Письмо бывшего мормона Юрия Кондратьева к
руководству секты. Часть II
4. Я СЧИТАЮ, ЧТО МНОГОЖЕНСТВО - ЭТО
АМОРАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП. Я ТАКЖЕ СЧИТАЮ, ЧТО ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ЭТОЙ
ДОКТРИНЫ ИОСИФ СМИТ ПЫТАЛСЯ ПОЛУЧИТЬ ОПРАВДАНИЕ СОВЕРШАЕМЫМ
ИМ ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯМ; ОН ИСПОЛЬЗОВАЛ ЭТО УЧЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ КАК
МИНИМУМ В ТЕЧЕНИЕ 10 ЛЕТ ДО "ОТКРОВЕНИЯ" 1843 ГОДА.
Самым главным источником учения о
многоженстве является 132 раздел Учения и Заветов, поэтому
начну с него. В этом разделе говорится, что мужчина и
женщина могут быть запечатаны на время и на вечность. В этом
откровении также говорится, что время от времени Бог
заповедует мужчинам брать более одной жены. И, наконец, в
откровении говорится, что через Джозефа Смита Бог
"восстанавливает все" (restore all things - У.и З.
132:40,45), что подразумевает и "восстановление"
многоженства, которое практиковали в Ветхом Завете.
Откровение (слегка завуалированная угроза) адресовано и
первой жене Иосифа Смита с указанием принять всех новых
наложниц Смита, "но если она не соблюдает этого повеления,
то будет уничтожена" (У. и З. 132:54). Все женщины, на
которых женился Смит должны были быть "добродетельны и
непорочны" перед Богом, и если кто-либо из них солжет
Джозефу о своей непорочности, то они также будут уничтожены (У. и З. 132:52).
По версии этого раздела Учения и
Заветов Смит здесь впервые получил откровение о многоженстве
(12 июля 1843 года): "Истинно так речет Господь тебе,
слуга Мой Джозеф: Ввиду того, что ты обратился ко Мне, чтобы
узнать и понять, каким образом Я, Господь, оправдал слуг
Моих Авраама, Исаака и Иакова, а также Моисея, Давида и
Соломона, слуг Моих, в том, что касается принципа и учения,
разрешивших им иметь много жен и наложниц, - Вот, да, Я есть
Господь Бог твой и отвечу тебе на то, что касается этого
вопроса" (У. и З.132:1-2).
Непонятным остается то, зачем было
Иосифу Смиту спрашивать Бога о многоженстве, если он его уже
практиковал до этого. Следует также отметить, что публично
открытым это "откровение" стало в 1852 году (см.
Comprehensive History of the Church Vol.4
pp.57-58, текст могу предоставить).
В течение девяти лет учение не выходило на свет,
скрытое маской внешней благопристойности, несмотря на то,
что некоторые члены церкви СПД знали о его существовании
(особенно среди руководства).
И в то же время на этом этапе Смит
многократно публично отрицал свои полигамные связи.
Странная ситуация, не правда ли?
Учение, данное, как утверждал Иосиф Смит, самим Богом,
девять лет ждёт официального признания со стороны Его
церкви!!! Возникает вполне закономерный вопрос, кто же
является главой церкви мормонов. Бог или люди?
Следует также отметить, что 65 стих
того же 132 раздела Учения и Заветов совершенно непонятным
образом приписывают Богу идею о том, чтобы Аврам сделал
Агарь своей второй женой, тогда как Библия в 16 главе Книги
Бытия (2-й стих) утверждает, что эта мысль принадлежала его
жене Саре! Причём, что любопытно, в пятом стихе Сара
признаёт свою ошибку!!!
И это еще далеко не все. Шестой президент церкви СПД Иосиф Ф.Смит
как-то позволил себе следующее
заявление: "To put this matter more
correctly before you, I here declare that the principle of
plural marriage was not first revealed on the 12th day of
July, 1843. It was written for the first time on that date,
but it had been revealed to the Prophet many years before
that, perhaps as early as 1832".
"Чтобы более корректно представить
вам этот вопрос, я заявляю здесь, что принцип многоженства в
12 день июля месяца 1843 года не был открыт впервые. В тот
день он был впервые записан, но открыт Пророку он был за
много лет до того, возможно ещё в 1832 году" (Journal of
Discourses 20:29).
Поэтому любимый аргумент, что
многоженство было введено так как много мужчин погибло и
вдовам и сиротам нужны были отцы и мужья, чтобы о них
заботились, отметается напрочь. Многоженство практиковалось
Иосифом Смитом (для удовлетворения своих плотских желаний)
задолго до того, как мужчины начали умирать.
Еще один любимый апологетический
аргумент заключается в том, что многоженство упоминается и в
Библии. Однако в Библии нигде не говорится, что эта практика
была установлена Богом. Многоженство было введено Ламехом (Бытие 4:19).
В Библии практика многоженства нигде не
поощралась, она лишь допускалась, как, скажем, допускалось и
рабовладение (См. также Второзаконие 17:17; 3-я Царств
11:3). В заповедях же, данных Богом всегда говорилось
"жена", а не "жёны" (Бытие 2:18,22-23; Матфей 19:5-6; к
Ефесянам 5:31; 1 Кор. 7:2; 1 Тимофею 3:2,12).
Даже в Книге Мормона говорится: "Вот
истинно Давид и Соломон имели много жён и наложниц, что было
Мне противно, речёт Господь" (Иаков 2:24). Каким же
образом этот стих согласуется с отрывком из Учения и Заветов 132:38-39?
Это лишь одна из многих неувязок в
учении о многоженстве.
Сейчас многоженство в церкви
упоминается как можно реже, если же и упоминается, то как
практика, а не доктрина. В 1966
году апостол Брюс МакКонки заявил "Plural
marriage is not essential to salvation or exaltation"(Mormon
Doctrine, p.578 PLURAL MARRIAGE). "Многоженство не
является необходимым ни для спасения, ни для возвышения".
Что касается церковных руководителей девятнадцатого века, то
они, в отличие от Библии, утверждали, что многоженство -
заповедь от Бога, которую необходимо соблюдать. Многоженство
считалось необходимым для получения высочайших
"благословений" - чтобы достичь наивысшей степени
целестиального царства.
Апостол Джозеф Ф. Смит сказал в 1878 году: "Some people have
supposed that the doctrine of plural marriage was a sort of
superfluity, or non-essential, to the salvation or
exaltation of mankind. In other words, some of the Saints
have said, and believe, that a man with one wife, sealed to
him by the authority of the Priesthood for time and
eternity, will receive an exaltation as great and glorious,
if he is faithful, as he possibly could with more than one.
I want here to enter my solemn protest against this idea,
for I know it is false"
(Journal of Discourses, Vol.20, p.28 - p.29, Joseph F.
Smith, July 7, 1878)
"Некоторые люди предполагали, что
доктрина многоженства –излишняя, не являющаяся необходимой
для спасения и возвышения человечества. Другими словами,
некоторые из святых заявляли и верят, что мужчина, имея одну
жену, запечатанную с ним властью Священства на время и на
вечность, получит возвышение, такое же великое и
восхитительное, если он верен, как если бы у него было более
одной жены. Я хочу торжественно опровергнуть эту мысль, ибо
я знаю, что она ложна".
И многие другие руководители (в
отличие, например, от Библии) утверждали, что многоженство -
заповедь от Бога, которую необходимо соблюдать. Мало того,
они утверждали, что многоженство ни коим образом отменено
быть не может, а если его отменить, то мормонизм уже будет
не мормонизмом.
Хебер К.Кимбалл,
один из первых апостолов церкви,
впоследствии первый советник Бригама Янга:
"You might as well deny "Mormonism," and turn away from
it, as to oppose the plurality of wives. Let the Presidency
of this Church, and the Twelve Apostles, and all the
authorities unite and say with one voice that they will
oppose that doctrine, and the whole of them would be
damned".
"Если вы противитесь многоженству,
вы могли бы заодно отречься и от "Мормонизма", отвернуться
от него. Если даже Председательство и Двенадцать Апостолов,
и всё руководство объединятся и скажут в один голос, что они
против этого учения, - все они будут прокляты" (Journal
of Discourses 5:205).
Orson Pratt: "...
those who reject this principle reject their salvation, they
shall be damned, saith the Lord; those to whom I reveal this
law and they do not receive it, shall be damned"
(Journal of Discourses 17:225-226).
Те, кто отвергают этот принцип,
отвергают свое спасение, они будут прокляты речет Господь;
те, кому я открываю этот закон, и они его не принимают,
будут прокляты".
А вот цитаты о невозможности отмены доктрины: Джордж К.Кэннон,
апостол, затем первый советник Бригама Янга и трёх следующих президентов церкви:
"If plural marriage be divine, as the Latter-day Saints
say it is, no power on earth can suppress it, unless you
crush and destroy the entire people".
"Если многоженство дано Богом, как и
говорят о нём Святые Последних Дней, то никакая сила на
земле не может подавить его, разве что вы сокрушите и
уничтожите весь народ" (Journal of Discourses 20:276).
Уилфорд Вудрафф,
четвёртый пророк церкви СПД (тот,
который потом передумал): "If
we were to do away with polygamy, it would only be one
feather in the bird, one ordinance in the Church and
kingdom. Do away with that, then we must do away with
prophets and Apostles, with revelation and the gifts and
graces of the Gospel, and finally give up our religion
altogether and turn sectarians and do as the world does,
then all would be right".
