Движение "Нью эйдж" (окончание)
Холизм, аюрведическая медицина и рейки
Существует также ньюэйджевская медицина,
основной декларированный принцип которой - "холизм", то есть
целостность. Эта медицина прежде всего фокусируется на общем
ощущении благополучия, а не на предотвращении или лечении
болезни. НЭ любит "аюрведическую медицину", построенную на
определенных индийских философских принципах, направленных
на поддержание баланса в человеческом организме ("наука
жизни"). Аюрведа окутана сложной, трудной для понимания
терминологией. Согласно принципам этой медицины, первое
условие для того, чтобы исцелить себя и других, - это четкое
понимание трех дош, или гуморов (так называемая тридоша), то
есть баланса между кафой, [74] питтой и ватой. Концепция кафа-питта-вата уникальна
для аюрведы, и в ней якобы содержится потенциал для
революционизирования исцелительных систем Запада. Основное
утверждение этой философии: баланс тридоша необходим для
здоровья. На самом деле вата ("ветер") - это некий принцип
движения. Все, что движется, называется ватой: например,
весь воздух, который содержится в теле, относится к вате.
Питта переводится как "огонь" или "желчь". Питта руководит
пищеварением, всасыванием, ассимиляцией, обменом веществ,
температурой тела, цветом кожи и т.д. Кафа - это
биологическая вода (или "флегма"), то, что смазывает
суставы, дает влажность коже, помогает исцелять раны,
заполняет пустые места в организме, дает биологическую силу
и т. д. Научность всего этого вызывает сильные сомнения,
хотя все больше "современных" врачей начинают увлекаться
аюрведическими идеями. Но главное в том, что в принципе это
религиозная система. Врач, практикующий ее, невольно входит
в рамки чуждого ему религиозного мировоззрения и затягивает
туда ничего не подозревающего пациента.
Но, наверное, самой известной ньюэйджевской
медицинской (или, точнее, псевдомедицинской) практикой,
широко распространенной в современном мире, является рейки
(рэйки), или "Система Естественного Исцеления Усуи". Рейки -
не просто целительская практика, но сложившаяся организация
коммерческо-пирамидального типа, и о ней стоит рассказать немного подробнее.
Елена Балашова, ранее бывшая мастером рейки, определяет ее так:
"Рэйки - это оккультно-религиозная практика,
основанная, в том числе, на буддийско-синтоистском
мировосприятии. Она включает в себя языческие ритуалы и
элементы оккультизма, которые "пробуждают скрытые силы в
человеке", а также "священное тайное знание" - символы и
ритуалы" [75].
Рейкисты уверяют, что рейки - это древнейшая
техника исцеления, практиковавшаяся в самых различных
культурах, но забытая в новой истории. Восстановителем рейки
они называют японца Микао Усуи (Юсуи) - первого "Мастера
восстановленного Рейки". Реально о "докторе" Микао Усуи
ничего не известно, кроме того, что человек с таким именем,
возможно, жил в Японии в конце XIX - начале XX вв. В
различных рейкистских источниках он называется то
католическим священником, то протестантским проповедником,
то президентом небольшого христианского университета, то
католическим монахом, то просто монахом без указания
вероисповедания, то буддийским монахом. Обычно
рассказывается о том, что в какой-то момент своей жизни
Микао Усуи, много лет искавший "путь обретения духовного
равновесия и физического здоровья", задумался: почему Иисус
мог излечивать больных, а современные христиане не могут?
После семилетних поисков в Европе, Америке и Азии, изучения
древних христианских и буддийских санскритских манускриптов
Усуи отыскал поучение Будды о том, как излечивать телесные
заболевания. Затем он направился на священную гору Кираяма
близ Киото, для того чтобы поститься и медитировать 21 день,
хотя настоятель близлежащего буддийского монастыря
предупредил смельчака, что это может быть опасно для жизни.
На 21-й день Усуи ощутил луч света, нисходящий на него с
неба и пронизавший его насквозь, а перед ним - проплывающие
радужные пузырьки с символами рейки. Усуи впал в трансовое
состояние и отключился, как апостол Павел на пути в Дамаск.
Когда Усуи пришел в себя и спустился с горы, он обнаружил,
что может излечивать людей наложением рук [76].
***
Читайте также по теме:
***
Многие критики сомневаются в реальности всей
этой истории, и противоречивость данных о "докторе" Усуи
указывает на небезосновательность этих сомнений. Мы не
знаем, существовал ли реально такой человек или нет. Все,
что от него осталось, - это фотография неизвестного пожилого
японца, публикуемая рейкистами, и место захоронения праха
некоего Микао Усуи (достаточно распространенное имя в
Японии), которое они указывают. На могиле написано, что
рейки - это "тайный способ достижения счастья". Ни то, ни
другое не является доказательством реальности приводимой ими
легендарной истории, столь схожей с легендами о десятках
основателей различных сект.
