Кто такие иеговисты?
Одна из антиеговистких
книг, написанная в СССР. Интересна фактологическим
материалом подпольной деятельности "Свидетели Иеговы" в
советское время.
Книга А.Т. Москаленко. Кто такие иеговисты? - М.:
Знание,1959.
***
Одной из важнейших предпосылок перехода
к коммунизму, конкретные пути построения которого
разработал XXI съезд КПСС, является дальнейшее повышение
сознательности советских людей, их общественной
активности. На обеспечение этого непременного условия
построения коммунистического общества направлено
коммунистическое воспитание трудящихся, которое
предполагает непримиримую борьбу против всякого рода
пережитков старого общества в сознании людей, в том
числе против религиозных предрассудков и суеверий.
Религия, как неоднократно указывали
основоположники научного коммунизма, есть опиум народа.
Она враждебна интересам трудящихся масс, является самой
реакционной формой общественного сознания. Своими
антинаучными утверждениями и извращенными
представлениями об окружающем нас мире, своей моралью
она духовно калечит людей, мешает укреплению дружбы
народов, способствует сохранению вредных традиций,
буржуазно-националистических настроений, наносит вред
народному хозяйству, делу коммунистического
строительства.
В настоящее время в нашей стране
происходит неуклонный процесс окончательного отхода
верующих от религии. Стараясь оживить угасающие
религиозные чувства, церковники вынуждены проявлять
изворотливость и гибкость, применять новые тактические
маневры. Они пытаются, например, "примирить" религию с
наукой, обосновывают совместимость коммунистической
идеологии с религиозными убеждениями и т. д.
Воспользовавшись ослаблением
идеологической борьбы с религией, при попустительстве со
стороны организаций, призванных следить за строгим
соблюдением советского законодательства о культах, в
ряде мест оживили свою преступную деятельность
запрещенные в нашей стране секты, носящие изуверский
характер, - иеговисты, пятидесятники и др. Особую
активность начали проявлять главари секты "свидетелей
Иеговы", пользующейся широкой поддержкой крупнейших
монополий США и Англии. Эта секта давно переросла рамки
религиозной организации и стала типичной политической
организацией империалистической буржуазии, целью которой
является главным образом подрывная деятельность в
социалистических, демократических и миролюбивых странах.
Алексей Трофимович Москаленко (1921) - советский и
российский религиовед и философ, специалист по
социальной философии и теории познания. Доктор
философских наук, профессор. Заслуженный деятель науки
РСФСР
Реакционная идеология, пропагандируемая
иеговистами, враждебна интересам народа, она защищает
эксплуататорский строй, оправдывает войны разбойничьего
империализма.
Иеговистские главари по указанию своих
хозяев пропагандируют человеконенавистнические "теории"
расизма, космополитизма, выступают против мира,
демократии и социализма.
В данной брошюре показан процесс
возникновения секты иеговистов-ильинцев в России,
зарождения и эволюции иеговизма в США, разоблачаются
"идейные" основы секты "свидетелей Иеговы", а также
раскрываются ее организационная структура и методы
работы среди населения.
Содержание
Секта иеговистов-ильинцев возникла в
40-х годах XIX века в округе Гороблагодатских заводов
Пермской губернии. Ее основателем был штабс-капитан
артиллерии Николай Созонтович Ильин. Официально он
значился сыном солдата, но сам называл себя незаконным
сыном какого-то шведского генерала Паткуля и польки
Тенчинской. Первоначально будущий "пророк Иеговы"
воспитывался в православной среде, но потом был отдан в
иезуитский коллегиум в Полоцке. Прочитав в молодости
большое количество религиозно-мистической литературы,
включая такие журналы, как "Маяк" и "Сионский вестник",
он мало-помалу стал впадать в мистицизм. В 1842 году
Ильин напечатал в "Маяке" статью "К пополнению житницы
истинного просвещения первое зерно человеческого знания.
Умовый (т. е. теоретический. - А.
М.) взгляд на общую азбуку в природе
человека". В предисловии к этой статье Ильин
рекомендовал соединить знание с верой и для всех людей
земли создать один общий язык и одну религию.
Уже в тот период, когда Ильин писал
"Азбуку", он, по собственным его словам, начал
утверждаться в новом своем учении, в котором большое
значение придавал "внутренним явлениям", видениям,
откровениям, снам, "гласам" и т.п. В объединении всего
человечества одним общим языком и одной общей верой
Ильин видел свое призвание. Сначала своим родным,
близким и знакомым, а позже и крепостным рабочим
Гороблагодатских заводов Ильин часто объявлял о разных
откровениях, видениях, гласах с неба, которые он будто
бы слышал. Во время одного из таких "откровений" Ильин
якобы получил приказ организовать секту.
Отход Ильина, его родственников и друзей
от православия совершался постепенно. Но уже с 1846 года
Ильин начинает сильно нападать на православие,
подвергает резкой критике его каноны. Поселившись в
Баранчинском заводе, он нашел последователей, с которыми
сочинил свод своего учения, под названием "Сионская
весть". Первыми прозелитами1 новой секты были его
родные, друзья и их родственники. Затем вместе со своими
сторонниками он начал вести широкую пропаганду своего
вероучения среди старообрядческой секты беспоповцев, т.
е. таких сектантов, которые, будучи лишены
церковно-иерархического авторитета, более податливы к
восприятию "новых" религиозных идей. За открытые
выступления против православия и пропаганду вероучения
новой секты, противоречившего канонам православной
церкви, Ильин вместе с некоторыми своими последователями
в 1859 году был сослан в Соловецкий монастырь.
Находясь в Соловецком монастыре, Ильин
не прекратил пропаганды своего вероучения. Через
караульного солдата, своего единомышленника, Ильин
распространял написанные им брошюры и листовки, в
которых развивал свои религиозно-мистические взгляды.
Последние дни своей жизни Ильин провел в городе Митаве,
где и умер в 1890 году.
***
Антиеговистская литература советского времени:
***
В основу вероучения новой секты
иеговистов Ильин положил элементы иудаизма, христианства
и язычества. Большое место в сочинениях иеговистов
отводится проповеди мистицизма и фанатической братской
любви, которая должна существовать между единоверцами.
Сочинения Ильина, написанные прозой и стихами, для его
последователей были равноценны некоему евангелию.
Для объяснения общественной жизни
иеговисты использовали "Апокалипсис" ("Откровение Иоанна
Богослова"), самую сумбурную христианскую книгу, а из
догм иудейского священного писания "Пятикнижие
Моисеево", древнейшую часть еврейской Библии или Ветхого
завета.
Используя эти и некоторые другие книги
Ветхого и Нового завета, иеговисты толковали их
по-своему, подвергая "исследованию" и своеобразной
переработке. Иудейского бога Иегову (Ягве) и Христа
Ильин в своих трактатах соединил в одно лицо, и уже
вследствие этого вероучение иеговистов не могло иметь
стройной и последовательной системы. Иеговистские авторы
не останавливались и перед прямой фальсификацией Библии,
удаляли из нее некоторые тексты, которые, по их мнению,
могли ввести в "соблазн" прозелитов секты. Основатели
секты поэтому не рекомендовали рядовым членам,
"неискушенным в чтении священного письма", читать Библию
без предварительного изучения ее толкований "людьми
сведущими".
Весьма показательно использование
иеговистами Библии, а также то, чем именно пренебрегали
иеговисты в Библии, что и как они критиковали в ней. В
борьбе с духовным и политическим гнетом православной
церкви и самодержавия иеговисты пользовались своей
"самодельной библией". При тщательном изучении первых
трактатов иеговистов видно, насколько глубокий смысл
имеет материалистический вывод Фейербаха о том, что
"каждая эпоха вычитывает из Библии лишь себя самое:
каждая эпоха имеет свою собственную самодельную
Библию" [2]. Фейербах подчеркивал, что сама Библия не имеет
ничего "положительного, прочного, неизменного" и "смысл
ее изменчив, как изменчив смысл человечества".
Особенностью "исторической" критики Библии иеговистами
является прежде всего то, что она носила характер
типично буржуазной критики. При этом наиболее ярко в ней
отразилась та черта еще не окрепшей русской буржуазии,
что она, не имея своей политической программы и находясь
в оппозиции к самодержавию и феодально-крепостническому
строю, не выступала с открытой, решительной борьбой.
Во всех своих сочинениях Ильин отвергает
почитание святых и мощей, авторитет церкви и святых
апостолов. Своим последователям он заповедует: Ни
церквей, ни алтарей не создавать, А на всяком месте бога
прославлять.
Ни обрядов, ни попов не сочинять: Всяк
свою мысль должен богу выражать.
Ибо каждый брат есть царь и иерей.
Ильиным были написаны "Вечерня",
"Обедня", "Догмат (или, вернее, обряд) покаяния без
духовника", "Молитва пред обедом и молитва после обеда"
и другие сочинения. Конечные его чаяния заключаются в
наступлении тысячелетнего царства Иеговы на земле,
которое он рисует в радужных красках. В настоящее время,
поучает Ильин, происходит духовное, невидимое разделение
всех на "десных" и "ошуйных" (или иеговистов и
сатанистов, как учат они теперь).
