Евтропий, Клеоник и Василиск
Память 22 мая / 4 июня, 3 марта / 16 марта
[греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος]
(† нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22
мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения
о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических
сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG, N 656-656e) и в
различных версиях Мученичества В. (BHG, N 241-241a),
к-рое является продолжением первого (В. был осужден и
предан смерти почти через 2 месяца после казни Е. и К.).
Также существует лат. версия Мученичества В. (BHL, N 1021).
Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Команский (справа). Фреска монастыря Трескавац (Трескавец), Македония. XIV век
Согласно Мученичеству братьев Е. и К.,
они были сослуживцами и родственниками, а В.-
племянником вмч. Феодора Тирона (пам. 17 февр.).
Схваченные вместе с В., они пребывали в темнице в г.
Амасия (ныне Амасья, Турция). В это время туда прибыл
новый правитель Асклипиодот, который вызвал на допрос Е.,
К. и В. После отказа Е. принести жертвы идолам палачи
принялись избивать мучеников воловьими жилами. Во время
пытки Е., К. и В. явился Спаситель с ангелами и вмч.
Феодором Тироном, они утешали их и обещали защиту. Воины
и стоящие поблизости люди также видели Спасителя и в
страхе просили Асклипиодота прекратить пытки. Тогда
правитель велел увести мучеников в темницу и, решив
поговорить с Е. наедине (в синаксарном сказании - с К.
(SynCP. Col. 504)), пригласил его к себе на обед. Обещая
богатства и почести, Асклипиодот предложил Е. публично
принести жертвы языческим богам, а в душе оставаться
христианином. Е. не согласился, и его отправили в
темницу. На следующий день узников привели в языческий
храм для поклонения идолам. По молитве Е., К. и В.
случилось землетрясение и статуя Артемиды рухнула. Тогда
мучеников подвергли новым пыткам: привязав к деревянным
кольям, вбитым в землю, их поливали кипящей смолой,
которая стекала по спинам мучеников, как вода, и обжигала
палачей. Затем тела Е., К. и В. строгали железными
когтями, а раны поливали горчицей и раствором уксуса с
солью. Наконец Асклипиодот повелел распять Е. и К., а В.
оставить в тюрьме, чтобы не исполнилось их желание
пострадать вместе за Христа. После казни Е. и К.
благочестивые жители города, несмотря на запрет
наместника, похоронили останки мучеников за городской
стеной.
Мученичество В. начинается с сообщения о
смерти Асклипиодота и назначении в Амасию нового
правителя Агриппы. Пока Агриппа еще не прибыл в город,
преследования христиан ненадолго прекратились и В. был
отпущен на неск. дней попрощаться с родственниками. В
сопровождении стражников он пришел в родную дер.
Хумиалы, простился с семьей и близкими и наставил их в
христ. вере. Когда Агриппа узнал, что В. отпущен, он
разгневался и приказал воинам доставить мученика в цепях
и медных сапогах с острыми гвоздями внутри в г. Команы.
По пути, в сел. Даки, женщина, по имени Троиана,
пригласила воинов, сопровождавших В., в дом отдохнуть и
поесть. Они приняли ее предложение, а В. привязали к
сухому дереву. По молитве святого сапоги с гвоздями
распались, оковы ослабли, а дерево зазеленело и из того
места, куда капала кровь с его ног, забил источник.
Видевшие это женщина и воины уверовали во Христа. Много
др. чудес сотворил В. по дороге в Команы: исцелил
расслабленного и прокаженного, изгнал нечистых духов и
обратил ко Христу жителей деревень, через к-рые они
проходили. Стадо волов пало ниц перед В. В Команах В.
был отведен в языческий храм Аполлона, где находился
Агриппа. Во время допроса правитель потребовал, чтобы В.
принес жертвы богам. Тот сделал вид, что согласился, но
вместо этого воззвал к Господу, и началось
землетрясение: статуя Аполлона рухнула, а сошедший с
неба огонь сжег храм до основания. После этого Агриппа
решил, что В.- колдун, и приказал отрубить ему голову, а
тело бросить в реку. После казни В. благочестивые жители
Коман выкупили у палачей останки мученика и тайно
похоронили его. Позже над захоронением В. был возведен храм.
Распятие мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска (справа). Фреска
Одна из версий Мученичества В. была
записана мч. Евсигнием (пам. 5 авг.), очевидцем его
страданий, который сопровождал В. в Команы и подробно
описал все чудеса, сотворенные им (BHL, N 1021; ActaSS.
