Пятидесятнический патриотизм
Некоторое время назад на одном из
ярославских форумов [1] и в некоторых СМИ [2] прошла
информация о внедрении адептов-пятидесятников [3] в
структуру патриотических организаций Ярославской
области.
В той или иной форме утверждалось, что
Чупин Николай Николаевич, являющийся адептом
религиозного течения, распространяемого в регионе, в том
числе Религиозной организацией христиан веры
евангельской (пятидесятников) "Церковь Божья" г.
Ярославля(ИНН 7602026552, ОГРН 1027600006279)
прихожанином которой, на сколько мне известно, он
является, возглавляет три общественных организации
военно-патриотической направленности:
- Ярославская региональная
военно-патриотическая молодёжная общественная
организация "Гвардия" (ИНН 7604153700, ОГРН
1097600000145);
- Ярославское Региональное отделение
Межрегионального общественного фонда содействия и помощи
Воздушно - десантным войскам "ВДВ - боевое братство"
(ИНН 7606045933, ОГРН 1037602803105);
Ярославская региональная
Ассоциация общественных детских, молодежных
военно-патриотических объединений "Патриот" (ИНН
7602998043, ОГРН 1117600000803).
Я, некоторые авторы сообщений на форуме
и автор статьи "Юнармия" Божья. О пользе
религиозно-политической грамотности." [4] считаем, что
адепт-пятидесятник не может воспитать патриотов России,
так как "патриотизм", в понимании адепта-пятидесятника,
мягко говоря, не является ПАТРИОТИЗМОМ в традиционном
для народов России понимании.
Не знаю почему так думают другие
единомышленники, но мое мне мнение основано, в том числе
и на некоторых результатах изучения работ Лункина Романа
Николаевича.
Лункин Р.Н. отнеся к протестантам и
современных пятидесятников, в статье "Евангельские
церкви России и общество: реформация для "малой родины"
пишет:
"Несмотря на сильное американское
влияние, члены протестантских церквей в России… ощущают
себя европейцами по духу в намного большей степени, чем,
например, православные или мусульмане, которые на
российской почве ощущают себя скорее самобытными
евразийцами. Более того, протестантские церкви на деле
воплощают свое европейское сознание и этические нормы,
являясь самым большим и влиятельным религиозным
движением в России, которое публично и на деле
исповедует демократические ценности.
Протестантские церкви на постсоветском
пространстве оказались одними из главных носителей
гражданских ценностей, патриотизма, который выражается в
честном труде на благо "малой родины", под которой
евангельские церкви, как правило, понимают улицу, двор,
район, свой город или же поселок." [7].
Таким образом, на мой взгляд, в
понимании адепта-пятидесятника понятие "Родина" не
соотносится с государством, в котором он проживает.
Подтверждение такому выводу находится в размещенной на
сайте Кестонского института [8] статье Лункина Р.Н.
"Пятидесятники в России: опасности и достижения "нового"
христианства":
"В Ярославле пасторы "Нового поколения"
[в настоящее время "Церковь божья" - A.P.]… пытаются
привить своим членам патриотизм, основанный на том, что
именно в России необходимо строить демократическое
правовое общество обеспеченных людей. Однако никто из
служителей этой церкви не ищет обоснования своей позиции
в истории России, потому что на прошлое, по мнению
пасторов, лучше не смотреть: оно настолько мрачно, что
многие эмигрируют из России. В "Новом Поколении"
убеждены, что страны, которые отбросили суеверия,
связанные с напластованиями традиционных религий, пошли
вперед и стали бурно развиваться. Пятидесятники осуждают
традиционный российский патриотизм и считают, что он
только вредит духовному пробуждению страны. Православные
патриоты в России, по словам пятидесятников, отдают
предпочтение идеалу юродивого, страдающего человека,
многие "патриоты" иронизируют над собственной страной,
выступают за авторитарный строй и изоляцию России от
остального христианского мира. В результате низкий
духовный уровень россиян приводил в прошлом к погромам и
революциям." [9].
В пятидесятнических религиозных
организациях отношение к военной службе, как к долгу и
обязанности гражданина Российской Федерации по защите
Отечества [10], неоднозначное. В большинстве из них этот
вопрос оставляют на решение самих адептов, но из
"патриотических" соображений военная служба
приветствуется (без клятвы в присяге) [11].
В понимании адептов-пятидесятников,
основанном на концепции "религиозной революции",
прививаемой их духовными лидерами: "…Россия может и
должна стать протестантской страной, и это единственный
шанс стать духовно богатой, справедливой и экономически
процветающей страной. Для этого нет необходимости в
традиционной Русской Православной Церкви, так как
русскую культуру и религиозность можно сохранять и
развивать в рамках протестантизма. Чаще всего,
пятидесятники осуждают Православие за инертность, тесную
связь с властями, сокрытие от народа Евангелия,
затемнение веры идолопоклонничеством, то есть почитанием
икон и соблюдением массы обрядов. Некоторые харизматы
полагают, что вся Россия может стать пятидесятнической
страной,…а Православная Церковь постепенно отомрет."