В тысячелетнем царстве (в Иерусалиме)
будут рощи, сады, обилие плодов, золота, серебра, не
будет ни наук, ни школ, ни властей, ни судей, а все
будут равны и святы.
Почти во всех трактатах, распространению
которых с первых же лет существования секты уделялось
особое внимание, Николай Ильин и его помощники внушали
своим "братьям" и "сестрам", что они живут "в царстве
Сатаны" и что скоро после "великой битвы Армагеддон"
должен быть переворот. Иеговисты учат, что в мире
происходит борьба между Иеговой- Христом и сыном Иеговы
Люцифером (Сатаной). Чтобы попасть в царство небесное,
нужно идти по пути Иеговы. В раю, как утверждают
иеговисты, не будет смерти, болезней, старости; стены,
улицы, ворота рая будут из золота и драгоценностей;
мужчины и женщины будут "в самом соку": мужчины 34 лет,
женщины - 16 лет. Но, обещая женщинам в загробном мире
вечную юность, иеговистские проповедники в этом мире не
уважали и унижали их. В специальных заповедях для женщин
Ильин писал, что "женщина находится на низшей ступени в
противоположность мужчине", следовательно, женщине
необходимо "молчать и не рассуждать". Иеговисты учат,
что главная обязанность женщины в семье - это прежде
всего забота о муже и воспитание детей в религиозном
духе.
Секта иеговистов, возникшая в 40-х годах
прошлого века на Урале, вскоре распространилась на
Северный Кавказ, Поволжье, Украину и другие районы
царской России. Большого распространения она не
получила, но везде, где она пустила свои корни,
деятельность ее членов носила глубоко антинародный
характер. Руководители вновь созданной секты развернули
активную деятельность не только среди русских и евреев
по вовлечению их в секту, но и среди других народов
России и за рубежом. Так, например, обращаясь к евреям,
Н. Ильин пишет: "Последний раз простираю к Вам руки мои,
и поэтому, если Вы и после сих открытых Вам тайн,
отрадных для всех, не бросите всех 4000-летних суеверий
Ваших, то приготовьтесь на всякую погибель". В другой
брошюре "Чудо-книжка..." Ильин, обращаясь к иеговистам
из евреев, требует распространения вероучения секты в
зарубежные страны.
Такова краткая история возникновения
религиозной секты иеговистов-ильинцев в России.
В эпоху империализма иеговизм
зарождается также в США и Англии, где почва для
распространения этого реакционного мракобесия оказалась
достаточно благоприятной. Первые иеговистские группы
появились в Филадельфии (США) и Лондоне (Англия) в
"начале 70-х годов XIX века.
Социально-политическая обстановка в США
в этот период способствовала развитию сектантских
движений. Уровень жизни американских рабочих и
трудящихся фермеров в связи с инфляцией, начавшейся еще
в период гражданской войны (1861-1865 гг.), а также
спекуляцией и ростом дороговизны к этому времени резко
понизился. Усилилось расслоение фермеров, росла их
зависимость от банков. Большинство фермеров, получивших
земли в соответствии с Гометед-актом, быстро разорялось,
их земли захватывались акционерными компаниями и
банками. На плечи трудящихся буржуазия взвалила расходы
по оплате огромного государственного долга (свыше 2,8
миллиарда долларов). Экономический кризис и
последовавшая депрессия (1873-1878 гг.) резко ухудшили
положение рабочего класса. В 1877 году в США
насчитывалось около 3 миллионов безработных. Заработная
плата рабочих сократилась на 40-50 процентов.
Обострилась классовая борьба, что нашло свое проявление
в усилении рабочего и фермерского движения. Однако
рабочее движение в США развивалось в трудных условиях.
Большая текучесть рабочей силы мешала формированию
постоянных кадров пролетариата. Буржуазии удалось
ослабить рабочее движение путем подкупа рабочих лидеров,
создания предпринимательских организаций, натравливания
рабочих-американцев против негров и эмигрантов и
разжигания национальной розни между рабочими эмигрантами
из разных стран.
Именно в этот период среди угнетенных
масс трудящихся США растут не только активные формы
протеста, но и формы пассивного протеста, которые обычно
выражались в сектантских движениях. Наряду с ростом
старых сект в США в этот период возникают и многие новые
секты, среди которых была и секта иеговистов.
Первоначально вероучение иеговистов
имело ограниченное распространение и находило себе
приверженцев преимущественно среди мелкой буржуазии, но
через несколько лет благодаря активной пропаганде
иеговистов филадельфийской группы, а также в результате
раскола секты адвентистов в 1872 году возникла новая
секта - иеговистов-русселитов, которая сначала по
вероучению мало чем отличалась от иеговистов ильинского
направления.
Основателем секты русселитов был
капиталист Чарльз Руссель, шотландец по происхождению.
Сначала он состоял в секте адвентистов, но вскоре порвал
с ней и организовал в Бруклине кружок "исследователей
Библии". Будучи мелким торговцем в разнос, Ч. Руссель
имел широкие возможности для пропаганды своих взглядов
среди покупателей. Обладая недюжинными коммерческими
способностями, бывший "коробейник" создал фильм под
громким названием: "Фотодрама творения Вселенной".
Разъезжая с этим фильмом по городам Америки и привлекая
толпы любопытных, Руссель пожинал обильную жатву
долларов и увеличивал число своих последователей. Затем
Руссель перешел на спекуляцию "чудо-пшеницей", которую
продавал только единоверцам в несколько раз дороже ее
рыночной стоимости, открыто обманывая свою доверчивую
паству.
Владея значительными капиталами и
пользуясь средствами своих последователей, Руссель
организовал в 1884 году библейское общество "Ватх Товер
Библе анд Тратц социети", целью которого было издание
иеговистской литературы. С помощью этого общества
Руссель издал семитомное "Исследование Библии", в
котором уверял читателей, что лучше оставить Библию не
прочитанной, чем прочитать Библию, но не прочитать его
толкований библейских догм. "Исследовав" Библию, Руссель
объявил ложными ряд ее догм, которые мешали его
демагогической пропаганде в пользу эксплуататоров.
Особое внимание Руссель уделил истолкованию "Откровения
Иоанна Богослова" ("Апокалипсис") и в своем многотомном
"исследовании" сделал попытку приблизить свое
"вероучение" к христианству. Этим он преследовал цель
создания более широких возможностей для распространения
вероучения своей секты. Были изданы и другие книги
новоявленного "наместника Иеговы на земле", такие, как
"Рассвет тысячелетнего царства", "Пища для христиан,
которые мыслят" и др. Вся эта реакционная макулатура
капиталиста-"пророка" Ч. Русселя была переведена на
другие языки и миллионами экземпляров распространялась
во всем мире. Только на издание брошюры "Пища для
христиан, которые мыслят" Руссель израсходовал 300 тысяч
долларов.
Основанное Русселем библейское общество,
которым он сам же руководил и которое до настоящего
времени является официальным правовым органом
теократической организации"Свидетелей Иеговы", владело
огромными капиталами; оно издавало миллионными тиражами
иеговистскую литературу на 35 языках, в том числе на
русском, украинском и др. "Через это общество, - вещают
иеговистские проповедники, - бог при помощи избранного
слуги Русселя объявляет миру скрытые до сих пор тайны".
Брошюры религиозного и политического мракобеса Русселя
распространялись бесплатно во всем мире. Например,
первый том сочинений Русселя, так называемое "Изложение
(пояснение) священного писания", к 30-м годам был
распространен в количестве 5 миллионов 526 тысяч
экземпляров на 15 языках. Брошюра "Пища для христиан,
которые мыслят" была распространена тиражом в 1 миллион
400 тысяч экземпляров. Еще во времена Русселя
периодический орган мирового центра иеговистов "Башня
стражи" издавался тиражом в 650 тысяч экземпляров.
Только пять издательств так называемых библейских
обществ в США, Англии и Германии издали сотни миллионов
библий. Одно "Английское зарубежное библейское общество"
в 1917 году напечатало 230 миллионов экземпляров библий.
За 40 лет своей деятельности на посту "пророка" и
"наместника Иеговы на Земле" Руссель в различных странах
мира произнес около 30 тысяч проповедей, агитируя людей
вступать во вновь созданную секту.
Чарльз Руссель, проповедовавший, что не
только он, но и все, кто предам Иегове, никогда не
умрут, умер в поезде, пересекавшем Техас, 9 ноября 1916
года.
Преемником Русселя и главным
пропагандистом иеговизма после его смерти стал бывший
судья из города Бруклина И. Ф. Рутерфорд. Этот
иеговистский деятель не случайно стал во главе секты.
Рекомендацией на эту должность были его реакционные
взгляды и связи с имущими классами.