Mart. T. 1. P. 237-241).
Праздник в честь В. совершался в его
мартирии недалеко от Стровилия (SynCP. Col. 702).
В "Церковной истории" Созомена (Sozom.
Hist. eccl. VIII 28), блж. Феодорита Кирского
(Theodoret. Hist. eccl. V 34) и в Житии свт. Иоанна
Златоуста, написанном Георгием I, патриархом
Александрийским (BHG, N 873), упоминается некий мч.
Василиск. В то же время в "Диалоге Палладия, епископа
Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии
блаженного Иоанна, епископа Константинопольского,
Златоуста" рассказывается о некоем Василиске, еп. Коман
и "местном мученике", пострадавшем в Никомидии вместе
с Лукианом († 312), пресв. из Вифинии Антиохийской (пам.
15 окт.). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот
вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на
ночлег в мартирии за городской стеной г. Команы, и
сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а
пресвитеру приказал подготовить место для погребения.
После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с
Василиском (Palladius. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P.
67-68). Большинство исследователей видят ошибку в
сообщении Палладия относительно епископства Василиска и
не отождествляют его с В., пострадавшим с Е. и К.
(Janin. P. 1237; Gordini. P. 55-56).
Помимо общего дня празднования 3
мучеников 3 марта память В. отмечается 22 мая.
Ист.: BHG, N 241-241a, 656-656e; BHL, N
1021; ActaSS. Mart. T. 1. P. 235-241; PG. 117. Р. 366,
469 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 503-506 [3
марта], 699-702 [22 мая]; Delehaye H. Les légendes
grecques des saints militaires. P., 1909. P. 41-42,
202-213; Lüdtke W. Das Martyrium des Basiliscus // ASPh.
1913/1914. Bd. 35. S. 44-51; Halkin F. Deux Passions
inédites des saints Eutrope, Cléonique et Basilisque //
AnBoll. 1986. Vol. 104. P. 17-54; Latyšev. Menol. T. 1.
P. 174-179; Theodoret. Hist. eccl. P.
336; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 4. Σ. 22-23; ЖСв. Март.
С. 65-77; Май. С. 644-658.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т.
2. С. 62, 152; Т. 3. С. 92, 191-192; Εὐτρόπιος // ΘΗΕ.
Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Cleonico, Eutropio e
Basilisco // BiblSS. Vol. 4. P. 54-56; Janin
R. Basiliscus (1, 2) // DHGE. T. 6. P. 1237; Σωφρόνιος
(Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 154; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 3.
Σ. 29-30.
Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий
Память Е., К. и В. отмечается в Типиконе
Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) без
богослужебного последования. В древнейшей сохранившейся
редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском
Типиконе 1034 г.- память Е., К. и В. отсутствует.
В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.
(Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) кратко
перечисляются основные элементы последования Е., К. и
В.: канон авторства Иосифа, 4-го гласа, цикл стихир,
седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г.
(Arranz. Typicon. P. 125), в день памяти Е., К. и В.
совершается служба с "Аллилуия".
Ранние редакции Иерусалимского
устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII
вв.- Lossky. Typicon. P. 195 и Sinait. gr. 1096, XII
в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 41) под 3 марта
упоминают Е., К. и В. без богослужебных указаний. В
первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) в день
памяти Е. содержится указание: "Аллилуия или тропарь",
обозначающее возможность выбора между постовой службой с
пением "Аллилуия" на утрене и службой с "Бог Господь";
указан общий тропарь мученикам Οἱ μάρτυρές σου Κύριε̇.
Согласно первопечатному рус. Типикону 1610 г., 3 марта
совершается служба с "Аллилуия"; последование Е., К. и
В. включает канон 1-го гласа, цикл стихир, седален.
Начиная с издания 1682 г., в рус. Типиконах под 3 марта
появляется указание: "Аллилуия или тропарь" (возможно,
это произошло под влиянием греч. Типикона).
Последование Е., К. и В., содержащееся в
совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы:
в рус. Минеях - канон авторства Иосифа, 1-го гласа
(греч. оригинал см.: AHG. T. 7. P. 42-51), с акростихом
Τριῶν μεγίστων ἆθλα τιμῶ μαρτύρων. ᾿Ιωσήφ в слав. Минее
имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: Σοῦ ἡ
τροπαιοῦχος δεξιὰ̇, нач.: Ταῖς ὑπερκοσμίοις ἀστραπαῖς;
цикл стихир-подобнов; седален. В греч. Минее помещены
общий отпустительный тропарь 4-го гласа Οἱ μάρτυρές σου
Κύριε̇; канон авторства Феофана, 4-го гласа, с
акростихом Τριῶν ᾿Αθλητῶν συμφρόνων μέλπω πόνους (Трех
подвижников единомудренных воспеваю страдания), ирмос:
Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇, нач.: Τῆς θείας
φωτοχυσίας λάμψεσι (Божественного светолития сияниями).
