Маленькая Индия на Ветлуге. Часть
I
Примерно в 18 км от райцентра Ветлуга
еще лет 12 назад находилась деревня Чухломка. Нынешние
жители называют теперь это поселение Дивный край, старым
названием Чухломка они не оперируют. Нет и указателя
"Чухломка" на подъезде к поселению. Но изменилось не
только название. Теперь тут располагается
духовно-культурный центр Дивья Локка (Дивный край), где
на постоянной основе проживают несколько десятков
последователей ведической культуры: духовный учитель,
монахи и послушники…
Ведический духовно-культурный центр Дивья Локка
(Дивный край) в глуши Нижегородской области
То ли экологи, то ли компьютерщики
Есть версия, что сторонники ведической
культуры после вытеснения с Украины оказались в Чухломке
Ветлужского района Нижегородской области в 2001—2002
годах изначально под видом членов движения "Эко". Они
объясняли, что северные районы экологически чистые, тут
красивая природа. Действуя под прикрытием, "чужаки"
демонстрировали уклад жизни в рамках натурального
хозяйства. Завели даже несколько коров. Но через
некоторое время последователи ведической культуры
сменили имидж. Лет 5-6 назад, проезжая по Ветлужскому
району, я услышал рассказ о том, что в одной из деревень
замкнутой общиной живут некие компьютерщики из Москвы,
Санкт-Петербурга, других крупных городов, которые на
удаленном доступе зарабатывают большие деньги. В СМИ
появилась информация, что это некий НИИ ИЭБ
"Бессмертие", изучающий, проще говоря, различные
воздействия на мозговую деятельность.
Сейчас понятно, что в Дивном крае (от
деревни Чухломки там остался только один дом, который
скоро снесут, как не вписывающийся в культурно-духовный
ландшафт общины) находится своего рода монастырь, где
есть духовный руководитель, монахи, послушники… Можно
назвать это нелицензированным монастырем Йоги, но это,
без сомнения, прежде всего религиозный центр, намоленное
место, куда устремляются паломники из числа сторонников
учения "Лайа-Йога".
***
Читайте также по теме:
***
Когда духовный учитель, в миру Валерий
Викторович Минцев, со своими сподвижниками обосновался в
толерантном Нижегородском крае, видимо, у него были
какие-то контакты с православной церковью. Осторожные
"чужаки" заверили представителей РПЦ, что не будут
заниматься проповеднической деятельностью. Но по мере
укоренения активность у гуру в изгнании Минцева
повышается. И вот к 19 августа в Дивном крае должна быть
установлена шестнадцатиметровая статуя их божества –
Даттарея (Отдающего себя). Это уже претензия на духовное
и интеллектуальное доминирование на Ветлуге. А ведь
Минцева с Украины выдавливали как раз по религиозным
мотивам.
Зомбированные люди или счастливые?
Говорят, что в Ветлуге чуть ли не больше
всех рады появлению общины "Лайа-Йоги" местные таксисты.
Обнаружив, что в Дивный край стремятся многие, они
быстренько взвинтили тарифы на поездки "до Чухломки".
Но проехать на территорию культурно-духовного центра не
так уж и просто. Ранее был шлагбаум, а сейчас дорогу
загораживает автомобиль. Всех гостей, по крайней мере
незваных, встречают "охранники". Злые языки утверждают,
что в монастыре есть своя служба безопасности, которая
занимается и охраной духовного учителя.
Нашего брата журналиста проводят к
миловидной девушке Светлане, которая, на
профессиональном сленге, занимается связями с
общественностью. Общение проводится в присутствии
"охраны". Прибывших сразу начинают снимать на
видеокамеру. Беседа, безусловно, тоже фиксируется на
видео и аудио.
Понятно, что в первую очередь интересуют
монахи. Кто эти люди, как они попали в "Лайа-Йогу"?
Сразу отмечу, что, видимо, сам гуру Валерий Минцев
недоступен для простых смертных со стороны.
