Полное житие святителя Феодосия архиепископа
Черниговского
Память: 5 февраля / 18 февраля, 9 сентября / 22
сентября (Обретение и перенесение мощей)
Имя святителя Феодосия стоит в ряду тех
лиц и имен, кои являются украшением и славой всей Церкви
Российской. Святитель Феодосий был одним из тех
деятелей, которые, "не высокая мудрствующе, но ведущеся
смиренными" (Рим.12:16), успевают сделать и для
общественного блага не менее, чем великие и сильные мира
сего.
Феодосий родился в конце 30-х годов XVII
века в Малороссии, в благочестивой дворянской семье.
Отрок воспитывается сначала дома своими родителями в
страхе Божием и христианском благочестии, а затем в
Киевской Братской Богоявленской школе (в стенах
Киевского Братского монастыря на Подоле, впоследствии
Киевская Духовная Академия). Начальником и руководителем
Киевской Братской школы в то время был "великий столп
церковный", архиепископ Черниговский Лазарь Баранович
(1650–1657 гг.), к которому на всю жизнь свою св.
Феодосий сохранил чувства сыновнего почтения. К
воспитавшей его школе святитель на всю жизнь свою
сохранил глубокую признательность, что и выразил своими
благотворениями Киевскому Братскому монастырю. Память о
такой благотворительности его сохранил для нас синодик
Киевского Выдубицкого монастыря, где сказано о св.
Феодосии, что он был муж "благоразумен и благотворящ
Киевскому Братскому монастырю".
По окончании учения св. Феодосий всю
свою жизнь решился посвятить Богу. И благочестивый
пример родителей, и назидательное руководство
знаменитого учителя, и святость самого места воспитания
– все это содействовало укреплению будущего святителя в
желании доброго жития. Были и другие события, не
прошедшие бесследно в его жизни и определившие по воле
Божией жребий его на земле. Несогласия, нестроения,
которые он видел в это время и среди властей своей
родины, и среди даже их духовных руководителей, побудили
его взять на себя благое иго иноческого подвига; стать в
одежде воина Христова на страже Церкви Христовой и
ратовать с видимыми и невидимыми врагами ее.
Когда и где принял иночество св.
Феодосий, точно неизвестно. Несомненно только, что это
было еще до 1651 года, когда Киевским митрополитом был
Дионисий (Балабан), и совершилось под влиянием Лазаря
Барановича. Преосвященный Лазарь в одном из писем своих
называет святителя Феодосия "овцою Христова стада,
научавшеюся покорности у покорного барана", т. е. самого
Лазаря. Св. Феодосий дает высший обет послушания в
иноческом сане.
Вскоре по принятии им иночества еще он
многочестно трудился некоторое время в звании
архидиакона Киево-Софийского собора и наместника
митрополичьего кафедрального дома.
Киев и Малороссия в это время испытывали
большие бедствия от смут, которые произведены были
противниками Богдана Хмельницкого, противниками
соединения Малой России с Москвой. К несчастью, в этих
смутах приняли самое деятельное участие и высшие
духовные лица того времени. Сам митрополит Дионисий
Балабан перешел на сторону поляков, и временным
блюстителем Киевской митрополии назначен был
Черниговский архиепископ Лазарь Баранович (в октябре
1659 года – здесь и далее даты указаны по ст. ст.).
В это время св. Феодосий был уже в
звании иеромонаха Крупицкого Батуринского монастыря, в
епархии Лазаря. Очевидно, первые подвиги иноческого
жития св. Феодосием совершаются под надзором и
руководством преосвященного Лазаря. Св. Феодосий не идет
за Дионисием к врагам православной веры и народности, а
следует за своим учителем, который хорошо понимал, что
Малороссия может быть счастлива только под защитой
православного русского царя.
Скоро на святого Феодосия возлагается
обязанность высшая – руководить другими в подвигах
иночества. В 1662 году он уже, как свидетельствует
местная Черниговская летопись, состоит в звании игумена
Корсунского монастыря. В следующем, 1663 году, по смерти
митрополита Дионисия, в мае был избран духовенством
Польской Украины на Киевскую митрополитию епископ Иосиф
(Нелюбович-Тукальский). Избрание состоялось в Корсуни
(ныне г. Корсунь-Шевченковский, Черкасской обл.); очень
вероятно, что Корсунский монастырь, управляемый тогда
Феодосием, и был местом избрания нового митрополита.