По рукописям известны и др. песнопения в
честь Е., К. и В., отсутствующие в совр. изданиях
богослужебных книг: канон 3-го гласа, без акростиха,
ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇, нач.: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ τῷ
δοξάσαντι τὴν φωτοφόρον σήμερον τῶν ἀθλοφόρων μνήμην
(Воспеваем Господу, прославившему днесь светоносную
память страстотерпцев), канон имеет 2-ю песнь (AHG. T.
7. P. 31-41; этот же канон указан в рукописной слав.
Минее ГИМ. Син. № 172, кон. XIV - нач. XV в.- Горский,
Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89); канон
авторства Георгия, 4-го гласа, с акростихом ῾Ο νικοποιὸς
Χριστὸς αἰνείσθω πόθῳ (Победотворец Христос да воспоется
желанно), ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇, нач.:
῾Ο πάντα τὰ καθ᾿ ἡμᾶς ὡς εὔσπλαγχνος (Все то, что с
нами, яко милосердный) (Ταμεῖον. Σ. 172); седален (AHG.
T. 7. P. 38). В слав. мартовской Минее (РГБ. Троиц. №
541) кон. XVI в., выделяющейся среди сходных рукописей
наличием множества дополнительных песнопений, 3 марта
помещены 2 самогласна на "Господи, воззвах" и на
стиховне утрени, др. седален, светилен.
Память В. также празднуется отдельно от
Е. и К. 22 мая. Типикон Великой ц. IX-XI вв.
(Mateos. Typicon. T. 1. P. 298) упоминает В. под 22 мая
без богослужебного последования. В
Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память В. не
отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской
традиции (напр., ГИМ. Син. № 166 - Горский, Невоструев.
Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 64) приводится последование В.,
содержащее минимальный набор песнопений (канон, цикл
стихир, седален). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI
в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 456) под 22 мая
перечисляются посвященные В. канон авторства Иосифа,
4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир,
седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon.
P. 153) под 22 мая упоминается только имя В. без
богослужебных указаний.
Согласно одной из ранних редакций
Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII
вв.- Lossky. Typicon. P. 153), в день памяти В.
совершается служба с "Аллилуия". Первопечатный греч.
(Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконы также
назначают В. аллилуйную службу. В совр. рус. Типиконе в
день памяти В. присутствует указание: "Аллилуия или
тропарь", предполагающее возможность выбора между
службой с пением "Аллилуия" на утрене и службой с "Бог
Господь" и тропарем В. (указан общий тропарь мученику ,
хотя совр. греч. Типикон, а также совр. греч. и рус.
Минеи не содержат такого указания.
Последование Е. по совр. греч. и рус.
Минеям включает кондак 8-го гласа (только в слав.);
канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального
4-го (т. е. 8-го) гласа (указан уже в Евергетидском
Типиконе), с акростихом Τὸν παμμέγιστον Βασιλίσκον
αἰνέσω, ирмос: ῎Αισμα ἀναπέμψωμεν̇, нач.: Ταύτην τὴν
φαιδράν σου ἐορτην; цикл стихир-подобнов, седален. По
рукописям известен др. канон В., составленный
гимнографом Георгием, 3-го гласа, без акростиха, ирмос:
Τῷ ῥυσαμένῳ τὸν ᾿Ισραήλ̇, нач.: Τῆς βασιλείας τῶν
οὐρανῶν (Царства Небесного) (AHG. T. 9. P. 240-246).
Е.Е. Макаров
Е., К. и В. изображаются в соответствии
с чином святости как мученики: в хитонах и гиматиях или
в воинских одеждах (иногда с таблионом - знаком
воинского отличия), в правой руке крест. Е. обычно
молодой, с темными волосами и короткой бородой, К. и В.
юные, темноволосые, без бороды или с едва проступающей
бородой.
Одно из ранних изображений Е., К. и В.
представлено в Минологии 2-й четв. XI в. (ГИМ. Син.
греч. № 183. Fol. 149r), происходящем из К-поля; в этой
же рукописи помещено отдельное изображение Е. (Fol.
