Международный фонд образования секты Муна
Самого большого успеха в
"свидетельствовании об Отце", или, иначе говоря, в
прославлении имени Сан Мён Муна, в России и республиках
бывшего СССР достиг Международный фонд образования -
организация, созданная для распространения школьного курса
"Мой мир и я", написанного специально для развития идей
мунизма в среде молодёжи этих стран.
"Преподобный" Мун Сан Мен объявил себя "господином и истинным отцом вселенной, спасителем человеков, но так и не спас себя от смерти
Новый курс "Мой мир и я"
(представленный комплектом пособий - для ученика и
для учителя [1]) появился в школьном образовании
России в 1993 году. Привлекший к себе внимание
представителей самых разных направлений деятельности -
учителей, религиоведов, психологов, социологов, богословов,
- он вызвал очень широкое обсуждение на многочисленных
конференциях, в прессе и на телевидении. Это легко
объяснимо, ибо курс подготовлен Международным Фондом
Образования (МФО), " основанным преподобным Сан Мён Муном в
1993 году" [2] [3]. Однако Сан Мён Мун уже был известен более по своей религиозной
деятельности - как основатель Ассоциации Святого Духа за
объединение мирового христианства (АСД-ОМХ), или Церкви
Объединения. И оттого одним из основных вопросов среди тех,
что занимают участников дискуссии, явился спор о том,
назначен ли курс "Мой мир и я" для более успешного
распространения ЦО в России и для внушения подросткам основ
учения Муна, или же, напротив, это благородная помощь членов
ЦО в решении важных нравственных проблем, стоящих сейчас перед нашим обществом.
Сами авторы заявляют, что "
исходной педагогической концепцией книги"
является " воспитание, направленное на ценностное
самоопределение, побуждение и развитие нравственного
самосознания школьников" [4]. В пресс-релизе ЦО для депутатов Государственной Думы РФ
поясняется: "Целью курса "Мой мир и я" является не обучение
теологии Церкви Объединения, или теологии какой-либо другой
религии, но воспитание высоких моральных качеств, привитие
уважения к нравственным ценностям и ознакомление с историей
и идеалами основных мировых религий" [5]
Они искренне полагают, что обществу должно было бы
благодарить их за эту книгу, за поистине жертвенную
самоотдачу, проявленную ими при написании курса и за их
заботу о будущем России. Положительный отклик получил
комплект пособий и от некоторых работников сферы
образования, рекомендовавших курс для широкого использования
его в средних общеобразовательных школах. Такую оценку дали,
например, представители Института развития регионального
образования, подготовки и переподготовки педагогических
работников города Екатеринбурга [6], Минского городского института усовершенствования учителей
[7], Уральского Государственного педагогического университета [8] и
Московского института повышения квалификации работников образования [9].
Однако, критики придерживаются противоположного мнения. Член
экспертно-консультационного совета при Комитете по делам
общественных организаций и религиозных объединений
Государственной Думы РФ диакон Андрей Кураев, например,
подробно анализируя первое учебное пособие - "Путь к
единению", - приходит к выводу, что "сам по себе учебник
"Мой мир и я" - не более, чем наживка ... таран, которым
открываются российские школы и умы ребят для внедрения в них
сектантской доктрины" [10] . Федеральный
экспертный совет по общему образованию МО РФ, будучи в общем
благожелателен по отношению к новаторскому подходу авторов
пособий "Мой мир и я", высказал, тем не менее, "существеппые
возражения против широкого внедрения данного комплекта в
школы России, основанные на нижеследующем:
1. Концепция
идейного содержания комплекта основана на педагогической
интерпретации учения Муна. Эксперты секции, уважая любые
религиозные взгляды, выражают сомнения в том, что
преподавание гуманизма и нравственности в светской школе
возможно лишь на основании одного из религиозных учений.
2. Данный курс и учебный комплект не учитывает особенностей российской
ментальности, национальных и религиозных традиций. Примеры,
используемые в комплекте подчас далеки и даже чужды
российской духовности"[11].
Итак, зачем мунисты издали новый учебник для российских школ? Какой
смысл вкладывали они на самом деле в создание книги "Мой мир
и я. Путь к единению"? При обсуждении вопроса о целях
создания курса разумно говорить именно о первом пособии из
всех книг Международного Фонда Образования, объединенных
общим названием "Мой мир и я". Оно, а не последующие версии
книги, наиболее ясно показывает изначальную авторскую
позицию. Позднейшие изменения, в зависимости от исходного
замысла, могут определяться двумя причинами. В случае, если
создание курса вызвано исключительно желанием помочь в деле
нравственного воспитания российских школьников - исправления
в тексте являются следствием естественного стремления
авторов к усовершенствованиям. Если же книга задумывалась
как средство свидетельствования о Церкви Объединения, то её
переделывание в ответ на критические отклики, показывающие
ее очевидно узкоконфессиональную мунистскую направленность,
представляются скорее тактическим ходом - коль скоро не
получилось учить "Божественному Принципу" напрямую, если
явное проповедование вызывает реакцию, затрудняющую, против
ожидания, распространение и укрепление мунизма в России, то
приходится перейти к иным, не столь решительным, более
мягким методам - в основном это создание привлекательного
образа Сан Мён Муна и благоприятного мнения о нем.