Как отнесся к этому избранию св.
Феодосий?
Новоизбранный митрополит, "православия
преславный ревнитель, веры святыя восточныя столп
непоколебимый" (так его называет известный писатель того
времени печерский архимандрит Иннокентий Гизель) своею
первоначальною деятельностью в защиту в Литве
православия снискал себе общее сочувствие православных
малороссов. Но его политические убеждения не согласны
были с убеждениями Лазаря, и московское правительство не
согласилось признать его в звании митрополита. Св.
Феодосий предвидел это и, зная, что избрание его породит
новые смуты и раздоры, своего согласия, которое могло
выразиться подписью на избирательном акте, не изъявил.
Несколько позже, состоя уже игуменом
Выдубицкого монастыря, в оправдание свое, по поводу
доноса, сделанного на него епископом Мефодием
(Филимоновичем), добивавшимся митрополичьего звания,
писал киевскому воеводе: "к Тукальскому хотя я и писал,
(но) яко к архиерею, а не (как) митрополиту писал, не
именовал его пастырем своим и благословения от него не
просил есмь ни на какие дела".
В 1664 г. св. Феодосий назначается
игуменом Киевского Выдубицкого монастыря. Сохранилось
несколько сведений о деятельности св. Феодосия как
игумена Выдубицкаго, свидетельствующих о его
попечительности и ревности по устройству дел обители.
Выдубицкий монастырь неоднократно был в руках униатов.
Естественно, что от этого существовали различного рода
нестроения, расстройство внутренних порядков жизни
монастырской и внешнего материального благосостояния
обители. Устроив внутреннюю жизнь обители в духе
строгого православия, св. Феодосий с большою ревностию и
усердием взялся за устройство внешнего ее благополучия.
И благодаря заботам св. Феодосия получается гетманский
универсал, которым утверждаются за монастырем
значительные поместья.
Ревностная заботливость о нуждах обители
вооружила против него иноков соседней Киево-Печерской
Лавры. Печерский архимандрит Иннокентий (Гизель)
вследствие наветов некоторых монастырских управителей
жаловался даже на него местоблюстителю митрополии
Лазарю, который по этому поводу и пишет своему бывшему
ученику увещательные письма. Не без скорби видит
святитель неудовольствие своего учителя и безропотно
переносит испытание, посланное ему Богом, верно исполняя
свой долг. Но Промысл Божий устрояет все к лучшему.
Оправдав себя во мнении своего учителя, св. Феодосий еще
более сблизился с ним. Сам Лазарь обращает теперь
особенное внимание на высокие качества его души и в
письме своем к нему в пророческом духе изъявляет
Феодосию свое желание, чтобы имя его было написано на
небесах.
Любовь и доверие к св. Феодосию владыки
Черниговского все более крепнут и выражаются в том, что
св. Феодосий назначается его наместником по управлению
делами Киевской митрополии. Вместе с тем на св. Феодосия
обращается всеобщее внимание как на человека высоких
совершенств. Именитыми людьми, духовными и светскими, с
этого времени возлагаются на него самые серьезные
поручения в том убеждении, что он с честью и славой для
себя и пользою для самого дела выполнит их. С этого же
времени замечается общее желание видеть его на одном из
лучших мест, где бы он был истинным светильником горящим
и светящим (Ин.5:35).
С 1685 года имя его делается известным в
далекой Москве. На него, как на "заслуженного
малороссийской церкви", возлагается обязанность
(совместно с Переяславским игуменом Иеронимом)
представить в Москве государям (Иоанну и Петру
Алексеевичам) и патриарху прошения от гетмана,
малороссийского духовенства и войсковой старшины об
утверждении в звании Киевского митрополита Луцкого
епископа Гедеона-Святополка, князя Четвертинского.
Посольство увенчалось успехом. Св. Феодосий как
благопопечительный игумен, исполняя возложенное на него
поручение, ходатайствует в Москве об удовлетворении нужд
своей обители.