Верный слуга американского империализма
"пастор" Рутерфорд после Великой Октябрьской
социалистической революции призывал "слуг божьих" не
жалеть жизни в борьбе против Советского государства. В
своей книге "Владычество" он брызжет слюной, кляня
большевизм и коммунизм, и тут же говорит о правительстве
Соединенных Штатов Америки как о правительстве, которое
"можно назвать более полной формой демократии, чем
правительство какого бы-то ни было другого народа на
земле". В первые же годы после социалистической
революции в России иеговисты во всех своих печатных
изданиях выступили со злобными выпадами против
социализма и демократии, как злейшие враги трудящихся,
борющихся за свое освобождение от капиталистического
рабства. В 1919 году официальный орган иеговистов журнал
"Башня стражи" писал, например, что скоро человечество
потребует свободы, но та свобода, на которую возлагают
свои надежды тысячи честных людей и которую обещает дать
социализм, неосуществимы. Большевизм, заявляет этот
журнал, угрожает теперь земле, и все, кто верит, что он
даст свободу и благосостояние, будут определенно
разочарованы.
Иеговистская печать широко рекламировала
"пророчество" Рутерфорда о том, что 1924 год станет
годом гибели "неугодных богу" "сатанинских стран".
Нетрудно попять, какую страну имел в виду главарь
иеговистов: его "пророчество" было направлено против
Советского государства.
Полностью продавшись американским
монополистам, Рутерфорд развил активную богословскую
деятельность. Всеми силами он старался доказать, что
"иеговистская организация совершенно свободна от
политики". Однако та политическая программа, которую
провозгласили иеговистские главари, целиком
соответствовала интересам международной буржуазии и с
головой выдавала подлинную роль Рутерфорда и его друзей.
Буржуазия не жалела долларов на содержание "божьих
слуг", которых менее всего беспокоили религиозные дела,
ибо они самоотверженно служили единому богу - доллару.
На антинародную, антисоветскую деятельность иеговистской
секты Рутерфорд получал огромные суммы в нью-йоркском
банке "Гиршх". Для американского миллиардера Рокфеллера
"Свидетели Иеговы" были верными слугами. Рутерфорд,
например, даже дал ему подписку о том, что наводнит все
страны иеговистской литературой, что иеговистская секта
будет вести подрывную работу и реакционную пропаганду,
направленную прежде всего против СССР. Рокфеллер на эту
работу "божьих слуг Иеговы" не раз отпускал десятки
миллионов долларов. На деньги, собранные с "детей
божьих", Рутерфорд построил собственную радиостанцию,
так называемую "радиостанцию Нового мира". Через эту
радиостанцию, введенную в эксплуатацию 24 февраля 1924
года, иеговистские мракобесы и до настоящего времени
ведут реакционную пропаганду на различных языках мира,
произносят проповеди руководители организации
"Свидетелей Иеговы".
Кстати, свое название "Свидетели Иеговы"
иеговистская секта получила в 1931 году на конференции в
Бруклине, когда Рутерфорд заявил, что Библия уже
полностью исследована и теперь перед организацией встали
новые задачи.
В 1942 году, после смерти Рутерфорда,
руководство иеговистской сектой перешло к американскому
капиталисту Натану Гомеру Кнорру, который стал называть
себя президентом общества "Свидетелей Иеговы". Н. Кнорр
и поныне возглавляет бруклинский иеговистский центр,
который верой и правдой служит американскому
империализму. Новый "наместник Иеговы на земле"
принимает все меры к оживлению контрреволюционной
деятельности иеговистов и особенно иеговистского
подполья в СССР и странах народной демократии.
В своей брошюре "Теократическая
организация и органы ее правления" Кнорр прямо ссылается
на "помощь госдепартамента США в охране имущества и
деятельности иеговистских организаций в различных
странах".
Используя организационные связи
бруклинского иеговистского центра и при его активном
содействии, в СССР и страны народной демократии под
маской иеговистских миссионеров проникают лица с темным
прошлым. Осуждение в Германской Демократической
Республике и Польской Народной Республике в 1950 году
руководителей секты "Свидетелей Иеговы" показало, что
вдохновителями этих заговорщиков, прикрывавшихся
религией, были американские империалисты, которые
руководили их подрывной деятельностью через
международный центр этой секты в Бруклине. Эти "божьи
дети", выполняя приказы Уолл-стрита, развернули в Польше
подрывную работу, организовали злостную клеветническую
пропаганду против движения сторонников мира. По указке
американских империалистов члены секты "Свидетелей
Иеговы" вели среди польского населения агитацию против
дружбы и союза Польши с СССР, всячески стремились
ослабить оборону страны, выступали против реформ,
проводимых государством народной демократии. На
осуществление этой антинародной деятельности руководство
секты "Свидетелей Иеговы" в Польше получало от
американских империалистов огромные денежные средства.
Вредительскую работу эта секта вела также в Германской
Демократической Республике, Венгрии, Советском Союзе и
других странах социалистического лагеря.
Секта иеговистов имеет свои
отличительные особенности не только в вероучении и
культе, в содержании пропаганды, но и в формах и методах
деятельности, приемах пропаганды своей идеологии, в
методах воздействия на верующих с целью воспитания из
них фанатичных, активных членов организации.
Исключительно большое значение иеговисты
придают принципу внутренней организационной структуры
секты. Этим они отличаются от других сект и церквей.
У "Свидетелей Иеговы" существует строго
централизованная организация, основанная на жестокой (по
образцу иезуитов) дисциплине. Во главе этой организации,
которую иеговисты часто называют "корпорацией", стоят
президент и семь директоров. Президент организации, как
абсолютный монарх, наделен неограниченной властью. Он
есть "наместник Иеговы на земле", его "раб". "Воля раба
есть воля Иеговы" - учат членов организации проповедники
иеговистов и призывают их к беспрекословному
"повиновению воле раба Иеговы". "Бунт против раба
является бунтом против Иеговы".
Центр теократической организации
"Свидетелей Иеговы" расположен в Бруклине (предместье
Нью-Йорка). Он имеет многочисленный аппарат
пропагандистов, свое издательство, которое издает
пропагандистскую литературу сотнями миллионов
экземпляров.
Только журнал "Башня стражи" издается
тиражом в 2 750 тысяч экземпляров на 80 языках мира.
Общество имеет свою радиостанцию,
многочисленные залы для собраний, агитмашины с
громкоговорителями и другие средства пропаганды.
Официальным правовым органом организации
"Свидетели Иеговы" является так называемое "Библейское и
трактатное общество". При библейском обществе есть
Высшая библейская школа Галаад, которая только за
последние годы выпустила свыше 14 тысяч миссионеров, или
"специальных пионеров".
Эти "специальные пионеры" после
окончания Высшей библейской школы и получения
инструктажа бруклинского центра посылаются в различные
страны мира для активизации и направления работы местных
организаций в соответствии с полученными в Бруклине
заданиями. По данным "Башни стражи" и "Ежегодника
американских церквей", общество "Свидетелей Иеговы" в
1956 году имело свои организации в 168 странах мира, в
которых состояло около 600 тысяч членов, дающих
ежемесячный отчет о своей деятельности. Нужно
подчеркнуть, что организация "Свидетелей Иеговы"
действует во многих странах при строжайших условиях
конспирации, так как в тех странах, которые не находятся
в сфере влияния Соединенных Штатов Америки, эта
организация ведет активную подрывную работу. Особенно
большую враждебную работу группы иеговистов ведут в
Советском Союзе и странах народной демократии.
Опору организации в странах капитала
составляют самые реакционные слои буржуазии,
экономически зависимые от американских монополий, а в
демократических странах - различного рода
контрреволюционные элементы. В Советском Союзе и странах
народной демократии иеговисты ищут себе опору среди
уголовных элементов, в отдельных случаях пополняют свои
ряды за счет легковерных религиозных фанатиков других
религиозных организаций и прежде всего сектантов.
Организация "Свидетелей Иеговы" располагает большими
финансовыми средствами, которые она получает от
крупнейших финансовых магнатов Соединенных Штатов
Америки, Англии, Канады, Западной Германии и других
стран.
Американский король нефти миллиардер
Рокфеллер-старший ежегодно перечисляет в банк общества
"Башня стражи" десятки миллионов долларов и, как уже
сообщалось в нашей печати, стал фактическим
руководителем этой организации. Организация получает
щедрую "помощь" от американских монополий на подрывную
работу в социалистических странах. Круглую сумму для
бруклинского центра составляют и перечисляемые 75
филиалами взносы на счет бруклинского центра в
нью-йоркский банк.
Основным руководящим документом
организации являются "Организационные указания для
возвещателей царства", которые официально одобрены
конгрессом иеговистов в 1945 году.
Этот документ по сути дела служит
уставом организации, и каждый вступающий в члены
организации должен предварительно с ним ознакомиться и в
дальнейшем беспрекословно выполнять каждую букву его
многочисленных статей и параграфов.
В соответствии с этими "Указаниями"
главной обязанностью каждого возвещателя (члена
организации) является напряженная и многообразная работа
по пропаганде "дела" организации и вербовке новых
членов. "Члены организации должны стремиться к
беспрекословному выполнению заданий организации, -
говорится в "Указаниях", - несмотря на преследование
"организацией дьявола" (правительствами демократических
государств. - А.М.), и, если потребует организация, идти
и на смерть".