***
Читайте также по теме:
***
Что же представляет из себя само учебное пособие Международного
Фонда Образования? Книга "Мой мир и уть к единению",
несомненно имеющая своей целью развитие характера подростка
и направленная на воспитание определенной системы ценностей,
действительно расказывает немного и о религии вообще и о
четырех наиболее распространенных вероучениях. Но очевидно
существенно важным является вопрос о том как описывается
религия, как говорится о Боге, какие именно ценности
оказываются основой для "самоопределения" подростка. Тогда
каково же содержание курса "Мой мир и я"? Большей частью
главы учебного пособия пересказывают основные идеи "Общего
введения" и "Принципов творения" из книги "Божественный
Принцип", излагающей учение С.М. Муна. Среди прочих глав
замечательны две - "Как устроен наш мир" и "Моя цель жизни":
таблицы и схемы в них точно повторяют те, которые помещены в
учебнике по основам мунизма "Принцип Объединения"
[12]. Но существеннее и серьезнее значение
другого текста. Когда в книге, имеющей особо подчеркнутый
воспитательный характер и отчасти религиозной, есть глава о
Боге, она, глава эта, неизбежно становится важнейшей,
центральной. В ней наиболее вероятно, явно или неявно
выражается идеология всего курса. Глава "Что есть Бог?" в
первом учебном пособии "Мой мир и я. Путь к единению",
отражает полно одну лишь мунистскую доктрину (вводя понятия
о дуальности мужского и женского в Боге, о вынужденности
акта творения, об антропоморфизме Бога) и противоречит по
сути любому иному вероисповеданию, и это настолько очевидно,
что даже сами авторы сообщают во введении к тексту о том,
что он "отражает некоторые аспекты представления о Боге
Принципа Объединения" [13].
А затем, сделав небольшое философское вступление, учебник последовательно
подготавливает сознание подростка к принятию - нет, еще не
самого мунизма,- но типа мышления, менталитета,
свойственного мунизму посредством отрицания любого иного
мировоззрения. Лидерам Церкви Объединения присуще понимание
того, что проповедь своеобразных идей мунизма может быть
гораздо более успешной, если прежде в человеке возникает
внутренняя неудовлетворенность, порожденная неприятием и
осуждением традиционных исторических религиозных путей.
Глава "Религия и общество" начинает этот путь отрицания. "
...Все религии и откровения являются неполными и
относительными," [14] - утверждают мунисты
на страницах учебного пособия. И более того, возникают
трудности, "когда религиозные люди становятся
односторонними, считая, что именно в их религии
сосредоточена вся абсолютная истина. При этом другие религии
и обычаи воспринимаются только как угроза их собственной
вере. Это ведет к отрицанию других учений и, следовательно,
к преследованию людей других вероисповеданий"
[15]. Приравнивая осознание различий между религиями,
безусловно присущее любому верующему человеку, к участию в
гонениях, мунисты, в сущности, навязывают подростку выбор
между стереотипами фанатизма и расплывчатого маловерия.
Следует, очевидно, сопоставить текст учебника со Нрами основателя
Международного Фонда Образования преп. Сан Мён Муна,
раскрывающими понимание некоторых "сугубо религиозных
вопросов" [16] в мировоззрении " наивысшей
религии, каковой является Церковь Объединения"
[17] или, иначе говоря, мунизма. Согласно представлениям
членов ЦО есть всё же одно совершенное вероучение "Для того,
чтобы преодолеть ограничения утвердившихся религий должна
появиться религия, которая может привести все религии к
единству. Это - Церковь Обьединения" [18].
Ни о какой незавершенности или относительности речь уже не
идет. Если вспомнить, что Сан Мён Мун провозгласил в 1993
году начало Эры Завершенного Завета и объявил себя Мессией,
исполняющим чаяния всех религий мира, то не возникнет
сомнений относительно убеждённости мунистов в том, что
полная и окончательная истина открылась через Истинного Отца
- Муна. Каково же тогда их отношение к иным
вероисповеданиям? Как, например, " воспринимает" Мун
христианство? "У христианства нет иного пути, кроме как
стать полностью единым с Церковью Объединения, которая столь
ясно учит о Боге" [19],- утверждает лидер
ЦО, - "если христианство не может объединиться с нашим
движением, мы должны бороться" [20].
Вообще же говоря, "чем более активно мы работаем, тем скорее
христианский мир рухнет" [21]. Не вдаваясь
здесь в сравнение догматических положений мунизма и
христианства и не затрагивая вопрос о принципиальной
возможности их объединения, во всяком случае, можно
утверждать, что тон приведённых высказываний Муна не
соответствует настрою текста учебника. Почему? Либо авторы
не столь уж преданные мунисты, либо они сознательно вводят
читателя в заблуждение, имея к тому свои цели, либо они сами
не осознают противоречивости сделанных на страницах пособия
деклараций и их личного мировоззрения.