На прошедшей в январе 1999 г. международной
конференции "Тоталитарные секты в Сибири" немецкий сектовед
Томас Гандоу высказал следующую гипотезу. В конце XIX -
начале XX вв. в мире были весьма широко распространены
дешевые римо-католические литографии, на которых изображался
Христос с лучами, исходящими от Его ладоней, что, очевидно,
должно было обозначать свет Христовой Истины. Возможно,
кто-то из столкнувшихся с христианскими миссионерами
буддистов-японцев воспринял эту картинку буквально и решил,
что на ней изображены целительные лучи-энергии, исходящие от
рук Христа. Так зародилась идея рейки.
Первым несомненно реальным историческим
персонажем в иерархии рейки был бывший японский морской
офицер "доктор" Чуджиро Хайаши, называвший себя учеником
Усуи, которому тот перед смертью якобы доверил "сохранение в
неприкосновенности сущности его поучений" и дар исцелений.
Хайаши основал клинику в Токио, где в 1935 г. излечил и
инициировал молодую пациентку Хавайо Такату, которая
впоследствии стала апостолом рейки на Западе.
После смерти Хайаши (он сделал себе харакири
незадолго до начала войны Японии с США)Таката стала его
преемницей. Она проповедовала рейки, путешествуя по США и
Канаде в течение более чем 40 лет, и обратила очень многих.
За свою жизнь она инициировала 22 мастера рейки. Таката
скончалась в декабре 1980 г. Сегодня международную "Рейки"
возглавляет внучка Такаты Филис Фурумото, получившая
инициацию от своей бабушки. За эти годы рейкистская
организация совершила количественный скачок: если в 1980 г.
в мире имелось всего 22 мастера третьего уровня (Usui Shiki
Ryoho), то сегодня это число достигло уже нескольких тысяч.
И это не считая тех, кто практикует 2-ю и 1-ю степени. В
России, куда рейки впервые попало в 1990 г., к началу 2000
г. было уже более 250 мастеров, каждый из которых в своей
деятельности (исцеления, семинары) затрагивает тысячи людей.
То, что было описано выше, относится к
системе рейки, существующей в западном мире. Есть еще и
восточная линия рейки, или "Энерсенс", которая, ссылаясь на
знания, полученные по своей линии передачи, утверждает, что
в практике рейки Усуи и Хайаши буддизм присутствовал гораздо
больше, чем нам сейчас кажется, и обращение за помощью к
Авалокитешваре, [77] медитативное соединение с ним перед и во время
практики рейки - все это считалось нормальным явлением для
основоположников традиции. Существует также "Традиционное
японское рейки", идущее от других учеников Усуи, где широко
используется буддийская медитация.
Итак, что же такое рейки? Это японское слово
состоит из двух иероглифов. Иероглиф "ки" (китайский "ци")
переводится как изначальная жизненная сила или пневма.
Иероглиф "рей" - примерно так же. Вместе они значат что-то
вроде "жизненная энергия, текущая через все", "универсальная
жизненная сила". Рейкисты верят в безликую динамичную
субстанцию, управляющую миром и вселенной. Рейки - это
исходящая из нее "невидимая вибрирующая духовная энергия",
или "излучение, подобное радиоволне. Оно может действовать
избирательно или как коротковолновое излучение. Поэтому
возможно успешное лечение и на расстоянии" [78]. Традиция рейки - это способ взаимодействия с этой
энергией, которая понимается как направленный поток некой
силы, который можно "проводить", "усиливать",
"концентрировать", "направлять", придавать ему те или иные
качества. Часто говорят и о "космической энергии", с которой
"соединяется" практикующий рейки человек.
Вот что пишут об энергии рейки некоторые мастера:
"Рейки - это энергия самого космоса... Мастер
передает ученику энергию Рейки в ее чистом,
концентрированном виде, и в теле ученика открывается канал
для ее проведения" (Дж. Даррел).
Исследователи определили, что энергия Рейки
поступает к целителю через верхнюю чакру и выходит через
кисти рук. Энергия поступает с северного направления в
северном и с южного направления в южном полушарии (П.
Хоран). Резервуар Рейки энергии был создан мастерами Рейки
прошлого (Дж. Сэнд) [79].
А вот слова и мнения о рейки,
приписывающиеся ее основателю Микао Усуи и руководителю: "У каждого из нас есть потенциал
для получения божественного дара, который приведет к
объединению души и тела. Посредством Рэйки великое множество
людей смогут почувствовать божественное благословение.
Прежде всего, наше целительство Рэйки является оригинальной
терапией, которая строится на духовной энергии Вселенной.
Через нее человек сначала обретет здоровье, а затем
успокоение ума, и радость в жизни будет возрастать" (пер. Н. Балановской. Цитируется по книге Ф. А. Пэтгэр
"Рэйки, наследие др. Усуи").
Чуджиро Хайаши оставил записи относительно
Рэйки, которые больше всего похожи на истории болезни, ибо
как врач и военный он просто и кратко описывал истории
исцеления обращавшихся за помощью в его рэйки-клинику людей.