"Если бы нам пришлось покончить с
многоженством, то это было бы только первой каплей, только
первым таинством в Церкви и царстве. Покончив с ним, нам
придётся покончить с Апостолами и Пророками, с откровением и
дарами, и милостями Евангелия и, в конце концов, оставить
всю нашу религию, и стать сектантами, и поступать, как
поступает мир, тогда все будет нормально" (Journal of Discourses 13:166).
Наступил 1890 год. Внешне всё осталось
прежним. С неба не пролились огонь и сера. Реки не изменили
своего течения. Время не остановилось. Вопреки мрачным
прогнозам Джорджа Кэннона, никто не уничтожил "весь народ".
Случилось нечто совсем другое и совершенно неожиданное.
В 1890 году, под нажимом со стороны
правительства США, тот самый Уилфорд Вудруфф, который ещё
недавно уверял, что отмена многоженства будет гибельной для
мормонизма, получил новое откровение от Бога и издал
"Манифест", которым... официально запретил многоженство!
Что же было дальше? Ничего. Мы
прекрасно знаем, что церковь СПД спокойно дожила до наших
дней, не покончив ни с апостолами, ни с пророками, ни со
своим "восстановленным евангелием". В Учении и Заветах 132
раздел по-прежнему существует, а высокие слова и
"вдохновенные" проповеди пророков и апостолов прошлого
пылятся на полках. Обсуждение же подобных моментов истории
среди мормонов не поощрается, поэтому еще ни от кого из
знакомых мне мормонов я не слышал о подобных вещах.
Все приведенные здесь цитаты я готов
предоставить в оригинале (по-английски) и в контексте. В
отличие от большинства людей эти цитаты мне доступны, и я
готов предоставить их всем желающим.
В XIX веке отказ от многоженства
грозил проклятием. Сегодня, как это ни странно, проклятие
угрожает за согласие с ним: "Многоженство несущественно для
спасения или возвышения... Все, кто вступает или собирается
вступить в полигамный брак в наши дни, когда держащий ключи
отнял власть, которой эти браки совершаются, виновны в
великом грехе. Они живут в прелюбодеянии, они уже продали
свои души Сатане, и (основывались ли их поступки на
неведении или на похоти, или и на том и другом вместе) они
будут навеки прокляты" (Mormon Doctrine, изд. 1958 года,
стр. 522, 523. В издании 1966 года эти слова можно найти на
стр. 578-579. С того времени вторая часть цитаты была изъята из текста.)
Надежда ещё живёт.
Хотя и без официального одобрения
современной церкви, многие святые последних дней ожидают,
что многоженство будет восстановлено в будущем: "Эта
священная практика, очевидно, будет восстановлена после
Второго Пришествия Сына Человеческого и установления
Тысячелетнего Царства" (Mormon Doctrine, стр. 578).
Вот еще один штрих учения о
многоженстве, который я не принимаю.
Так как Бригам Янг учил
: "The only men who become Gods, even the Sons of God,
are those who enter polygamy". "Единственные люди, ставшие Богами,
детьми Бога, - это те, кто был многоженцем" (Journal of
Discourses, 11:269), то возникает вопрос: А как же Иисус
Христос, который не был женат, был в то же время совершенным
и соблюдал все заповеди? Как же заповедь о многоженстве?
И вот здесь мормонским лидерам пришлось
утверждать, что Иисус Христос был женат и даже был
многоженцем. В 1853 году Джедедия
М.Грант, которому через несколько месяцев предстоит стать вторым
советником Бригама Янга, заявляет:
"The grand reason of the burst of public sentiment in
anathemas upon Christ and his disciples, causing his
crucifixion, was evidently based upon polygamy, according to
the testimony of the philosophers who rose in that age. A
belief in the doctrine of a plurality of wives caused the
persecution of Jesus and his followers. We
might almost think they were 'Mormons'".
"Главной причиной того, что чувства
народа взорвались проклятиями в адрес Христа и его учеников,
результатом чего стало его распятие, очевидно было
многоженство. Мы, практически, можем считать их "мормонами"
(Journal of Discourses 1:346).
Ему вторит один из первых двенадцати
апостолов церкви СПД Орсон Хайд: "I
discover that some of the Eastern papers represent me as a
great blasphemer, because I said, in my lecture on Marriage,
at our last Conference, that Jesus Christ was married at
Cana of Galilee, that Mary, Martha, and others were his
wives, and that he begat children".
"Я обнаружил, что некоторые
восточные газеты представляют меня страшным богохульником,
потому что на нашей последней конференции, в своей лекции о
браке, я сказал, что в Кане Галилейской женился Иисус, что
Мария, Марфа и другие женщины были его жёнами, и что у него
были дети" (Journal of Discourses 2:210).
Орсон Пратт, ещё один из первых
апостолов церкви, соглашается с ними обоими: "... увидят,
что Великий Мессия, основатель христианской религии, был
многоженцем, подобно патриарху Иакову и пророку Давиду, от
которых Он произошёл по плоти".
И в завершение разбора многоженства
вытащу на свет еще один малоизвестный противоречивый момент
доктрины. Коль скоро по словам ранних мормонских лидеров вне
многоженства невозможно было возвышение (см. примеры выше),
то мужчины должны были стремиться к этому (The Seer, стр.172).
Если же жены тех,
кто вступают в многоженство,
вдруг бросают своих мужей, то виноваты будут лишь жены, а уже
в духовном мире Джозеф Смит, по
словам Президента Хебера С. Кимбалла, будет раздавать новых
жен: "In the spirit world there is an
increase of males and females, there are millions of them,
and if I am faithful all the time, and continue right along
with brother Brigham [Young], we will go to brother Joseph
[Smith] and say, 'Here we are brother Joseph; we are here
ourselves are we not, with none of the property we possessed
in our probationary state, not even the rings on our
fingers?' He will say to us, 'Come along, my boys, we will
give you a good suit of clothes. Where are your wives?'
'They are back yonder; they would not follow us.' 'Never
mind' says Joseph, 'here are thousands, have all you want".
"В духовном мире есть огромное
количество мужчин и женщин, их там миллионы, и если я буду
все время преданным и буду следовать брату Бригаму [Янгу],
мы пойдем к брату Джозефу [Смиту] и скажем: ‘Вот мы, брат
Джозеф; вот мы сами, и с нами нет имущества, которое у нас
было в нашем испытательном сроке, нет даже колец на
пальцах’. Он нам скажет: ‘Пойдемте, парни, мы дадим вам
хорошую одежду. Где же ваши жены?"
(Journal of Discourses, Vol. IV, p. 209).
Они остались позади. Они не захотели
последовать за нами. "Ничего", говорит Джозеф, "десь
таких тысячи, берите, каких хотите" (Journal of
Discourses, Vol. IV, p. 209). Так оно в "небесном" царстве, где
правит Джозеф Смит. Иисус Христос же сказал: "Ибо в
воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как
Ангелы Божии на небесах" (Матфей 22:30).
5. Я СМОГ УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО В ЦЕЛОМ
ЦЕРКОВЬ СПД ПРОИЗВЕЛА СЕРЬЕЗНЫЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В
СВОИХ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЯХ И ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ИСТОРИИ. Я
ПОЛАГАЮ, ЧТО ЭТО СДЕЛАНО С ЦЕЛЬЮ НЕ СОЗДАВАТЬ ПРИЧИН ДЛЯ
БЕСПОКОЙСТВА СРЕДИ РЯДОВЫХ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ И ЧТОБЫ СГЛАДИТЬ
ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ОШИБКИ.
Со времени первого издания Книги
Мормона (1830 год) в ней было произведено более 4000
изменений, однако они мало к чему нас приведут. Изменения в
"Учении и Заветах" более серьезные, и они рассмотрены выше.
Что касается истории, то многие факты
тоже замалчиваются.
В этой связи мне хотелось бы привести
цитату из выступления Апостола Бойда К. Пэкера, которое было
адресовано учителям Системы Церковного образования (СЦО):
"There is a temptation for the writer or
the teacher Of Church history to want to tell everything,
whether it is worthy or faith promoting
or not. Some things that are true
are not very useful....
In the Church we
are not neutral. We are one-sided. There is a war going on
and we are engaged in it. It is the war between good and
evil, and we are belligerents defending the good. We are
therefore obliged to give preference to and protect all that
is represented in the gospel of Jesus Christ, and we have
made covenants to do it...
Suppose that a
well-managed business corporation is threatened by takeover
from another corporation. Suppose that the corporation bent
on the takeover is determined to drain off all its assets
and then dissolve this company. You can rest assured that
the threatened company would hire legal counsel to protect itself.
Can you imagine
that attorney, under contract to protect the company having
fixed in his mind what he must not really take sides, that
he must be impartial?
Suppose that
when the records of the company he has been employed to
protect are opened for him to prepare his brief he collects
evidence and passes some of it to the attorneys of the enemy
company. His own firm may then be in great jeopardy because
of his disloyal conduct.
Do you not
recognize a breach of ethics, or integrity, or morality?"
("Elder Boyd K.
Packer; BYU Studies Vol. 21, No. 3,
pg.263-269") [13].
"Для человека, пишущего или
преподающего историю церкви существует соблазн захотеть
рассказать все, несмотря на то, достойно ли это и укрепляет
ли это веру. Некоторые истинные сведения не очень полезны….
