О секте "Бахаи"
Руководство.
Основатель – Мирза Хусейн Али Нури,
больше известный под именем Баха-Улла ("Слава Господа",
1817–1892 гг.), объявивший в 1863 г. публично, что он
является "проявлением божественного откровения".
Основатель секты "Бахаи" Мирза Хусейн Али Нури (1817 – 1892), известный под именем Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха")
Месторасположение центров.
Первый бахаистский молитвенный Дом был
сооружен в 1908 г. в Ашхабаде (разрушен землетрясением в
1948 г.). В настоящее время действует 7 бахаистских
молитвенных Домов (в Индии, Австралии, США, ФРГ, Панаме,
Уганде и Западном Самоа), около 166 национальных
духовных собраний [1] и несколько тысяч местных
духовных обществ (состоящих в основном из нескольких
человек).
Храм Бахаи в Германии
Начиная с 1991 г., местные общины бахаи
начали появляться в некоторых крупных городах России и
других государств СНГ (в Беларуси – в Минске, Бресте и
др.). Если в 1990 г. в России было зарегистрировано 1
объединение "Бахаи", то на 1 января 1996 г. было
зарегистрировано в Российской Федерации уже 20 таких
объединений [2]. Местные Духовные собрания избраны в
сорока из шестидесяти общин, Духовное собрание бахаи
России, в юрисдикцию которого по решению Всемирного Дома
Справедливости входят общины бахаи Армении и Грузии,
было зарегистрировано Министерством юстиции Российской
Федерации в апреле 1993 г. [3].
В настоящее время в России имеется более
350 общин бахаи, большинство из которых не
зарегистрировано [4].
Центры и общины "Бахаи" действуют в
следующих городах России: Екатеринбург, Ижевск,
Краснодар, Красноярск и Красноярский край (Канск,
Шарыпово), Москва, Мурманск, Пермь, Санкт-Петербург,
Челябинск, Чита, Южно-Сахалинск и др. города о.Сахалин
(Холмск), Ярославль и др.
Численность адептов.
Бахаисты утверждают, что во всем мире их
около 4–6 млн. человек, на самом же деле эта цифра
значительно завышена.
Известно, что примерная численность
активных бахаи в Екатеринбурге составляет около 50 (1
зарегистрированная община), на Сахалине около 30
бахаистов, в Челябинске – 45, в Красноярском крае – 70,
Мурманске – 20.
Доктрина
По мнению известного сектолога Уолтера
Мартина, "бахаизм является иранским трансплантантом в
Соединенных Штатах, синкретической религией, нацеленной
на объединение всех вероисповеданий во всемирное
братство и дающей в результате людям право соглашаться
или нет с тем, что в бахаизме считается второстепенными
вопросами, но придерживаться основных великих истин
мировых религий, почитая Баха-Уллу как Мессию нашего
времени" [5].
Адепты культа проповедуют, что "Бахаи"
является независимой религией, а не сектой какой-либо
другой веры. На самом же деле бахаизм – мессианское
ответвление ислама шиитского толка. Провозглашает
принципы и основы Нового мирового Порядка – якобы
Царства Божьего, обещанного Зороастром, Моисеем,
Христом, Мухаммедом.
Как утверждают последователи этой
религии, бахаизм является самой молодой из
самостоятельных мировых религий. Бахаисты считают, что
основатель этой религии Баха-Улла (1817–1892) продолжает
ряд Посланников Бога: Авраама, Моисея, Зороастра, Будды,
Христа, Мухаммеда. Основная мысль учения бахаизма
заключается в том, что человечество едино и настало
время объединения всех людей планеты во всемирное
общество. Баха-Улла писал: "О, противоборствующие народы
и племена земные! Обратите лица свои к единению, и да
озарит вас сияние света его. Соберитесь же воедино и
ради Господа решитесь искоренить то, что служит причиной
раздоров меж вами. Не может быть и тени сомнения в том,
что народы мира всех рас и религий черпают вдохновение
из одного Божественного источника и подвластны единому
Господу" [6].
Жизненно важные принципы для достижения
этого мирового единства:
- признание общего источника и
неопровержимого единства всех основных религий мира;
- самостоятельный поиск истины каждым
верующим;
- отказ от всех видов предрассудков
(расовых, национальных, религиозных, классовых и др.);
- признание того, что истинная религия
всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
- значимость и необходимость всеобщего
образования;
- осуществление равноправия мужчин и
женщин;
- устранение крайних форм бедности и
богатства;
- установление федеральной системы
мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей
безопасности и международной справедливости;
- необходимость для каждого индивидуума
следовать высоким личным моральным принципам;
- всеобщий вспомогательный язык, с
помощью которого люди разных народов свободно смогут
понимать друг друга [7].
