Пастух и пастырь
Память: 12 / 25 декабря
То, что святитель Спиридон не похож на
остальных святителей, становится понятно даже после
первого взгляда на его икону. Древние святители чаще
всего изображаются с непокрытой головой. Таков Златоуст,
таков Василий Великий и многие другие.
Святители поздних эпох кроме привычного
архиерейского облачения имеют на голове митры. Митрой
украшен Феодосий Черниговский, Тихон Задонский, Иоасаф
Белгородский. Перечислять можно долго. А вот Спиридон,
современник Николая Чудотворца, не простоволос, но и не
в митре. У него на голове - шапочка из овечьей шерсти.
Пастухом долгие годы был этот удивительный муж, а когда
воля Божия привела его на епископскую кафедру, чтобы
пасти словесных овец Христовых, то образ жизни Спиридон
не поменял. Крестьянская еда, воздержность в быту,
доходящая до бедности, пастушеская шапка - всё это так
не похоже на признаки святительского сана. Зато
внутренние богатства благодати, которые носил в
себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена
пророков Илии и Елисея.
IV век, век жизни святителя, был тем
временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь
стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения,
ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха
требовала богословского подвига и защиты апостольской
веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон
менее всего подходил для этого. Он был молитвенником,
подвижником, праведником, но никак не книжником и не
оратором. Однако святой пошёл на Никейский Собор,
созванный императором Константином по поводу учения
александрийского пресвитера Ария.
![Святитель Спиридон. Фреска, 1546 год. Церкось святителя Николая, Монастырь Ставроникита, Афон](../images/ikons/spiridon_trimifuntskiy-05.jpg)
Святитель
Спиридон. Фреска, 1546 год. Церкось святителя Николая,
Монастырь Ставроникита, Афон
Ересь Ария поколебала вселенную. Этот
священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не
равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Те,
кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие
слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто
слишком доверял своему разуму и логике, подхватили
Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним
знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно
доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за
Истину. Отцы Собора знали, что этот епископ в
пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они
удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но
Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки
кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. Слава
Тебе, Христе Боже! В руках святого старца вспыхнул
огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич,
силою Божией, разложился на свои составные части.
"Смотри, философ, - сказал с
дерзновением Спиридон защитнику арианства, - плинфа
(кирпич) одна, но в ней - три: глина, огонь и вода. Так
и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух".
Против таких доводов должна была умолкнуть земная
мудрость.
Это не единственное чудо святителя, и мы
не случайно упомянули ранее имена Илии и Елисея. Великие
пророки Израиля всем сердцем служили Богу, и Бог
совершал через них удивительные чудеса. Мёртвые
воскресали, прокажённые очищались, Иордан разделялся
надвое, небо заключалось на годы и отказывалось
проливать дождь. Казалось, что Свою власть над
сотворённым миром Господь временами отдавал Своим
избранникам. Третья и четвёртая Книги Царств подробно
рассказывают об этих чудотворцах.
Спиридон был подобен им.
Киприоты-земледельцы были счастливы, имея такого
архиерея, поскольку небо слушалось святого. В случае
засухи молитвы Спиридона приклоняли Бога на милость, и
долгожданный дождь поил землю.
Подобно Елисею, который проверил наличие
на себе духа Илии, разделив воды Иордана (4Цар.2:14), и
святитель повелевал водной стихией. Он шёл однажды в
город, чтобы вступиться за несправедливо обвинённого
знакомого, и разлившийся ручей угрожал преградить ему
дорогу. Святой запретил воде именем Божиим и продолжил
путь.
Неоднократно смерть отдавала свою
добычу, и по молитвам святого воскресали мёртвые.
Нужно заметить, что житие святителя
Спиридона известно нам не полностью, но лишь в небольших
фрагментах. И даже то малое, что известно, поражает
могуществом силы и славы Божией, действовавшей через
этого человека.