Мы не занимаем нейтральную позицию в
Церкви. Мы односторонни. Продолжается война, и мы в ней
участвуем. Это война между добром и злом и мы являемся
воюющей стороной, защищающей добро. Именно поэтому мы
связаны обязательством отдавать предпочтение и защищать все
то, что представлено в Евангелии Иисуса Христа, ибо мы
вступили в завет делать так...
Представьте, что преуспевающей
корпорации угрожает захватом власти другая компания.
Представьте, что компания, устремившая свои помыслы на
захват власти, намерена истощить все имущество своего
противника и присвоить эту компанию себе. Вы можете быть
уверены, что компания, подвергающаяся подобной угрозе,
наймет юридический совет для своей защиты.
Могли бы вы представить, чтобы
нанятый адвокат, осознавая необходимость защиты компании и
понимая невозможность занимать ту или иную позицию, был бы
беспристрастным? Подумайте, что когда все архивы компании,
которую он был принят защищать, открываются ему для создания
письменного изложения дела, у него появится возможность
собрать улики и послать их вражеской стороне. В связи с этим
его фирма может оказаться в большой опасности из-за его
предательского поведения. Не находите ли Вы в этом нарушение
этических устоев, честности и морали?"
Воспользуюсь также аналогией из
юридической сферы. Что вы думаете о решении судьи, который
выслушал только то, что сказали адвокаты, но отказался
слушать прокурора либо пропустил его слова мимо ушей?
Правильно, объективностью здесь и не пахнет (как, между
прочим, и в противоположном случае).
Точно так же, как учителя СЦО
(миссионеры, мормонские ученые-апологеты) решительно
односторонни в отборе информации, настолько и интересующиеся
(возьмем, к примеру, их) не могут полагаться на
односторонние выкладки миссионеров и найти при этом истину.
Так обстоят дела даже в том случае, если адвокат, чьи слова под вопросом, прав.
Точно так же, как и объективный судья
должен иметь представление о техниках убеждения, которыми
пользуются адвокаты при ведении дела, также и слушателю
нужно иметь представление о методиках, которые используют
миссионеры при ведении своих дел (см. следующий пункт).
Старейшина Пэкер непреклонен в том, что члены церкви должны
защищать церковь и способствовать распространению ее учения.
Согласно вышепреведенному высказыванию, обязанность
выставить церковь в более выгодном свете более важна, чем
ответственность обучающего представить объективную и
неодностороннюю истину. Эту дилемму миссионерам и учителям
мормонской Церкви по крайней мере периодически приходится
решать: идут ли они на компромисс с истиной, чтобы выставить
церковь в более выгодном свете или они идут на компромисс с
преданностью к церкви и наставлениями руководителей, чтобы
рассказать всю правду?
Майкл Квинн произнес ставшую
впоследствии известной речь под названием "Что такое быть
мормонским историком" (On Being a Mormon Historian), которую
он прочитал в студенческой исторической ассоциации
Университета им. Бригама Янга[14]. Квинн утверждал, что
переписывание церковной истории не только подрывает
профессиональную честность историка, но и отрицательно
свидетельствует о церкви.
6. Я СЧИТАЮ, ЧТО МНОГИЕ МЕТОДЫ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МИССИОНЕРАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧЕСТНЫМИ.
Я ни в коем случае не хочу оспорить
тот факт, что при распространении учения допустимо
пользоваться каким-нибудь заранее заготовленным планом. Мое
глубочайшее убеждение заключается в том, что недопустимо
использование нечестных методов (в том числе говорить часть
правды), а также использовать манипулятивные методы.
Вполне очевиден тот факт, что
миссионеры не рассказывают всего учения. Мало того, за какой
бы то ни было ограниченный срок сделать это невозможно.
Однако та сжатая и ограниченная информация не можетбыть
явным умалчиванием части правды, не может противоречить
более подробной информации по этому поводу.
Апостол Павел говорит: "Я питал вас
молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да
и теперь не в силах" (1 Коринфянам 3:2; см. также К Евреям 5:12-13).
Поясню это на примере. Когда мы
начинаем изучать, скажем, какой-нибудь язык, то тот учитель,
который нас обучает, начнет с простых вещей (алфавита, если
это не иероглифический язык, правил чтения и т.д.), и не
станет на первых занятиях объяснять сложных синтаксических
конструкций (хотя сам их и знает). Однако если то, что
рассказывает учитель на первых занятиях противоречит тому,
что он расскажет на более продвинутых занятиях, то он
(вольно или невольно) обманывает своих учеников.
Для того, чтобы не упомянуть в начале о
важном принципе, могут, на мой взгляд, быть лишь одна
причина: для понимания этого принципа ("твердой пищи")
необходимо понимание более простых принципов ("молока"), но
все важные принципы, несмотря на это, должны быть объяснены
до крещения (иначе решение о принятии крещения основывается
на недостатке информации, а в подобных вещах заинтересованы
лишь ложные (т.н. нетрадиционные) религиозные организации
(или, как говорят некоторые, "секты", "культы"), которые не
сообщают о себе всей правды).
Однако если человек прямо спрашивает,
насчет того или иного принципа, и миссионер, зная,
уклоняется от ответа, то это обман (он ведь может объяснить
сначала простые принципы, необходимые для понимания этого
вопроса, а потом сам вопрос).
Перейду к конкретному рассмотрению
некоторых методов и принципов миссионеров.
1) В Руководстве для миссионеров есть
такой раздел "Стройте взаимоотношения на основе общности
взглядов". Звучит прилично. Посмотрим, что за этим
скрывается. Если человек верит в то, что противоречит
мормонизму, то ему на это указывать не нужно. Вместо этого
нужно схитрить: выбрать ту часть, с которой согласны и
сказать: "Здорово, что Вы в это верите". Вот конкретные
примеры и указания, которые приводятся в руководстве:
Ситуация 1
Семья Барсовых, казалось, довольно
хорошо восприняла первую беседу. Во время второй беседы г-н
Барсов сказал: "В нашей Церкви мы верим, что креститься
должны все. Вот почему мы окропляем детей водой вскоре после их рождения".
Миссионер A: А мы, господин Барсов, не
верим в крещение маленьких детей. Это - ложное учение. Мы верим, что...
Миссионер Б: Мне приятно разговаривать
с людьми, которые верят, что крещение столь важно. Мы тоже
верим, чтобы иметь возможность вернуться в присутствие
Небесного Отца и жить с Ним. Спаситель явил нам пример
крещения. Он был крещен в реке Иордан.
Миссионер В: Я рад, что вы верите в
необходимость крещения для всех, но маленьким детям
креститься не нужно. Они невинны до... "
[Пример Б, согласно руководству, -
правильный, А и В - неправильные]
Ситуация 2
Разнося по домам миссионерские брошюры,
двое старейшин встречают человека, который говорит: "Знаете,
в чем мои расхождения с мормонами? Я верю, что мы спасемся
милостью Господней".
***
Читайте также по теме:
***
Миссионер А: Мы тоже верим, что милость
Господня - важная часть нашего спасения. Можно мы войдем и
обсудим это?
Миссионер Б: Мы верим, что мы спасаемся
своими делами и милостью Господней. Для спасения важно и то, и другое.
Миссионер В: Мы согласны с вами. Мы
спасаемся милостью Господней, но существует и другая важная
часть спасения - наши дела. Можно нам поговорить с вами об этом?
[Пример А - правильный, Б и В - неправильные]
В результате слушателям дается
молчаливое согласие на те учения, которых они
придерживаются. Несмотря на то, что слушатели прямо
высказывают свои воззрения и возражения, миссионеры их
обходят. В общем, этот метод и использовать-то особенно не
получится. Если миссионеры на каждое расходящееся с
мормонской точкой зрения мнение будут говорить "здорово, что
Вы в это верите", то человек не увидит ни какого смысла в
том, чтобы поменять религию.
2) В разделе "Представьте послание с
верой" миссионерам дано указание "чтобы преподнести послание
с верой, излагайте содержащиеся в нем учения как факты и
избегайте фраз, допускающих сомнение " (стр.87)
Далее следуют примеры, которые
подтверждают эту мысль:
Неудачный пример: "Я достаточно твердо
знаю, что Джозеф Смит есть или был пророк Бога".
Удачный пример: "Джозеф Смит - пророк Бога".
Неудачный пример: "Мы полагаем, что
крещение очень важно".
Удачный пример: "Чтобы попасть в
Царство Божье мы должны креститься и стать членами Церкви Иисуса Христа".
Неудачный пример: "Я в Церкви уже почти
четыре года. Евангелие - это самое лучшее из всего, что я до
сих пор встречал".
Удачный пример: "Господь
свидетельствовал, что это – "единственная истинная и живая
Церковь на лице всей Земли" (см. У. и З. 1:30). Я знаю, что это - истина".
В менее удачных примерах содержатся
слова, говорящие о сомнении, например, "достаточно твердо
знаю", "полагаем" и "самое лучшее из всего, что я до сих пор
встречал". В удачных примерах используются слова,
демонстрирующие уверенность в этих учениях, такие, как "я
знаю" и "мы должны". В менее удачных примерах содержится не
только сомнение, в них содержится честность. Когда
кто-нибудь высказывает больше уверенности в своей позиции,
чем у них на самом деле есть, то это и есть нечестность.
Нечестность во имя веры - это все же нечестность. Когда
миссионеры поступают так, они, по-видимому, считают такие
поступки своим долгом. Но какое можно найти оправдание
людям, дающим подобные указания?