В этом инструктивном документе большое
место занимают формы и методы обработки лиц в целях
вовлечения их в организацию. Основное внимание уделяется
индивидуальной работе и только после определенного
количества индивидуальных бесед, посвященных изучению
иеговистской литературы, и получения необходимых
результатов новичка разрешается приглашать на собрание
группы, где ему будут сообщены новые сведения о
"теократической организации". Каждый возвещатель
получает от организации определенную территорию для
пропаганды идеологии организации и обработки всех
граждан, проживающих на ней, а в некоторых странах за
каждым возвещателем, проживающим в городе, закрепляется
и дополнительная территория в сельской местности. В
случае провала выполнения задания каким-либо
возвещателем организация требует немедленного принятия
мер к выполнению этого задания другими возвещателями.
Опорой бруклинского центра в местных
организациях являются "пионеры" и "специальные пионеры".
Эти лица имеют особые полномочия и обычно назначаются
иеговистским центром после окончания Высшей библейской
школы. Они должны иметь большой опыт конспиративной
работы. "Спецпионеры" являются особыми представителями
центра на местах и ежемесячно отчитываются перед ним о
выполнении "служебных заданий". "Пионеры" и "специальные
пионеры" должны ежедневно находиться в "полевом
служении" не менее 5-6 часов (то есть вести пропаганду и
другую работу), а за месяц должны выполнить "нагрузку" в
150-175 часов.
Вышеуказанная "нагрузка" для
"спецпионера" является минимальной. "Он должен работать
и больше часов, - как требуется в "Организационных
указаниях", - если его физические силы позволяют это,
общество ожидает от него, что посвятит он все свое время
служению царству, и никакого времени не будет посвящать
какой-нибудь мирской работе". Подавляющее большинство
"пионеров" и "специальных пионеров" находится поэтому на
полном содержании бруклинского центра.
При поступлении в "пионерское служение"
член организации должен иметь положительную
характеристику, рекомендации и соответствовать многим
другим требованиям.
Основной организационной единицей секты
является группа, состоящая обычно из 7-8 возвещателей.
Во главе группы назначают наиболее опытного возвещателя,
называемого служителем группы. Каждый возвещатель, кроме
пропаганды идеологии организации, должен выполнять
особые функции в группе. Так, например, каждая группа,
кроме служителя группы, должна иметь служителя повторных
посещений, служителя территорий, служителя объявления,
служителя счетного (финансового), служителя литературы
(библиотекаря), служителя обучения и разных
руководителей изучения. "Организационными указаниями"
предусмотрен четкий круг обязанностей и для каждого из
этих должностных лиц в группе. Для решения наиболее
важных и секретных вопросов в каждой группе создается
комитет, состоящий из трех человек, которому разрешено
давать рекомендации (но назначению и перемещению лиц в
группе и т.д.) вышестоящим органам. Таково
организационное строение секты "Свидетели Иеговы".
Уже из самих принципов организации
секты, положенных в основу ее "Организационных
указаний", видно, что она существует для решения отнюдь
не "душеспасительных" функций и задач, а прежде всего
задач политических. Религия для организации служит
своеобразной ширмой, лишь слегка прикрывающей подлинные
цели и лицо этого гнуснейшего выкидыша реакционных
буржуазных кругов эпохи империализма. При этом
необходимо подчеркнуть, что только благодаря этой
религиозней ширме организации и удается "улавливать
души" легковерных простаков, отравленных религиозным
дурманом, а различные контрреволюционные элементы в
социалистических и демократических странах находят в ней
удобную политическую форму и финансовую поддержку для
своей преступной деятельности.
Ведь не для интересов проповеди "слова
божьего" требуют бруклинские главари проводить на
собраниях групп специальную муштровку "с той целью,
чтобы служителей господа сделать способными держать в
уме добрые вещи, а все это сделает их способными
исполнять работу проповедывания согласно воле Иеговы".
Разумеется, что не для проповедников "слова божьего" и
не для его "мирного воинства" необходима систематическая
муштровка способностей "держать в уме добрые вещи".
Из каких же слоев населения и какими
методами иеговистские проповедники вербуют пополнение
своей организации?Особое внимание иеговисты уделяют
пополнению организации новыми членами за счет членов
семей верующих и их близких родственников. Иеговистские
проповедники требуют от своих членов начинать воспитание
детей в духе религиозного фанатизма как можно раньше и
ни в коем случае не допускать влияния на детей "общества
Сатаны". "Свидетели Иеговы" в категорической форме
требуют от родителей, чтобы они привлекали детей к
участию не только в собраниях, но и в "полевом
служении", т. е. в пропаганде реакционной идеологии
иеговизма.
Иеговистские проповедники очень много
уделяют внимания вопросам методики воспитания детей в
религиозном духе, разрабатывая многие вопросы до
мельчайших подробностей. Они предупреждают об опасности
совершения большой ошибки теми родителями, которые
отодвигают "теократическое обучение на более поздние
годы". Эти родители теряют то "драгоценное преимущество,
которое они имеют", так как они этим самым "допускают
детей иметь светское обхождение без защиты божественной
мудрости". "Чем свежее глина, - поучают иеговистские
мракобесы, - тем легче ей придать форму. И чем дальше
оставить ее лежать, тем тверже становится она. Для нас
легче быть оформленными соответственно слову Иеговы,
если мы допускаем это слово воздействовать на нас, когда
мы еще молоды... Молодые - более гибки и чем моложе, тем
лучше".
Иеговистские проповедники в проповедях,
написанных специально для детей и размножаемых
миллионными тиражами, широко используют страх как один
из методов воспитания. "Противник ваш дьявол, - поучают
эти ханжи, - ходит, как рыкающий лев, ища кого
проглотить. Чтобы вы не были проглочены миром дьявола,
дисциплинируют вас ваши родители". Религиозное
воспитание в семьях иеговистов ставит своей целью убить
живую душу и разум ребенка и приучить его дрожать за
самого себя, за свое собственное спасение и в
бессильном, беспомощном, покорном смирении опускать свою
голову перед измышленными силами и существами, перед
злым и жестоким богом Иеговой. Особое требование "Башня
стражи" предъявляет к родителям, у которых дети учатся в
светских школах. Родители должны принимать все меры к
тому, чтобы их дети были "в состоянии устоять перед
стрелами дьявола в школе или где-либо в другом месте".
Под этим прежде всего нужно понимать недопустимость
участия детей в работе ученических, пионерских,
комсомольских организаций, в самодеятельности и других
как школьных, так и внешкольных мероприятиях. В этих
мероприятиях иеговисты видят "стрелы дьявола", могущие
отвлечь детей от пути Иеговы.
Большое внимание иеговистские наставники
уделяют работе среди молодежи. "Юноши сегодня, будут
мужчинами завтра, - пишет "Башня стражи". - Качество и
зрелость мужчин завтрашнего дня зависят от воспитания и
обучения, которое получает юношество сегодня.
Центром воспитания и обучения должен
быть родительский дом, в котором христианские родители
исполняют должность учителей. Зрелый учитель в
христианском доме использует слово бога, Библию, как
руководящий учебник".
Иеговистские проповедники учат молодежь
рассматривать приобретенную специальность только как
"побочное занятие", могущее обеспечить их существование,
но главным своим делом каждый юноша и девушка должны
считать свою проповедническую деятельность, дело
"свидетельствования от двери к двери". Проповедническое
служение должно стать привычкой, "второй натурой"
юношества, поучают моралисты "Башни стражи". Молодежь не
должна стремиться к знанию, к овладению основами наук, и
в этом отношении родители не должны давать дурного
примера. Ибо "идолопоклонство", так иеговисты называют
стремление к научному знанию, "ослабляет сильных,
опутывает слабых и срывает предохранительную ограду,
которую установило надежное слово бога".
Иеговисты крайне отрицательно относятся
к высшему образованию и к высшей школе. "Высшая школа, -
говорят они, - является инструментом старого мира и
устремлена к тому, чтобы позднее служить представляемым
ею идеологиям". "Такой путь мог бы отвлечь молодого
человека от теократического образования и от
теократических принципов".
Только изоляция молодого поколения от
образования, от научного знания, от передовых идей может
сохранить религию в умах современной молодежи. Такой
вывод напрашивается при внимательном рассмотрении
вышеизложенных наставлений проповедников "религии
Иеговы".
Как дождевые черви или кроты боятся
солнечного света, так иеговистские мракобесы боятся
света научного знания, могущего проникнуть в умы
попавшей в их липкие сети молодежи и вытеснить все
хитросплетения их религии.
Исключительную заботу проявляют
иеговисты о поведении и личной жизни своих членов.
Они много говорят и пишут о быте,
морали, дают друг другу советы, оказывают взаимную
помощь, обсуждают свой быт и т. д. Иеговистские
наставники умело используют укоренившееся заблуждение
многих людей о том, что религия будто бы действует
положительно на нравы людей и что моральные поучения
религии приносят пользу. Используя факты, взятые из
печати, из жизни, играя на чувствах слушателей,
проповедники иеговизма зовут искать утешения и жизненную
опору в теократической организации "Свидетелей Иеговы".
