Кошмары "Дивного края"
Жертвами ведической общины "Дивья Лока"
стали несколько человек. Их гибель сейчас расследуют
нижегородские следователи. Сколько пострадало от
психических расстройств, можно только догадываться. А
если иметь в виду, что в России сейчас действуют десятки
крупных сект и тысячи мелких, то истинные масштабы беды
впечатляют.
В Ветлужском районе Нижегородской
области вблизи деревни Чухломка раскинулось поселение
некоего центра ведической культуры "Дивья Лока" (в
переводе с санскрита - "Дивный край"). Индуистские
строения здесь чередуются с античными статуями; по
белокаменным дорожкам ходят улыбающиеся люди в
разноцветных просторных одеждах. Так и хочется пожить
среди этого великолепия, отдохнуть от мирской суеты,
приобщиться к прекрасному. Вероятно, то же самое
чувствовали Ирина Марушина, Любовь Агафонова и другие,
когда шли в "Дивный край" в поисках самопознания...
Пять признаков тоталитарной секты
- обман при вербовке;
- манипуляция сознанием своих последователей;
- регламентация всех аспектов жизни;
- эксплуатация своих членов;
- обожествление и/или абсолютизация лидера (организации)
Из прапорщиков в культовые фигуры
История "Дивьи Локи" начиналась в Крыму,
где до начала 2000-х секта существовала под названием "Гухья
Самадж". Потом последователи псевдоиндуистского культа
перебрались в Россию. Руководил общиной некий Свами
Вишнудевананда Гири, в миру - бывший прапорщик Советской
армии Валерий Минцев. То ли и в самом деле он проходил
стажировку в печально известной японской секте "Аум
Синрике", то ли молва преувеличивает, только репутация у
общины оставляла желать лучшего. По словам бывших ее
членов, там царили боль, страх и унижение.
Виталий Осмач покинул "Дивью Локу" после
того, как в 2004 году его сосед по комнате покончил с
собой, не выдержав психологического давления. Осмач
рассказал журналистам, что вступил в секту еще в
Севастополе, а затем "все вместе сбежали в Нижегородскую
область".
В общине под Чухломкой на огороженной
территории постоянно проживало три-четыре десятка
человек, которые относили себя к приверженцам культа "Лайя-йога".
По словам Виталия, жители поселения "практиковали
уринотерапию" - пили мочу, а Свами Вишнудевананда Гири
регулярно вступал в половые отношения со своими
последователями.
Члены общины должны были жертвовать свое
имущество, за малейшую провинность следовали наказания.
По данным следствия, виновного могли на месяц посадить
на зерно и воду, за более серьезные "преступления" -
накормить коровьим навозом.
До недавнего времени на разговоры о том,
что в "Дивье Локе" не все ладно, полиция не реагировала.
Дело сдвинулось, когда минувшим летом одна из сектанток
- 36-летняя местная жительница Любовь Агафонова
бросилась в колодец. Помимо этого следствие
заинтересовалось гибелью еще нескольких человек.
В 2012 году Ирина Марушина зарубила
топором своего маленького ребенка, который мешал ей
молиться. Годом ранее скончался от голода бывший монах
секты, который после психологической обработки не мог
нормально принимать пищу. В 2004 году повесился Йога
Раджа (Евгений Егоров), не вынеся постоянных унижений. А
за три года до этого от истощения и болезней умер Богдан
Ярощук...
Разрешено все, что не запрещено
- Следствие предполагает, что
руководители общины вовлекали в ее состав одиноких
граждан, у которых впоследствии незаконно изымалось их
имущество, в том числе и недвижимое, - рассказал старший
следователь по особо важным делам ГСУ ГУ МВД России по
Нижегородской области Олег Кирюшкин.
Дело возбуждено по статье "Создание
религиозного объединения, деятельность которого
сопряжена с насилием над гражданами и иным причинением
вреда их здоровью".