8. Я НЕ ВЕРЮ, ЧТО БОГ БЫЛ КОГДА-ТО
ЧЕЛОВЕКОМ И ЖИЛ НА ПЛАНЕТЕ, ПОХОЖЕЙ НА ЗЕМЛЮ, И ЧТО В
ПРОЦЕССЕ ИЗМЕНЕНИЯ (РАЗВИТИЯ) БОГ СТАЛ БОГОМ. ТАКЖЕ Я НЕ
ВЕРЮ, ЧТО КТО-ЛИБО ИЗ ЛЮДЕЙ СМОЖЕТ КОГДА-ЛИБО СТАТЬ БОГАМИ.
Мормонский президент Лоренцо Сноу
заявлял: "As man now is, God once was;
As God now is, man may be". "Таким, какой сейчас человек, был
однажды Бог; Таким, каков сейчас Бог, может стать человек"
(The teachings of Lorenzo Snow p.2).
Этими словами можно вкратце и
сформулировать тот аспект учения мормонов о божестве,
который я буду комментировать. Это учение противоречит Библии.
-Библия утверждает, что Бог не
изменяется и Он всегда был Богом: "Ибо Я-Господь, Я не изменяюсь" (Малахия 3:6). "Прежде нежели родились горы, и Ты
образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты-Бог" (Псалом 89:3).
- Библия утверждает, что Бог не человек: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и
не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не
сделает? Будет говорить, и не исполнит?" (Числа 23:19)."Не сделаю по ярости гнева Моего, не
истреблю Ефрема, ибо я – Бог, а не человек" (Осия 11:9).
-Библия утверждает, что кроме Бога нет
других Богов (и человек не сможет стать Богом): "… прежде Меня не было Бога, и после
Меня не будет" (Исайя 43:10). "Так говорит Господь, Царь Израиля,
и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый, и Я последний, и
кроме Меня нет Бога" (Исайя 44:6).
Приходится выбирать, кому верить –
Библии или Джозефу Смиту, Бригаму Янгу и т.д. Я выбираю Библию.
Это лишь некоторые из важных моментов,
побудивших меня к решению уйти из мормонской церкви. Я бы
мог продолжать, и перечисление причин заняло бы еще много
страниц, но думаю, что основной ход моих заключений понятен.
Я считаю невозможным оставаться в организации, которая
построена на обмане и мошенничестве от начала и во многом до
конца. Если я хочу быть честным с самим собой, я должен
покинуть эту организацию.
Я хотел бы еще раз ясно заявить, что
мое решение есть результат многих молитв и долгого изучения
и размышления, и я не намерен участвовать ни в каком
"дисциплинарном совете" или еще каком-нибудь церковном суде.
Поэтому прошу с уважением отнестись к моему требованию.
Однако если вы считаете, что вся моя аргументация (или
какая-нибудь ее значительная часть) неверна, то я даю свое
согласие мирно обсудить данные конкретные факты, приведенные
мной с любыми представителями церкви, и я готов принять их у
себя дома. Но здесь у меня есть два требования:
1. Они должны заранее со мной
договориться о встрече, а не приходить без предупреждения.
2. До встречи они должны ознакомиться с
содержанием моего письма.
Если в течение 30 дней с момента
вручения мной письма президенту прихода со мной никто не
свяжется для обсуждения, прошу считать мое решение
окончательным и вступающим в силу немедленно, а также
уведомить меня, когда все бюрократические тонкости с
вычеркиванием моего имени из списков будут завершены.
В качестве аргументов, "опровергающих"
приведенные выше доводы я не принимаю следующие (я их
привожу, т.к. ясно осознаю влияние мормонских стереотипов на
читающих это письмо):
1. "Горение в груди" (Свидетельсьво)
2. Существуют библейские пророчества о
Книге Мормона, Джозефе Смите и восстановлении.
3. Существуют 17 признаков истинной
Церкви, под которые подходит Церковь Иисуса Христа святых последних дней.
4. Библии доверять нельзя, так как
"ясные и самые ценные учения" были изъяты из нее (1 Нефий
13:32), если есть противоречия между Библией и
руководителями, нужно слушать последних.
Почему, я не принимаю эти чеиыре
довода, я объясню ниже, все остальные готов обсудить, в том
числе и ответить на вопросы, касающиеся содержания птсьма, если таковые будут.
Итак, мормонские стереотипы
1. Можно ли безоговорочно доверять
своим собственным эмоциям в качестве критерия истины?
Когда кому-нибудь из мормонов
показывают, что Библия указывает на ложность мормонской
церкви, или когда им показывают дюжину абсолютных
противоречий в их собственных источниках, их последний
аргумент - аргумент "горения в груди" или свидетельство.
"Я свидетельствую, что я знаю, что
Книга Мормона истинна. Я знаю, что Иосиф Смит был пророком
Бога. Я знаю, что Церковь истинна" - вот постоянно
повторяющиеся мантры, которые используются для убеждения себя и других.
Мормонские свидетельства практически
идентичны. Если спросить верующего мормона: "Откуда Вам
известно, что все это истинно?", скорее всего он ответит:
"Так как я молился об этом и Святой Дух подтвердил мне
истинность всего этого".
Это свидетельство, которое, как верят
мормоны, они получают от Святого Духа, является внутренним
чувством. В качестве обоснования этого чувства мормоны часто
ссылаются на слова их священного писания "Учения и Заветов":
"Но вот, говорю Я тебе, что ты должен обдумать своим
разумом; тогда ты должен спросить Меня: правильно ли это, и
если правильно, Я сделаю так, что в груди твоей возгорится;
поэтому будешь чувствовать, что это правильно" (У. и З. 9:8)
Исходя из этих соображений, миллионам
потенциальных новообращенных во всем мире предлагают читать
Книгу Мормона и молиться о ее истинности.
Согласно самой Книге Мормона,
существует следующая проверка истинности ее содержания:
"И когда вы получите эти писания, я увещеваю вас спросить
Бога, Отца Вечного, во имя Христа, достоверны ли они; и если
вы спросите с искренним сердцем и истинным желанием, с верою
во Христа, Он откроет вам правду о них силою Духа Святого" (Мороний 10:4)
Итак, что будет, если вы последуете
этому обещанию? Бог "откроет вам правду... силою Духа
Святого". Другой альтернативы мормонское писание не дает.
Что если Книга Мормона ложна? Об этом умалчивается. Что если
вы не почувствовали "горения в груди"? По-мормонски,
виноваты здесь можете быть лишь вы сами, так как у вас не
было "искреннего сердца", "искреннего желания", "веры во
Христа". Можете не сомневаться, что мормонские миссионеры
скажут вам, что нужно молиться еще, еще и еще. Вы искренни?
У вас есть искреннее желание? Вера во Христа?
Чрезвычайно важно использовать
корректные методы проверки истинности-ложности в духовной сфере. В Библии говорится: "Есть пути,
которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к
смерти" (Притчи 14:12)
Позвольте привести пример. В Африке очень многим туристам
предлагают купить изделия из слоновой кости. Очень часто
вместо слоновой кости торговцы подсовывают отшлифованную
кость других животных. Многим это известно. Если торговцев
спросить, как можно отличить слоновую кость от подделки, то
они отвечают, что нужно зажечь спичку, поднести ее к кости
и, если в результате копоть нельзя стереть, то это
обыкновенная кость, а если можно - то это слоновая кость.
Проблема с подобной проверкой (а на это
попадались многие туристы) заключается в том, что стереть
сажу можно и со слоновой кости и с подделки с одинаковой
легкостью. Мораль сей басни такова. Нужно использовать
правильные методы проверки. То же самое относится и к мормонскому
увещеванию молиться о Книге Мормона.
Хотя мы и призваны непрестанно молиться
(1-е послание к Фессалоникийцам 5:17), в Библии нигде не
говорится, что для того, чтобы узнать истину, нужно
молиться, и при помощи ощущений (!) истина будет нам открыта.
Предвидя влияние мормонских стереотипов
на рядовых мормонов, сразу рассмотрю в контексте пример Иакова 1:5. Здесь не говорится, что мы получим
ощущения. Здесь говорится, что мы получим мудрость. И
мудрость эта нужна для преодоления испытаний (стихи 2,3,12 и 13). Апостол Павел предупреждал верующих в
Галатии не принимать того "благовествования", которое
противоречит Евангелию Христа, кто бы ни произносил его (к Галатам 1:6-8)
Много лжепророков, которые проповедуют
другое Евангелие (благовестие), другого Христа и их
сопровождает другой Дух: "Но боюсь, чтобы, как змей хитростью
своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились,
уклонившись от простоты во Христе. Ибо, если бы кто, пришед,
начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не
проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого
не получили, или иное благовествование, которого не
принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому"
(2 Коринфянам 11:3-4; см. также стихи 13-14)
Как же узнать, кто из проповедников
проповедует истинное Евангелие? Уж никак не при помощи "горения в
груди" и других недоказанных эмоций. Нельзя безоговорочно доверять чувствам
нашего сердца: "Лукаво сердце человеческое более всего и
крайне испорчено; кто узнает его?"(Иеремия 17:9)
(Как же можно узнать божественную
истину, полагаясь при этом на собственные чувства и эмоции
сердца, которое, по словам Библии, "лукаво более всего и
крайне испорчено"?) (см. также Второзаконие 11:16). Не можем мы доверять также и всякому
духовному переживанию (1 Иоанна 4:1-6).