Члены ЦО формально не отвергают ни одно вероучение [22],
считая каждую религию неким приуготовлением к приходу
Истинных Родителей. Однако именно в таком представлении
очевидно и таится гораздо более глубокое отрицание,
отторжение по существу: мунистское сознание пытается
исключить из любого вероучения все то, что не совмещается с
его собственной идеологией, и почти неосознанно искажает
свое суждение о том или ином вероисповедании до полной
несовместимости этого суждения с реально существующей
религией. Да, в курсе "Мой мир и я" рассматриваются буддизм,
иудаизм, ислам и христианство, но как рассматриваются?
Учебник, подменяя суть религиозных учений и умалчивая о характерных
основообразующих чертах их, даёт поверхностное, а,
следовательно, неверное представление о рассматриваемых
вероучениях. Однако, хотя в текстах посвященных рассмотрению
буддизма, ислама, иудаизма и христианства нетрудно найти
множество неточностей и фактических ошибок, изменяющих образ
этих религиозных путей [23], они могут быть отнесены к непрофессионализму и недостаточной
грамотности людей, написавших учебное пособие, но не
обязательно будут являться свидетельством предумышленного
искажения действительности. Есть, в то же время, в изложении
материала тенденция тотального нигилизма, заставляющая
усомниться в желании и мировоззренческой способности
мунистов адекватно описать иные вероисповедания. Авторов не
интересует ни одна религия как таковая. В каждом
вероисповедании вне всякой связи с традиционным толкованием
последователи Муна как нечто наиболее значимое выделяют те
стороны учения, которые могли бы служить обоснованием
мунизма, и вовсе не упоминают о том, что ему противоречит.
Одним из основных положений мунизма является введение
совершенно нового понятия о Мессии. От этого и учебник,
написанный членами Церкви Объединения, грешит повышенным
интересом к этому вопросу. В главе о буддизме, например,
отнюдь не являющимся религией мессианских чаяний, почему-то
особо подчеркивается (набрано курсивом): "Гаутама Будда
предсказывал пришествие в будущем нового Будды, который
принесет с собой мир и истину, поможет людям создать
праведный, совершенный мир. Имя его будет Майтрея (любовь).
Это будет совсем другой человек, лишь миссия его на Земле
останется той же" [24]. Миссия Мессии в
главе об иудаизме представляется так: "Согласно иудейским
представлениям, Мессия - это человек, с которого должен
начаться Господиий замысел спасения человечества.
Божественное провидение начинает действовать в одном
человеке. Потом оно распространяется на семью, племя, народ
и в конце концов охватывает все народы мира"
[25]. Все это волне удовлетворит муниста, ибо почти
дословно повторяет часто встречающуюся в "Божественном
Принципе" Муна фразу, однако для понимания миссии Мошиаха в
Иудаизме такое изложение вопроса кажется более чем
отвлецеченным и расплывчатым: "согласно иудейским
представлениям" Мошиах должен быть иудеем из потомков царя
Давида, изучающим и исполняющим Письменную и Устную Тору,
который должен отстроить Третий Храм, собрать всех иудеев в
Святой земле и, наконец, победить в войне с Амалеком
(враждебным к евреям народом). Такое понимание может не
соответствовать взглядам авторов курса, но это означает
только то, что иудаизм и мунизм -не одно и то же (и потому
объединиться, вопреки уверениям Муна, не могут).
Другой пример - комментарий ко второй заповеди: "Сами религии порой
неосознанно сползают в идолопоклонство, когда абсолютизируют
нечто относительное, например, религиозную книгу, традицию,
доктрину или даже саму религию" [26].
Понятно, что мунизму для своего оправдания нужно вольно
перетолковывать даже и библейские тексты и отрицать любую
традицию, не приводящую к благословению Истинных Родителей.
Однако не очень глубокого знакомства (меньшего, чем
требуется для написания учебника) с иудейским
вероисповеданием достаточно, чтобы понять - иудаизм именно
"абсолютизирует религиозную книгу, традицию, доктрину и даже
саму религию", отнюдь не считая все указанное за "нечто
относительное". Например, каждое утро верующие евреи
произносят слова молитвы: "Я верю полной верой, что эта Тора
не будет изменена, и что не будет другой Торы от Творца, да
будет Имя Его благословенно"; впрочем, и сама заповедь - из Торы.
Итак, школьникам внушается мысль, что следует очень критически
относиться ко всяким предрассудкам традиционных религий, и
узнать, что Мессия - это просто-напросто человек, которого
все ждут и с которого начинается некий "замысел спасения".
Далее, мунисты уже напрямую противопоставляют идеологию
учебника христианству - в главе "Учение ислама" сказано:
"Возможно, самым большим вкладом ислама в религиозное
сознание является его четкое, бескомпромиссное
провозглашение единобожия... Поэтому Коран не приемлет
христианской веры в божественность Иисуса"
[27]. Это не констатация факта, но настоятельно
рекомендуемая позиция. Здесь содержится ясная и
недвусмысленная оценка веры во Христа как в Воплощенного Бога.