[12].
Вывод о хорошо скрываемом негативном
отношении руководителей РОСХВЕ – Российского
объединенного союза христиан веры евангельской
(пятидесятников), а, следовательно и простых адептов к
традиционному для России православию следует из
следующих фактов.
Руководитель отдела богословия РОСХВЕ,
пастор Михаил Дубровский выступая на прошедшей в ноябре
2011 года на Украине конференции "Форум 20: Двадцать
лет. Двадцать ключевых вопросов" [13] в докладе
"Обретение себя. Пути формирования новой идентичности"
говоря о духовной идентичности российских
пятидесятников, сказал следующее:
"Мы видим себя в движении стригольников,
нестяжателей, новгородско-московских реформаторов,
духоборов и молокан. И даже раньше – когда христианская
вера распространялась по территории Киевской Руси, еще
не будучи "освященной" благословением государственной
власти. Одним словом, мы чувствуем свое родство всем,
для кого вера была личным выбором, а не выражением
лояльности кесарю." [14].
Таким образом, "духовные корни"
современного российского пятидесятничества, в том числе,
лежат в учениях еретических течений, деятельность
которых в различные периоды времени была направлена, в
лучшем случае на противопоставление действующей власти,
а зачастую на развал российского государства, в
сегодняшнем понимании данного процесса.
В феврале 2003 года давая интервью
Ярославской областной газете "Золотое кольцо" Ряховский
С.В., лидер РОСХВЕ, говоря о необходимости "выстраивания
отношений" с Русской Православной Церковью сказал:
"Традиционным для Руси, где население издавна было
многонациональным, я бы назвал все-таки язычество."
[15].
Специалистами - религиоведами
отмечается, что смягчение позиции высокопоставленного
руководства РОСХВЕ и, как следствие, адептов входящих в
ее структуру пятидесятнических религиозных организаций
во взглядах на традиции Русской Православной церкви
объясняется скорее дипломатическими задачами,
благоприятными личными контактами с православными, и
реально не меняет общего отношения к Московской
Патриархии [16].
Концепция "религиозной революции" в
Российской Федерации активно реализуется
пятидесятническими религиозными организациями в ходящими
в структуру РОСХВЕ, возглавляемого Ряховским Сергеем
Васильевичем, который благодаря своей энергии, умению
налаживать политические контакты и лояльной гражданской
позиции с 2002 года является членом Совета по
взаимодействию с религиозными объединениями при
Президенте России, а с 2005 года членом Общественной
палаты Российской Федерации.
Так, в 2002 году на одной из конференций
РОСХВЕ перед руководством и адептами пятидесятнических
религиозных организаций была поставлена задача: "Влиять,
а не обороняться!" [17].
Полагаю, что именно в целях влияния, в
том числе скрытого, на решения, принимаемые органами
государственной власти и органами местного
самоуправления, Ряховский С.В. рекомендовал
адептам-пятидесятникам скрывать свое "вероисповедание"
от окружающих. В интервью "MK.RU" Ряховский С.В. заявил:
"Я благословил целый ряд наших прихожан, глубоко
верующих, воцерковленных людей, чтобы они, скажем так,
не бравировали своей принадлежностью к евангельской
церкви. Как правило, это люди, занимающие определенные
позиции в структурах власти: как на региональном, так и
на федеральном уровне. Чиновники, депутаты, политики. Не
стану скрывать, что прихожане нашей конфессии работают
сегодня во всех ветвях власти." [18].
Факт сокрытия адептами-пятидесятниками
своей принадлежности к данному религиозному течению по
рекомендации лидера РОСХВЕ Ряховского С.В. заслуживает
особого внимания на фоне произошедших при активном
участии пятидесятнических религиозных организаций
неоднократных "оранжевых революций" на Украине, в том
числе государственного переворота в 2013-2014 годах и
последующих трагических событий.
***
Читайте также по теме:
***
Один из прежних лидеров
пятидесятнического религиозного движения в России,
бывший руководитель Местной религиозной организация
христиан веры евангельской (пятидесятников)
"Христианский центр "Восстановление" [19] (г. Москва,
ранее "Торжествующий Сион") Александр Дзюба в интервью
издательству "Русское ревью" сказал:
"В России мы входим в Российский
объединенный союз христиан веры евангельской, который
возглавляет епископ Сергей Ряховский. Ряховский –
наиболее оптимистичный лидер, и нет человека, который
мог бы оказывать большее влияние на развитие
протестантского движения в существующей ситуации. Он
верит, как и мы, в то, что в России будет улучшение,
хотя часто кажется, что все вокруг рушится.
