О томском процессе, кришнаитах и гражданском
обществе
Заявление Российской ассоциации центров исследований
религий и сект
Распространение кришнаитской литературы на Ратха- ятха
(праздник колесниц) Москва, ВДНХ 19.06.2011.
Недавно в Томске закончился процесс по
делу о признании экстремистским материалом кришнаитской
версии индийского эпоса "Бхагават-гита" – "Бхагават-Гита
как она есть". Прокурор Томска подал апелляционное
представление на решение Ленинского районного суда
города, и дело будет рассматриваться вновь.
Этот громкий процесс вызвал бурю
негодования целого ряда сектозащитников. Так, например,
Р. Лункин пишет: "Подобную акцию нельзя расценивать
иначе, как оскорбление религиозных чувств верующих –
членов Общества Сознания Кришны". Защищая
экспансионистски настроенные религиозные корпорации,
которые сами не всегда дружат с правами человека,
отдельные правозащитники превращают свою собственную
деятельность в абсурд. Давайте разберемся, в чем состоит
экстремизм вероучительной книги кришнаитов и, как
следствие, распространяемого сектой вероучения; кто на
самом деле разжигает межрелигиозную рознь – кришнаиты
или Томская прокуратура?
Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем
углубиться в содержание вероучительной книги кришнаитов.
Исходный текст "Бхагават-гиты" в оригинальном,
некришнаитском, варианте местами весьма метафоричен и,
как любой древний текст, является лакомой пищей для
любителей домыслов. Всем известно, что есть множество
старых и новых сект, строящих свое вероучение на
искажении Библии. Так и у Свами Прабхупады при попытке
перевести традиционную для индуистов "Бхагават-гиту" на
свой манер получилась в сущности новая книга. Читая её
ещё и ещё раз, находишь новые фрагменты, которые не
могут не удивлять. Вот что пишут кришнаиты о людях, не
относящихся к их организации:
"Есть два типа людей: преданные и
демоны. Господь избрал Aрджуну, чтобы поведать ему эту
великую науку, потому что Aрджуна был Его преданным.
Демонические люди не способны постичь сокровенный смысл
"Бхагавад-гиты". Существует много изданий этой великой
книги. К одним из них написали комментарии преданные, а
к другим - демоны. Комментарии преданных передают
истинное содержание "Бхагавад-гиты", тогда как
комментарии демонов лживы и бесполезны" (Бхагават-гита,
как она есть, 4:3).
Деление людей на своих, - чистых,
преданных, и "демонов" – яркий пример религиозной
дискриминации.
"Только глупцы и негодяи пытаются
принизить Верховную Личность Бога, Господа Кришну"
(Бхагават-гита как она есть, 6:47); "Кто же, кроме
последнего глупца, откажется обрести сознание Кришны?"
(Бхагават-гита как она есть, 9:26). То есть все люди, не
имеющие отношения к организации кришнаитов, постоянно
подвергаются оскорблениям и называются глупцами.
Дальше – больше. Не просто глупцами, но
ворами, шарлатанами и ослами кришнаиты называют… ученых,
не верящих в реинкарнацию. Вот выдержки из бесед
основателя секты Прабхупады со своими учениками,
изложенные в кришнаитской книге "Жизнь происходит из
жизни":
- Шрила Прабхупада: Индивидуальная душа
никогда не исчезает. Она не умирает и не рождается. Она
просто меняет тела, как человек меняет одежду. Это
совершенное знание.
- Д-р Сингх: Но почему ученые не
признают этого?
- Шрила Прабхупада: Они непорядочные
люди. Они шарлатаны. Их даже нельзя назвать воспитанными
людьми
Или: "Ученые постоянно исследуют что-то,
но, если вы спросите их, зачем они это делают, они
ответят: "О, это для следующего поколения, во имя
будущего". Но я спрашиваю: "А как же вы? … Если в
следующей жизни вы станете деревом, будет ли вам дело до
вашего следующего поколения?" Но он осел". Беседа
названа тоже без церемоний: "Прогресс ослов". Заседающие
в Нобелевском комитете ученые считаются Прабхупадой "не
лучше собак, свиней, верблюдов и ослов". Тут гуру
совершенно безапелляционен: "Мы вообще не считаем их
людьми. Одно животное превозносит другое. Что тут
хорошего? Если люди в Нобелевском комитете сами не лучше
животных, то каждый, кто получает премию по науке,
является первым из глупцов, потому что удостоился
похвалы не людей, а животных" (Прабхупада. Жизнь
происходит из жизни).
Те, кто в здравом уме распространяют
такие воззвания огромными тиражами и настойчиво
уговаривают прохожих ими закупаться, должны отвечать за
свои слова перед обществом и перед законом. Проблемой
являются не столько формальные высказывания, сколько сам
менталитет, насаждаемый кришнаитами. Их идеология,
помимо книжных источников, включает в себя и неписаные
традиции. Наиболее критичным, по нашему мнению, участком
цепочки кришнаитских идей является антипатриотизм,
целенаправленно насаждаемый в организации правовой
нигилизм и разрушение семейных ценностей. Вот что
кришнаиты говорят о детях:
"...побочные продукты тела, а именно дети…"
(Бхагават-гита как она есть, 2:20) и далее: "Человек,
который отождествляет свое тело, сотворенное из трех
элементов, со своей сущностью, который считает побочные
продукты тела своими родственниками, а землю, на которой
родился, достойной поклонения, … должен считаться
подобным ослу или корове". (Бхагават-гита как она есть,
3:40). Последнее высказывание показывает характерное для
кришнаитов равнодушие к семье, детям и Родине.