На тебя в Дивном крае неотступно смотрит
видеоглаз, а ты стараешься по глазам "вычислить" — кто
же перед тобой? Зомбированные люди или счастливцы,
которые нашли пусть и необычный, но свой путь в этой
жизни? Тут важно заметить, что они верят в реинкарнацию!
Дескать, мы можем встретиться и в другой жизни...
Светлана акцентирует внимание на том,
что у них собрались высокоинтеллектуальные люди. Она
пару раз повторила: "У нас с головой все в порядке". Я
не спорю. В подобные общины приходят люди изначально
мыслящие, ищущие, но прежде всего разочарованные
несовершенством мира. Однако у меня есть убеждение, что
в таких культурно-духовных центрах довольно быстро
тупеют и деградируют из-за узости жизненной "повестки
дня". Они могут быть отличными компьютерщиками, изучить
и детально понять то или иное религиозное учение, но при
этом интеллектуально (о, парадокс!) сдать очень сильно,
а в глазах появляется то ли фанатичный блеск, то ли
"индийская" грусть.
В любые времена, а особенно в эпохи
крутых перемен, геополитических разломов, экономических
кризисов, есть люди, которые "уходят в монахи",
приобщаются к так называемым нетрадиционным религиям.
То, что я увидел в духовно-культурном центре Дивный
край, мне лично чуждо. Там стерты различия между
мужчиной и женщиной. Царит культ личности духовного
учителя. Светлана так говорила о духовном учителе
Минцеве, что он стоит в одном ряду с религиозными
лидерами Папой Римским, Патриархом Кириллом. Я в этом не
очень уверен. Хотя бы потому, что возникает вопрос:
непонятно – кто его избрал духовным руководителем, гуру?
Похоже, он сам себя назначил.
В Дивном крае утверждают, что как таковой иерархии у них
не существует. Есть, мол, только ответственные по разным
направлениям развития центра: по строительству, по
ландшафтному дизайну, преподавательской деятельности…
Разрешите в этом усомниться. Раз есть духовный лидер,
значит, неизбежно возле него есть "ближний круг":
фавориты, преемники, особо доверенные лица. В каждом
строении в монастыре есть вывеска о том, кому оно
принадлежит на праве собственности. Даже в молельных
домах. Понятно, что имущество надо оформлять адресно, но
почему не на общину в целом?
Или она, юридически, отсутствует? Видимо, избранные
собственники и есть окружение Минцева, которое в
иерархии выше, чем другие общинники…
Лично мне не нравятся такие порядки,
когда нельзя разговаривать с человеком без сопровождения
"охраны". Я понимаю так, что опасаются не меня, а слежка
идет скорее за своими. Как бы кто не сказал что-то
лишнее. "Свободные и равные" общинники опровергают
очевидное. Это уже не Дивный край, а скорее казарма.
Пусть и духовно-культурная. Да еще и при существовании
службы внутренней безопасности. Это все уже было у
Оруэлла в книге "1984". Тоталитаризм, а уж секта или не
секта, это кому как нравится.
Ведический духовно-культурный центр Дивья Локка
(Дивный край)
Хочешь стать богатым, создай религию
На месте почти стертой с лица земли
деревни Чухломки появилось радующее глаз эстетов
поселение Дивный край. В наш материальный, прагматичный
век у многих на устах вопрос: за чей счет "банкет"?
Как сейчас модно говорить, в развитие территории
духовно-культурного центра в Дивном крае вложены
огромные средства. Принято считать, что в такие общины,
как "Лайа-Йога", вход рубль, а выход оттуда — десять.
Много раз приходилось слышать, что якобы переход в
общину сопровождается продажей личной собственности и
денежным вступительным взносом за прорыв к духовному
блаженству.
Полагаю, что такой вклад глубоко
логичен. Если я отрекаюсь от "старого мира", то зачем
там оставлять бренное имущество и денежные вклады? Как я
буду медитировать с полной отрешенностью, если на
подкорке будет записано: ты, находясь в монастыре, два
года не вносил квартплату, а вдруг ты затопил соседей с
5-го этажа? Действительно, нельзя так. Наполовину
остаться в старом мире, а наполовину в новом мире.