Библейский способ проверки истины в
качестве стандарта опирается на Слово Божье (2 Тимофею
3:15-17), ибо настоящее свидетельство от Святого Духа не
будет противоречить Слову, которое Им же вдохновлено, то
есть Библии (2 Петра 1:21)
Соответственно для того, чтобы рядовые
мормоны не обращали особого внимания на противоречия между
мормонским учением и Библией, мормонским руководителям
пришлось создать у рядовых членов неуверенность в истинности
Библии. Только внушив сомнение в истинности Библии возможно
обеспечить принятие внебиблейских доктрин. Неудивительно,
что когда указываешь мормонам на несовместимость некоторых
учений с Библией, они всегда ссылаются на то, что Библия
содержит пропуски и ошибки (почему это невозможно, см. ниже).
"Мы верим, что Библия - слово Божье,
поскольку (англ. as far as -"настолько насколько") она
переведена правильно; мы также верим, что Книга Мормона -
Слово Божье" (Джозеф Смит, Символ веры 8). Подвергнув таким образом сомнению Слово
Божье, мормонизм стремится обеспечить своих приверженцев
т.н. "восстановленным Евангелием", Книгой Мормона. Чтобы
добавить правдоподобности, следующим шагом является
обеспечение последователей знаком, знамением, что Книга
Мормона "истинна" и, поэтому и Иосиф Смит был "истинным
пророком Бога" и мормонская церковь - "истинная церковь".
Мормонские лидеры утверждают, что они
"уполномочены указывать ... путь", следуя которому люди
могут достоверным способом искать знамения истинности от
Бога. И потенциальные новооборащенные должны соглашаться
встать на этот путь и принять условия, данные мормонскими
руководителями, если они собираются получать "божественное"
свидетельство об "истинности" мормонизма.
Вся успешность этой процедуры зависит
от желания последователей мормонизма "принять этот путь",
указанный людьми, мормонскими руководителями. Вкратце,
успешность мормонизма вообще зависит от желания рядовых
мормонов следовать увещеваниям людей и полагаться на
собственные чувства, часто игнорируя при этом здравый смысл.
И если мормоны на это согласны, то им обещано, что они будут
убеждены, что нашли божественную ичтину.
Можно ли ожидать обрести божественную
истину, следуя путем, указанным людьми?
"Так говорит Господь: проклят человек,
который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и
которого сердце удаляется от Господа. Он будет - как вереск
в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в
местах знойных в степи, на земле бесплотной необитаемой.
Благословен человек, который надеется на Господа, и которого
упование - Господь" (Иеремия 17:5-7).
Фарисеи и т.д. требовали от Христа
доказать истинность Его утверждений при помощи знамения. Как
известно, Христос творил множество знамений и чудес, такие,
как исцеление больных, воскрешение мертвых, превращение воды
в вино. Но Он ясно дал понять, что Его воскресение будет
единственным знамением в доказательство истинности Его
послания (Матфей 12:38-40, также Матфей 16:1-4, Марк 8:11-12 и Лука 11:16).
Еще один пример: "И нарек место тому
имя: Масса и Мерива, по причине укорения сынов Израилевых и
потому, что искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди
нас, или нет?"
Люди в Массе требовали от Моисея, чтобы
он доказал, что Бог среди них, обеспеча при этом их водой.
Но ведь мы не должны испытывать Бога, прося у Него знамения
как доказательства истинности. Вместо этого нам заповедано
повиноваться Слову Божьему.
"Не искушайте Господа, Бога вашего,
как вы искушали Его в Массе. Твердо храните заповеди
Господа, Бога вашего, и уставы Его и постановления, которые
Он заповедал тебе" (Второзаконие 6: 16-17). Сатана неоднократно пытался добиться от
Христа знамений в доказательство истинности Его учения.
Христос отвергал попытки сатаны и вместо этого подтверждал
Свои слова ПИСАНИЕМ (Матфей 4:1-11).
Если Иисус последовательно отвергал
просьбы предоставить знамение в качестве истинности Своего
послания, с чего бы Он вдруг допустил и даже потребовал
прибегать к подобной просьбе?
"Тогда, если кто вам скажет: "вот,
здесь Христос", или "вот, там", - не верьте. Ибо восстанут
лжехристы и лжепророки, и дадут знамения и чудеса, чтобы
прельстить, если возможно и избранных. Вы же берегитесь;
вот, Я наперед сказал вам все" (от Марка 13:21-23).
"На это иудеи сказали Ему в ответ:
каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так
поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я
в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм
строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его. На
это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в
три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме Тела Своего.
Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили,
что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое
сказал Иисус" (от Иоанна 2:18-22).
Как можно одновременно верить, что
Иисус Христос обладал силой победить смерть и в то, что у
Него не было силы выполнить обещание - что мы можем
полагаться на Его Слово?
Апостол Павел учил, что нам следует
полагаться в качестве истины на Библейское послание
(благовествование), которым мы научены через "слово" или
через "послание". Очевидно, что Павел не разделял
неоправданное беспокойство мормонизма по поводу
недостоверности Слова Божьего (Библии). Павел также
утверждал, что "благовествованием" (а не нашими чувствами)
мы "призваны ко спасению". Павел также заповедал: "стойте
и держите предания, которым вы научены" (2-е к
Фессалоникийцам 2:14-15).
К Римлянам 10:17: "Итак вера от
слышания, а слышание от слова Божия".
"Итак молитесь за нас, братия, чтобы
слово Господне распространялось и прославлялось, как и у
вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых
людей; ибо не во всех вера" (2 Фессалоникийцам 3:1-2)
Полагается ли мормонское
"свидетельство" на веру или это "беспорядочность и
лукавство" и недостаток веры, который ведет к поиску
"знамения" как доказательства? Помогает ли мормонская
религия распространять Евангельское послание Библии или она
подвергает его сомнению и неуважению?
Мы призваны изучать истину и проверять
ее. Чувственные же переживания часто бывают обманчивы, и это
неоднократно упоминается в Библии. Примером проверки истины
предлагаемым Библией являются жители Верии: "они приняли
слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли
это так" (Деяния 17:11)
Никакая молитва, даже искренняя и
многократная, не заставит Бога изменить уже изреченное Им.
Ведь мы же знаем, что Бог не изменяется
(пардон, библейский Бог; к мормонскому он не имеест никакого
отношения. Мормонский бог изменяется). То, что противоречит
уже изреченному Богом, не может быть истиной. То, что
противоречит самому себе, тоже не может быть истиной.
Поэтому апелляция к "горению в груди" в этом случае не может
быть убедительным доводом.
2. Существуют ли библейские
пророчества о Книге Мормона?
Согласно мормонской церкви, отрывок
Иезекииль 37:15-17 предсказывает появление Книги Мормона. Вот этот отрывок: "И было ко мне
слово Господне: Ты же, сын человеческий, возьми себе один
жезл и напиши на нем: 'Иуде и сынам Израилевым, союзным с
ним'; и еще возьми жезл и напиши на нем: 'Иосифу'; это- жезл
Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у
себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно".
Этот отрывок интерпретируется таким
образом, что "жезлы", упоминаемые в этом отрывке обозначают
свитки, на которых писали и которые затем наматывали на
жезлы. Таким образом, утверждают они, "жезл Иуды" обозначает
здесь Библию, а "жезл Иосифа" - Книгу Мормона. Соединение
первого и второго жезлов для мормонов символизирует
соединение Библии и Книги Мормона как взаимодополняющих
Священных Писаний. Попробуем рассмотреть, есть ли хоть
какие-нибудь основания для такой трактовки.
Во-первых, в Масоретском тексте Библии
(Ветхого Завета) древнееврейское слово "эц" всегда означает
дерево, древесину и никогда не используется, даже в
переносном смысле в значении свитка или книги. Таким
образом, о книге или свитке в этом стихе не может быть и речи.
Во-вторых, при мормонской интерпретации
игнорируется исторический контекст послания Иезекииля. Во
время пророка Иезекииля (6 век до н.э.) в народе Израилевом
происходили беспорядки, так как вскоре после времени
Соломона земля была разделена на два царства. Десять
северных колен, с тех пор называемые Израилем, были
захвачены в плен и уведены в Ассирию в 723/722 г. до н.э.
Затем два южных колена (Царство Иуды), были захвачены в плен
вавилонянами (606-583 гг. до н.э.).
Рассеяние ноарода обетованного было
очень горестным для остатка преданных верующих евреев.
Казалось, что не сбылось обещание Бога. Такова была
обстановка написания текста, который мы сейчас имеем в виде
37 главы Иезекииля. Что же представляет из себя послание
Иезекииля осажденным верующим евреям? В момент скорби и
отчаяния Иезекииль приносит послание надежды и утешения от Бога. Первая часть - стихи 1-14, содержащие
хорошо известное видение поля, полного сухих костей. Через
это видение Бог Израиля обещает вдохнуть новую жизнь в
рассеенный по земле народ Израилев и привести людей обратно в землю обетованную. Далее в стихах 15-22 Бог обещает
будущее восстановление всего народа, и заявляет, что в
будущем северное царство ("Иосифа") и южное царство ("Иуда")
будут снова объеденены в одно Израильское царство.