В 1687 году умирает Елецкий
(Свято-Успенский Елецкий мужской монастырь г. Чернигова;
престол Св. Успенского собора обители находится на месте
явления в 1060 г. (18 февраля н. ст.) Елецкой
чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. – В.)
архимандрит Иоанникий Голятовский, и по желанию
преосвященного Лазаря на его место назначается, после
24-летнего управления Выдубицким монастырем, св.
Феодосий. Назначая св. Феодосия архимандритом Елецким,
преосвященный Лазарь желает иметь ближе к себе своего
ученика и делает его своим помощником, возлагая на него
различные дела по управлению епархией. С этого времени
св. Феодосий делается, так сказать, правою рукою своего
архиепископа и принимает участие во всех выдающихся
церковных событиях того времени.
К этому времени делаются особенно
обостренными отношения между представителями
Великороссийской Московской и Южно-Русской, Киевской
церквей. В Москве смотрят подозрительно на Киев и всю
Южную Русь, готовы обвинить духовных руководителей ее в
приверженности к католичеству и во всяких ересях.
С начала XVII столетия, особенно же со
времени присоединения Малороссии к Москве, проникает в
Москву из Киева и вообще из Западной и Южной России
много выходцев для занятий разных духовных и гражданских
должностей. Некоторые из них являются даже учителями
юношества и руководителями просвещения. На таких
выходцев высшие духовные лица в Москве смотрели довольно
неприязненно. Еще с первой четверти XVII века известный
исторический деятель, келарь Авраамий Палицын писал:
"пришельцы из Северских и польских городов навыкли от
многих еретиков, в Украине живущих, их злым нравом и
обычаем и в их веру еретическую мнози приступивше от
неведения и во всем с ними закон держаша" (Сказание об
осаде Троицкого монастыря, 45 с.). Странными и
еретическими казались Москве многие церковные обряды и
обычаи киевские. Ревнителей московской старины смущала
разница строя московской и малорусской жизни и сильная
польская окраска последней. Смущало и то, что
православные южнорусские архипастыри получали свое
образование в западных иезуитских школах. И некоторые из
иерархов иногда действительно высказывали частные мнения
не в строго православном духе.
И вот вскоре после того, как св.
Феодосий стал архимандритом Елецкого монастыря, в
Чернигове получается грамота патриарха Иоакима (29 марта
1688 г.) на имя преосвященного Лазаря. Целью грамоты
было "известитися, аще (православные южной России) во
всем согласны суть святей восточней церкви". В грамоте
затронут был собственно один важный по тому времени
вопрос: какого мнения преосвященный Лазарь о
Флорентийском соборе, "коея ради вины оный собор бысть и
каковым обычаем начася", писалось в грамоте. В таком же
смысле была патриаршая грамота и Киевскому митрополиту
Гедеону.
В Киеве для ответа патриарху созывается
собор из представителей высшего духовенства, и одному из
участников его, игумену Кирилловского монастыря, дается
поручение списаться с Черниговским архимандритом
Феодосием (Углицким), чтобы узнать мнение Черниговского
архипастыря, столпа церковного, по данному вопросу.
Св. Феодосий в своем ответе исполняет
обращенную к нему просьбу и вместе с тем, по поручению и
просьбе православных участников сбора, составляет
ответную патриарху грамоту "доводне показуючи, (что) не
имеет быти той собор (Флорен.) законным каноническим
собором" и проч. Строго православный взгляд
Черниговского архиепископа и его ближайшего сотрудника
должен был служить оправданием для всей Южно-Русской
церкви. Но в Москве пока не удовлетворяются ни ответной
грамотой митрополита (составленной Феодосием), ни
ответной грамотой преосвященного Лазаря. В сентябре 1688
года и в марте 1689 года получается еще две грамоты, в
которых патриарх Иоаким предлагает православным
малороссам изложить свое мнение о времени
пресуществления Св. Даров.
