
В начале карьеры В. А. Полякова в качестве
основателя новой научной дисциплины размещена прямая отсылка
к религиозному характеру его учения, поскольку в качестве
точки отсчета его нового мировоззрения дается посещение
Иерусалима. Этот же момент содержит косвенное указание на
легитимность и традиционность его идей, он явно обращен к
христианской части его аудитории, или, по крайней мере,
считающей себя таковой. Интересный факт представляет
упоминание об окончании аспирантуры. Само по себе, без
защиты кандидатской диссертации окончание аспирантуры
значения практически не имеет. Сама учеба в аспирантуре
имеет целью подготовку диссертационного исследования и
преодоление ряда экзаменационных барьеров, подтверждающих
профпригодность соискателя ученой степени. К таковым
относятся: прохождение экзаменационных испытаний по
философии (как общая теоретико-методологическая база научной
работы) и иностранному языку, а так же экзамен на
профессиональные знания по специальности, избранной
аспирантом. Еще одним видом учебной деятельности в
аспирантуре является работа с научным руководителем и
освещение итогов своей научной работы в печати и на научных
конференциях. Поскольку сведения о защите В. А. Поляковым
кандидатской диссертации и ее название в биографии
отсутствуют мы вынуждены сделать вывод, что его обучение в
аспирантуре не имело успеха и закончилось практически ничем.
Однако, несмотря на указанный факт, Поляков продолжает
стремительную "научную" карьеру: ему "присваивают
международную степень доктора универсологии и
психосистемологии, а в 2001 г. - международную степень
доктора системологии". Интересно, что и здесь биограф В. А.
Поляков избегает конкретики – корректное "ему присваивают"
не содержит никаких указаний на организацию, выдающую такие
диковинные научные звания. Нет никаких сведений и о
достижениях, за которые эти звания ему присвоены. Степень
доктора каких-либо наук обязательно присуждается
компетентной коллегией ученых или государственным органом за
серьезные достижения в науке, оформленные в виде монографии,
серии статей или иного общепринятого типа научной работы. У
читателя незнакомого с научным миром может создастся
впечатление, что данные степени получены В. А. Поляковым от
одного из важнейших государственных вузов Белоруссии. На
самом деле, г-н Поляков получил данные степени от одной из
структур созданных его последователями на основе его учения.
Подобную форму присвоения ученых званий практикуют многие
самозванные академики и доктора наук. Никаких прав такая
ученая степень не дает, никакого значения для научного мира
не имеет.
В России аналогичные случаи рассматривает
академик Э. Кругляков. В книге "Ученые с большой дороги" он
приводит десятки примеров псевдонаучных организаций, которые
раздают звания и награды любому пожелавшему приобрести
соответствующую бумагу с печатями. При этом такие академии
не являются научными учреждениями, они зарегистрированы как
общественные фонды или коммерческие организации. В системе
высшего образования Российской Федерации права на ученую
степень присуждает Высшая аттестационная комиссия, и без
диплома, выданного в ВАК, даже звание генерал-академика
энергоинформационных наук имеет примерно такой же вес в
научном мире как должность шамана Всея Руси. Закон "о Высшем
и послевузовском образовании РФ" четко определяет критерии
присуждения ученых степеней. Аналогичное положение и
государственно-научные структуры существуют в Белоруссии. По
всем параметрам ученые степени и звания, полученные В. А.
Поляковым, не имеют значения и веса и не позволяют ему
претендовать на прохождение по конкурсу на должность даже
старшего преподавателя самого заштатного вуза.
Кроме всего вышеперечисленного есть и еще
один принципиально важный момент. На сегодняшний день
уровень научной специализации достиг такого масштаба, что
специалист по ядерной физике совершенно не обязательно с
должной степенью компетентности будет разбираться в
радиофизике или квантовой механике. Точно так же доктор
исторических наук со специализацией по культуре
средневековой Европы может обладать только общими
сведениями по Новейшей истории стран Азии и Африки, а
история скажем, Тробрианских островов будет для него столь
же загадочна, как и для рядового инженера АВТОВАЗа.
Существует и ряд известных прецедентов, доказавших, что
звание "академик" или ученая степень в одной из наук не
всегда гарантия компетентности во всех областях знаний.
Печальный пример академика Н. А. Фоменко с его новой
хронологией, содержащей грубейшие ошибки даже в датировке
исторических событий или М. Аджи с его панкипчакской
теорией достаточно широко известны.
