Что попало в мормонский невод?
В Управлении Федеральной службы
безопасности Самарской области полагают, что
мормоны-миссионеры, представители "Церкви Иисуса Христа
святых последних дней" несут в массы не только слово Божие.
Эти подозрения небеспочвенны. Так, 17
февраля этого года два юных миссионера (мормоны
"патрулируют" исключительно парами) были задержаны в
расположении дважды Краснознаменной войсковой части. Как
показал нештатный военный комендант Кряжского гарнизона
майор К.Рыбаков, ровно в полдень, отстегнув свои
опознавательные таблички, как на подбор двадцатилетние
"старейшины" церкви в сопровождении знакомого офицера
миновали контрольно-пропускной пункт. Наверняка господа
Макдональд и Картер не без пользы для дела провели время на
территории части. Тем более, что с русским языком они
знакомы неплохо.
Правда, в беседе с оперработником
розовощекие ребята из штата Юта в один голос с заметным
акцентом утверждали, что ничего секретного выведывать не
собирались. Напротив, шли беседовать о делах небесных. А
опознавательные таблички сняли исключительно потому, что так
им посоветовал знакомый, "офицер что ли?"
- Вы понимали, что проходите на
территорию войсковой части?
Варианты ответа:
- Мы знали, что это армия, но не знали какая.
- Да, мы знали, что это советская
армия, но не знали какая. Действительно святая простота.
В итоге покаявшихся мормонов ("далее мы
будем делать так, как положено и объясним другим") отправили с миром.
Справка. Российская "Церковь Иисуса
Христа святых последних дней" зарегистрирована отделом
юстиции администрации Самарской области 21 октября 1993
года. Свидетельство N 145. А иностранная миссия церкви в
Самарской области до сих пор не зарегистрирована. Работая
"вахтовым методом", сменяясь приблизительно через два года
миссионеры не ограничивают свою деятельность только регионом
постоянной дисклокации; выезжают в соседние области. По
некоторым данным одномоментно в Самаре их находится десятка
три. Зарегистрированы по пяти адресам. Службы проводят в том
числе и в детском саду - без разрешения властей, кстати сказать.
В 1996 году мормоны создали в губернии
крупную единицу - округ.
По данным из разных источников они
проявляют живой интерес к людям, живущим близ крупных
промышленных предприятий, регулярно совершая подворовые обходы.
И не зря. До недавнего времени Самара
была городом накрепко закрытым, здесь сосредоточены
производства военно-промышленного комплекса разного профиля.
Для мормонов главное - люди.
Доказательством тому может служить такой факт.
Начальник областного госархива
Александр Трегубов сообщил нам о том, что мормонское
Генеалогическое общество (США, штат Юта) проявляет активный
интерес к информации о жителях Самарской области. В
частности, региональный менеджер Рауль Риос и зональный
менеджер Наталья Рощина в прошлом году побывали в госархиве
и попытались заключить договор о микрофильмировании - какой
шпионский термин - метрических книг губернии XVIII-XIX
веков. Интересовались и более свежей информацией, обещая
платить аж по семь центов за кадр. В соответствии с
информационным письмом государственной архивной службы
России, в котором речь идет о защите интеллектуальной
собственности страны, эти контакты временно прекращены.
В Управлении ФСБ по Самарской области
не делают тайну из того обстоятельства, что территория
губернии крайне интересна для зарубежных спеццентров и
военных разведок. С этой точки зрения и трактуется визит
мормонов в войсковые части. Это не что иное как ведение
разведдеятельности методом визуального наблюдения: самый
надежный способ получения информации - что вижу, то
запоминаю. И перевожу туда, где надо дать отчет об акции.
По мнению компетентных сотрудников ФСБ
неслучайно и живое любопытство, которое проявляют миссионеры
к архивным делам. Действительно, собственный архив церкви
"Последних дней" огромен - каждый член секты "прописан" там
до надцатого колена. Но в российском варианте это лишь
прикрытие. На деле же попытки получить доступ к сведениям о
гражданах могут быть использованы для того, чтобы выйти на
вербовочные ситуации. Или того хуже - создать условия для
проникновения на те или иные закрытые объекты. Сюда следует
добавить и попытки "подружиться" с военнослужащими - один из
мормонов регулярно завязывал знакомства с офицерами у штаба округа.