Вот здесь мы и находим значение
"жезлов", которые становятся объединенными в отрывке
Иезекииль 37:15-22. В 16 стихе Иезекиилю заповедано написать
на одном из жезлов: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с
ним", что обозначает южное царство (Иуда). Затем, в стихе
17, Бог говорит Иезекиилю написать на втором
жезле:"'Иосифу'; это- жезл Ефрема и всего дома Израилева,
союзного с ним". Это означает северное царство, Израиль.
В 17 стихе Бог говорит Иезекиилю
соеденить два жезла в один, чтобы в руке Иезекииля они были
одно. Таким образом, это обещание, что Бог объединит Свой разделенный народ.
Об этом ясно свидетельствует контекст
(дальнейшие стихи): "... скажи им: так говорит Господь
Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов, между
которыми они находятся, и соберу их отовсюду, и приведу их в
землю их. На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним
народом, и один царь будет царем у всех их, и не будут более
двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два
царства" (Иезекииль 37:21-22)
Пророчество, содержащееся в отрывке
Иезекииль 37:16-17 имеет определенный исторический контекст.
Это предсказание будущего единства разделенного обетованного
народа Божьего. Попытка мормонской церкви сделать этот
отрывок предсказанием появления Книги Мормона противоречит
историческому и текстуальному контексту отрывка и является,
таким образом, неправильной интерпретацией.
И, наконец, взять жезл и написать на
нем заповедано именно Иезекиилю. Написал ли Книгу Мормона
Иезекииль? Нет. Значит опять же мормонское толкование неверно.
Другим часто приводимым отрывком
является стих из книги Откровения: "И увидел я другого
Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное
Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому
племени и колену, и языку и народу" (Откровение 14:6).
Если мы продолжим читать эту главу, а не будем вырывать стих
из контекста, то мыувидим, что в следующих стихах ангел
говорит "убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил
час суда Его". Затем говорится еще об одном ангеле, который
говорит, что Вавилон пал и о третьем ангеле, который говорит
о поклонении зверю. Этот стих взят мормонами вне контекста
не только относительно главы, но и относительно книги
Откровения в целом. К моменту описания более половины
населения земли убиты, произошло громадное опустошение
земли. Храм в Иерусалиме отстроен и антихрист зашел в храм и
объявил себя богом. Это пророчество еще должно произойти и
не может быть явлением ангела Морония Джозефу Смиту.
Еще одним стихом в поддержку Книги
Мормона является от Иоанна 10:16 "Есть у Меня и другие овцы,
которые не сего двора, и тех надлежит мне привесть: и они
услышат голос Мой и будет одно стадо и один Пастырь".
Мормонская интерпретация заключается в
том, что "другие овцы" – это нефийцы (Эта интерпретация
изложена в 3 Нефии 15:17,21). Традиционное христианское
толкование основывается не на Книге Мормона, а на Библии.
Под "другими овцами" понимаются язычники. Точка зрения
основывается на стихах от Матфея 12:18 и 21; Деяния 9:15, 28:28.
Церковь СПД использует стих Исайя 2:2 в
качестве пророчества о храме в Солт-Лейк Сити. Однако в 1
стихе той же главы мы читаем: "Слово, которое было в видении
к Исаии, сыну Амосову, об Иудее и Иерусалиме". Это
пророчество о евреях в Иерусалиме, а не о мормонах в Солт-Лейк Сити.
Есть и другие стихи, используемые
мормонами, но я полагаю, основная идея понятна: они вырваны из контекста.
3. Существуют семнадцать признаков истинной Церкви [15].
Кратко разберем каждый из этих пунктов.
1. Христос организовал Церковь. к Ефесянам 4:11-14
Да, Христос организовал Церковь. Но
коль скоро в стихе 11 упоминаются Евангелисты и пастыри, то
следует спросить, где в мормонской церкви эти "чины"?
Следует также отметить, что в этой же книге Библии (Послании
к Ефесянам) в 21 стихе 3 главы говорится, что Божья слава "в
Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века". Каким
образом это согласуется с мормонским учением о том, что
новозаветная Церковь Иисуса Христа исчезла вскоре после основания?
2. Истинная Церковь должна носить имя
Иисуса Христа. к Ефесянам 5:23
Каким образом относится данный стих из
Ефесян к имени Церкви, остается загадкой. В любом случае,
идея, которая обычно выдвигается мормонами в этом отношении
заключается в том, что в названии церкви обязательно должно
быть словосочетание "Иисус Христос". Опять остается
загадкой, каким образом официальное название религиозной
организации влияет на наше спасение.
Разумеется, имя Иисуса Христа в
названии церкви не противоречит Библии. Но в Библии нигде не
говорится, что Истинная Церковь должна называться именно
так. В Библии Церковь называется "Церковью Иисуса Христа".
Часто также используется наименование "Тело Христа". Значит
ли это, что Истинная Церковь также должна содержать это
словосочетание в своем названии? Различные христианские
Церкви, упоминаемые в Библии назывались по-разному. Так, в
1-м послании к Коринфянам 1:2 Павел обращается к "Церкви
Божией". См. также 2 Коринфянам 1:1; 2 Фессалоникийцам 1:4.
В 1-м послании к Коринфянам 16:1 Павел
приводит названия церквей, согласно городу, в котором они
расположены: "церкви Галатийские". В конце главы (стих 19)
он упоминает "церкви Асийские". См. также 2 Коринфянам 8:1;
Галатам 1:2; 1 Фессалоникийцам 1:1; 2 Фессалоникийцам 1:1;
Откровение 2:1,8,12,18.
Новозаветная церковь называлась также
"святые во Христе Иисусе" (К Филипийцам 1:1),
"Божие стадо" (1-е Петра 5:2), "Церковь
Бога Живого" (1 Тимофею 3:15), "Собор и Церковь первенцев"
(к Евреям 12:23). Главное не то, как называется церковь,
главное - верит ли она в библейского Иисуса.
Также в течении 4-х лет мормонская
церковь называлась Церковь святых последних дней (В 1830
году Смит назвал церковь - Церковь Иисуса Христа, в 1834
году - переименовал в Церковь святых последних дней - уже не
было имени Иисуса Христа в названии, и лишь в 1838 году
мормонская церковь получила окончательное название, которое
носит и до сих пор - Церковь Иисуса Христа святых последних
дней - см. У. и З. 115:3-4). Таким образом, в течение
нескольких лет в официальном названии мормонской Церкви не
было имени Иисуса Христа.
3. Истинная Церковь должна основываться
на Апостолах и Пророках. к Ефесянам 2:19-20.
Это утверждение справедливо, но лишь в
той степени, в какой оно отражено в Библии. Мормоны заводят
дело слишком далеко. Для мормонов это означает, что в
истинной церкви должны быть официальные должности ("чины",
как говорят сами мормоны), называющиеся "Апостол" и
"Пророк", которые у них-то как раз и есть. Но в приводимом
стихе из Ефесян говорится не об этом. Прежде всего, в
контекст необходимо включить и стихи 21-22. В тексте
говорится, что Церковь построена ("учреждена") на основании.
Пока остановимся. Слово "учреждена", как оно переведено в
Синодальном тексте Библии, соответствует форме греческого
причастия epoikodomethentes. Это форма пассивного причастия аориста.
Оно относится к действию в прошлом,
которое завершено. Утверждать, что и сейчас мы должны
продолжать строить основание пророков и апостолов
равносильно искажению текста. Далее. Необходимо отметить,
что Библия называет Иисуса Христа основанием (1-е к
Коринфянам 3:10-11). Церковь построена на этом основании и
"возрастает в святой храм в Господе" (К Ефесянам 2:21).
Сколько раз закладывают основание для
постройки здания? Если постоянно закладывать основание, то
как же здание будет построено? Ответ очевиден. Мормонская
церковь до сих пор пытается учредить основание, которое было
учреждено две тысячи лет назад. В этом отрывке Павел говорит
не о постоянном продолжающемся и сохраняемом чине Апостола и
пророка, а о чем-то другом.
Словосочетание "Апостолов и пророков" -
генетивная конструкция (родительный падеж), которая вполне
может означать, что основанием апостолов и пророков является
Сам Иисус Христос. Это полностью согласуется с
использованием Павлом слова themelios (основание) в других посланиях.
Мы вновь можем видеть, как близкое
рассмотрение текста Библии помогает избежать ошибок, которые
распространяет мормонская церковь.
И последнее. В списках "чинов" церкви
(например, 1-е послание к Коринфянам 12:28) "апостолы"
ставятся перед "пророками". К тому же, вполне очевидно, что
было много "пророков" в то время, как в мормонской церкви -
один и только один (Учение и Заветы 132:7 - "в каждое время
существует только один такой на Земле"). Ясно, что
мормонская иерархия из пророка и апостолов не имеет ничего
общего с Библейским христианством, в том числе библейские
"апостолы" (буквально 'посланники') и "пророки" исполняли
несколько другие функции по сравнению с теми, которые им
приписывают мормоны.
4. Истинная Церковь должна иметь ту же
организацию, что и Церковь Христа. к Ефесянам 4:11-14
Этот пункт перекликается с тем, о чем
говорилось выше. Уже было показано, что собственная
организация, под которую мормонская церковь пыталась
подогнать Библию основывается всего лишь на неверном
толковании Священного Писания. Теперь перейдем к следующему пункту.
5. Власть Истинной Церкви дана от Бога.