Однако известно, что он был буддистом и некоторых своих
учеников обучал буддийским медитациям как средству,
помогающему практике Рэйки, причем сам он научился этим медитациям у Микао Усуи.
Хавайо Таката:"...Есть великое пространство,
которое нас окружает - Вселенная. Есть великая и бесконечная
энергия. Она универсальна... ее первоначальный источник -
это Творец... Это природа. Это Бог: сила, которую он делает
доступной тем из своих детей, кто этого ищет. В японском
языке это обозначается словом Рэйки" (из интервью Сан Матео
Тайме (Калифорния), 17 мая 1975 г.) [80].
Рейки исцеляет через руки мастера. Как же
происходит исцеление? Рейкисты советуют уложить больного на
удобную кушетку и позаботиться, чтобы ему было комфортно:
накрыть теплым, но нежарким пледом, расстегнуть одежду,
приглушить свет в комнате, включить негромкую приятную
музыку, желательно зажечь благовония. Больной должен
расслабиться. Затем мастер слегка прикасается к различным
частям его тела и прислушивается к своим ощущениям. Если
мастер ощущает зуд в ладонях, значит, он нащупал источник
заболевания. После обработки всех органов можно слегка
растереть тело больного кунжутным или другим растительным
маслом. Эти процедуры следует повторять достаточно часто в
течение 3-4 недель, после которых может произойти исцеление.
Для непредвзятого взгляда очевидны элементы
гипноза и внушения, которые должны "помочь" больному
почувствовать облегчение или, во всяком случае, заставить
стремиться повторить сеанс. Но это еще не все. Заранее
оговаривается, что исцеление во многом зависит от самого
человека. Так что если оно не произойдет, винить кроме
самого себя ему некого. Мастер не контролирует рейки.
Поэтому она (оно) исцеляет, кого захочет и когда захочет.
Никаких гарантий не может быть. Обратившимся к рейкистам
рекомендуют продолжать медикаментозное лечение (что выгодно
их отличает от других целительских сект), но в случае
исцеления благодарить все равно нужно рейки. В общем,
рейкистские мастера создали для себя абсолютно
беспроигрышную лотерею, в которой в случае удачи они
объявляются ее единственной причиной, а в случае неудачи не
несут никакой ответственности. К тому же многие из целителей
весьма неплохо зарабатывают.
В чем же "пирамидальность" рейки? Поскольку
практика исцелений оказалась весьма прибыльным делом, многие
обретают желание ею заняться. Для них мастерами рейки
предлагаются инициации. Всего для первой степени рейки нужно
пройти четыре инициации, и каждая из них открывает чакры
ученика на все более глубоких уровнях. Естественно,
инициация платная. От кандидата в рейкистские мастера не
требуется проходить 21 дневный пост на вершине горы - все
совершается в ходе нескольких относительно кратких семинаров
и практических занятий, завершающихся наложением рук.
Получив посвящение в "Мастера рейки первой степени", ученик
может практиковать исцеления наложением рук.
Заплатив большую сумму, можно пройти
следующую инициацию: "Мастера рейки второй степени", который
может практиковать исцеления на расстоянии.
И, наконец, очень дорого, десятки тысяч
долларов, стоит инициация в "Мастера рейки третьей степени",
который сам может инициировать новых учеников, естественно,
за плату (теоретически, по рейкистскому прейскуранту). Таким
образом, пирамидальность налицо.
Судя по сообщениям, в нашей стране,
очевидно, ввиду особого экономического положения, все
рейкистские цены на порядок ниже, чем в западных странах.
Однако непонятно, признаются ли полученные в России
рейкистские степени на Западе. По некоторым сведениям, они
признаются условно, то есть переехавшие на Запад российские
мастера должны доплатить разницу в суммах по прейскуранту.
Многие из прошедших рейкистские инициации
людей затем начинают собственные проекты. Например, в России
существует еще некий центр рейки "Кадуцей", именующий себя
"Всероссийским Центром Рэйки", а также "Независимым
Межгалактическим Советом Иерархии Света". Его возглавляет
Наталья Назырова, в свое время получившая инициацию во
вторую ступень рейки. Приводим выдержки из ее интервью,
данного в 1996 г. корреспонденту журнала "Птюч":
По ее [Назыровой] словам, здесь, на Земле,
никто не имеет истинных знаний, только они. Они - посланники
Мудрейших Вселенной - это как раз Н. И. Назырова и Владимир
Николаевич Зонов, то есть Центр "Кадуцей"; все люди Земли,
правительства, президенты обязаны к ним немедленно примкнуть
и слушать их приказы, иначе их ждет наказание Космоса; они
должны быть обеспечены всем необходимым для жизни в любой
точке земного шара и беспрепятственного передвижения по
планете. Примкнувшие должны пройти у них три посвящения Рэйки.
Вот некоторые высказывания Н. И. Назыровой:
-... Мы - только очищаем вашу землю; мы -
ассенизаторы, а не целители, мы - суперлюди... Мы в рай
никого просто так не пропустим!