Следователи уже несколько раз пытались
пообщаться с гуру Минцевым. Тот всячески игнорировал
повестки, а не так давно вообще уехал из страны. Его
примеру последовали и другие адепты, так что в поселении
сейчас осталось всего несколько человек.
Зато на официальном сайте "Дивьи Локи"
опубликовано открытое письмо, в котором утверждается,
что все обвинения - клевета и домыслы. Доказать обратное
будет непросто.
По словам кандидата юридических наук,
врача-психиатра высшей категории Варвары Фетисовой,
привлечь к ответственности руководителей таких
организаций крайне проблематично - ведь формально лично
они не совершают никаких противоправных действий.
Запретить посещать секту взрослому человеку тоже
невозможно. Это его личный выбор. Вот и получается, что
спасение тех, кто попал под влияние чужой воли, остается
делом близких людей. При этом сами они часто рискуют
поддаться воздействию секты.
***
***
Что делать с одержимыми?
Как советует доктор Варвара Фетисова,
нельзя поддаваться влиянию одержимого какой-либо идеей.
Очень важно при этом осознать, что человек этот болен,
он не в состоянии рационально оценивать
действительность.
Необходимо обратиться за помощью к
психологу или психиатру, знакомому с состояниями
психологической зависимости. Основные сложности лечения:
отсутствие самокритики, нежелание лечиться, высокая
вероятность срывов на первых этапах лечения.
Если человека в процессе обработки не
накачивали психотропными или наркотическими препаратами,
то прогноз благоприятен: нехимические формы зависимости
излечимы полностью. С остальными сложнее. Но можно
добиться длительной ремиссии путем замещения
искусственных переживаний естественными.
Также, по мнению Фетисовой,
родственникам сектанта следует обратиться в полицию или
прокуратуру с заявлением о проверке деятельности
организации на предмет ее законности. Если же в секту
попал подросток до 18 лет, необходимо заявить об этом в
подразделение по делам несовершеннолетних местного ОВД.
Что же касается пожилых людей, то они,
как правило, попадают в секты либо из-за одиночества,
либо по причине возрастных психических патологий.
Поэтому если вы вдруг заметили странности в поведении
своих престарелых родственников, отнеситесь к этому
предельно серьезно.
"У каждого человека есть свой гуру..."
Известный российский исследователь
современного сектантства, профессор Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета Александр
Дворкин рассказал "Миру новостей", что любая подобная
организация работает в своей социальной нише.
Прежде всего это секты-долгожители, к
которым относятся мормоны и свидетели Иеговы - жесткие
тоталитарные организации, существующие более века. Далее
следуют две "авторские" секты - муниты и сайентологи.
Остальные же группы довольно разнообразны: в их числе
всевозможные псевдорелигиозные и псевдоцелительские
организации, коммерческие культы, неоязыческие и
оккультные общества.
Обычно люди в секту не приходят - их
туда приводят. По словам профессора Дворкина, для этого
необходимы два условия: во-первых, чтобы сектантская
приманка соответствовала интересам человека, во-вторых,
чтобы он в момент вербовки находился в наиболее
внушаемом состоянии, например испытывал стресс или
депрессию. Вербовщики же - это специально обученные
люди, которые могут по поведению или манере общения
практически безошибочно определить будущую жертву и
степень ее внушаемости.
- В секту ведь прямо не зовут, а
приглашают на бесплатные курсы английского или в школу
раскрытия внутреннего потенциала, на консультацию к
доктору, в кружок по занятию йогой... И если в этот
момент у человека из-за стресса снижен порог
критического восприятия, он попадет в секту, - говорит
Александр Дворкин.
Как узнать, стал ли близкий человек сектантом?
- Люди резко меняются, чаще всего не в
лучшую сторону - не слышат никаких аргументов,
отказываются от всего, что раньше любили, становятся
раздражительными... Существует такая невеселая поговорка
среди сектоведов: у каждого человека есть свой гуру. И
ваше счастье, если вы его никогда не встретите, -
отметил профессор Дворкин.
Подготовила Ольга Питиримова
Издательство "Мир новостей" - 22.10.2014.
|