Иеговистские пропагандисты утверждают,
что причины социального зла коренятся в эгоистических
устремлениях людей, в забвении ими "заповедей Иеговы".
Если все сделаются истинными поклонниками Иеговы, если
нормы иеговистской морали станут внутренним содержанием
каждого человека, то и пороки капитализма, которые они
вынуждены иногда признать, исчезнут сами собой. Однако
подобные заявления не выдерживают никакой критики.
При ближайшем знакомстве с иеговистской
моралью становится совершенно очевидным, что она
практически беспомощна и фактически лишь облегчает
проведение политики, угодной капиталистам.
Наш народ разоблачил несостоятельность
подобных вымыслов проповедников религиозного мракобесия,
на деле доказал, что трудящиеся могут ликвидировать
социальное зло и добиться счастливой жизни не по
"заповедям Иеговы", а путем революционного
преобразования общества на основе использования
объективных законов его развития. Мы видим счастье не в
отказе от борьбы, не в "довольствовании малым", а,
наоборот, во все более полном удовлетворении всех
материальных и культурных потребностей свободных от
эксплуатации людей, во всестороннем развитии творческих
способностей каждого человека.
Используя разнообразные формы и методы
пропаганды и проявляя при этом исключительно большую
активность, иеговистским мракобесам и в нашей стране
удается порой втянуть в свои грязные сети слабых,
неустойчивых людей. С этой целью иеговистские главари
нередко используют так называемый фонд "доброй надежды",
который предназначен для приманок, чтобы ловить на них
малосознательных людей. Проповедникам иеговизма трудно
навязать свое реакционное учение грамотному,
образованному человеку, поэтому главное внимание они
обращают на отсталых и малограмотных.
Таковы некоторые особенности их тактики
и методов работы среди населения. Эта идеология
замазывает действительные причины нищеты и бесправия
трудящихся в условиях капитализма и служит тем самым
интересам реакционной буржуазии. В наших условиях она
воспитывает пессимизм, неверие в свои силы, в науку,
ведет открытую пропаганду против Советского государства
и трудящихся масс, строящих коммунизм.
Будучи платными агентами американского
империализма и питая звериную ненависть ко всему
передовому, прогрессивному, ко всему, что связано с
социализмом и коммунизмом, "Свидетели Иеговы" проводят
активную деятельность, направленную на подрыв
политического, экономического и военного могущества СССР
и всего социалистического лагеря, на развязывание новой
мировой воины.
Беспрекословно выполняя волю своих
хозяев, главари иеговистов стремятся отравить сознание
советских людей ядом буржуазной идеологии, оторвать их
от творческого участия в строительстве коммунизма, от
участия в борьбе за мир, настроить их против Советской
власти, против Коммунистической партии Советского Союза.
Открыто враждебно относятся иеговисты также ко всем
религиозным организациям, занимающим лояльную позицию в
отношении к политическому и общественному строю СССР и
стран народной демократии.
Учитывая те серьезные трудности, с
которыми связана деятельность иеговистов в СССР и других
социалистических странах, верховный пастырь иеговистов
Н. Кнорр учит своих агентов действовать в глубоком
подполье, придерживаясь строгой конспирации. В
"Пастырском задании служителям кружков" иеговистские
главари рекомендуют проявлять "большую осторожность в
назначении на должность служителей кружков лиц молодых,
даже если они есть искренними и старательными, такое
назначение может быть для них сетью..." Особой
конспирации Кнорр требует от своих "пионер-курьеров" -
наиболее доверенных эмиссаров бруклинского иеговистского
центра. Эти агенты выполняют ответственнейшие задания
иеговистского подполья и находятся на полном его
содержании. "Пионер-курьерам" запрещается иметь семью,
чтобы она не мешала им проводить подрывную деятельность
против стран социализма.
Н. Кнорр учит своих слуг при выполнении
поручений быть очень осторожными и бдительными. О цели
своей поездки "пионер-курьер" ни в коем случае никому не
имеет права говорить. Перед выездом он должен проверить
свои карманы и выбросить из них все, что может его
скомпрометировать (адреса, фотографии и т. д.). Если
один "пионер-курьер" встретится с другим, то он не
должен говорить с ним при свидетелях. В пути
"пионер-курьер" должен вести себя так, чтобы ничем не
обратить на себя внимания посторонних людей.Главари
бруклинского центра понимают, что их агентам крайне
трудно исполнять свое черное дело против народов
социалистических стран, которые бдительно следят за
происками врагов и разоблачают их, как бы они не
маскировались. Поэтому, руководствуясь указаниями из
Бруклина, руководители иеговистской секты действуют в
нашей стране нелегально, стремясь втянуть в свои сети
малосознательных граждан, устанавливают связи с
уголовными элементами и лицами, скрывающими свое темное
прошлое и враждебное отношение к Советскому государству.
Так, например, иеговистское подполье в
Дагестанской АССР возглавлял некий Феофан Стеценко,
ранее осужденный за антисоветскую пропаганду и
ослабление оборонной мощи страны. Этому заклятому врагу
советского народа удалось обманным путем, скрыв свое
прошлое, поступить в Дагестанский медицинский институт,
в котором учился до пятого курса.
Стеценко вел свою гнусную работу не
только среди студентов медицинского института, но и
среди молодежи города Махачкалы и других населенных
пунктов республики. Органами государственной
безопасности при поддержке советской общественности до
конца разоблачен этот "святоша", ставший на путь измены
своему народу и его интересам, служивший верой и правдой
иеговистскому центру США. Этот гнусный выродок поучал
свою группу отщепенцев, что советский государственный
строй есть "орудие Сатаны", обливал потоками злобной
клеветы порядки в Советском Союзе и странах народной
демократии, а порядки в странах капитала, особенно в
США, восхвалял с лакейским подобострастием.
Один из руководителей "краевого бюро" в
СССР некий Терлецкий вынужден был признать, что
иеговистская организация - это политическая организация,
и главной задачей ее руководителей является воспитание
рядовых сектантов в антисоветском духе.
В инструкции "центрального бюро" из
Бруклина о поведении иеговистов в СССР указывается, что
"народ божий" без организационных связей будет обречен
на полную бездеятельность, поэтому иеговисты должны
"обязательно организовываться конспиративно".
Многочисленные инструкции верного "слуги
Иеговы" "брата Кнорра", руководителя бруклинского
иеговистского центра, разработаны при участии лиц с
большим опытом конспиративной работы. В них говорится,
как должны действовать иеговистские эмиссары в Советском
Союзе.
Арестованная в СССР одна из помощниц
руководителя так называемого "краевого бюро" Н.
Цибы - Мария Веретельник признала, что в
Советском Союзе чрезвычайно трудно выполнять задания
бруклинского центра, так как народ не поддерживает
деятельность иеговистов и разоблачает их как агентов
империализма. "Поэтому, - пишет она, - мы и решили
укрыться в подземелье, но для того, чтобы быть еще более
активными".
У арестованных иеговистских
руководителей обнаружены фальшивые документы,
шифрованные отчеты о деятельности иеговистского подполья
в нашей стране, антисоветская иеговистская литература,
издаваемая в США, приспособления для размножения этой
литературы - ротаторы, бумага, краски, большие суммы
денег, золотые вещи и пр.Как это совершенно ясно,
структура и методы работы иеговистского подполья в нашей
стране приспособлены для проведения подрывной
деятельности и с религией ничего общего не имеют.
Что общего с религией имеют, например,
указания бруклинского центра иеговистским руководителям
о сборе различных сведений отнюдь не религиозного
характера, об изучении настроения населения, приказы
саботировать мероприятия Советского государства,
запрещения вступать членам секты в профсоюз, колхозы,
посещать кино, театры и т. д.?
В нашей печати уже было опубликовано
сообщение о том, как в одну ночь наши пограничники
задержали на советско-польской границе некую Чеславу
Кукелку. При обыске у нее обнаружили иеговистскую
литературу, в том числе "Организационные указания для
возвещателей царства" - инструкцию, составленную и
изданную в США в 1945 году. Кукелка призналась, что
имела задание "краевого комитета" установить связь с
"краевым бюро" иеговистов в СССР. А через некоторое
время на границе были задержаны еще несколько эмиссаров
"краевого комитета". Они имели такое же задание.
Бруклинский иеговистский центр,
ориентируясь на существование в СССР подполья
сектантов-иеговистов, неоднократно направлял в нашу
страну специальных курьеров с директивными указаниями об
активизации враждебной деятельности этого черного
подполья.
Одновременно курьеры привозили с собой
антисоветскую литературу для размножения ее и
распространения среди населения.
Пойманные на месте преступления
иеговистские руководители всячески изворачиваются,
стараясь скрыть свою антисоветскую деятельность и
доказать, что они только "распространяют священное
писание". Но факты изобличают их как агентов
американских поджигателей войны, как заклятых врагов
советского народа.