Поэтому большинство ученых со вполне
понятным недоверием относятся к тем лицам, которые
неожиданно оказываются специалистами практически во всех
областях человеческой культуры. Как правило, это
свидетельство либо чрезмерного самомнения или же полной
некомпетентности во всех областях знания сразу. Конечно,
можно сослаться на пример Михаила Ломоносова или
энциклопедистов прошлых веков. Что до последних – большая
часть из них никогда не претендовала на знание всего и
умение делать все, они лишь изучали и описывали опыт других,
и только отдельные статьи Энциклопедии были написаны ими на
основе личных исследований. М. В. Ломоносов жил в период,
когда научное знание имело небольшой объем, и одной из
своих задач Ломоносов считал именно разделение наук,
создание отдельных областей знания и соответственно
специалистов в данной области.
Однако вернемся к изложению биографии
основателя "новой науки": "В 1999 году В.А.Поляков избран
президентом Общероссийской национальной и Всеукраинской
Академий управления межсистемного прогнозирования и
кардинальной психологии. А в 2000 г. он избран президентом
Международного Союза Академий, где ему присвоена
международная научная степень доктора системологии и
психосистемологии, а также звание академика. В 2002 г.
Поляковым формируется Концепция и универсальные модели
международной системы общественного самоуправления как
многоуровневое межотраслевое, производственное,
территориальное и социальное самоуправление. В этом же году
выходит труд "Эволюция человечества. Этапы развития
цивилизации", в котором формулируется теоретическая основа
построения новой общественно-экономической формации и
провозглашаются совместные действия всех стран по достижению
мирового процветания и счастья человека". Никаких
комментариев по поводу дальнейшего развития его научной
карьеры мы более давать не будем, отметим только, что все
вышеизложенное вполне укладывается в рамки сказанного ранее.
Однако, начиная с 2002 г. В. А. Поляков, а точнее его
амбиции вызывают ассоциации уже не с обычными паранаучными
организациями, а скорее с претензиями на мировое господство.
Практически те же планы объединения человечества и
построения "светлого будущего" имеет любая тоталитарная
группа, начиная от Свидетелей Иеговы, до последователей
В.Мегре и Г. Грабового.
Рассматривая библиографию работ
В.А.Полякова сложно не заметить навязываемой аналогии с И.
Кантом, в его творчестве так же выделяют докритический и
критический период. Впрочем, названия работ говорят сами за
себя, труды с подобными наименованиями прочно
зарекомендовали себя как "паранаучное", а точнее антинаучное
знание.
Приведем в качестве примера:
1. Астросинтез или функционирование единой
энергосистемы микро- и макрокосмоса. - Минск: Вэвэр, 1995. - 208 с.
2. Экспресс-метод программы развития личности. - Минск: Вэвэр, 1998. - 64с.
3. Зомбирование и роботизация. Диагностика
психопрограммирования энергосистем. - Минск: Вэвэр, 1995. - 64с.
7. Я есмь Путь и Истина, и Жизнь. Эволюция
сознания космоса. - Минск: Вэвэр, 1996. - 128с.
12. Астроэзотерическое целительство и
кардинальная астропсихотерапия. - Минск: Вэвэр, 1996. - С.256.
15. Критерии Истины. Всеобщий закон развития. - Минск. Вэвэр, 1998. - 56с.
17. Зов Шамбалы 2. - Минск: Вэвэр, 1998. - 128с.
К критическому периоду принадлежат работы, посвященные непосредственно
Универсологии.
33. Универсальные проекты развития. - М, 2001. - 76с.
36. Космософия миропостроения и теория
относительности сознания. - Мн.: Вэвэр, 2000. - 124с.
38. Универсология (три переиздания). - Мн.: Вэвэр, 2000 - 2003. - 200с.
40. Основы Универсологии. - Мн.: Вэвэр, 2000. - 124с. и т.д.
Как видите, биография В. А. Полякова
представляет собой типичный пример формирования пророка
новой истины, который (судя по названиям работ) успел
отметиться практически во всех традиционных оккультных
темах: от иерархии космоса до тайны Атлантиды, а затем
выстроил собственную "всеобщую теорию всего". В чем же
состоят особенности учения В. А. Полякова, что принесло ему
признание определенной промистически настроенной аудитории?
Итак, что же такое Универсология?
Сам автор определяет ее содержание так:
Универсология - наука о Системе Законов, управляющих
Мирозданием от самой маленькой частицы до Человека и
Вселенной. На одном из сайтов отмечается, что Универсология
возникла как ответ на запрос "о перспективах дальнейшего
развития мирового Сообщества...". Это один из моментов,
которые позволяют характеризовать Универсологию как
религиозное учение, поскольку смысл данной фразы позволяет
заключить, что автор предполагает наличие разумной
структуры, управляющей бытием и способной дать точный ответ
в заведомо затруднительных обстоятельствах.
Марина Бигнова, старший
преподаватель,
Уфимского филиала Московского государственного
гуманитарного университета им. М.А. Шолохова
Миссионерско-апологетический сайт "К Истине" -
23.01.2008.
Вернуться на исходную страницу
|