И, наконец, логическим завершением рассмотрения исторических религий
становятся полные значимых ошибок главы о христианстве, где
не говорится ни об исповедании христианами Святой Троицы, ни
о вере их Христу как Богу, ни о значении Его Распятия, ни о
смысле Его Воскресения, где виртуозно обойден вопрос о
Приснодевстве Богоматери, а Иисус Христос описывается как
обычный праведник (кстати, мунисты отчего-то стесняются
назвать Иисуса Христом). Однако, можно ли считать такое
описание христианской веры удовлетворительным?
Итак, внимательное прочтение учебного пособия "Мой мир и я. Путь к
единению" заставляет усомниться в том, что в словах мунистов
о его неконфессиональном характере заключено нечто большее,
нежели их благие пожелания; скорее слова эти кажутся ничем
не обоснованной декларацией. Разумеется, это очевидно,
основные мировоззренческие взгляды человека сказываются,
отражаются во всем, чем бы он ни занимался. Более того, если
кто-то искренне верит, и если он глубоко убежден в
истинности своего вероисповедания, то совершенно оправдано и
естественно для него желать поделиться с другими тем, что
его самого каким-то образом вдохновляет, проповедовать.
Несомненно, мунистам - авторам книг "Мой мир и я" присуще
это качество [28]. Попробуем, в таком случае, разобраться в причинах столь явно выраженного
мунистского содержния курса "Мой мир и я": следствие ли это
неосознаваемого влияния мировоззрения авторов на
разрабатываемое ими учебное пособие, нечаянная
необъективность, или же книга намеренно создавалась как
учебник мунизма. И с этой целью обратимся к истории создания
курса "Мой мир и я".
В 1992 году Церковь Объединения провела на территории России, в
Прибалтике и в Крыму сотни семинаров по "Божественному
Принципу" (учению Муна), на которых, по сведениям АСД-ОМХ, "
побывало свыше 60000 преподавателей ВУЗов и школ, студентов,
учащихся и их родителей" [29]. Несмотря на
то, что программа этих семинаров была посвящена
исключительно изложению доктрины Сан Мён Муна (в объёме
семидневного семинара, или, что есть почти то же самое, в
объёме книги "Бог и мы" [30], выдаваемой,
как правило, участникам в качестве подарка) и включала
элементы религиозной практики мунизма, впоследствии члены ЦО
утверждали: " Мы не искали простой евангелизации российского
населения, а, скорее, наша деятельность была сфокусирована
на таких вещах, как разработка курса, который бы учил о
христианской нравственности и этике, как выполнять Десять
Заповедей и жить в межрелигиозном мире (ничто из этого не
сосредоточено на обучении нашей теологии) "
[31]. Особое внимание уделялось учителям [32] - именно они наиболее ощутимо влияют на ситуацию в
обществе недалекого будущего. Учитель так или иначе
воздействует на десятки и сотни своих учеников, которые
спустя несколько лет, став взрослыми, перейдут в наиболее
активную возрастную группу. Те идеи и впечатления, которые
закладываются в сегодняшнего подростка, завтра превратятся в
реальность повседневной жизни государства. Однако
недостаточно дать учителю представление об основах новой
идеологии. Для плодотворной работы с детьми педагогу
требуется Конкретная, разработанная программа, очень
желательно иметь методическоe пособие. Все это было принято
во внимание. Лидеры ЦО заручились поддержкой Министерства
Образования, и в ноябре 1992 года в Крыму состоялись
семинары для руководителей органов образования всех
восьмидесяти восьми образовательных округов России под общим
названием "Духовное обновление и школьное образование в
России", после которых началась работа над курсом "Мой мир и я".
Спустя два месяца после Крымской конференции, в (январе 1993 года, Мун
заявил: "Высокопоставленные люди в бывшем Советском Союзе
видят ценность моего учения и хотят ввести его в школьную
программу" [33], откуда видно, что сам Сан
Мён Мун не сомневался в том, что в школах России детей
собираются обучать именно его "Божественному Принципу", то
есть доктринам Церкви Объединения, а не каким-то абстрактным
"нравственным ценностям", как то стали впоследствии говорить его последователи.
Доктор Джун Хо Сук, президент АСД-ОМХ в СНГ и странах Балтии (а ныне также
в Монголии и Китае) неоднократно говорил в своих речах на
воскресных службах ЦО о том, что хотелось бы учить
школьников непосредственно "Божественному Принципу", но,
поскольку из-за существующего законодательства это
невозможно, нужен курс "Мой мир и я", то есть адаптированный
для школ учебник по "Принципу". В марте 1995 года, через два
с половиной года после начала работы над проектом, когда
мунисты, уже знакомые с критикой в адрес своего учебного
пособия, стали осторожнее в словах, доктор Сук с
удовлетворением отметил: "Мы уже завершили курс
нравственного воспитания для старших школьников, основанный
на Божественном Принципе.. Теперь мы пишем программу для
военных, университетов и начальных школ" [34].
Именно такое понимание и явилось на деле "исходной
педагогической концепцией курса".