В 1952 году на территории СССР был
арестован бдим из руководителей иеговистского подполья
под кличкой "Николай". "Николай" был разоблачен нашими
органами как агент бруклинского центра, переброшенный в
СССР для организации подрывной работы. Этот агент скупал
золотые веши, а его единомышленники реализовывали эти
вещи за границей на черном рынке. Об агенте "Николае" и
его делах И. Турбай на страницах газеты "Советская
Украина" писал в 1956 году следующее: "Однажды
колхозники артели, расположенной вблизи западной границы
Львовской области, нашли письмо, напечатанное на
машинке. Его содержание не могло не насторожить. Там
сообщалось о каких-то тайных "шагах, сделанных во имя
Иеговы", "о чрезвычайно больших препятствиях сатаны на
пути к восстановлению царства Иеговы на русской земле",
а в конце письма вполне открытый призыв: "Дорогие
братья! Молите Иегову за нас, а сами готовьтесь прийти к
нам с помощью", и подпись: "Брат твой наименьший в деле
Иеговы - слуга Николай". "После Великой Отечественной
войны, - указывается далее в статье, - после
установления советско-польской границы, народ советской
Украины сердечно и радостно принимал своих единокровных
братьев, которые раньше находились за границами Родины и
пожелали вернуться в родной край. Среди переселенцев
прибыл и Николай Циба с семьей. Он поселился под
Берестечком на Волыни, получил там усадьбу с домом и
садом, разовую денежную помощь от государства и
несколько тысяч рублей долгосрочного кредита. Но
приехалЦиба на Украину не с добрыми намерениями, а как
эмиссар восточно-европейского бюро иеговистов. Согласно
инструкции своих хозяев, Циба начал поспешно формировать
"краевое бюро" секты на Украине. Ему удалось завербовать
несколько десятков националистических проходимцев и
несколько малосознательных граждан. И это письмо было
первым отчетом Цибы о его деятельности на "святом"
поприще..." Как выявлено позже, этот "популяризатор
священного писания" пользовался несколькими фальшивыми
паспортами. Так же действовали и другие его сподручные.
Всю сущность черного дела Цибы
раскрывают слова из изъятой у него книги, так называемой
"Истории народа божьего в России": "Конечным считаю
глубже уйти в подполье, чтобы действовать против
красного режима".
Советские люди извлекают из темных нор,
из глубокого подполья этих проходимцев, которые
продались за доллары заокеанским хозяевам и стремятся
своими черными делами препятствовать великому делу
коммунистического строительства.
Большинство сподручных этого матерого
врага советского народа уже были осуждены за отказ от
выполнения священной обязанности гражданина СССР -
службы в Советской Армии, за иные преступления, весьма
характерные для "свидетелей Иеговы".
Так, например, Петр Буденкевич был
пойман с поличным при выполнении специального задания
Цибы на советско-польской границе, и, когда его
спросили, как может сочетаться с его религиозными
воззрениями его подрывная деятельность, Буденкевич
ответил: "Одно другому не мешает..."
Особое внимание бруклинский центр и его
печатный орган "Башня стражи" уделяют сбору так
называемой "духовной десятины". Каждый член секты обязан
регулярно вносить в фонд "Доброй надежды" взносы,
которые составляют не менее одной десятой части всех
доходов возвещателя. Этот же журнал откровенно объясняет
своим "овцам", на какие цели расходуются эти огромные
средства: "Мудрое употребление денег даст возможность
обществу посылать миссионеров в новые области,
устраивать новые филиалы, вести успешную правовую борьбу
в требующих больших средств судебных процессах,
устраивать большие конгрессы и всякими способами
распространять благую весть вплоть до каждого уголка
земли, как это приказал Иегова своей организации".
Может быть, "наместник Иеговы на земле"
капиталист Кнорр освобождает от взносов трудящихся,
влачащих нищенское существование в странах капитала?
Нет, иеговистские заправилы являются не менее жестокими
эксплуататорами, чем любой промышленник, землевладелец
или финансист. Журнал "Башня стражи" предупреждает даже,
что в "даянии" "принимают участие все, причем многие
дают от того, в чем сами нуждаются". "Продавайте
имущество ваше и давайте милостыню", - цитирует "Башня
стражи" евангелиста Луку.
Для нужд своей подрывной деятельности
иеговистское подполье в нашей стране использует не
только средства, собранные среди единоверцев, но и
средства, получаемые в большом количестве из-за границы.
Как показывают "денежные отчеты" иеговистских главарей,
они располагают значительными суммами денежных средств и
пользуются неограниченной властью относительно рядовых
сектантов.
Обладая огромными средствами, собранными
от "младших братьев", "старшие братья" тратят их по
своему усмотрению на личные потребности, живут роскошно,
в дорогих гостиницах, покупают на эти деньги золотые
вещи и драгоценности. В печати уже сообщалось о том, что
иеговистские главари зарыли в землю на станции Сапижанка
Львовской области золотых вещей на сумму 88 тысяч 581
рубль, в пригороде Коломы - на 51 тысячу 193 рубля.
Большое количество бумажных денег они сгноили в других
тайниках.
Таково подлинное лицо иеговистского
подполья, еще орудующего в некоторых местах нашей
страны.
Ставленники монополистической буржуазии
основоположники иеговизма Ч. Руссель, Д.
Рутерфорд, Н. Кнорр и другие главари
этой секты изображали иеговизм, как "новую веру". Но это
"новое" состоит лишь в том, что иеговизм, возникший в
условиях буржуазного общества, обслуживает прежде всего
интересы империалистической буржуазии. Проповедуемое же
иеговистами вероучение в основном то же, что и у других
религиозных направлений. Иеговизм и другие секты и
религиозные направления, по существу, мало чем
отличаются друг от друга.
Отличия между ними, конечно, есть. Но
они касаются, во-первых, толкования некоторых мест
"священного писания", во-вторых, места и роли тех или
иных религиозных догм в идеологии сект и, в-третьих,
организации культа обрядов. Но это отличие не, по
существу, а лишь по форме.
Иеговисты пытаются использовать в своем
вероучении элементы догматов других религий, стремятся
подчистить эти религии, сделать их более утонченными,
упростить обрядность и, пропитав насквозь реакционной
буржуазной политикой, приспособить к современным
условиям старые религиозные догмы. Поэтому мировоззрение
иеговистов так же противоречит науке, как и
мировоззрение христианской, иудейской и любой другой
религии.
У иеговистов, как и у других сектантов,
непомерно повышены религиозные интересы, настроения,
чувства. В своих поучениях иеговисты ставят религию на
первое место в жизни верующих и стараются оторвать,
отгородить их от "мирской суеты", от общественной жизни,
увести в сторону от борьбы за коренные и насущные
интересы трудящихся. "Светские правительства, - поучают
иеговисты, - не хотят, чтобы их избиратели были
нейтральны, поскольку это касается этого мира. Однако,
если кто-либо приносит Иегове исключительную
преданность, не будет он вмешиваться в политику".
Что же это за "исключительная
преданность" Иегове, как ее понимают проповедники
"новой" религии? Журнал "Башни стражи" разъясняет, что
под исключительной преданностью Иегове нужно понимать
"несравненную, единственную или направленную на одного
преданность. Никто не может быть включен на положение
бога". Все остальные живущие на земле есть его рабы, и
поэтому и преданность должна быть рабской. Таким
образом, религия Иеговы в эксплуататорском обществе есть
религия, воспитывающая у верующих рабскую покорность
капиталу и прежде всего американскому капиталу.
Все, что выходит за пределы организации
Иеговы, обычно у иеговистов считается "греховным". Весь
мир, кроме маленькой кучки "слуг Иеговы", - это
"сатанинский мир". Все, чем занимаются люди, вся их
борьба за переустройство и улучшение условий жизни, все
это, по их мнению, пустое и противное "повелениям
Иеговы".
Иеговисты учат, что единый бог Иегова
(отсюда и наиболее распространенное название секты -
иеговисты) - "великий архитектор", творец всего
существующего. Все, что существует, якобы сотворено по
воле Иеговы его "ангелом" - "Логосом", который после
перенесения на землю стал называться Иисусом Христом.
Стремясь сделать свое вероучение более
привлекательным для легковерных людей и, таким образом,
как можно больше верующих вовлечь в свою секту, Кнорр,
Руссель, Рутерфорд, а за ними и другие иеговистские
проповедники "критикуют" те религии, которые признают
ад.
Но, отрицая ад, они вместе с тем
запугивают некоторых "вечной смертью". Рутерфорд
говорит, что "наказанием за непослушание бог в своем
кодексе назначил смерть", а поклонники Иеговы будут жить
вечно.
Необходимо подчеркнуть, что отрицание
ада - это один из характерных для иеговистов фокусов, к
которому они часто прибегают в целях придать своему
"учению" наукообразный вид.
Пропагандисты иеговизма из кожи лезут,
чтобы примирить науку и религию. Они наподобие цирковых
фокусников жонглируют научными терминами для прикрытия
несостоятельных догм их религии. Толкуя в
религиозно-идеалистическом плане тот или иной вопрос,
иеговисты обязательно пользуются научной терминологией,
астрономическими вычислениями и всем, что, по их
расчетам, должно создать представление, будто их
"учение" опирается на науку.