Поскольку на местах, в регионах России
не всегда возможно провести детальный анализ "подходов" к
кандидатам, картотеки, составленные на прихожан
представители означенной церкви создают в четырех
экземплярах. Один остается в Самаре, остальные уходят в
Москву, ФРГ и собственно США. Называйте это если хотите
шпиономанией, но налицо создание базы данных на избранных
граждан России. Заметим, что по словам местных руководителей
церкви "Последних дней" к ним идут в основном люди
образованные - учителя, врачи, инженеры и пр., - многие из
них потенциально могут обладать достаточно интересной в
разведовательном плане информацией. Даже сказочному старику
с его драным неводом в третьей попытке повезло с золотой
рыбкой. Сеть же мормонов не столь дырява. Специалисты
Управления ФСБ по Самарской области без всяких эмоций делают вывод:
- Таким образом спецслужбы могут
проводить обкатку своих молодых кадров на территории России.
Пару лет "молодцы, одинаковые с лица" знакомятся со страной,
с укладом жизни, с предприятиями, с нашей спецификой.
Получают справочные материалы и прекрасную языковую практику
- вплоть до знания диалектов. В конце концов, по окончании
российских полевых университетов они точно знают, как,
когда, кому и сколько дать "в лапу". Что, согласитесь, тоже
относится к местным особенностям.
Большинству миссионеров, кстати
сказать, практически гарантировано поступление в престижные
учебные заведения, а в перспективе - хорошая должность на
государственной службе. Например, в ряде заметных
департаментов: казна мормонская достаточно богата.
Заметим, что места дислокации своих
штаб-квартир миссионеры выбирают очень точно. Они взяли на
прицел Москву, Санкт-Петербург, а также те крупные
промышленные центры, куда ранее доступ иностранцев был, скажем так, ограничен.
Честно говоря этим можно даже
гордиться. Парадоксально звучит? Но ведь подобный слабо
прикрытый интерес говорит хотя бы о том, что держава
российская по-прежнему богата секретами, заполучить которые
соответствующие зарубежные конторы были бы непрочь.
Но что это мы все о земном. Давайте
вернемся к духовному. Тем более, что слово Божие (в своей,
правда, транскрипции) представители церкви "Святых последних
дней" действительно несут жаждущим. На сей счет у Русской
Православной Церкви есть своя точка зрения.
Архиепископ Самарский и Сызранский
Сергий полагает, что "появление новых сект деструктивного и
тоталитарного характера отрицательно влияет на общество.
Поэтому Церковь стала открыто противостоять проникновению к
нам подобных миссий".
***
Читайте также по теме:
***
Настоятель Воскресенского Собора отец
Иоанн на сей счет высказался еще резче.
- Эта секта хоть и имеет христианскую
терминологию, некоторые схожие вероустановки, но к
христианству никакого отношения не имеет. Более того,
является ему враждебной. Практиковавшееся в начале
мормонства многоженство (спасибо отцу-основателю Джозефу
Смиту) отвратно действовало на окружающие народы; секта
подвергалась гонениям. Теперь официально введена моногамия.
Однако, на тайных богослужениях, которые очень беспокоят
представителей Православной Церкви, до сих пор совершается
мистическая полигамия - члены секты "женятся" на умерших.
Противна христианству и мормонская вера
в то, что через "материальное благополучие человек входит в
небесное отечество". Кто спорит, прогресс - бог. Но бог
земной, с маленькой буквы.
Отец Иоанн полагает, что чрезмерно
смелое поведение миссионеров на чужой территории объясняется
просто: "цели у них вовсе не благие. В таком нетактичном
просвещении Россия не нуждается. Вот и замкнулся круг.
Отделенная от государства, Церковь в данном достаточно
деликатном вопросе имеет ту же точку зрения, что и
официальные структуры. В соответствии с новым Законом о
свободе совести и религиозных объединений в скором времени
"Церкви Иисуса Христа святых последних дней" придется пройти
процесс перерегистрации.
Свобода -это хорошо. Но свобода адепта,
то есть приверженца излишне ревностного, несет в себе угрозу
обществу. Его духовности и безопасности.
Григорий Моисеенко
Самарская газета - 26.04.1998.
|