Ответ на первую из них преосвященный
Лазарь посылает (4 февраля 1689 года) с своим
архимандритом Феодосием Углицким. Здесь преосвященный
Лазарь, высказывая свой православный взгляд по данному
вопросу, выражает в то же время полную готовность "поучитися
от всесвятейшего патриарха" и обещает "послушание церкви
Божией и вере святой". Важность поручения, возложенного
на св. Феодосия, очевидна. Он должен был изустно
выяснить в Москве те неясности, которые были причиною
недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем
поручение, данное св. Феодосию, должно было указать на
него как на лицо особенно доверенное, заслуживающее
особенного внимания со стороны патриарха и московского
правительства. Преосвященный Лазарь намеренно выдвигает
своего достойного сотрудника, чтобы он стал известен в
Москве как достойнейший к занятию высшей духовной
должности.
В 1690 году умирает митрополит Гедеон, и
архимандрит Феодосий представляется в числе других лиц
как достойный высокого звания – Киевского митрополита.
По избрании на этот высокий пост Печерского архимандрита
Варлаама (Ясинскаго), св. Феодосий представляется также
и на его место. Но Промысл Божий судил иначе. Св.
Феодосию готовится Господом высокое положение в
Чернигов. Здесь-то он, по воле Божией, и должен был
светить светом своих добродетелей и предстательствовать
за врученную ему Богом паству, и, не при жизни своей
только, в бескровной жертве Господу, но и по смерти, как
избранный раб Божий, вошедший в радость Господа своего.
Когда св. Феодосий был поставлен Елецким
архимандритом, Лазарю в это время было уже около 70 лет,
– годы преклонные, особенно для человека такой трудовой
жизни и разнообразной деятельности, какую вел
преосвященный Лазарь. Удрученный годами престарелый
иерарх обращается к Московскому патриарху с просьбой об
утверждении архимандрита Феодосия помощником своим по
управлению епархией.
Феодосий уже известен был в Москве как
высоко преосвященный и благопопечительный сотрудник
своего архиепископа; слава о его добродетельной жизни
также достигла до Москвы, и патриарх, соглашаясь
исполнить просьбу Лазаря, в ответной грамоте ему вот
какое мнение высказывает о достоинствах св. Феодосия:
"Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия
и о том, что, по управлению епархией Черниговской, он
способный и послушный помощник преосвященному
архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в
делах и в отношении нашей верности возлюбленный сын.
Потому верность наша благословляет его, архимандрита,
имеет попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему
архиепископом, исполнять благочестиво, о имени Господа и
угождать архиепископу, как старцу, в духе послушания
Христова. Если, творя доброе, окажется он терпеливым в
перенесении скорбей случайных и в исполнении должности
явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит
и высшее достоинство после архиепископа". Нужно ли
говорить о том, что святитель вполне оправдал те
ожидания, которые высказываются в грамоте патриарха.
Но св. Феодосий, состоя сотрудником и
помощником преосвященного Лазаря, не оставляет и своих
прежних обязанностей. С усердием заботится он о
благосостоянии своей обители, которая и обогащается
значительным даром гетмана, подарившего обители село
Мощонку в виде особенного исключения, сделанного из
уважения к высоким достоинствам Елецкого архимандрита.
В 1692 году преосвященный Лазарь пожелал
еще при жизни своей видеть своего помощника в высшем
святительском сане, чтобы он мог вполне помогать ему при
жизни и быть достойным ему преемником по его смерти. В
то время существовал в Малороссии обычай поставлять
известное лицо в сан святительский не иначе, как с
согласия на то представителей духовенства и именитых
людей, входивших в состав его будущей паствы. По
предложению гетмана все единогласно выразили желание
видеть Феодосия в сане святительском.
От лица народа было послано
преосвященным Лазарем и гетманом прошение о нем царю
(Петру I) и патриарху. В этом прошении они указывали на
высокие достоинства будущего святителя. "Пречестный
архимандрит, – писали они, – муж благий, украшенный
добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых
лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха
Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к
церковному благолепию, способен управлять домом кафедры
и епархиею Черниговскою".
11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив
клятвенное обещание, собственноручно подписанное,
"Господину святейшему кир Адриану, архиепископу
Московскому и всея России и всех северных стран
патриарху", был наречен архиепископом Чернигова и
Новгородка (Новгород-Северска), а 13 сентября был
посвящен в святительский сан.