Работа над созданием курса была завершена в кратчайшие сроки -две книги
были написаны и изданы в течение полугода. Это стало
возможным благодаря повышенному вниманию высших иерархов
Церкви Объединения к задуманному проекту. К июню 1993 года
учебное пособие увидело свет, и начались ознакомительные
семинары для учителей, изучение которых также весьма полезно
для ответа на вопрос о целях создания курса "Мой мир и я".
Обратимся к мунистскому документу для внутреннего
пользования "Организация семинара для учителей (подготовка к
преподаванию курса "Мой мир и я")". В нем читаем. "Основное
содержание 7-дневного семинара. Вечером в день приезда
-ориентация. Дни с I по 3 - Приниип Объединения . Дни с 3 по
6 - лекции по преподаванию курса "Мой мир я" (ЛП). День 7 -
организация преподавания курса в школах (планирование,
обсуждение конкретных организованных деталей и т.п.)"
[35]. Итак, два дня полностью посвящены лекциям по
"Принципу", и если не ставить все с ног на
голову, это означает то, что учителям под видом помощи в
преподавании курса про "развитие нравственного самосознания"
подают в чистом виде все то же учение Myна. Но и на этом
организаторы не останавливаются. В вышеупомянутом документе
далее сказано: "Мы должны настоятельно рекомендовать
учителям после завершения этого семинара принять участие в
7-дневном семинаре по Принципу Объединения"
[36]. Более чем странно звучат после этого уверения
мунистов, будто они и в мыслях не держали пропаганду своего учения.
Разумеется, были у учителей и критические отклики, и сомнения: для
многих участников семинаров связь нового курса с учением
Церкви Объединения прослеживалась довольно очевидно (хоть и
относились к этому по-разному). Учитывая опыт лета 1993 года
один из авторов проекта А.Л. Семейкина-Бжиска высказала
несколько " конкретных замечаний": "говоря о Принципе,
следует называть его Принципом Объединения, а не
Божественным Принципом; ...говоря о человеке, который будет
координировать работу учителей и продолжать работу с курсом
"Мой мир и я", следует называть его не миссионером, а
представителем Международного Фонда Образования"
[37]. То есть говорим одно, а подразумеваем совсем другое! Эта восхитительная игра в слова
вообще очень характерна для мунизма - произнося "истинное
христианство", они имеют в виду мунизм, "объединение
религий". превращение всех верующих в мунистов,
"объективность" - прославление мунизма, "веротерпимость" -
вседозволенность для мунистов при ограничении всех прочих верований etc.
Далее в той же записке излагается понимание цели семинаров по курсу "Мой
мир и я": благодаря им " в среде российских учителей
создастся широкий круг педагогов, которые хотя бы на
определенном уровне будут понимать взгляд Философии
Объединения... а в случае необходимости будут готовы
поддержать и защитить нас" [38]. Видимо
это получилось нечаянно, но в этих словах выражена общая
идея развития Движения Объединения, именно - то, что
мунистами очень приветствуются сочувствующие, их должно быть
как можно больше, в особенности же среди тех, кто занимает
ответственные посты в государстве или пользуется большой
известностью, ибо через них можно оказывать влияние на
большую часть общества и обеспечить будущее успешное
развитие "религии Истинных Родителей", подразумевающее
тотальный контроль, или, иными словами, доминанту
мунистского менталитета и мунистской системы ценностей. На
подготовку слоя симпатизирующих направлена деятельность всех
дочерних организаций Движения Объединения.
Идеологический вакуум, создавшийся после отказа от господствовавшего
мировоззрения, отсутствие моделей, могущих заменить прежде
существовавшие, оставили воспитательную работу в школе без
базы. Это остро чувствовалось учителями, прекрасно
понимавшими, что одно лишь обучение ученика по предметам,
без духовной и нравственной основы, невозможно. Но ни
светские организации, ни традиционные религии не были готовы
дать конкретные рекомендации по этой проблеме, и, тем более,
не могли предложить системе народного образования
методически разработанных планов работы. Поэтому
предоставленный мунистами выход был с радостью воспринят
работниками сферы образования, и к осени 1993 года многие
учителя решили использовать курс "Мой мир и я" в учебном процессе.
Для того, чтобы обеспечить дальнейшую заботу о людях, занявшихся
преподаванием по книге "Мой мир и я", в МФО стал
разрабатываться план "учительской ассоциации" (УА). Лидерам
регионов Церкви Объединения были разосланы письма,
сообщающие о целях и способах создания УА: " Организационная
структура учительской ассоциации вначале будет развиваться в
рамках существующей структуры Движения Объединения"
[39]; и доныне деятельностью МФО руководят
члены Церкви Объединения и только они.
Итак, мы снова приходим к тому, цто АСД-ОМХ и МФО - не просто две разных
организации основанные Сан Мён Муном; совершенно неоспоримым
представляется тот факт, что Церковь Объединения есть ядро и
жизненная сила Международного фонда образования, что вся
деятельность МФО, создание и распространение курса "Мой мир
и я", осуществляется и контролируется лидерами ЦО. А как ни
называй миссионера, он так миссионером и останется.