К Евреям 5:4-10
Опять же мормонская Церковь подгоняет
отдельные библиейские стихи под свою теологию вместо того,
чтобы позволить Библии быть критерием истинности или
ложности. Мормонские руководители претендуют на "власть от
Бога" в том смысле, что у них есть "Мелхиседеково
священство". Молодые люди или новообращенные у мормонов
получают "Аароново священство", а в 18 лет или позже они
могут получить "Мелхиседеково священство". Не вдаваясь в
подробности (этой теме в будущем будет посвящена отдельная
статья), отметим лишь некоторые несоответствия между
мормонским учением о священстве и Библией:
Во-первых, мормонское учение игнорирует
тот факт, что с Аароновым священством было покончено после
Искупления. Храмовая завеса разорвалась на две части.
Функция священников по чину Аарона (приносить жертвы и раз в
год проходить сквозь завесу) была отменена навсегда.
Почитайте 7-ю главу послания к Евреям. Так, в 12-м стихе
говорится: "Потому что с переменою священства необходимо
быть перемене и закона".
Во-вторых, хотя Священство по чину
Мелхиседека и существовало в Новом Завете, оно принадлежит
только Иисусу Христу. "А Сей (т.е. Иисус Христос),
пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее" (К
Евреям 7:24). Греческое слово "aporobatos", переведенное как
"непреходящий", означает, что это Священство не переходит от
одного к другому. Мормонские же первосвященники (которых
много) претендуют на то, что им принадлежать не может.
6. Истинная Церковь не должна иметь
платных священнослужителей. Исайя 45:13; 1 Пет. 5:2.
Вот еще один пример внеконтекстного
понимания стихов (читайте их лучше в контексте). Ни в одном
из стихов не говорится про платных или бесплатных
священнослужителей. В одном стихе говорится о Кире, царе
Персидском, а в другом - об искренности и усердии служения священника.
И это при том, что в Библии прямо
говорится о том, что священники имеют право получать
материальное вознаграждение за свое служение (1-е к
Коринфянам 9:1-15). Хотя сам Павел не пользовался этим
правом (стих 15), он говорил о том, что это возможно (стих
11: "Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если
пожнем у вас телесное?"). См. также 1-е Тимофею 5:17-18; 2-е
Коринфянам 11:7-9; К Филипийцам 4:16-18.
Да и самое верховное руководство
мормонской церкви (General Authorities или просто GA) не
соответствуют ими же самими установленным правилам: за свою
деятельность мормонские апостолы во главе с пророком
получают деньги и, видимо, неплохие. Точно так же и
президенты миссии получают деньги на проживание от церкви.
7. Истинная Церковь должна крестить
погружением. От Матфея 3:13-16.
Согласен. Но Церковь СПД добавляет к этому, что:
а) крещение - для отпущения грехов
(Когда крестился Иисус Христос, это тоже было для отпущения
грехов?) Наши грехи прощаются благодаря крови Христа, а не
воде купели для крещения (1-е Петра 1:18-21)
б) единственными людьми,
"уполномоченными" крестить, являются носители "Священства
Ааронова". Эта ошибка была рассмотрена в пятом пункте.
8. Истинная Церковь должна передавать
дар Святого Духа рукоположением. Деяния 8:14-17.
Рукоположение для принятия Святого Духа
в Новом Завете упоминается три раза: Деяния 8:17 - как знак
единства между верующими иудеями и язычниками, Деяния 9:17 -
как отождествление Савла с Телом Христовым, Деяния 19:6 -
когда верующие были крещены не христианским крещением, а
крещением Иоанна. В подавляющем большинстве случаев нет
упоминания о том, что необходим специальный обряд возложения
рук для принятия Святого Духа. Священное Писание учит нас,
что Святой Дух входит в жизнь человека во время обращения (к
Римлянам 8:9; Деяния 10:44-48), а не в какой-то определенный
момент позднее. Если бы это было не так, то неправильным был
бы стих к Римлянам 8:9, который утверждает, что Святой Дух
делает человека Христовым (см. также к Ефесянам 1:10-14).
9. Истинная Церковь должна проводить
исцеление свыше. От Марка 3:14-15.
Один из даров Духа - дар исцеления (1-е
к Коринфянам 12:28). Конечно, не всем дан этот дар (стихи
29-30). Мы можем видеть, как многие люди в христианских
церквях исцеляются силой молитвы, от чудотворных икон и т.д.
Бог и в наши дни творит чудеса, но не по воле людей. Даже
апостол Павел должен был молиться, чтобы не умер его близкий
друг. Его дар был не для личной пользы (К Филипийцам 2:25-30; 2 Тимофею 4:20).
10. Истинная Церковь должна учить, что
Бог и Иисус - отдельные и отличные друг от друга существа.
От Иоанна 17:11; От Иоанна 20:17.
Истинная Церковь в первую очередь
должна учить, что есть один Бог. Об этом говорит множество
библейских стихов. См., например, Второзаконие 4:35, 39,
6:4, 32:39, 1 Паралипоменон 16:25-26, 2-я Царств 7:22 (1
Паралипоменон 16:25-26), Псалом 85:10, Исайя 43:10, 44:6-8,
44:24, 45:5-6, 46:9, Иоанна 17:3, 1-е к Коринфянам 8:4-6 и
так далее и так далее. Мормонская же церковь учит, что
существуют много, много богов, мормонские лидеры проповедуют
многобожие, при том, что Писание отрицает такие учения
(Исайя 44:8). Мормоны не принимают христианское учение о
Троице, так как отрицают библейское монотеистическое учение.
11. Истинная Церковь должна учить, что
Бог и Иисус имеют тела из плоти и кости. От Луки 24:36-39.
Здесь, исходя из ссылки на то, что
Иисус Христос стал плотью (от Иоанна 1:14), мормоны
заключают, что и у Бога-Отца есть тело из плоти и кости. Где
Бог об этом говорит? "Ты подумал, что я такой же, как ты.
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои"
(Псалом 49:21), "Я- Бог, а не человек; среди тебя - Святый"
(Осия 11:9). Вместо этого, Иисус учил, что Бог - дух (Иоанн
4:24). Бог не ограничен во времени и пространстве, как мы,
но Он вечен (Псалом 89:2), не изменяется (Малахия 3:6) и Он
вездесущий (Иеремия 23:24, 2-я Паралипоменон 6:18). Что
необходимо понять мормонам, так это то, что не человек может
стать Богом, а Бог вочеловечился.
12. Служители Церкви должны быть
призваны Богом. К Евреям 5:4; Исход 28:1; Исход 40:14-16.
Так как приведенные ветхозаветные
отрывки имеют мало общего с Новозаветной Церковью,
рассмотрим стих к Евреям 5:4. Во-первых, согласимся с тем,
что церковные руководители должны быть призваны Богом, и в
Христианской Церкви они действительно призваны. Но опять же
Церковь СПД добавляет к уже написанному. Мормоны
интерпретируют этот отрывок в рамках стереотипа "власти
священства", который ведет к ошибке. Можно спросить,
призываются ли мормонские священники Аароновы так же, как и
Аарон. Сравнение с 29-й главой Исхода и 8-й главой книги
Левит ясно показывает, что нет.
13. Истинная Церковь должна получать
откровения от Бога. Амос 3:7.
С этим можно согласиться, лишь
проигнорировав то, что написано после стиха Амос 3:7.
В Евангелии от Луки 16:16 говорится:
"Закон и пророки [были] до Иоанна; с сего времени Царствие
Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него". В
Новом Завете все по-другому. Иисус Христос, окончательное и
полное откровение Бога (к Евреям 1:13), сделал
"дополнительные откровения" устаревшими и ненужными.
Претендовать на откровение равносильно отрицанию того, что
говорил о Себе Иисус и что говорила о Нем Библия. Просто так
как учения мормонизма не находят поддержки в Библии,
мормонам пришлось искать другой источник истины. Но
насколько подходят на эту роль их писания - вопрос отдельный.
14. Истинная Церковь должна быть
миссионерской Церковью. От Матфея 28:19-20.
Это абсолютная правда, но напрашивается
вопрос, почему же мормоны в первую очередь нацелены на то,
чтобы повытаскивать людей из других церквей вместо того,
чтобы проповедовать в местностях, где люди никогда не
слышали о Евангелии, как и поступала сотни лет Христианская Церковь?
15. Истинная Церковь должна быть
восстановленной Церковью. Деяния 3: 19-20.
Разбор выбранного отрывка для поддержки
подобного утверждения показывает несостоятельность
последнего. 3-я глава книги Деяния не говорит о Церкви.
Во-первых, в стихе 21 говорится, что "совершение всего"
(по-мормонски, как я понимаю, это значит "восстановление")
"говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века". Как
указывает Павел в послании к Колоссянам 1:25-27,
домостроительство церкви не было известно прошлым поколениям
в прошедшие времена (см. также 1 Петра 1:10-12). Таким
образом, эти стихи Деяния не могут говорить о церкви.
Во-вторых, пророки говорили о восстановлении Израиля на
своей земле, и о восстановлении теократии во главе с Сыном
Давида. Именно об этом говорит Петр в 3-й главе книги
Деяние. К тому же, мы должны спросить, когда вернулся
Христос? (так как стих 19 говорит, что он вернется во "время
совершения всего").