Знакомство со святыми и со всем тем
сверхъестественным, что было в их жизни, является
пробным камнем для человеческого сердца. Очевидно, мы не
можем повторить жизнь великих угодников. Но радость о
том, что такие люди есть, и вера в то, что описанные
чудеса действительны, говорит о том, что мы с ними
одного духа. Пусть они, эти святые люди, полны, как
море, а мы - как напёрсток, но и в нас, и в них одна и
та же живая вода. Если же человек скептичен к
слышанному, то вряд ли в его сердце живёт вера в Того,
для Кого нет ничего невозможного.
Илия и Елисей - великие святые, но не их
именем назывались израильтяне. Отец народа и
одновременно отец всех верующих - Авраам. Это его
непостижимая преданность Богу стала основой всей
последующей священной истории. Одной из главных черт,
характеризующих Авраама, было милосердие и
странноприимство. Когда мы говорим о Спиридоне, мы
всегда вспоминаем праотца, поскольку любовью к нищим и
странникам святитель вполне ему уподобился.
Любовь к людям выше чудес. Тот, кто
может открывать нуждающимся вместе с сердцем и кошелёк,
и двери дома, тот - настоящий чудотворец. Бoльших чудес
не надо. А если они и будут, то только при наличии
главного чуда - человеколюбия.
Дом Спиридона Тримифунтского не
закрывался для странников. Из его кладовой любой бедняк
мог взять в долг любое количество пищи. Возвращал долг
бедняк когда мог. Никто не стоял рядом и не
контролировал количество взятого и возвращённого.
Вместе с тем, жестокие и корыстолюбивые
люди в лице Спиридона встречались как бы с Самим Богом,
страшным в Своей справедливости. Житие описывает
несколько случаев, когда святой наказывал и посрамлял
купцов, не стыдившихся наживаться на чужой беде.
Бывает, что человеку нужен не столько
Небесный Отец, сколько Небесный "Дедушка",
снисходительный к ошибкам и позволяющий порезвиться.
Так, современника Спиридона, Николая Чудотворца, с
течением веков переодели в Деда Мороза и приспособили к
разносу подарков. А ведь Николай не только тайком
подарки раздавал. Временами он мог употребить к дерзким
грешникам и власть, и силу. Так было при земной жизни.
Так продолжается и сейчас, когда души праведных
созерцают Христову Славу.
Спиридон добр, как Николай, и как
Николай - строг. Одно не бывает без другого. Умеющий
любить правду умеет и ненавидеть ложь. Человек
неправедно гонимый, человек, чувствующий слабость и
беззащитность, в лице Спиридона может найти сильного
защитника и скорого помощника. Только пусть сам человек,
просящий помощи, не будет несправедлив к ближним,
поскольку у святых Божиих нет лицеприятия.
Среди тех радостей, которые дарит
человеку христианская вера, есть радость обретения
чувства семьи. Верующий никогда не бывает одинок. Вокруг
него всегда - облако свидетелей (Евр.12:1). Жившие в
разные эпохи и в разных местах люди, достигшие Небесного
Иерусалима, составляют ныне церковь первенцев,
написанных на Небесах (Евр.12:23). С любовью наблюдают
они за нами, всегда готовые, в ответ на просьбу, прийти
на помощь.
Один из них - святитель Спиридон,
радость киприотов, керкирская похвала, Вселенской Церкви
драгоценное украшение.
Андрей Ткачев, протоиерей
Спиридон Тримифунтский
***
Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому:
- Молитва святителю Спиридону чудотворцу, епископу
Тримифунтскому. Святитель Спиридон имел такую
чистую и простую веру, что Господь без промедления
отвечал на всякое его прошение. Все житие святителя
поражает удивительной простотой и силой
чудотворения, дарованной ему от Господа. Святому
Спиридону обращаются за помощью в болезни, ему
молятся в затруднениях с жильем, в нищете и прочих
житейских неурядицах, о защите от воров, о даровании
простоты сердца, о вразумлении заблудших, перешедших
в иноверие, о сектантах и оккультистах
Акафист святителю Спиридону Тримифунтскому:
Канон святителю Спиридону Тримифунтскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Спиридоне Тримифунтском:
|