В 1994 году МФО был зарегистрирован. До той поры он действовал, проводил
семинары, продавал книги, не имея никакого официального
статуса. Более того, курс "Мой мир и я" преподавался в
государственных школах (во многих классах он был введён в
основную сетку часов), не пройдя аттестации [40].
В 1994 году МФО издаёт вторую часть
учебного пособия "Мой мир и я" - "Путь
любви" [41], которая, развивая мунистское
представление об эротической любви как о самой основной,
если не единственной, жизненной ценности, довольно
откровенно говорит с подростками о телеслой близости. "Путь
любви" является по сути подготовкой к серьёзному разговору о
Благословении, и не случайно, поэтому, кончается, так же как
и первая часть, речью Сан Мён Муна.
В настоящее время, по сведениям
МФО, преподавание курса "Мой мир и я"
ведется примерно в трёх тысячах шестистах школах России
[42]. Сан Мён Мун оценивает этот факт следующим
образом: "В бывшем Советском Союзе молодёжь,
живущая в идеологическом вакууме, практически берёт на
вооружение идеи объединения в виде нравственно-этического
курса, который преподаётся в начальной и средней школах, в
университетах и даже в тюрьмах, Несколько тысяч школ на
территории бывшего СССР пользуются такими учебниками. Люди
верят, что моё учение даёт им в руки единственный способ
преодолеть развращающее влияние упаднической культуры
Запада... 0ни хотят обогнать Америку, становясь
последователями преподобного Муна" [43].
Таким образом, МФО распространяет учебное пособие, которое
несет в себе идеологию мунизма, внушая ее подросткам, даже и
не подозревающим (так же как и их родители), что им
исподволь навязывают, в качестве основного, вполне
определенное и совсем не бесспорное миропредставление Муна и
его последователей. То есть мунисты целенаправленно тайно
(и, следовательно, насильно) проповедуют свое учение.
Необходимо учитывать и то, что
курс "Мой мир и я" адресован подросткам,
то есть людям с еще не установившимся, как правило,
формирующимся мировоззрением. Чаще всего сознание ребенка в
этом возрасте еще не может активно противостоять воздействию
на него (это и взрослому человеку не всегда под силу). А
"Мой мир и я" - это не просто книга, которую прочитал и
забыл, а учебная программа. Авторы так и определяют свою
цель - воспитание. Но только вот какое воспитание? Мунисты
формируют у юного человека тип мышления и общее восприятие
мира, которые если и не закроют ему насовсем путь в
православное христианство или иное традиционное
вероисповедание, то во всяком случае могут сделать этот путь
весьма нелегким. К любой исторической религии он будет
относится настороженно. Подростка приучают смотреть на
христианство, иудаизм, ислам и буддизм так, как эти
вероучения видятся членам ЦО, в искажении. Конечно, далеко
не каждый воспитанный на курсе "Мой мир и я" школьник сразу
станет членом ЦО. Но менталитет у него будет вполне
мунистский. И во всяком случае он будет с симпатией и
благосклонно думать о Церкви Объединения и уважать
преподобного Муна. И надежда на то, что в будущем этот
человек всё же "примет Истинных Родителей" возрастает.
В 1995-97 годах работа над программами, адаптирующими мунизм для светских
учебных заведений, продолжалась. Критические замечания,
появившиеся за время, прошедшее после выхода первой книги
"Мой мир и я", были учтены мунистами и курс существенно
переработан. В 1997 году издано пособие для учащихся в двух
частях под общим названием "Я в мире людей"
[44]. В нём уже нет столь явных нелепостей, какие
изобилуют в первой книге [45], и курс скорее
всего привлечет новых почитателей.
Кроме учебников для старших классов, мунисты разрабатывают программы и для
иных возрастных групп. В конце 1996 года вышла в свет книга
для учеников пятых - седьмых классов "Первая вершина. Путь к
поступку" [46], изданная, как указывается, "Фондом духовного
и нравственного образования". Изменение названия учебного
пособия и имени издателя обусловлено, очевидно, резкой
критикой курса "Мой мир и я", особенно со стороны
представителей Православной Церкви, и, как следствие,
боязнью привлечь внимание оппонентов к новому пособию.
Структура и основные положения книги "Первая вершина. Путь к поступку",
подобно учебнику "Мой мир и я. Путь к единению", несомненно
отражают тот факт, что создание её "было вдохновлено
видением и учением д-ра Сан Мён Муна " [47].
В этом курсе авторы отказались от религиозной основы,
оставив лишь элементы философии мунизма в объёме "Принципов
творения" - книга может быть названа руководством по
самосовершенствованию. Последовательность изложения примерно
такова: общие представления о человеке - внутреннее и
внешнее "я", необходимость контролирования тела разумом,
сердце как самое важное в людях, мальчики и девочки (мужчины
и женщины); как возникает радость, цель жизни (добрые и
плохие цели); семья; качества человека - вежливость,
честность совесть, смелость etc; периоды роста; влюблённость
и любовь, свадьба, семья; что такое смерть; окружающий мир;
"С кого делать жизнь?". В книге обращают на себя внимание
несколько моментов. Первое - обилие диаграмм из "Принципа",
превращенных в рисунки, но легко узнаваемых. Второе -
повышенное внимание к вопросам семьи и брака - обсуждение
проблем влюблённости и подготовки к супружеской жизни с
детьми десяти - двенадцати лет кажется слишком ранним.