- Я - ученица учителей Шамбалы. Рерих шел в
Шамбалу и не дошел. А я летаю туда каждую ночь, за мной
приходят по ночам, и я лечу в Шамбалу. За нами за всеми
приходят по ночам, мы все туда летаем! У нас вообще другое
энергетическое тело, огненное тело, и у вас будет другое
тело, когда вы пройдете три посвящения. Мы вообще -
"суперлюди".
- Бесов можем изгонять только мы. Никакие не
экзорцисты... Они просто гоняют ветер; даже Иисус не изгонял
бесов, а только перемещал их. Я для этого и пришла на эту
Землю в тело человека, чтобы изгонять разных
бесов-сущностей, они обычно выглядят, как животные...
- Церковь не выполнила своего
предназначения. Христос - ученик Богов, а боги - это Будда,
Майтрейя... Будда - мой любимый мужчина. И сатана - мой
любимый мужчина. Я его любила, а он хотел меня убить. Я
вообще всех люблю - и Будду, и сатану[81]...
"Кадуцей" ведут активнейшую
оккультно-религиозную агитацию, приглашают на семинары через
прессу, телевидение, чуть ли не ходя по квартирам с
листовками. Очевидцы свидетельствуют о жестком
психологическом давлении и контролировании сознания, которое
практикуется в этой секте. Как видим, рейкистские методики
вполне легко могут быть сочетаемы с рерихианством,
диаволопоклонничеством и прочим ньюэйджевским компотом.
К сожалению, проживающие на постсоветском
пространстве некоторые маловоцерковленные люди увлеклись
рейки и практикуют его, уверяя, что оно вполне совместимо с
Православием. Впрочем, как мы уже писали, такая
эклектичность и всеядность весьма характерна для
обработанного ньюэйджевскими доктринами сознания
современного человека.
Характерные черты "Нью эйдж"
Американский ученый Норман Гайслер выдвигает
12 специфических доктрин НЭ:
1. Безличный Бог.
2. Вечная вселенная.
3. Иллюзорная природа материи.
4. Цикличная природа жизни.
5. Необходимость перевоплощений.
6. Эволюция человека в Божество.
7. Продолжающиеся откровения от неземных
существ.
8. Тождество человека с Богом.
9. Оккультные практики.
10. Вегетарианство и холистические
(целостные) методы охраны здоровья.
11. Всемирный глобальный порядок.
12. Синкретизм (единство всех религий) [82].
Другой американский исследователь Уолтер
Мартин выделил следующие критерии, при помощи которых группу
можно отнести к НЭ:
1. Группа открыто призвана содействовать
новому времени, то есть эре Водолея.
2. Группа открыто поддерживает характерные
веяния нового времени (монизм - "все едино", пантеизм - "все
есть Бог", гностицизм - "спасение или исцеление приходит с
помощью особых познаний", карма и перевоплощение, духовная
эволюция, восшедшие учителя, равные Христу, и т. д.).
3. Группа открыто отстаивает оккультные
практики нового времени (ченнелинг, медиумизм, астрология,
психическое исцеление, нумерология, магия, различные способы
достижения измененного состояния сознания, то есть
медитация, монотонные песнопения, потеря чувствительности,
гипноз и т. д.; использование кристаллов и пирамид в
психотерапевтических и мистических целях).
4. Группа пользуется специфической
терминологией НЭ (чакры, космическое сознание, всемирная
энергия, глобальная деревня, самореализация, высшая самость,
сотвори свою собственную действительность, сила Кундалини,
Инь и Янь и др.)[83].
Вот еще одна попытка сформулировать эти признаки:
1. Бог не является Личностью, это -
абстрактный Дух, который пронизывает Вселенную и проявляется
во всем существующем.
2. Человек является носителем этого Духа, по
своей природе он божественен и несет в себе запас скрытых
духовных сил. Задача человека заключается в том, чтобы
пробудить их в себе и стать человекобогом.
3. После смерти душа воплощается в другое
тело, судьба человека при этом определяется законом кармы -
влиянием совершенных в прошлых перерождениях добрых дел и злых поступков.
4. Совершенствуясь на протяжении многих
перерождений, человек может достигнуть сверхъестественного
мира; души, существующие в нем, в зависимости от степени
своего совершенства, входят в иерархию, которая оказывает
влияние на ход земной истории.
5. Высшие духи могут воплощаться в нашем
мире, чтобы принести людям сокровенное знание; они
становятся учителями человечества, ими были Будда, Кришна,
Иисус, Конфуций, Магомет и др. Их учения являются элементами
одной всеобщей религии.
6. Особую роль в сознании New Age играет
само представление о близости рождения Новой эры, которая во
многих случаях связывается с приходом "спасителя". При этом
Новая эра воспринимается ньюэйджерами как состояние всего
человечества. Характерной чертой сознания New Age является
дух глобальности. Ньюэйджеры полагают, что результатом
рождения Новой эры будет возникновение "нового человека".