Единство религии является одним из
основных принципов веры бахаи. Эта эмблема, используемая
"унитарианскими бахаи", совмещает общий символ веры
бахаи - девятиконечную звезду - с символами девяти
крупнейших мировых религий: даосизм,
ислам, христианство,
иудаизм, зороастризм, джайнизм,
индуизм,
буддизм и сикхизм
Учение бахаи отбрасывает традиционные
представления о Боге и считает всякие попытки описать
Его бесполезными. Считается, что "Бог непознаваем и
непостижим, он выше попыток человека определить Его
телесное существование, Его приход и восхождение, исход
и возвращение" [8].
Говоря о человеке и его предназначении,
бахаи учат, что физическое тело есть форма существования
людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека
– это душа, которая и делает людей отличающимися от
животных. Жизнь в этом мире, по мысли Баха-Уллы, подобна
жизни ребенка во чреве матери: нравственные,
интеллектуальные и духовные качества, которые человек с
помощью Бога воспитывает в себе, будут "органами",
необходимыми для развития его души в мирах за пределами
земного существования. После того, как тело умирает,
душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу
через множество миров или плоскостей существования.
Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных
терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа
остается вдалеке от Бога, и ее существование становится
адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только
через отношения человека с Богом, которые осуществляются
посредством молитв, медитаций, изучения откровений
пророков, моральной самодисциплины и служения
человечеству в той сфере, где каждая личность может
наилучшим образом реализовать свои способности [9].
***
Читайте также по теме:
***
Когда бахаи говорят, что все религии
составляют одно целое, то не имеют в виду, что различные
религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что
существует одна вера, и все посланники Бога раскрывали
ее сущность. Согласно доктрине бахаи: "Для бахаи
индусского происхождения Баха-Улла является новой
инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из
среды христиан, Баха-Улла воплощает обещание Христа
возвратиться "во славе Отца", соединить всех людей,
чтобы были "одна паства и один пастырь" [10].
Насколько отличается бахаистская
религиозная и культурная концепция, можно судить,
например, по бахаистскому календарю, состоящему из 19
месяцев по 19 дней в каждом. Месяцам присвоено название
атрибутов Бога. Например, месяца: Баха (Блеск), Джагал
(Великолепие), Гоул (Речь), Ала (Величественность) и
т.д. [11].
Характеристика
Последователи данного движения называют
себя бахаи или бахаистами.
Молодой торговец Сеид Али Мухаммад,
известный под именем "Баб" (по-арабски "Врата") 23 мая
1844 года в персидском городе Ширазе провозгласил скорое
появление Посланника Бога, "ожидаемого народами мира".
Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба
и использовало свое влияние на правительство для
организации преследования Баба и его приверженцев. 9
июля 1850 г. он был расстрелян в Тебризе. Был казнен
тогда и целый ряд его последователей. Однако смерть Баба
лишь придала уверенности его последователям в
справедливости пророчества Учителя о том, что со
временем появится "Обещанный", который объединит всех
людей и сам будет проявлением единственно истинного и
живого Бога [12, 13]. Современный бахаизм считает, что
пророчество Баба исполнилось в Мирзе Хусейн Али
(1817–1892), которого посвященные чаще зовут
Баха-Аллахом (Баха-Улла). Он признан как пророк,
продолжающий ряд посланников Бога, как избранник Бога и
"Обещанный у всех народов" [14, 15].
В 1863 г. в Багдаде Баха-Улла
провозгласил себя "Тем, о Ком пророчествовал Баб".
Бахаисты также подверглись преследованиям, и более
девяти тысяч их было убито в 1850-х годах. Однако путем
эмиграции в Америку в лице сына Баха-Уллы бахаизм
получил второе рождение. В 1852 г. царское правительство
России предложило убежище Баха-Улле, томившемуся в то
время в тегеранской тюрьме Сиях-Чаль. Когда в Туркестане
была установлена русская администрация, там, начиная с
1882 года, стали селиться первые бахаи – беженцы из
Ирана. Через некоторое время Ашхабад стал настоящим
убежищем для бахаи [16].
Большую роль в проповеди бахаизма сыграл
старший сын Баха- Уллы Аббас Эфенди (1844–1921),
принявший имя Абдул-Баха ("слуга Бахи"). Отправившись в
путешествие по Европе и Америке (1911–1913) и широко
проповедуя учение Баха-Уллы, Абдул-Баха способствовал
распространению новой религии [17]. Впоследствии
Баха-Улла объявил его своим преемником и толкователем
учения [18].
Организация аккредитована при
Экономическом и Социальном Совете и Международном
Детском Фонде ООН в качестве международной
неправительственной организации с консультативным
статусом [19].