Настораживают, с педагогической точки зрения, и некоторые
высказанные в учебнике суждения об этих вопросах.
Однако, несмотря на то, что авторы пытались на сей раз сделать курс
по возможности наименее уязвимым для критиков (и, кажется,
преуспели в этом), и в противоположность тому, что говорится
о курсе в официальных заявлениях ЦО, на самом-то деле
появление курса "Мой мир и я" и последовавшего за ним
пособия "Первая вершина" вызвано, всё же, стремлением
последователей Муна как можно быстрее заставить весь мир
следовать своим Истинным Родителям. Когда мунисты отрицают
это - они либо преднамеренно, либо вследствие некритичности
к себе, неумышленно, говорят неправду. Как правило,
обманывая других, они обманываются сами. Дело здесь в
искренней, неосознаваемой, во внутренней мировоззренческой
неспособности мунистов понять, за что же их критикуют. Сан
Мён Мун объявил себя Мессией, истинным Сыном Бога, имеющим
исключительную миссию от Бога - быть спасителем
человечества, и верой во все это обусловлена вся жизнь и
деятельность каждого муниста и ЦО в целом. Вера эта часто
приводит последователей Муна к какому-то трудно объяснимому
смещению ценностей, к переопредению важнейших понятий. Ими
оправдывается многоженство "Мессии", оправдывается
производство частей военной техники на заводах "Мессии",
оправдывается переопределение слова "христианство",
оправдывается ложь. Таким образом, мунисты совершенно
искренне выдают "Мой мир и я" за общегуманистический
внеконфессиональный проект, который благородно пожертвован
России преподобным Сан Мён Муном, не ищущим никакой выгоды
для себя и своей Церкви Объединения от введения этого курса
в школе. Однако, из анализа содержания пособий "Мой мир и я"
и изучения истории возникновения этой учебной программы с
очевидностью следует, что проект является частью
прозелитической деятельности Церкви Объединения.
Татьяна Кузнецова Из книги: "Мунизм: Вероучение, религиозная практика
и образ жизни последователей Сан Мен Муна", 1999
Читайте также -
Как стремление к политкорректности может помешать православному исследователю (О книге Татьяны Кузнецовой "Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна" - профессор Александр Дворкин
Использованная литература и примечания
1. "Мой мир и я. Путь к единению". М.
Станеки-Козвоски, У. Хейнс, Д. Феленц-Усами, под ред. проф.
Б.П. Битинаса, МФО, 1993; "Мой мир и я- Путь к единению.
Пособие для учителя". М. Станеки-Козвоски, У. Хейне, Д.
Фелленц-Усами, под ред. проф. Б.П. Битинаса. МФО, 1993.
2. "Мой мир и я. Путь любви".
М.Станеки-Козвоски, У. Хейнс, А. Бжчска, под ред. проф.
Б.П. Битинаса. МФО. 1994. -С. 354.
3. МФО официально зарегистрирован лишь в 1995 году.
4. "Оценка комплекта учебных пособий "Мой
мир и я. Путь к единению" Министерством Образования
Российской Федерации", МФО, "От авторов", -С. 19.
5. Пресс-релиз для депутатов
Государственной Думы Российской Федерации о деятельности
Церкви Объединения в России (14 февраля 1995 года), -С. 3.
6. В рецензии, подписанной И.В. Иофиной
(ст. преп. кафедры пед. образования ИРРО, к.ф.н.) и Узловой
Л.B. (первый зам. директора ИРРO).
7. В рецензии, подписанной Мельниковой
И.Д. (доцент каф. педагогики и психологии МГИУУ, к.п.н.) н
Крыловой Н.А. (директор МГИУУ).
8. Рецензия Белкина А.С. (зав. каф.
возрастной педагогики и педагогических технологий УрГПУ, д.п.н).
9. Рецензия Козленко С.И. (зав.каф.
методики преподавания предметов гуманитарного цикла МИПКРО).
10. Диакон Андрей Кураев. "Миссионеры на
школьном пороге". Москва. 1995. -С.55.
11. "Оценка комплекта учебных пособий
"Мой мир и я. Путь к единению" Министерством Образования
РФ". МФО. 1994. -С.3. В экспертный совет вошли Вяземский
Е.Е., к.и.н., Апресян Р.Г., д.ф.н., Соколов Я.В., к.п.н., Королькова Е.С., к.п.н., ст.н.с. Института общего образования МО РФ, Чернов А.
12. "Принцип Объединения в основных
чертах (учение преподобного Cан-Мен Муна)", АСД-ОМХ, Москва, 1993.
13. "Мой мир и я. Путь к единению". М.
Стански-Козвоски, У. Хейнс, Д.Феленц-Усами, под ред. проф.
Б.П. Битинаса, МФО, 1993, -С.31. (Далее в тексте при ссылке
на эту книгу она будет называться "Мой мир и я").