Духовный лидер этого просто не поймет.
С другой стороны, совершенно понятно, что на "членские
взносы", даже от продажи квартир в Москве и
Санкт-Петербурге, с таким размахом, как у Минцева, не
проживет "Лайа-Йога". Тут нужны спонсоры из числа
"мирян", сторонников ученья. И, видимо, их десятки, а то
и сотни. Я имею в виду очень состоятельных спонсоров.
Могу предположить, что среди спонсоров есть и, как
сейчас говорят, "иностранные агенты". Скорее всего, из
Индии, США, Испании, ряда других стран.
Мое предположение состоит в том, что
"Лайа-Йога" — это уже Империя с филиалами, институтами,
бизнес-структурами. Понятно, что проблем с деньгами там
нет и, наверное, не будет.
Пока духовно-культурный центр в бывшей
Чухломке — это далеко не "мозговой центр" движения. Это
место для паломников, резиденция Минцева. Правда,
последователи "Лайа-Йоги" расположились уже в пяти
населенных пунктах Ветлужского района. Есть планы
создать тут целый город с инфраструктурой. Конечно, у
гуру есть идеи, как развивать в Ветлужском районе разный
бизнес, вплоть до гостиничного, но это пока больше для
того, чтобы занять монахов и послушников на полный
световой день. Это только начало.
Рон Хаббард учил: "Хочешь стать
миллиардером, создай религию". Получается, он был не так
уж далек от истины.
Но в общине-то процветает аскетизм.
Двухразовое питание, вегетарианство, полный запрет
курения и алкоголя. Чревоугодие тут на нуле. Зато
ландшафтная архитектура в духовно-культурном центре на
высоком идейно-художественном уровне. А вот монахи и
послушники ходят в серых одеждах, хотя и занимаются
пошивом модных "лайа-йоговских" одеяний. Опять мы тут
видим какие-то тоталитарные начала, которые психически
придавливают общинников.
Сомнительный "путь гуру"
Кто создал "Лайа-Йогу" и что это такое?
Эксперты утверждают, что это учение эклектичное.
Настоятель Валерий Минцев, пытаясь создать собственное
учение, объединил в нем несколько традиционных и не
очень религий: буддизм, индуизм, учение индийской
тантры, классическую раджа-йогу, китайский даосизм… Это
плагиат с идейной точки зрения. С позиций духовных
практик это слепок с печально известной японской
религиозной организации "Аум Синрикё", которая ныне
запрещена. В одной из статей о "Лайа-Йоге" утверждается,
что японцы в 2000 году приехали в Симферополь, чтобы
понять: что из себя представляет "Монастырь Йоги"
Минцева? Они пришли к выводу, что на Крымском
полуострове обосновался тайный ашрам секты "Аум
Синрикё".
Так кто же такой Валерий Викторович
Минцев? У него обычная советская биография. Он закончил
высшее военно-морское политическое училище. Был
секретарем комитета ВЛКСМ, проходя службу на эскадренном
миноносце "Современный", далее стал помощником
начальника политотдела по комсомольской работе в
военно-морской школе специалистов. Вершиной его карьеры
стала должность помощника командира учебной роты.
Уволился со службы в сентябре 1993 года. И уже через
полтора года он объявился в качестве духовного
наставника и отца-основателя нового религиозного учения.
Вряд ли такой "путь гуру" вызывает доверие. Но главное
не в биографическом факторе. А в том, что тоталитаризм
глобально бесперспективен. Он рано или поздно приведет к
преступлениям против личности, а далее к краху такой
"системы". Это очередной эксперимент над человеческой
психикой, который обречен на неудачу. А может быть, для
Минцева и Ко важен сам процесс, а не цель, даже несмотря
на заявляемые амбиции?
Виктор Деменев
Ленинская смена - 28.03.2013.
|