По рукоположении святитель Феодосий
просил царя в подтверждение его святительских прав дать
ему царскую напрестольную грамоту, которая и была выдана
ему 28 сентября за подписью думного дьяка. В этой
грамоте, подтверждающей права Черниговских
архиепископов, предоставляется св. Феодосию право
первенства между российскими иерархами, согласно данному
при наречении клятвенному обещанию, указывается ему
зависимость не от Киевского митрополита, а от
Московского патриарха. Как первенствующий между
российскими иерархами, новый Черниговский святитель
получает право совершать богослужение в саккосе.
Около трех месяцев пробыл святитель
Феодосий в Москве.
Возвратившись в Чернигов, он управляет
делами епархии, не оставляя и управления Елецким
монастырем: состоит он "коадъютором" Черниговского
архиепископа и вместе с тем архимандритом Елецкого
монастыря.
По-прежнему, и до конца дней
преосвященного Лазаря, св. Феодосий сохраняет сыновнее
почтение к покровителю своему и учителю.
Но недолго черниговская паства утешалась
духовной радостию видеть предстоящими у Престола Божия
двух святителей. 3 сентября 1693 года мирно отошел к
Господу 73-х летний старец преосвященный Лазарь, этот,
по словам царя Алексия Михайловича, "радетельный о благе
святой церкви пастырь". Кончина его произвела глубокую
скорбь во всей многолюдной пастве и особенно в любившем
его, как сын отца своего, святителе Феодосии. Все
спешили отдать почившему последний долг молитвами у его
гроба. Трогательный чин погребения совершил над ним
святитель Феодосий с сонмом черниговского и прибывшего
из других мест духовенства. Святитель Феодосий послал в
Москву к царю и патриарху иеромонаха Пахомия с известием
о печальном событии, постигшем Черниговскую епархию.
Послал царю донесение также и гетман. В нем он изъявлял
перед царем свою скорбь о потере, постигшей Чернигов, и
вместе с тем высказывал утешение, что почившему Лазарю
наследует достойный архипастырь, который "своими
добротами может украсить Церковь".
И царь, и патриарх почтили св. Феодосия
своими грамотами, обещая ему свои милости. Вместе с тем
ему через иеромонаха Пахомия была послана ставленная
грамота и патриаршее наставление устроять дела во
спасение паствы.
Святитель Феодосий в сердце своем
запечатлел благочестивые наставления святейшего
патриарха и во все время своей жизни стремился к тому,
чтобы осуществить их на деле. Еще в сане игумена и
архимандрита он явил особую доброту души своей, чем
привлек к себе всеобщую любовь и благорасположение. Еще
в сане игумена он прилагал особенные заботы о спасении
вверенных ему чад, заботясь о построении святых обителей
(например, в 1680 году на земле, принадлежавшей
Выдубицкому монастырю, близ города Мозыря устроил скит).
Теперь же круг деятельности его еще более расширился. Он
особенно заботился во вверенной ему пастве развить
горячую любовь к Богу и ревность о спасении душ, которою
горела святая душа его. Руководя всех ко спасению и за
всех предстательствуя пред Престолом Всевышнего, он
особенно заботится о развитии жизни подвижнической. Он
не только поддерживает существующие монастыри и
благоустрояет их, но и старается об учреждении новых
обителей.
Так, 11 октября 1693 года он дает одной
благородной вдове, Марии Сулимовой, свой пастырский
лист, которым благословляется учреждение женского
Печеницкого монастыря. В следующем году по благословению
св. Феодосия основывается еще один монастырь в двух
верстах от Любеча, родины преподобного Антония,
учредителя монашеского жития на Руси.
Осталось также от времени управления св.
Феодосием Черниговской епархией несколько письменных
известий, из которых видна его заботливость о
благосостоянии своих пасомых. Из этих известий видно,
что св. Феодосий был пастырь ревностный, в высшей
степени справедливый и миролюбивый, любвеобильный и
нежный в родственной среде, чрезвычайно внимательный и к
нуждам других. Слава о нем пронеслась далеко за пределы
его паствы. В самой Москве имя его произносилось с
особым уважением. Сам патриарх в служении св. Феодосия в
церкви Черниговской видел особый Промысл Божий,
благотворящий черниговской пастве. Еще при жизни его шли
к нему из далеких мест люди, обездоленные судьбою,
истомленные борьбою с житейскими невзгодами, и святитель
Божий оказывал им свое покровительство и защиту.