Возглавлявшая Ассоциацию гуманистической психологии Джин
Хаустон (ее "сеансы" по раскрытию "внутреннего я" описаны
выше) замечала, что это будет скачок, сравнимый по своим
масштабам с расстоянием между неандертальцем и современным
человеком. В результате глобальной трансформации сознания на
планете возникнет раса человекобогов [84].
Как легко можно заметить, многие из этих
признаков или критериев так или иначе свойственны каждой из
сект, о которых говорилось в этой книге, поэтому между ними
постоянно происходит узнавание: они признают друг друга
своими. Если вы придете в "Путь к себе" - самый известный
московский магазин НЭ, то увидите, что большинство из этих
групп, их символы, их книги вполне мирно уживаются рядом
друг с другом - при том, что их учения между собой, как
правило, несовместимы. Однако все вместе они - ядовитая
поросль, произрастающая из одного и того же ньюэйджевского болота.
То же самое происходит и на обиходном
уровне, например, все разговоры об энергии и энергетике -
вполне ньюэйджевские. В частности, когда медицинские
проблемы рассматриваются в свете различных энергий, которые
перетекают от одного к другому, - это и есть пресловутый
"холистический подход" (всплывает соответствующий жаргон:
внутренние энергии, обмен энергиями, энергетические вампиры,
энергетический донор, деревья энергоносители и
деревья-вампиры и т. д.). Широка популярность различных
"экстрасенсов", могущих "доходчиво" объяснить энергетические
принципы оказываемой ими помощи. Все это народ очень любит,
и вокруг этого делаются громадные деньги. И весь этот
ньюэйджевский язык сегодня определяет мышление большинства
населения громадной страны. Поэтому так много россиян
делаются легкой добычей тоталитарных сект.
"Страна победившего оккультизма"
В Россию сознание НЭ проникло уже давно - с
учением Рерихов ("Живая этика" и "Агни-йога"). В современных
рерихианских кругах мы находим тот же самый "джентльменский
набор" идей: представление о Земле как о живом разумном
механизме, предупреждение о грозящей планете экологической
катастрофе и упование на мистическое возрождение
человечества, которое готовится Шамбалой и ее посланниками -
летающими тарелками. Так что наша интеллигенция оказалась
готовой к тому потоку идей, который хлынул в страну после
падения железного занавеса, и учение Рерихов сразу стало
давать ядовитые ростки - "Белое братство", секта Виссариона,
отчасти "Богородичный центр", секта "Радастея" и др.
Частично вдохновлена Рерихами и популярная на Урале секта
"бажовцев", и даже волгоградская секта "Космических
коммунистов (Всеволод) - фантастические в своей гротескности
произведения постсоветской действительности.
Вместе с тем западные ньюэйджеры
рассматривают падение коммунистических режимов Восточной
Европы как важнейший шаг на пути к интеграции мира, которая
видится им необходимым условием для глобального торжества
идей НЭ. Весьма характерно, что абсолютно неудобочитаемая
брошюра Горбачева "Перестройка и новое мышление для нас и
для всего мира" приобрела громадную популярность среди
ньюэйджеров. Они рассматривают Горбачева как человека,
выполняющего планы Иерархии по объединению мира и подготовке
прихода "Спасителя". Лидер известной тоталитарной секты Шри
Чинмой, проводящий медитации мира при ООН в Нью-Йорке,
посвятил "Махатме Горбачеву" целую серию гимнов и песен.
Все это принесло свои плоды. Сегодня, по
словам диакона Андрея Кураева, Россия по праву может
считаться "страной победившего оккультизма". "Нью эйдж"
окружает нас со всех сторон. Есть в России ньюэйджевские
печатные органы - например, некогда атеистический, журнал
"Наука и религия", официально зарегистрированный журнал
"Путь к себе" (это не только журнал, но целая корпорация,
включающая магазины, лектории, кафе и т.п.; раньше был
только один такой магазин на Белорусской, сейчас есть
филиалы по всей Москве). Ньюэйджевские передачи
транслируются по всем телеканалам. И все это подготовило
питательную почву для обильного произрастания отечественных сект.
Впрочем, и западные ньюэйджевские секты не
оставляют Россию без своего внимания: одно из самых старых и
самых известных ньюэйджевских поселений Финдхорн (Findhorn)
на побережье Шотландии установило прочные связи с
несколькими детскими домами Калужской области и Карелии и
даже создало программу духовного (!) усыновления российских детей.
Неоязычество в России; нативистские секты
Возрождение древнего язычества, которое мы
видим на всех уровнях, в том числе и на правительственном,
-это тоже элемент ньюэйджевской парадигмы, но у нас, в силу
отечественной специфики, он приобретает особо резкую
антихристианскую направленность. Многих ньюэйджеров
объединяют поиски жидо-масонского заговора (в который,
оказывается, входит и христианство). Кстати, это было одной
из любимых тем Сёко Асахары, лидера секты-убийцы "Аум
Синрикё": весь мир опутан масонским заговором, который
направлен против "Аум Синрикё", в частности все христиане
-члены масонской организации, потому что основной признак
масонов - это вера в смерть и Воскресение Иисуса Христа. Об
этом Асахара пишет в книге с характерным названием:
"Провозглашая себя Христом" [102].