16. Истинная Церковь должны
практиковать крещение для мертвых. 1 Коринфянам 15:16; 15:29
Христианская церковь никогда не
практиковала крещение для мертвых в том смысле, который нам
хочет внушить церковь СПД. Понять лучше стих можно на языке
оригинала, в нашем случае греческого. Слово "для"
по-гречески соответствует "huper". Оно означает занятие
чьего-нибудь места, замещение. Крещение "для" мертвых
означает не крещение живого человека ради умершего, а
крещение живого человека, который займет место умершего.
Новообращенный крестится и занимает место умершего, который
отошел к Господу. Быть христианином в то время было опасно,
их часто убивали, они подвергались опасностям, или, как
говорится в Синодальном переводе, "бедствиям" (Для чего и мы
ежечасно подвергаемся бедствиям? - 1 Коринфянам 15:30).
Послание Павла заключается в том, что если нет воскресения
(стих 12), то нет никакого смысла в том, чтобы подвергать
новообращенных опасности для жизни. Если нет воскресения, то
нет и надежды, и "мы несчастнее всех человеков" (стих 19).
17. По плодам их узнаете их. От Матфея 7:20.
Да, но это не единственный способ
проверки, который нам дан. Представители многих религий
добрые, моральные и любящие люди. Значит ли это, что все из
них правы? По-видимому, нет.
С другой стороны, представители многих
религий (в том числе мормонизма) грубы, аморальны и т.д.
Значит ли этот факт сам по себе, что эти религии ложны? Тоже
нет. Мормоны подпадают под обе категории, и сам по себе этот
факт ничего не доказывает. В дополнение, нам даны другие
способы проверки. Самое главное, какого Иисуса проповедует
религия? Мормонская Церковь учит, что Иисус - духовный брат
Люцифера (см., например, Основы Евангелия. С. 15). Это
абсолютно не согласуется с Библейским учением, которое
утверждает, что Иисус сотворил все (Иоанна 1:3; к Колоссянам
1:16-17), в том числе и Люцифера (Иезекииль 28:13-15). Каким
образом Творец может быть братом своему творению? Плод этого
учения - ложь. По плодам их узнаете их!
4. Мог ли текст Библии быть искажен в
процессе переписи?
Действительно, со времени написания
первоначального текста Библии (в отличие от Книги Мормона)
прошло очень много времени. Откуда мы знаем, что ей можно доверять?
Библия - исторический документ.
Подвергнув ее той же проверке, которую проходят другие
исторические документы, Вы обнаружите, что Библия гораздо
более достоверна, чем любой другой древний текст.
Прежде всего, давайте рассмотрим Новый
Завет, который был первоначально написан на греческом языке
в период с 50 по 100 г.н.э. У нас нет оригиналов Нового
Завета, написанных апостолами, однако сейчас в мире
существует где-то 5000 греческих рукописей, плюс 25000
последующих копий (опять же в отличие от единственных
пластин Книги Мормона, само существование которых очень и
очень сомнительно). Удивительно то, что самые ранние
рукописи датируются 120 г.н.э. Эта цифра поразительна, если
учесть, что сегодня существует всего 5 рукописей Платона - и
наиболее ранний экземпляр отделяют от даты написания 1300
лет! Не менее удивительно и другое: Новый Завет дошел до
наших дней практически неизменным. Этот факт был установлен
учеными-библеистами, которые сопоставили самые ранние
рукописи с манускриптами, написанными на сотни лет позже.
Новозаветные документы были написаны рукой очевидцев (или их
помощников), и соответствуют событиям того времени.
Давайте попробуем рассмотреть аналогию.
Предположим, Вы написали какое-то
сочинение и попросили пятерых друзей его переписать. Каждый
из них, в свою очередь, попросил об этом еще пятерых друзей.
К пятому "поколению" у Вас на руках будет уже около четырех
тысяч копий. Очевидно, что некоторые люди в процессе
переписи допустили ошибки. Первые пятеро переписали текст с
ошибками, а последующие переписчики добавили к ним еще и
собственные ошибки. В конце концов, у Вас на руках будут
тысячи копий, полных ошибок.
Звучит печально, не так ли? Но
постойте. Пятеро Ваших друзей могут допустить ошибки, но они
не могут допустить одинаковые ошибки! Сравнив все копии, Вы
убедитесь, что в какой-то из групп рукописей есть ошибка,
которой нет в остальных четырех. Таким образом, вы легко
сможете отличить копию от оригинала. Помимо того, многие
ошибки будут очевидными - неправильно написанные или
случайно выпущенные слова. Любой человек, внимательно
изучивший рукописи, без проблем разберется, где копии, а где оригинал.
С текстом Библии все, по сути дела,
обстоит точно так же. В нашем распоряжении тысячи копий
Библии на языке оригинала, и ученые, исследовавшие их,
смогли рассортировать их по группам и в подавляющем
большинстве случаев определить, каким был первоначальный
текст. Те весьма немногие разночтения, по поводу которых
ученые до сих пор не пришли к единому мнению, совершенно не
влияют на принципиальный смысл Библии как таковой.
Но как быть с Ветхим Заветом? Давайте
вспомним об одной из самых замечательных находок двадцатого
столетия - Свитках Мертвого моря. Когда в 1946 году в
местечке Кумран были обнаружены эти манускрипты, среди них
оказались тексты Ветхого Завета, написанные на 1000 лет
раньше любого прежде известного ветхозаветного кодекса,
однако, несмотря на столь большой промежуток времени,
никаких принципиальных отличий между ними не было... В
тексте 53 главы Исаии между кумранским и масоретским текстом
было найдено лишь 17 различий, 10 из которых касались
правописания, 4 - стиля, а 3 относились к правописанию слова
"свет" в 11 стихе. Но ни одно из этих разночтений не влияло
на смысл контекста - Бог действительно сберег Свое Слово.
Каждый новый виток археологических находок дает нам все
больше доказательств достоверности Библии, причем не только
в общих чертах, но и в мельчайших деталях. Конечно,
археологические раскопки подтверждают лишь историчность
Библии, и ее фактологическую правильность, но в этом письме
я и не ставлю своей целью доказать, что Библия – Священное
Писание. Мормоны и без того отчасти сами верят в это.
Я надеюсь, что это письмо не показалось
враждебным, так как у меня нет никаких личных обид к вам или
к кому-нибудь еще из членов церкви. Заранее благодарю в
содействии в обеспечении выполнения моей просьбы и надеюсь
получить ответ в течение 30 дней с момента вручения мной этого письма.
И, последнее. Разумеется, я оставляю
за собой право публиковать любым способом и делать
достоянием общественности содержание своего письма.
С уважением, Юрий Кондратьев.
21 июля 2002 г.
Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва
Использованная литература
1. Джозеф Смит-История 1:5,10. Ср. 1:18.
2. Joseph Fielding Smith Jr., Doctrines of Salvation, Vol.1, p.188.
3. Правда, остается загадкой, каким
образом этот факт соотносится с отрывком из Учения и Заветов
84:21-22, в котором говорится, что без священства увидеть
Бога невозможно: "Но без таинств его и власти священства
сила Божества не проявляется людям во плоти; ибо без этого
ни один человек не может увидеть лицо Божье, да, Отца, и
жить". А Смит претендовал на то, что он видел Бога еще до получения им мормонского священства.
4. "Записи" Пресвитерианской церкви
Женевской области. Пресвитерианское Историческое Общество,
Филадельфия, штат Пенсильвания;"Записи Первой Баптистской
церкви в Пальмире", Историческое Общество Американских
Баптистов, Рочестер, штат Нью-Йорк; Протокол ежегодной
конференции методистов., округ Онтарио, 1818-1821, стр. 312, 330, 346, 366.
5. Черновик "Истории Люси Смит", стр. 55, Архивы Церкви СПД.
6. Письмо Джорджа Лэйна, датированное
25 января 1825 года, в Methodist Magazine номер 8 за апрель
1825 года, стр. 159 и заметку в пальмирской газете Wayne
Sentinel за 15 сентября 1824 года, стр. З.Лэйн писал, что
работа Господня в Пальмире и ее окрестностях "началась
весной и медленно ширилась до времени ежеквартального
собрания, которое проходило 25 и 26 сентября" 1824 года.
Статья в Wayne Sentinel сообщала: "В этом городе происходит
реформация великих масштабов. Любовь Бога щедро излилась в
сердца многих, и излияние Духа Святого, похоже, дало надежные результаты".
7. Подробности можно найти в журнале Dialogue: A Journal of the Mormon Thought, весна 1969 год, стр. 59-100.
8. Сборник Brigham Young University Studies, процитированный выше, стр. 290.
9. Эти слова были добавлены обратно лишь в 1981 году и с тех пор вновь присутствуют в повествовании Смита.
10. "Черновик "Истории Люси Смит", стр. 46, архивы Церкви СПД.
11. Насчет 13 главы Второзакония см. пункт 8 моего письма
12. См.,например, James E. Talmage, in Articles of Faith, chapter 14;
LeGrand Richards, in A Marvelous Work and a Wonder, chapter 7; Bruce R. McConkie,
in Mormon Doctrine, under Cumorah, reported that it is in
New York; Joseph Fielding Smith, Doctrines of Salvation,
Vol.3, Bookcraft, 1956, p.232-43.
13. Полный английский текст выступления доступен в интернете: http://www.xmission.com/~country/reason/mantle.htm.
14. текст выступления можно прочитать
в интернете: http://www.xmission.com/~country/reason/mormhist.htm
15. См., например, http://slds.narod.ru/17points.html.
|