Так, в 1694 г. некто Доминик Полубенский
(католик) обращается к нему письменно с просьбой помочь
ему перейти в подданство царей московских, чтобы иметь
затем возможность обратиться к дедовской православной
вере своих предков. Святитель оказал ему полное свое
содействие, и Полубенский стал православным и поданным
Русского государства. Вот и все, или почти все, что
современниками оставлено для нас о святителе Феодосие.
1696 год был последним годом земной
жизни святителя. Мирно почив о Господе, святитель возлег
своим нетленным телом у входа своего кафедрального храма
(Прим.: в то время – Борисоглебский собор. – В.), на
страже вечного спасения своей паствы.
Святитель Феодосий, пастырь при жизни
своей, по блаженном преставлении своем не только не
оставил своей паствы, но, как истинный угодник Божий,
стал небесным покровителем ее в обильных чудесных
исцелениях, низводя благодать Божию на всех, с верою
притекающих к нему.
Двести лет почивали в пещере
Борисоглебского Черниговского собора нетленные мощи
святителя. Общее убеждение православной паствы его давно
видело в них великую святыню не Чернигова только, но и
всей земли Русской, а в самом святителе с первых дней по
преставлении его видело угодника Божия, преудобренного
архиерея, яко Ангела восхищенна на небо, в Серафимской
пастве пребывающего. Из разных весьма отдаленных мест
стекались к нему богомольцы с упованием на молитвенное
ходатайство его пред Богом.
Двухсотлетний период со дня блаженной
кончины святителя богат многочастными и многообразными
знамениями и чудесами, которыми сам Господь
засвидетельствовал святость мощей своего угодника:
исцеления расслабленных, глухих, немых, слепых, есть
такие, относительно которых даже иноверцы и инославные,
с презрением ко всему православному относящиеся, прямо
говорили: это истинное чудо.
Многочисленные проявления милости Божией
в чудесных исцелениях по молитвенном призывании
благодатной помощи святителя Феодосия, из которых
многие, совершившиеся в близкое к нам время, тщательно,
по поручению Св. Синода, обследованы, а также сохранение
нетленным тела его, послужили основанием горячо
желанному и давно жданному определению Св. Синода: "Во
блаженной памяти почившего Феодосия, архиепископа
Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию
Божиею православленных, и нетленное тело его признать
святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и
в день открытия мощей святителя (Прим.: т.е.
соответственно 18 февраля и 22 сентября н. ст. – В.), а
для торжества открытия мощей святителя, во исполнение
ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II,
назначить 9 день сентября текущего 1896 года". (Прим.:
Святитель Феодосий Черниговский был первым святым,
прославленным в царствование царя-страстотерпца Николая
II. – В.)
Дивное торжество это совершилось, и
ознаменовано было оно новыми чудесами от мощей св.
угодника Божия. И теперь Господь Бог, дивный во святых
Своих, неоскудеваемо и преизобильно творит чудеса и
являет благодеяния предстательством святителя Феодосия с
верою притекающим к его святым мощам в тяжких и
неизлечимых болезнях, в трудных обстоятельствах жизни, в
душевных скорбях и нуждах житейских.
С разных концов шлет Святая Русь чад
своих в старинный наш Чернигов. Отныне он славен не
только славною стариною своею, но и своею великою
святынею для Святой Руси – мощами святителя Феодосия,
Черниговского чудотворца.
Цитируется по:
"Картины церковной
жизни Черниговской Епархiи
изъ IX вековой ея исторiи",
ФЛГ "С. В. Кульженко". - Киев, 1911.
***
Молитва святителю Феодосию Черниговскому:
- Молитва святителю Феодосию Черниговскому.
Ученый аскет, разумный управитель. Справедливость в
отношении к духовенству и пастве, сострадание,
снисходительность и миролюбие были отличительными
чертами святителя Феодосия Черниговского. Еще
большую славу святитель снискал после своей смерти
многими знамениями и чудесами, исцеления от молитв
перед его мощами расслабленных, глухих, немых, слепых и иных немощных
Акафист святителю Феодосию Черниговскому:
Канон святителю Феодосию Черниговскому:
Житийная и научно-историческая литература о святителе Феодосие Черниговском:
|