Большинство неоязычников так или иначе
придерживается точки зрения, которую разделяют с ними
различные псевдовосточные группы (в частности кришнаиты или
тантристы): дескать, на самом деле до принятия христианства
на Руси было древнее ведическое знание, которое еврей
Владимир, сделавшись русским князем, уничтожил, а потом
навязал нашим предкам христианство. Теперь мы возрождаем
ведическое знание и очищаем Русь.
Не так давно некий кришнаит В. Данилов
[103] (недавно скончавшийся) написал книгу "Русь
ведическая в прошлом и в будущем. Основы мистической
политологии. Евангелие от ариев" (М., 1996) - программу
возрождения славяно-тюркского национал-социализма, где мы
встречаем давно знакомые перепевы: Христос-де был
посвященным и провел годы в Индии; Он-то и основал
ведическое христианство, но еврей Павел его уничтожил и ввел
свою фарисейскую религию. Несмотря на это, остатки
ведического христианства где-то по закоулкам сохранялись (в
частности, гностиками). Но потом коварный император
Константин созвал великий собор, на который, как написано у
Данилова, собралось 3500 епископов, и злобный Константин
всех их вырезал, уничтожив таким образом даже память о
ведическом христианстве. Другой император - Юстиниан - ему в
этом помог. А вот на Руси ведическое христианство было,
говорит Данилов, потому что туда пришел апостол Андрей и
начал его там проповедовать (Перун и все прочее - это,
оказывается, и было ведическое христианство). Но потом князь
Владимир ведическое христианство уничтожил. Все было
истреблено огнем и мечом, и вместо этого насаждалось
христианство нехорошее, неправильное, фарисейское,
жидовское. И вот теперь Данилов с кришнаитами при помощи
своих замечательных политических "славяно-тюркских
национал-социалистических" программ надеются восстановить
справедливость. И весь этот бред был издан под шапкой
Российской Академии наук. Как это ни печально, но
ньюэйджевская фантастическая по своей безграмотности ложь
имеет в нашей стране весьма высоких покровителей.
Высказывания в том же ключе можно услышать
от многих ньюэйджевских деятелей. Вот, например, что пишет
киевлянин Д. В. Кандыба - создатель уже упоминавшегося выше
"единого и великого Сознания Кандыбы":
Частично разоблаченная при социализме
иудейская церковь стала внедряться в высшие эшелоны новой
власти и договорилась с нею. И опять русский народ
подвергается чужеземному иудейско-христианскому опиуму...
Воссозданная нами древнерусская школа гипнотизеров,
экстрасенсов и народных целителей с большим триумфом
восстановила во всем мире приоритет русских в трансовой
культуре... Выдающиеся практические результаты нашей школы
вселяют абсолютную уверенность, что христианство на русской
земле отныне побеждено и древнерусские Веды заменят
иудейско-христианскую Библию [104].
Немного поаккуратнее киевлянина Кандыбы
работает питерский социолог и друг сектантов
[105] В. Богданов. В заказанной сектой брошюре
[106] "Уважение к вере, или почему глупо воевать с
саентологией" (М., 1997) он пишет:
Надо только сообразить, что миссия России не
в отстаивании заимствованной когда-то у Византии версии
христианства, навязанного извне православия, а, напротив, в
предложении человечеству принципиально новых идей не только
в математике или химии, но и в богословии (с. 67).
А в конце своего опуса социолог-язычник выводит:
"Массовое сознание россиян, судя по книжному
спросу, включило в свой словарь неправославное, восточное
понятие "кармы". В русском социокультурном контексте, в
перекличке с мессианскими идеями "Третьего Рима" смысл кармы
основательно дистанцировался от буддийской метафизики. И
это, на мой взгляд, лучшее свидетельство возможности и
продуктивности мировоззренческого синтеза, неизбежного в
будущем тысячелетии. А здесь любопытно заметить, что и
саентология по-своему трансформировала понятия реинкарнации
и кармы, осуществляя синтез восточной мистики с
психоаналитическими доктринами и наблюдениями.
Представляется, что потенциал развития саентологии в России
обусловлен тем, как удастся согласовать ее догматику с
базовыми ценностями лидирующих среди интеллигенции этических
вероучений, в частности "Живой этики" Рерихов. Недостаточно
лишь показывать, что саентология не противоречит православию
или безрелигиозному мировоззрению. Целесообразно
продемонстрировать, что кодекс саентолога вполне приемлем
для исповедующих "неоведическое (славяно-арийское) язычество
и других опережающих усредненный вектор духовного развития
(курсив наш. - А.Д.) социальных групп. Стратегически
полезнее загодя обрести себе союзников, чем после конфликтов
с православной церковью переключаться еще на конфликты с ее
конкурентами" (с. 72-73).