Я надеюсь, что российское общество уже в
ближайшем будущем открыто заявит о своей гражданской
позиции. Церковь не сможет остаться в стороне, и будет
защищать право граждан на свободные выборы и
демократическое развитие. Тогда придет время, и опыт
"Посольства Божьего" поможет в осуществлении "оранжевой"
революции в России." [20].
Кроме того, по мнению Лункина Р.Н. в
заявлении Ряховского С.В. в связи с ситуацией на Украине
и произошедшей 6 мая 2014 года трагедией в Одессе
усматривается "признание того, что Россия является
оккупантом по отношению к украинским землям" [21].
О прозападнической ориентации
руководства и адептов религиозной организации "Церковь
божья" г. Ярославля, на мой взгляд, говорит факт
гостеприимной встречи в конце сентября 2016 года
руководителем этой организации Дириенко Андреем
Александровичем, являющегося членом общественной палаты
Центрального федерального округа и членом
Координационного совета Ярославской области по вопросам
межнациональных отношений при Губернаторе области,
иностранного гражданина Расти Рассела (Rusty Russell),
которому на протяжении последних 15 лет был закрыт въезд
в Российскую Федерацию в связи с нежелательностью
пребывания на территории страны [22].
Таким образом, по моему мнению,
традиционное для народов Российской Федерации понятие
ПАТРИОТИЗМ не соответствует понятию "патриотизм" в
понимании адептов-пятидесятников.
Александр Павлович
АНО Яр ИКЦ - 27.12.2016.
В Контакте
- 15.11.2017.
Примечание
1.
http://yarportal.ru/ topic838602.html? view=findpost&p=28066126
2. http://www.yarnews.net/ news/show/yaroslavl-region/28767/ minyust_nikolaj_chupin_ne_vovlekaet _detej_v_sektu.htm;
http://narpolit.com/ tochka_opory/ iunarmiya_bozhya_12-12-40.htm
3.
https://azbyka.ru/ sektovedenie-totalitarnye -sekty#n214
4.
http://narpolit.com/ tochka_opory/ iunarmiya_bozhya_12-12-40.htm
7. "Современная Европа", № 4, 2014
[Электронный ресурс. режим доступа
http://www.sov-europe.ru/ 2014/4/lunkin.pdf
8.
http://www.keston.org.uk/ russianreview.php
9. Лункин Р.Н. "Пятидесятники в России:
опасности и достижения "нового" христианства".
[Электронный ресурс] режим доступа
http://www.keston.org.uk/ encyclo/ 18%20Pentecostals.html
10. Статья 59 Конституции Российской
Федерации.
11. Лункин Р.Н. "Пятидесятники в России:
опасности и достижения "нового" христианства".
[Электронный ресурс] режим доступа
http://www.keston.org.uk/ encyclo/18%20Pentecostals.html
12. Лункин Р.Н. "Пятидесятники в России:
опасности и достижения "нового" христианства".
Электронный ресурс] режим доступа
http://www.keston.org.uk/ encyclo/18%20Pentecostals.html
13. http://www.bible.com.ua/ news/r/72922
14. Дубровский М. "Обретение себя. Пути
формирования новой идентичности" [Электронный ресурс]
режим доступа http://www.archipelag.ru/ authors/dubrovsky/ ?library=2872#_ftnref2
15. Ряховский С.В. "С детства мечтал
стать пастором" [Электронный ресурс] режим доступа http://goldring.ru/ news/show/64904
16. Лункин Р.Н. "Пятидесятники в России:
опасности и достижения "нового" христианства".
[Электронный ресурс] режим доступа http://www.keston.org.uk/ encyclo/ 18%20Pentecostals.html
17. Лункин Р.Н. "Пятидесятники в России:
опасности и достижения "нового" христианства".
"Современная Европа", № 4, 2014 [Электронный ресурс]
режим доступа http://www.sov-europe.ru/ 2014/4/lunkin.pdf
18. Сергей Ряховский: "Не стану
скрывать, что прихожане нашей конфессии работают сегодня
во всех ветвях власти"; "MK.RU" [Электронный ресурс]
режим доступа
http://www.mk.ru/politics/ 2016/03/17/ slovo-pastora.html
19. Входит в структуру РОСХВЕ.
20. Украинская миссия – предвестник
революции в России. [Электронный ресурс] Режим доступа
http://www.keston.org.uk/ _russianreview/ edition01/ 05Posolstvo.html
21. Лункин Р.Н. "Российские протестанты
и Украина: испытание патриотизмом" [Электронный ресурс]
режим доступа
http://www.keston.org.uk/ _russianreview/ edition63/02-Lunkin-about- Russian-protestants- and-Ukrain.htm
22. Расти Рассел "Три царства" -
25.09.2016 [Электронный ресурс] режим доступа
https://youtu.be/ expji22nqV0 (см. отметку с 1:46 по
2:25, с 1:11:47 по 1:12:13)
|