Использующееся далее сокращение - "Мой мир и я".
14. "Мой мир и я", -С. 45.
15. "Мой мир и я", -С. 45.
16. "Мой мир и я", -С.44.
17. S.M. Moon, "Completed Testament Age.
29.01.93" в "Today's World", April 1993, -С. 18.
18. S.M. Moon, "Opening of training for
missionary leaders. 3.08.93" в "Today's World", Nov. 1993,
-С. 5.
19. S.M. Moon, "New Heaven and new Earth
centering on our pledge", 3.03.91, -С.17.
20. S.M. Moon, "Restoration through
indemnity and America's role. 23.03.75", -С.4.
21. S.М. Moon, "Jacob's course and our
life in faith. 27.05.73", -С.10.
22. Разумеется, здесь не имеются в виду
культы, пропагандирующие насилие или половую распущенность.
23. См. Диакон Андрей Курасв. "Миссионеры
на школьном пороге". Москва. 1995. -С.33-56.
24. "Мой мир и я", -С.55.
25. "Мой мир и я", -С.74.
26. "Мой мир и я", -С.77.
27. "Мой мир и я", -С.93 . Подчеркнуто мной - авт.
28. Хотя, конечно же, людям, берущимся за
создание религиозно-воспитательного курса следовало бы ясно
понимать, что они должны контролировать себя и не привносить
в учебное пособие для светских школ явных специфических
элементов собственной религиозной доктрины.
29. Пресс-релиз для депутатов
Государственной Думы Российской Федерации о деятельности
Церкви Объединения в России (14 февраля 1995 года), -С.3.
30. "Бог и мы. Принцип в основных
чертах". Москва. "Известия". 1992.
31. Fax to Korean National Council of
Churches from Kathy Winnings, execute director Ecumenical
Affairs HSA-UWC (USA). 11.11.94.
32. Приглашения им рассылались через
структуры народного образования.
33. S.M. Moon, "Completed Testament Age.
29.01.93" в "Today's World", April 1993, -С. 18.
34. "Family ties (Unification community
newsletter)", 1995/No.6, -С.8. Подчеркнуто мной - авт.
35. Документ для внутреннего пользования:
"Организация семинара для Учителей (подготовка к
преподаванию курса "Мой мир и я")", -С.1.
36. Документ для внутреннего пользования:
"Организация семинара для ^Кеяей (подготовка к преподаванию
курса "Мой мир и я")", -С.1.
37. Документ для внутреннего пользования:
А. Семейкина. "Ряд общих Годных замечаний для лекторов на
семинарах по курсу "Мой мир и я". -С.1.
38. Документ для внутреннего пользования:
А. Семейкина. "Ряд общих вводных замечаний для лекторов на
семинарах по курсу "Мой мир и я", -С. 2.
39. Документ для внутреннего пользования:
"Teachers' Association", p.1.
40. Это следует из сопоставления времени
начала преподавания курса в школах -1.09.93 и дат,
проставленных на первых полученных авторами рецензиях и,
особенно, со временем официальной регистрации МФО в России-1995 год.
41. Комплект пособий: учебник "Мой мир и
я. Путь любви". М.Станеки-Козвоски, У. Хейнс, А. Бжиска, под
ред. проф. Б.П.Битинаса. МФО. 1994, "Мой мир и я. Путь
любви. Руководство для учителя". М. Станеки-Козвоски, У.
Хейнс, под. ред проф. Б.П. Битинаса. МФО. 1994, "Мой мир и
я. Путь любви. Пособие для родителей". Сост. М.
Станеки-Козвоски, под ред. проф. Б.П.Битинаса. МФО. 1994.
42. Цифра, приведённая Чон-Фан Куаком при
чтении речи С.М. Мун. "В поисках первоисточника Вселенной".
Московская конференция Федерации семей за мир во всём мире. 15.10.96.
43. Сан-Мён Мун. "В поисках
первоисточника Вселенной". Московская конференция Федерации
семей за мир во всём мире. 15.10.96. -С.7.
44. "Я в мире людей". Пособие для
учащихся в 2 частях. Под. ред. проф., д.п.н. Б.П. Битинаса.
Москва. Международный фонд образования. Издательство
"Республика". 1997.
45. В то же время, в тексте есть
множество весьма спорных положений и сомнительных выводов.
Есть и откровенные глупости. Как, например, отнестись
православному христианину к такому представлению о Прощёном
воскресении: "В православной традиции также есть особый
день, который проникнут духом раскаяния, прошения и любви к
ближнему. Это - "прощеное воскресенье", бывающее накануне
Великого поста.... Как вы понимаете, такого рода традиции
важны в нашей жизни вне зависимости от их религиозных
истоков. Вот только копить все обиды в течение целого года,
надеясь, что их можно будет разрешить за один день,
наверное, не очень разумно". ("Я в мире людей".
-С.32).
46. "Первая вершина. Путь к поступку". Д.
Фелленц. "Фонд духовного и нравственного образования".
"Международный фонд образования". 1996.
47. "Первая вершина. Путь к поступку". -С.111
|