Однако на самом деле иеговистские
мракобесы являются злейшими врагами науки. На службе
иеговистского центра в Бруклине, на подачках
американского капитала живут десятки буржуазных
профессоров, задачей которых является борьба с передовой
наукой и подделка религиозного бреда иеговистских
пропагандистов под наукообразную форму. Сотни брошюр и
увесистых книг, издаваемых миллионными тиражами на
различных языках, пишут эти духовные приказчики
американской буржуазии для того, чтобы затормозить
распространение научного знания в массы трудящихся и
оставить в их сознании место для бога Иеговы.
Так, например, один из этих
лжепрофессоров в рясе, в брошюре "Эволюция против нового
мира" с особым усердием выступает против эволюционного
учения Дарвина, которое, как известно, нанесло
смертельный удар религиозно-идеалистическому
мировоззрению.
Но иеговистские мракобесы не могут
противопоставить убедительным выводам великого
английского ученого ничего, кроме голого отрицания его
эволюционной теории. "Эволюция есть мыльный пузырь, -
говорят они, - а Библия - надежда, имеющая прочный
фундамент".
Иеговистские проповедники в своих
рассуждениях опираются на "творения" таких буржуазных
профессоров в рясах, как А. Кейт, В. Бетсон, Г. Нуттель,
Б. К. Нельсон, А. Станден и др., бесплодные творения
которых ничего нового для науки и практики не дали, но
каждая строка в их трактатах посвящена борьбе с
передовой наукой и защите религиозного мракобесия под
маской научной терминологии.
Вопреки материалистической науке эти
ярые защитники идеализма и религии продолжают отстаивать
библейские догмы, пытаясь при этом как-то "подправить"
давно обанкротившиеся положения. Но подобные "поправки"
не меняют существа религиозных положений, не делают их
совместимыми с наукой.
В вопросах о возникновении жизни, о
происхождении человека все иеговистские пропагандисты
придерживаются тех же воззрений, что и другие сторонники
религии: они объявляют Иегову создателем всех живых
существ, считают, что человек сотворен богом по его
образу и подобию. Эти легенды уже давно опрокинуты
передовой наукой.
Всякими приемами иеговистские
пропагандисты пытаются изолировать трудящихся от
проникновения в их сознание научного знания и оставить
трудящихся в плену религиозного мракобесия. "Штудируйте
Библию, чтобы показать свою любовь к создателю служением
ему. Ее истина освободит вас от языческого мира
эволюции", - твердят они своей пастве.
Из ложного, антинаучного объяснения мира
иеговистами вытекают и те практические выводы, которые
они делают, - их нравоучение, их мораль. Надо отметить,
что современные иеговисты главное внимание уделяют
именно нравственной стороне религии и политике; исходные
же свои позиции - взгляды на сотворение мира и т. д. -
они предпочитают не выпячивать, учитывая их очевидную
антинаучность.
Социальная демагогия иеговистов
направлена на защиту интересов американской
монополистической буржуазии, на затемнение сознания
масс. Для того чтобы примирить трудящихся в странах
капитала с их тяжелой подневольной и безрадостной
жизнью, иеговисты усиленно пропагандируют аскетизм, т.
е. отказ от всестороннего удовлетворения своих
материальных потребностей. Они учат, что, чем хуже
живется людям в настоящем на земле, тем лучшая жизнь
ожидает их в "царстве Иеговы". Умерщвление плоти есть
необходимое средство для тех, которые стремятся попасть
в "тысячелетнее царство Иеговы", которое Иегова
установит на земле после величайшей мировой битвы
Армагеддон. Не завидуйте сильным мира сего, поучают
"слуги Иеговы", кто голоден, кто носит нищенскую одежду,
кто живет в трущобах, тот без особых трудностей попадает
в "царство Иеговы".
Лицемерие морали иеговистов проявляется
в том, что она имеет два лица: одно - официальное,
внешнее, "для широких масс", а другое - скрытое,
неофициальное, предназначенное "для избранных". Массам
верующих иеговисты рекомендуют послушание капиталу,
пассивность. "Избранным", т. е. господствующим,
эксплуататорским классам, иеговистская мораль разрешает
беспощадное подавление эксплуатируемых, активную борьбу
с революционным движением.
Если с моральных поучений иеговистов
сбросить маску лицемерия, то они не в состоянии будут
выполнять главную их функцию в капиталистическом
обществе-"примирять" эксплуатируемых с эксплуататорами и
тем самым сохранять господство эксплуататоров. Этой
задаче посвящены многие трактаты иеговистских
моралистов, которые самыми разнообразными фокусами
пытаются скрыть наличие в капиталистическом обществе
эксплуататоров и эксплуатируемых, между которыми идет
ожесточенная борьба. "Рассуждающие единицы, - пишет один
из иеговистских проповедников, - знают, что людей нельзя
делить на классы добрых или плохих на основании их
богатства или убожества, их высокого или низкого
общественного уровня, либо на основании какого-либо
способа классификации, при помощи которого разделяется
человечество".
Пропагандисты иеговизма отстаивают
неприкосновенность частной собственности. Согласно их
"учению", право, установленное Иеговой, "должно быть
неизменным". В соответствии с этим "правом" существуют
бедные и богатые, так как Иегова не всем дал возможность
владеть "земными предметами".
Угнетенным массам трудящихся ничего не
дано совершать без воли Иеговы, в его руках находится
судьба каждого человека. "С божественной точки зрения, -
поучают иеговисты, - мудрость человека является
ничтожной; с возвышенного престола Иеговы человек
оказывается маленьким червяком, нелепой саранчой". Ясно,
что такая мораль может лишь уничтожить веру человека в
свои способности к борьбе, отравить его ядом неверия в
свои силы.
Стремясь привлечь на свою сторону массы
трудящихся, иеговистские проповедники нередко заявляют,
что они ратуют за счастье людей, стремятся к братству и
равенству, проявляют сострадание к несчастным и
призывают к помощи бедным. Иеговисты не прочь проявить
сожаление по поводу тяжелой доли бедных и несчастных; во
многих странах они занимаются благотворительностью.
Защищая интересы монополистической
буржуазии, идеологи иеговизма освящают господство
эксплуататоров, выступают против стремления народов
самим решать свою судьбу, стремятся отвлечь трудящихся
от борьбы за революционное преобразование общества.
Иеговисты, чтобы дискредитировать идею
революции, революционный метод преобразования общества,
используют из арсенала буржуазной пропаганды самую
грязную клевету, направленную на Великую Октябрьскую
социалистическую революцию, на опыт коммунистического
строительства в СССР. "Свидетели Иеговы" с бешеной
злобой относятся даже и к тем верующим и религиозным
организациям, которые стали на путь лояльного отношения
к коммунизму и Советскому государству. Противопоставляя
этим организациям позицию иеговистов, орган бруклинского
центра "Башня стражи" пишет: "Совсем иные истинные
христианские проповедники Евангелия.
Свидетели Иеговы... не склонятся перед
господством диктаторов и не будут проповедовать
коммунизм, как надежду для народа".
Лицемерие иеговистской пропаганды
наглядно можно видеть прежде всего из того, что они,
выступая под маской "чистого поклонения богу", ведут
борьбу против коммунизма и с лакейским подобострастием
восхваляют американский империализм. В этом же номере
журнала "Башня стражи" мы читаем: "Америка поднялась до
положения водительства миром, находим мы, что малые
народы мира обращаются к Америке за руководством".
Идеологи иеговизма не скрывают своей звериной ненависти
к рабочему классу и его мировоззрению - научному
коммунизму. Они указывают, что иеговисты не раз заявляли
о своем отношении к коммунизму, определяя его как
вредное движение, которое не может дать человечеству
счастья и удовлетворения. Империалистическая буржуазия и
ее лакеи напуганы тем, что идеи коммунизма являются ныне
могучей притягательной силой для сотен миллионов
трудящихся во всем мире.
В противоположность социалистической
идеологии, иеговистская идеология оправдывает войны и,
таким образом, является идеологией поджигателей войны,
она подчинена осуществлению сумасбродных планов
американских империалистов относительно мирового
господства, планов подготовки новой мировой войны. В
иеговистской литературе в качестве основного
религиозного догмата указывается на новую мировую
"священную войну", так называемый "Армагеддон", в
которой будут уничтожены все "сатанисты" и их
государства (коммунистические страны), и на земле
установится "тысячелетнее царство Иеговы". В религиозной
форме бруклинский иеговистский центр пропагандирует
антипатриотическую, космополитическую духовную отраву.
В целях оправдания идеи мирового
господства англо-американского империализма иеговистские
проповедники не останавливаются и перед прямой
фальсификацией библейских текстов, в которых они
пытаются найти "подтверждение" пропагандируемым
"теориям". Так, в одном из номеров "Башни стражи"
говорится следующее: "Последняя книга Библии
"Откровение" показывает, что до определенного года будет
существовать семь мировых властей, которые будут иметь
дело со свидетелями Иеговы. По порядку пришествия их к
господству они являются следующими: 1) Египет, 2)
Ассирия, 3) Вавилон, 4) Мидо-Персия, 5) Греция, 6) Рим и
7) англо-американская мировая власть настоящего
времени".
