Преподобный Авраамий Смоленский
Память: седьмая неделя (воскресенье) по
Пятидесятнице (Собор Смоленских святых), 21 августа / 3
сентября
Преподобный Авраамий Смоленский. Икона
Первый игум. смоленского Авраамиева
монастыря в честь Положения ризы Богородицы во Влахерне,
подвизался в посл. четв. XII - 1-й четв. XIII в. Все
сведения об Араамии Смоленском содержатся в житии,
написанном его учеником Ефремом вскоре после кончины
преподобного. Согласно житию, Авраамий Смоленский был из
числа приближенных смоленского князя, очевидно Романа
Ростиславича (1159-1180, с перерывами). После смерти
родителей Авраамий Смоленский принял монашество в
Успенском мон-ре на Селище под Смоленском, где по
настоянию игумена был рукоположен во иеромонаха при
"князе Мстиславе Смоленском и всея Рускыа" (вероятно,
Мстиславе Романовиче, занимавшем смоленский стол в
1197-1214 гг.; усматривать здесь указание на киевское
княжение Мстислава Романовича в 1214-1223 гг.
затруднительно по хронологическим соображениям). Уже
здесь Авраамий Смоленский прославился не только
иноческими подвигами и неутомимой пастырской
деятельностью, но и необыкновенной начитанностью,
сочетавшейся с собственноручным переписыванием книг.
Проповеди Авраамия Смоленского пользовались большим
успехом и, очевидно, отличались суровой аскетической
направленностью, чем, по-видимому, объясняется острейший
конфликт, в к-ром Авраамий Смоленский оказался
практически со всем духовенством Смоленска, включая и еп.
Игнатия. Судя по всему, священноначалие было смущено
атмосферой нек-рой экзальтации вокруг преподобного,
к-рого многие "пророком нарицающе". В этой связи
показательны сюжеты икон, собственноручно написанных
Авраамием Смоленским: "Страшный Суд Второго пришествия"
и "Испытание воздушных мытарств" (не сохранились);
вероятна принадлежность перу Авраамию Смоленскому "Слова
о небесных силах... и о исходе души". Игумен запретил
Авраамию Смоленскому проповедовать ("ты же престани
уча"), после чего тот был вынужден сначала удалиться в
смоленский Крестовоздвиженский мон-рь, а затем был даже
подвергнут публичному суду епископа и, несмотря на
оправдание князем, запрещен в служении и возвращен в
пригородную обитель на Селище. Характерны выдвинутые
против Авраамия Смоленского обвинения в ереси и чтении
отреченных писаний ("глубинныя книгы почитаеть").
Несмотря на то что среди смоленского клира у Авраамия
Смоленского были свои сторонники (напр., свящ. Лазарь,
буд. еп. Смоленский), запрещение было снято и
продолжавшиеся 5 лет гонения на Авраамия Смоленского
прекращены только после того, как по молитве
преподобного в городе прекратилось "бездождье велико". В
дальнейшем Ефрем подчеркивает "любовь", установившуюся
между Авраамием Смоленским и еп. Игнатием, к-рый поручил
преподобному игуменство в собственной ктиторее -
Ризоположенском мон-ре, отличавшемся благодаря усилиям
Авраамия Смоленского не только богатством убранства, но
и строгостью при приеме иноков. В отличие от времени
гонений годы игуменства Авраамия Смоленского
представлены в житии бегло. Год преставления Авраамия
Смоленского неизвестен, сообщается только, что он "подвизася
лет 50". По одним сведениям, в кон. XIX в. мощи Авраамия
Смоленского находились под спудом в Введенской ц.
Авраамиева монастыря (В. В. Зверинский, архиеп. Сергий
(Спасский)). По др. сведениям, после захвата Смоленска
поляками в 1611 г. мощи Авраамия Смоленского были
сокрыты и местонахождение их неизвестно (Н. А.
Мурзакевич). Житие Авраамия Смоленского, написанное,
вероятно, в первые годы монголо-татар. нашествия, и
наличие созданной примерно тогда же службы
свидетельствуют о местном почитании преподобного, память
праздновалась в день успения святого - 21 авг. Общерус.
празднование Авраамия Смоленского установлено Собором
1549 г. Служба преподобному полиелейная; общецерковное
празднование, предписываемое совр. Типиконом,-
славословие.
Преподобные Авраамий, Игнатий и Ефрем Смоленские. Икона, Спасо-Преображенский
Авраамиев монастырь, г. Смоленск
В текстах иконописных подлинников облик
Авраамия Смоленского сравнивается со свт. Василием
Великим или ап. Андреем Первозванным: "Подобием стар,
сед исчерна, главою плешив, брада аки Василия Великаго,
покороче мало и не раздвоилась, ризы преподобническия",
XVIII в. (Филимонов. С. 425-426); "стар, сед, власы
толсты, аки Андрея Первозванного, брада шире Власиевы, а
не раздвоилась" (БАН. Строг. собр. № 66. Л. 138. 21
авг., кон. XVIII в.). Авраамий Смоленский изображен,
напр., на поле московской иконы св. Иоанна Предтечи с
житием (1-й пол. XVII в., ГТГ), Смоленской иконы Божией
Матери с избранными святыми на полях (3-я четв. XVII в.,
ГИМ) из Новодевичьего монастыря в Москве.
А. В. Назаренко
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Авраамию Смоленскому:
- Молитва преподобному Авраамию Смоленскому. Преподобный Авраамий - образец
просвещенного монаха, который сочетал аскетические
подвиги с любовью к Священному Писанию и христианской
литературы. Чудотворец, переписчик книг, талантливый проповедник и
просветитель. Претерпел клевету и гонения от
завистливого духовенства. К нему обращаются
в молитве за ободрением и помощью
при клевете и гонениях. Авраамий Смоленский - покровитель
миссионеров, преподавателей и проповедников.
Акафист преподобному Авраамию Смоленскому:
Канон преподобному Авраамию Смоленскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Авраамии Смоленском:
|