К истории изучения бабизма и бехаизма в
России
Русские ученые одними из первых обратили
серьезное внимание на возникновение бабизма в Иране и
постепенное его перерождение в бехаизм. Академик В. В.
Бартольд считал, что "русские труды о бабизме остаются
до сих пор одной из лучших страниц в истории русского
востоковедения".
Сложившиеся в середине XIX в.
взаимоотношения между Россией и Ираном
благоприятствовали детальному знакомству русских
дипломатических чиновников, военнослужащих,,
представителей торгово-предпринимательских кругов и
ученых с экономикой, социальными отношениями,
политической жизнью, историей, культурой, религиозной
борьбой и другими сторонами общественной жизни в Иране.
И вполне естественно, что широкое
народное движение, связанное с именем сейида Али
Мохаммеда, называвшего себя Бабом ("дверью", "вратами к
познанию бога"), нашло отражение в официальных
дипломатических бумагах, в частной корреспонденции, в
научных работах, в популярных очерках и т.п. Первые по
времени сообщения о выступлении бабидов содержались в
донесениях и депешах русских посланников и консулов "в
Иране. Посланники граф А.И. Медем и князь Д.И.
Долгоруков писали о пропаганде Бабом нового учения,
влиянии этой пропаганды на народ, выступлениях бабидов в
различных городах Ирана, реакции иранского правительства
на бабидские выступления и пр.
Подобную информацию посланники получали
от консулов из Табриза (Н.А. Аничкова), Решта (Л.А.
Ивановского) и Астрабада (С.И. Черняева, В. В. Гусева и
др.). Эти материалы хранятся в Архиве внешней политики
России (ф. Канцелярия. Переписка с Тегераном, д. 177);
они были использованы ;в работе М.С. Иванова "Бабидские
восстания в Иране".
Читайте Нина Кузнецова: "К истории изучения бабизма и бехаизма в России" (pdf).
Очерки по истории русского востоковедения. Сборник
IV. - М.: Издательство
восточной литературы, 1963.
***
Читайте также по теме:
|