Но несмотря на то, что в "Откровении
Иоанна" ("Апокалипсисе") ни о какой англо-американской
мировой власти настоящего времени нет ни единого слова,
иеговисты ссылаются на это откровение и указывают даже
главу и стихи (12:7-9). Подобная фальсификация
библейских текстов у иеговистских пропагандистов
встречается довольно часто, и поэтому бруклинский центр
в многочисленных инструктивных указаниях подчеркивает,
что главным в содержании проповедей должны быть не
тексты Библии, а комментарии на них, которые даются
"слугами Иеговы".
Иеговистская агентура в странах
социалистического лагеря выступает с открытой программой
борьбы против мира и в буквальном смысле пытается
разоружить народы, стоящие на страже социалистических
завоеваний: склоняют людей к отказу от службы в армии.
Вот какую, отнюдь не религиозную,
программу выдвигает иеговистский журнал "Информатор" для
иеговистского подполья в СССР и странах народной
демократии: "Свидетели Иеговы" поступают во всей земле
единодушно и гармонично. Поэтому... выявили перед всем
организованным миром Сатаны, что: а) Не идут ни в коем
случае в ряды военной армии, ибо помнят, что являются
воинами Христа...
б) Не отдают они своего голоса за высших
властей этого мира, ибо узнали, что высшими властями...
есть бог Иегова и Иисус Христос.в) Не подписываются под
Стокгольмским обращением и т.п. потому, что, познали в
ООН "Мерзость запустении" и что ее провозглашение "Мир и
безопасность"... будет последним признаком ее вечного
истребления" (стр. 16).
Советский народ, страстно желающий,
чтобы ООН стала действенным органом мирного
сотрудничества, отлично знает, кому именно на руку
подобные утверждения, отлично знает тех, кому ненавистна
идея мирного сосуществования и дружбы между народами.
Не потому ли известный торговец смертью
миллиардер Рокфеллер через нью-йоркский банк "Гиршх"
ассигновал несколько сот миллионов долларов на
деятельность "свидетелей Иеговы"?
Иеговисты заявляют, что их задача -
собрать "все народы, нации, племена" в единую родину
Христа и "ввести право теократическое". Иначе говоря,
они выступают за создание "мирового правительства",
"мирового государства" под эгидой США, за единую
"мировую" религию.
Интересам монополистической буржуазии
Соединенных Штатов Америки полностью отвечает
иеговистская проповедь об установлении во всем мире так
называемого "теократического государства". Под
религиозной маской иеговисты пропагандируют по существу
"американский образ жизни", американский тип
государства. Об этом пишет и "Башня стражи": "Вы,
преданные господу народы, присматривайтесь к Америке,
чтобы найти совершеннейший руководящий орган, как во
времена апостолов".
Иеговистское подполье в странах народной
демократии и Советском Союзе ведет враждебную, подрывную
работу. Многие члены иеговистских групп являются
агентами американского империализма и верными его
слугами. Исключительно подлую роль сыграли иеговистские
агенты во время подготовки фашистского мятежа в Венгрии
в 1956 году.
Иеговистское подполье в Венгрии
расценивало фашистский мятеж как начало великой битвы
Иеговы с Сатаной - "Армагеддон", а расправу фашистских
головорезов над лучшими представителями венгерского
народа - коммунистами как дело рук самого Иеговы.
Расположенный в соседней с Венгрией
Швейцарии восточноевропейский центр общества "Свидетели
Иеговы" направил в этот период в Венгрию десятки
миссионеров, вышколенных в Высшей библейской школе
Галаад в Бруклине для активизации иеговистов в Венгрии и
непосредственного их участия в этом кровавом деле. Такую
гнусную антинародную работу вели иеговистские агенты в
Польше, Германской Демократической Республике и даже в
Советском Союзе. Вот с какими призывами выступил
нелегально распространяемый в СССР журнал иеговистов
"Информатор":
Восстань! Восстань! Народ святой, Возьми
свой острый меч, настало время открыть бой, Его ведь не
отвлечь.
Не будем оставлять труда и нашего меча,
пока не победим врага, не сбросим мы с плеча!
Злобную ненависть к миру социализма
проповедуют иеговисты, называя его "миром Сатаны",
которому Иегова готовит "неотвратимую гибель в
Армагеддоне". Конец же этого мира, поучают иеговисты,
наступит тогда, когда будет "завершена" работа по
созданию в подполье этих стран "народа Иеговы" - этой
"пятой колонны" американского империализма. "Самым
большим признаком конца мира Сатаны, - пишет тот же
"Информатор", - есть то, что Иегова имеет давно
образованный для себя народ, который ведет кровавую
борьбу".
Вполне понятно, что буржуазная пресса
Англии и США исключительно болезненно реагирует на
каждый провал черных дел их агентов, действующих под
маской "Свидетелей Иеговы" в социалистических странах.
Особенно отличается этим британский "Манчестер гардиан",
который в августе 1952 года поместил целую серию статей
по поводу раскрытия в Германской Демократической
Республике шпионского гнезда, существовавшего под
вывеской "Свидетелей Иеговы" и получавшего задания из
Западного Берлина. Эта газета кричала, что коммунисты
сажают в тюрьму людей за их "чистое поклонение" богу
Иегове.
***
Секта иеговистов имеет распространение в
западных областях СССР, на Украине, Северном Кавказе и в
некоторых районах Сибири в двух официально существующих
направлениях: американском, или руссель-рутерфордском, и
русском, или ильинском. Секта иеговистов является
организацией, проповедующей не только утонченную,
"очищенную" религию, но и использующей религию как ширму
для пропаганды политики и других форм идеологии
реакционных кругов буржуазии периода империализма. К
иеговизму полностью применимы слова В. И. Ленина:
"Миллион грехов, пакостей, насилий и зараз физических
гораздо легче раскрываются толпой и потому гораздо менее
опасны, чем тонкая, духовная, приодетая в самые нарядные
"идейные" костюмы идея боженьки"3.
Секта иеговистов в США и других
буржуазных странах при империализме превратилась в
типичную для реакционной буржуазии политическую
организацию, предназначенную в настоящем не столько для
внутренних, сколько для внешних целей, и прежде всего
для подрывной работы в социалистических и других
демократических и миролюбивых государствах мира. Вместе
с официальными церквями и политическими партиями
реакционной буржуазии они служат для укрепления тонущего
капитализма.
Иеговисты в США и в других
капиталистических странах еще в конце прошлого века и
даже в первой четверти этого века были преследуемой
сектой. Ныне же в ряде стран, и прежде всего в США, это
официально признанная организация. Официальное признание
и широкая финансовая поддержка иеговистской организации
руководящими кругами империалистической буржуазии
свидетельствуют о стремлении буржуазии прикрыть свою
реакционную политику "нейтральной" и "неполитической"
маской религии, и в то же время это свидетельствует о
еще большем вовлечении религии в политику империализма.
Организация иеговистов используется в настоящее время
англо-американской буржуазией как одна из наиболее
удобных форм идеологической диверсии, направленной
против социалистических стран как форма прикрытия
подрывной деятельности агрессивных кругов
капиталистических государств, стремящихся развязать
третью мировою войну.
В нашей стране и в странах народной
демократии иеговизм является пережитком
капиталистического прошлого.
Наша страна не застрахована от
проникновения извне чуждых идей и настроений.
Современная империалистическая реакция
старается оживить в сознании советских людей пережитки
буржуазной идеологии, стремится всеми силами и
средствами поддерживать все старое, отжившее, косное.
Все это делается с целью помешать успешному
строительству коммунизма.
Кроме того, важнейшей причиной
существования, а в некоторых случаях и оживления
пропаганды реакционной идеологии иеговизма в нашей
стране является ослабление научно-атеистической
пропаганды и в особенности пропаганды, направленной
непосредственно против организации иеговистов и
проповедуемых ими реакционных идей. В наши дни особую
опасность представляет излишняя уступчивость и
непротивление активным проповедникам иеговистского
мракобесия. Поэтому мы не можем и не должны давать
свободу деятельности тем, кто ведет вредную пропаганду,
направленную на ослабление нашего советского
социалистического строя, пропаганду против мира, за
развязывание третьей мировой войны.
Мы должны идейно разоблачать тех, кто
обходит дома, пишет анонимные письма, подбрасывает в
почтовые ящики антисоветскую литературу, пытаясь
обмануть честных советских людей, завлечь их в свою
липкую паутину.
Идейная борьба с идеологией иеговизма,
как и с другими формами религии, является составной
частью нашей обшей идеологической борьбы, борьбы за
полное торжество коммунистического мировоззрения.
Алексей Москаленко
Цитировано по:
А.Т. Москаленко. Кто такие иеговисты? -
М.: Знание,1959.
Ставрос
Примечание
1. Прозелит - новообращенный в
какую-либо веру.
2. Людвиг Фейербах. Избранные
философские произведения, т. 1, стр. 264. Госполитиздат,
1955.
3. В. И. Ленин. Соч., т. 35, - С. 90.
* Решением Верховного суда РФ религиозная организация "Свидетели Иеговы" признана экстремисткой и её деятельность запрещена на территории России.
|