Насаждение таких взглядов – не просто попытка привлечь
активную часть общества в секту, но и попытка отгородить
её от остального социума: не нужно решать общественные
проблемы, активно противостоять злу, заботиться о
стране, в которой живёшь.
В секты часто попадают не последние люди
нашего общества. Туда втягивается интеллигенция,
молодёжь, люди искусства, учёные. Чтобы сделать
гражданское общество слабым, нужно всего лишь растащить
представителей наиболее активных социальных групп по
жёстко обособленным религиозным конгломерациям. Рядовые
кришнаиты в своём большинстве – обычные люди, искренне
стремящиеся к духовности и добру. Нет-нет, да и
задумаешься: почему само наше общество зачастую
отторгает людей добрых и образованных, заставляя уходить
в лоно социального отшельничества?
Предвидится реакция кришнаитов на
вышесказанное: мы очень даже социальны, проводим весёлые
концерты, кормим людей и даже обращаемся к ним на
улицах. Но самореклама, пиар и полноценная социально
полезная деятельность – это совершенно разные вещи.
Подкормить и развеселить – блага, приносящие скорее нимб
благодетелей их дающему, чем реальную пользу их
адресату. Почему кришнаиты не заботятся об экономике
страны и социальной справедливости? Кто такие
кришнаитские правозащитники и защищают ли они кого-то
кроме себя? Сопереживание и сострадание – базовые
нравственные ценности, составляющие основу многих
вероучений. К сожалению, свидетельств выхода
нравственно-религиозного континуума кришнаитов за
пределы собственной выгоды мы не наблюдаем. Даже
благотворительность кришнаитов, такая, как раздача пищи,
– ритуальный акт приобщения людей к своей религиозной
идее.
Важно напомнить, что руководство
Межрелигиозного совета России (МСР), объединяющего все
традиционные религии народов нашей страны считает
кришнаитов "маргинальной псевдоиндуистской сектой" и
возражает против того, чтобы ее программы "раздачи
идоложертвенной пищи" проводились в местах проживания
православных христиан, мусульман, иудеев и буддистов.
Часто приходится слышать, что выбор
религии – одна из важных свобод человека. При этом
записные защитники сект упускают из вида такой важный
момент, как соблюдение прав человека при распространении
вероучения. Именно кришнаиты являются нарушителями
базовых принципов свободы выбора, за которые ратуют
сами. Это проявляется как в экспансивной пропаганде
кришнаитского вероучения, неизбежно связанной с
нарушением закона о недопустимости конфессиональной
анонимности (раздача идоложертвенной пищи под видом
благотворительности), так и в психологическом давлении
на адептов внутри организации.
Что касается пропаганды, то религия у
кришнаитов не просто насаждается, она буквально насильно
навязывается прохожим вместе с книгами. Такое
воздействие не может рассматриваться иначе как нарушение
личного пространства человека. К сожалению,
правоохранительные органы позволяют этому происходить,
хотя за незаконную торговлю предусмотрены внушительные
штрафы, а в Москве, например, приставание к гражданам
запрещено в принципе. Навязывание книг, многочисленные
шествия и концерты являют собой не предложение индивиду
осознанного выбора, а вторжение в пространство личной
свободы – то уличное пространство, по которому человек
передвигается. И отношение к заполнению этого
пространства – вопрос уважения к каждому из нас.
Психологическое давление на
последователей у кришнаитов тоже значительно. Чтобы
заполучить волю над разумом другого человека, зачастую
достаточно сказать ему то, что он хочет услышать. Вы
устали от злобы и уныния, возводимого в культ животного
потребления? Пришедшему к кришнаитам гарантировано
всеобщее внимание, умеренное вегетарианское питание,
весёлые мероприятия, атмосфера доверия и любви. И это
логично - без однозначного доверия со стороны адепта
убеждать его в чем-либо бессмысленно. Культивирование
такого почти безоговорочного доверия позволяет серьёзно
манипулировать личностью. Ещё одним фактором,
значительно воздействующим на психику, является
многократное монотонное повторение мантр. У кришнаитов
это не разовое, а системное действие. Многократное и
регулярное повторение мантр способно также оказать
глубокое воздействие, как на сознательные, так и на
бессознательные процессы, затронув и волевую
составляющую, и психическое здоровье.
Когда нам говорят "экстремист",
представляется человек с оружием, совершающий некие
агрессивные действия. Последнее время мы не видели среди
лидеров кришнаитов людей с кинжалами и взрывчаткой (хотя
в 70-80 гг. целый ряд лидеров секты был осужден за
незаконное хранение оружия, насилие и заказные
убийства). Но еще чаще секты пользуются другим оружием -
идейным, последовательно растаскивая конструктивные
общественные силы и молодёжь, - главное богатство нашей
страны. Томский процесс – честная, справедливая и
юридически корректная попытка противостоять этому
явлению. Гораздо ближе к экстремизму любые призывы
перенести это разбирательство из зала суда куда-либо ещё.
Пресс-служба
Российской ассоциации центров исследований религий и сект
Миссионерско-апологетический проект "К Истине" - 07.01.2012.
|