У бахаи нет духовенства. В каждой
стране, где существует достаточно большая община бахаи,
раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых
членов общины избирается национальный совет из девяти
членов, называемый Национальным Духовным Собранием. Раз
в девятнадцать дней вся община собирается для
богослужения, совещаний по делам общины и углубления
дружеских взаимоотношений между бахаи [20].
Бахаистские общины возглавляет Всемирный
Дом Справедливости, избираемый в количестве 9 человек на
съезде в г.Хайфе (Израиль) председателями национальных
бахаистских общин. Съезд проходит раз в пять лет, первый
состоялся в 1963 году. Дом справедливости располагается
в резиденции на склоне горы Кармел (Израиль). Он
направляет деятельность Всемирной общины Бахаи, опекает
святые места бахаистов в Акке и Хайфе, связанные с
жизнью Баха-Уллы и Абдул-Бахи [21].
Раз в 5 лет все действительные члены
Национальных Духовных собраний избирают тайным
голосованием членов Международного Собрания – Всемирного
Дома Справедливости.
В структуре Бахаи существует институт
советников ("выдающиеся и преданные бахаи, назначаемые
каждые 5 лет Всемирным Домом Справедливости"). В 1990
году, по данным самих адептов, их было 81. Девять из них
– во Всемирном Центре Бахаи в Хайфе, остальные ведут
работу на разных континентах: 18 – в Африке, 17 – в
Северной и Южной Америке, 18 – в Азии, 9 – в Австралии и
Океании, 10 – в Европе [22].
Каждая континентальная коллегия
советников назначает на пятилетний срок членов
вспомогательных коллегий, помогающих им в работе по
поощрению и выдаче советов местным духовным собраниям и
отдельным бахаи. В 1990 г., по данным последователей
Баха-Уллы, в мире насчитывалось 702 члена
вспомогательных коллегий: 180 – в Африке, 171 – в
Северной и Южной Америке, 216 – в Азии, 63 – в Австралии
и Океании, 72 – в Европе [23].
Храмы, именуемые Домами Преклонения,
открыты для всех народов. Хотя архитектурное решение в
каждом случае свое, общим для Домов Преклонения является
наличие девяти входов и центрального купола,
символизирующего единство и разнообразие человеческого
рода. Культовая практика включает молитвы, медитации,
чтение отрывков из Священных Писаний бахаи и других
мировых религий [24].
Бахаи пропагандируют свой образ жизни:
ежедневные молитвы, участие в мероприятиях совместно с
людьми различных национальностей и социального
положения, отказ от алкоголя и наркотиков, святость
брака [25]. Раз в год, с 2 по 20 марта, бахаи соблюдают
пост, воздерживаясь от приема пищи и питья от восхода
солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе
служения, рассматривается как богослужение
[26].
Крупный центр "Бахаи" строится в
настоящее время на острове Сахалин в г. Южно-Сахалинске.
Цитировано по: Новые религиозные
организации России деструктивного и оккультного
характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород:
Православный миссионерский фонд Русской Православной Церкви,
1997. - 459 с.
Использованная литература
1. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996.
– 286
с.
2. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М. Прусака;
В.В. Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
3. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М. Прусака;
В.В. Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
4. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996. – 286
с.
5. Мартин У.
Царство культов. – Санкт-Петербург: СП "Логос", 1992.
–
352 с.
6. Лайнер Л. Слуги Единого Господа //
Тайная власть. – 1996. – №7.
7. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М. Прусака;
В.В. Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
8. Лайнер Л. Слуги Единого Господа //
Тайная власть. – 1996. – №7.
9. Лайнер Л. Слуги Единого Господа //
Тайная власть. – 1996. – №7.
10. Лайнер Л. Слуги Единого Господа //
Тайная власть. – 1996. – №7.
11. Корнев В. Неизвестная нам религия //
Азия и Африка сегодня. – 1996. – №5. – С.68–71.
12. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
13. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996.
– 286
с.
14. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М. Прусака;
В.В. Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
15. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996.
– 286
с.
16. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
17. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
18. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996.
– 286
с.
19. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
20. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996.
– 286
с.
21. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
22. Корнев В. Неизвестная нам религия //
Азия и Африка сегодня. – 1996. – №5. – С.68–71.
23. Корнев В. Неизвестная нам религия //
Азия и Африка сегодня. – 1996. – №5. – С.68–71.
24. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
25. Религиозные организации Российской
Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака;
В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический
вестник №24. Специальный выпуск. – М.: Республика, 1996.
–
271 с.
26. Религия, свобода совести,
государственно-церковные отношения в России: Справочник
/ Под рук. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 1996. – 286
с.
|