Богданов знает, о чем пишет. В сегодняшней
России, как грибы, плодятся неоязыческие нативистские
[107] секты. Среди них, помимо уже упомянутых, наиболее
известны группы, созданные вокруг Доброслава (А. А,
Добровольского), А. Аратова и В. Казакова (лидера "Калужской
славянской общины"), "Церковь Нави", В. Н. Безверхого, "Союз
славянских общин", "Коляда вятичей", "Родолюбие", "Велесов
круг", инглинги А. Хиневича, а также группа,
сформировавшаяся вокруг неонацистского журнала "Наследие
предков". Помимо перечисленных, существуют еще сотни
подобных групп, более или менее схожей направленности.
Несмотря на сравнительную малочисленность каждой
нативистской секты, всё вместе они представляют заметное
явление постсоветской российской религиозной жизни.
Некоторые из них уже добились регистрации, другие находятся
на пути к ней. Вызывает серьезные опасения их заявка на свою
традиционность и древность. К сожалению, многие
представители местных администраций принимают эти их
заявления за чистую монету и даже принимают участие в
неоязыческих церемониях, ссылаясь на верность народным
обычаям и традиционность [108].
Подытожить все вышесказанное можно словами
одного из бывших лидеров "Нью эйдж", впоследствии
обратившегося в христианство:
На самом деле под прикрытием света, мира и
любви "Нью эйдж" стремится переделать мир в утопическое
общество, устроенное самим лжемессией - антихристом,
организуя попытку подчинить весь мир своей власти [109].
Круг замкнулся
Итак, круг замкнулся. Вместо прежнего
неудавшегося объединения интернационалистов всех стран
происходит всемирное объединение националистов на общей для
них почве "древнего оккультного ведического знания". И
неважно, в чем оно проявляется - в друидизме или шаманизме,
в почитании махатм из Шамбалы или в поклонении богине смерти
Кали, Перуну, Кришне, "космическому разуму, а то и в
открытом сатанизме, - главное, что это древнее оккультное
знание и неизбежно вытекающее из него отвержение
христианской традиции (в их терминологии -
жидо-масоно-христианство) составляют некую основу,
утвердившись на которой, новые властители умов обнаруживают
свое родство [110].
Судя по всему, это объединение может
оказаться куда прочнее первого, и новая грозная сила,
наступающая на христианство, может добиться гораздо больших
успехов. И не случайно коммунисты, всегда чувствующие силу,
мгновенно среагировали на эту смену парадигм и восприняли
новую национально-языческую риторику. Не случайно на пятачке
возле бывшего музея Ленина постоянно идет совместная
коммунистическая, неонацистская и неоязыческая тусовка, а на
книжных развалах мирно уживаются труды Ленина и Рериха,
Гитлера и Блаватской, Алисы Бейли и Алистера Кроули,
Бхагвана Раджниша и Рона Хаббарда, не говоря уже о таких
опусах, как "Преодоление христианства" или "Трупные пятна
назорейской угрозы" и т.п.
И вряд ли случайно подавляющее большинство
руководителей новых сект либо ставит себя на место Христа,
либо открыто провозглашает себя Антихристом. Мы не знаем,
станет ли новый, столь ценимый национал-язычниками мировой
порядок царством Антихриста или лишь подготовит почву для
его пришествия. Спаситель недвусмысленно сказал, что не наше
дело знать времена и сроки. Но мы помним, что Его Царство -
не от мира сего и что никакие земные привязанности, даже
самые дорогие, такие, как любовь к родному краю, к своему
городу, к своей стране, не должны заслонять для нас Самого
Господа нашего Иисуса Христа и Его Церковь. В противном
случае мы неизбежно скатываемся к обожествлению твари, то
есть к язычеству, и к его основному методу - оккультизму. Мы
знаем, что "мир во зле лежит", и знаем, что весь он, в том
числе и самые дорогие и любимые для нас реалии, должен будет
пройти через смерть и Воскресение. Но мы помним также слова
Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я
победил мир" (Ин. 16:33).
Александр Дворкин
Сектоведение: тоталитарные сект -
опыт систематического исследования
- Нижний Новгород: Изд-во братства
во имя св. князя Александра Невского, 2002
Православная беседа
Использованная литература
74. Более правильно шлешман.
75. Балашова Е. Опыт переосмысления Рэйки. http//bratstvo.vinchi.ru/tb/reika.html
76. Так излагается история обретения рейки в большинстве рейкистских источников. См., напр.: Рейки. М., 1992.
77. Бодхисаттва сострадания в буддизме Махаяны и Ваджраяны.
78. Рейки. С. 4.
79. Цит. по: Балашова Е. Опыт переосмысления Рэйки.
80. Там же.
81. Там же.
82. Цит. по: Диакон Андрей Кураев. Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. М.. 1997. С. 334.
83. The NewAgeCulL Minneapolis, 1989. R 109-110.
84. Sure J. W. The Universe Next Door. London, 1988. P. 170.
Цит. по: Алексеев В., Григорьев А. Религия Антихриста. С. 160.
85. Текст подглавки написан на основе статьи свящ.