202v). Образы 3 мучеников встречаются в минейных циклах
в росписи ряда храмов: Успения мон-ря Трескавец,
Македония (между 1334 и 1343); Благовещения Пресв.
Богородицы монастыря Грачаница, Косово и Метохия (ок.
1320); Вознесения в Дечанах, Сербия (1348-1350); св.
Апостолов (Св. Спаса) Печской епархии, Косово и Метохия
(1561),- везде в мучении; Е. и В. в ц. свт. Николая в
Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Изображение
Е. и В. присутствует, напр., на годовой минее нач. XIX
в. (УКМ), Е., К. и В.- на мартовской минее нач. XIX в.
(частное собрание, опубл. в кн.: Бенчев И. Иконы св.
покровителей. М., 2007. С. 96, 97, 100).
Е. и В. единолично дважды встречаются в
греко-груз. рукописи (РНБ. О.I.58, XV в.) - оглавно в
медальоне в цикле "Чины святых" (Л. 57 об.- Е. вверху
слева, В.- на том же листе 3-й слева) и в минейной части
- в рост (Л. 102 - Е.; Л. 115 - В.). Единоличное
изображение В. сохранилось в настенных минологиях: на
мозаике ц. вмч. Георгия (Ротонда) в Фессалонике, V в.
(под апр.), в росписи наоса кафоликона Осиос Лукас,
Греция (XIX в.), нартекса ц. Сорока мучеников в
Велико-Тырнове, Болгария (1230), наоса (юж. сторона сев.
нефа) ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония
(1317-1318),- сцена усекновения мечом, а также на
минейных иконах (напр., минея на май, XVI в., ВГИАХМЗ).
В греческом иконописном подлиннике, в "Ерминии"
Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.), в разд. "Как
изображаются страдания мучеников каждого месяца всего
года" (Ч. 3. § 22), под 3 марта объясняется, что Е. надо
писать "кудрявым, с короткой бородою", К.- молодым, "с
едва опушившейся бородою". О В. сказано под 23 мая (Там
же): "Юный, был усечен мечом". Он упомянут и в разд.
"Святые мученики" (Ч. 3. § 10. № 75). Рус. варианты
описания иконописных подлинников более пространны. Так,
в толковой части (Последование церковного пения и собр.
вселетнаго) подлинника сводной редакции (собрание С.
Большакова, XVIII в.) под 3 марта говорится, что Е.
"подобием рус, аки Моисей Боговидец, риза вохра с
белилом, испод лазорь, в правой руке крест, а в левой
меч в ножнах". К. здесь указано писать седым, "борода
Богословля, риза празелень, испод вохра", однако
уточняется, что "в киевских листах напечатан Клеоник
млад, аки Георгий, а Василиск аки Козма с брадою". О В.
сообщено: "Млад аки Димитрий Селунский, риза бакан,
испод лазорь, препоясан ширинкою, с левого плеча спустил
под правой локоть, в правой руке крест". В "Руководстве
к писанию икон святых угодников Божиих" (1910),
составленном В. Д. Фартусовым, рекомендовано, чтобы
одеяние святых соответствовало визант. традиции
изображения воинов (латы, короткая туника, плащ) (Фартусов. Руководство.
С. 198), к описанию облачения В. добавлено упоминание о
"медных сапогах" (Там же. С. 290); допускается
изображение святых с хартией в руке.
Лит.: Ерминия ДФ. С. 165, 208,
211; Большаков. Подлинник иконописный. С. 76-77,
100-101; Фартусов. Руководство; SynCP. P. 170; Миjовић.
Менолог. С. 172, 190, 255, 256, 279, 294, 299,
387; Евсеева. Афонская книга. С. 220, 305; Возрожденные
шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 36. Кат. 59; С. 63.
Кат. 14; Древности мон-рей Афона в России: Кат. выст.
М., 2004. С. 125.
Э. В. Ш.
Православная энциклопедия
***
Молитва мученику Василиску Команскому:
- Молитва мученику Василиску Команскому. Воин, он пострадал за веру в начале
IV века. Один из небесных покровителей воинов и
сотрудников правоохранительных органов. К нему
обращаются за молитвенной помощью для духовной
стойкости и мужественности в испытаниях, гонениях и
для исцелений от болезней
Акафист мученику Василиску Команскому:
Канон мученику Василиску Команскому:
- Канон мученику Василиску Команскому
Житийная и научно-историческая литература о мученике Василиске Команском:
|