Петра Иванова "Культ Анастасии: таежный сериал для советской
образованщины, или Гитары, деньги и кедровая каша в голове" // Прозрение. 2001. №1(6). С. 61-77.
86. См.: быков Д. Лесное чудо или чудо лёсное Михаил Щетинин сектант-новатор? // Огонек. 2000. №8.
87. "Существую для тех. для кого существую", "Звенящие
кедры России", "Пространство любви", "Сотворение", "Кто же мы?".
88. Мегре В. Пространство любви. М.. 1998. С. 92.
89. Свящ. Петр Иванов. Культ Анастасии.. .С. 66.
90. См.:Тамже.С. 77.
91. Мегре В. Анастасия. Существую для тех, для кого существую. М., 1999. С. 201.
92. Не гнушается Пузаков и заявлениями о том, что его
книги "закодированы на счастье", только выражает это в
нарочито туманноватой форме: "По утверждению Анастасии, в
тексте заложены сочетания букв и комбинации слов,
благотворно влияющие на человека" (выделено Мегре. - А. Д.).
Почувствовать это влияние можно при чтении, когда на слух не
воздействуют звуки, издаваемые искусственными предметами и
механизмами. Естественные звуки - пение птиц, шум дождя,
шелест листьев на деревьях - помогают положительному
воздействию. (Существую для тех, для кого существую. С. 2).
93. Текст подглавки написан на основе доклада
руководителя Миссионерского отдела Екатеринбургской епархий
свящ. Владимира Зайцева на Международной научно-практической
конференции – "Тоталитарные секты -угрозаXXI века" (Нижний
Новгород,апрель2001 г.).См.: Радастея: космический соблазн
постсоветской интеллигенции // Православное слово. Н. Новгород. 2001. № 9 (190). С. 6.
94. В начале 2002 г. было доказано, что под видом тела
одного из объявленных погибшими мальчиков было кремировано
тело другого человека. Местонахождение мальчиков по-прежнему неизвестно.
95. Марченко Е Д. Прощание с владыкой кармы. М., 1998. С. 249.
96. Там же.
97. Расследование, возобновленное после телепередачи
компании REN-TV, показало, что в зацинкованном гробе с
останками погибшего, кремированного в Москве, было тело
неизвестного человека, а не пропавшего мальчика Ярослава Ч.
Узнав об этом, радастейцы резко изменили показания и
утверждают, что мальчик не утонул, а был похищен неизвестными. Поиски ребенка продолжаются.
98. Марченко Е. Д. Пульт пульс пуск. М., 1998. С. 26.
99. Радастейцы назначаются на специальные "дежурства по
погоде". Ситуация, как водится, беспроигрышная-любой исход
подтверждает истинность метода секты: если погода меняется к
лучшему-ритмы помогли. Если нет-либо плохо их читали, либо
Лучи света в Непроявленном решили, что нам полезнее дождь или снег.
100. "Школы" прекратились после трагического случая в
Екатеринбурге, когда одна адептка, читая ритмы, стала расхаживать по углям и сожгла себе ноги.
101. До реформы "Штурвап" стоил 5 миллионов рублей.
102. Асахэра Сено, Дух Истины, Святейший Преподобный
Учитель. Провозглашая Себя Христом. Раскрытие Истинного Смысла учения Христа. М.. 1993.
103. Незадолго до смерти вокруг Данилова сформировалась небольшая неоязыческая нациствующая секта.
104. Кандыба Д. В., Кандыба В. Н. Основы СК-терапии. С. 31.
105. На процессе Якунина и сектантов против Дворкина и
Отдела религиозного образования и катехизации Русской
Православной Церкви он выступал в качестве
эксперта-свидетеля со стороны сектантов, но суд, убедившись
в ходе допроса в некомпетентности Богданова в данной
области, не принял его показаний к сведению. Решение суда
опубликовано в сборнике "Секты против Церкви". С. 299, 317.
106. Об этом свидетельствует не только содержание самой
брошюры, но и находящиеся в архиве Центра сщмч. Иринея, еп.
Лионского, внутренние сайентологические документы, в которых
говорится о заинтересованности секты в благоприятных экспертных отзывах и об оплате некоторых из них.
107. От англ, native - родной. Имеются в виду секты,
заявляющие о возвращении к родному исконному дохристианскому
язычеству. На самом деле, и в особенности в нашей стране,
это не более чем даже не реконструкция, а современные
постмодернистские новоделы, основанные исключительно на эрудиции и фантазии их авторов.
108. Подробнее о неоязыческих нативистских сектах см.:
Фадеев Р. В. Нативистские культы со славяно-русской
терминологией: Дипломная работа по кафедре сектоведения
Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (рукопись). М., 2000.
109. Вaer Randall N. Inside the New Age Nightmare. P. 34.
110. КлимовичК.К. , автор передовой статьи в январском
номере рязанской неоязыческой газеты "Лыбедский бульвар"
(2001. № 1(3)), предлагает громкий лозунг: "Националисты всех стран, объединяйтесь!"
|