Преподобный Авраамий Ростовский
Память: 21 мая / 3 июня (Собор Карельских святых),
23 мая / 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых),
десятая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор
Валаамских святых), 29 октября / 11 ноября
Основатель Авраамиева ростовского в
честь Богоявления монастыря - первого монастыря в Сев.-Вост.
Руси. Согласно житию, Авраамий Ростовский чудесным
образом получил от ап. Иоанна Богослова жезл, которым
сокрушил чудского каменного идола Велеса. На месте, где
стоял истукан, преподобный построил монастырь. Митрополит
Макарий Булгаков определял время подвигов святого
первыми десятилетиями существования христианства на
Руси, В.О. Ключевский - 1073-1077 гг., А.А. Титов - XI
- нач. XII в., Е.Е. Голубинский и А.П. Кадлубовский,
не считавшие Авраамия Ростовского основателем
Богоявленского монастыря,- XIV в. Эти разногласия порождены
многочисленными противоречиями в тексте жития
преподобного.
Преподобный Авраамий Ростовский с житием. Икона, середина XVII в.
Митр. Макарий Булгаков выделил 3
редакции жития Авраамия Ростовского, впоследствии подробно
рассмотренные Ключевским. Редакции различаются, прежде
всего, в описании жизни Авраамия Ростовского до его
прихода в Ростов. В 1-й редакции подробно изложены 2
эпизода: сокрушение преподобным идола и борьба святого с
бесом. Древнейшие списки 1-й редакции восходят к кон. XV
в., на ее основе была составлена проложная память. 2-я
редакция, мало распространенная и известная по спискам
XVI-XVII вв., содержит обстоятельный рассказ о юных
годах Авраамия Ростовского: названо место его рождения -
г. Чухлома, рассказано о путешествии в Новгород, о том,
что святой крестился и принял монашеский постриг на
Валааме. Исследователи предполагают влияние на эту
редакцию жития прп. Авраамия Галичского. По мнению Т. В.
Буланиной, создание 3-й редакции можно отнести к сер.
XVII в. В ее основе лежит 2-я редакция, дополненная
житийными подробностями: языческое имя Авраамия
Ростовского - Иверк, в Крещении он был назван Аверкием,
мощи Авраамия Ростовского были обретены 29 окт. 1210 г.
Общецерковная канонизация Авраамия
Ростовского состоялась, по предположению Голубинского,
уже ко времени Макарьевских Соборов 1547-1549 гг.
(Голубинский. История канонизации. С. 82-83). Служба
Авраамия Ростовского, составленная по подобию службы прп.
Сергию Радонежскому, впервые встречается в рукописном
сборнике XV в. (РГБ. Троиц. № 617. Л. 33-43об.). Мощи
Авраамия Ростовского почивали в Богоявленском соборе
Авраамиева монастыря, при гробе хранилась "архимандричья
шапка" и крест от пастырского посоха. Жезл Авраамия
Ростовского, которым он, по преданию, сокрушил языческого
идола, был взят из монастыря царем Иоанном IV Васильевичем
Грозным в 1553 г. Хранящийся в Ростовском музее медный
крест (XIV в.) является копией-отливкой древнего креста,
венчавшего этот жезл, предположительно (на основании
анализа рельефных изображений) выполненного в кон. XII -
нач. XIII в. слав. мастером визант. круга. Позднее крест
Авраамия Ростовского воспроизводился в многочисленных
повторениях, особенно в XVIII-XIX вв.
Рака с мощами преподобного Авраамия Ростовского
В 1928 г. мощи святого были переданы в
Ростовский музей. В 1991 г., когда в Ростове был открыт
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, мощи святого были
возвращены РПЦ и помещены в этом монастыре.
Иконография
Наиболее ранние сохранившиеся
изображения Авраамия Ростовского относятся к сер. XVI в.
На иконографию Авраамия Ростовского, очевидно, оказала
влияние служба святому, составленная на основе службы
прп. Сергию Радонежскому; прием подобия и равночестности
Авраамия Ростовского прп. Сергию определяет его
изображение, напр. на иконах "Преподобный Сергий
Радонежский и Ростовские чудотворцы", 40-е гг. XVI в. (ГМЗРК)
(фигуры прп. Сергия и Авраамия Ростовского фланкируют
центральную группу святителей); "Воздвижение Креста,
Покров, избранные святые" мастера Д. И. Усова, 1565 г. (ГТГ);
новгородской таблетке с изображением святых Иоанна
(Рыльского?), Авраамия Ростовского и Александра
Невского, сер. XVI в. (НГОМЗ). Этот ставший традиционным
тип облика Авраамия Ростовского сохранялся и в более
поздних памятниках, вплоть до XX в. ("Богоматерь
Боголюбская с избранными святыми", кон. XVI - нач. XVII
в. (ГРМ); "Воскресение Христово с избранными святыми",
1729 г. (ГМЗРК) и др.). Уподобление прп. Сергию
прослеживается и в описаниях Авраамия Ростовского в
иконописных подлинниках: "Власы наджолты, толсты, брада
аки Сергиева, а ризы преподобническия, испод дичь" (БАН.
Строг. № 66. Л. 48об., кон. XVIII в.).
Особый иконографический тип представлен
в шитых покровах на раку Авраамия Ростовского: сер. XVI
в. из мастерской царицы Анастасии Романовны, вклад царя
Иоанна IV в Авраамиев монастырь (ГМЗРК); 1592 г.
(местонахождение неизвестно); 1642-1649 гг. из
строгановских мастерских (ГМЗРК). Изображение святого
отличается яркой индивидуальной характеристикой: седые
волосы, широкая борода, близко посаженные к переносице
глаза, густые и резко очерченные брови.
Явление апостола Иоанна Богослова преподобному Авраамию Ростовскому с житием преподобного. Икона, 1-я треть XVIII в.
Сохранились 2 житийные иконы Авраамия
Ростовского: сер. XVII в. (ГМЗРК) - в среднике святой
представлен попирающим крестом беса; состав клейм
соответствует тексту жития 1-й редакции. На иконе 1-й
трети XVIII в. (ГМЗРК) сюжеты клейм с деяниями Авраамия
Ростовского и надписи восходят к житию 3-й редакции, в
среднике помещен сюжет "Явление апостола Иоанна
Богослова Авраамию Ростовскому на реке Ишня близ
Ростова", ставший затем особым иконографическим изводом
и получивший распространение в различных видах искусства
(лицевое шитье, финифть). В подобных композициях, где ап.
Иоанн передает Авраамия Ростовского принесенный из
Царьграда жезл, подчеркивается просветительская миссия
Авраамия Ростовского. В службе и акафисте подвиги
Авраамия Ростовского сравниваются с апостольскими: "Тебя
хвалим сотворившего дело равноапостольного".
Фресковые изображения с образом Авраамия
Ростовского. находятся в центральной апсиде
Благовещенского собора Московского Кремля (1547), в ц.
ап. Иоанна Богослова в Ростовском кремле (1683 г.,
житийный цикл).
А. Л. Третьякова
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Авраамию Ростовскому:
- Молитва преподобному Авраамию Ростовскому.
Преподобный Авраамий известен своей верой, борьбой с
языческим лжеверием и заблуждениями. Аскет,
молитвенник, миссионер, просветитель ростовчан. К
нему обращаются в молитве за помощью миссионеры и
катехизаторы, монахи, его просят во вразумлении
людей, находящихся с сектах и неоязычестве.
Акафист преподобному Авраамию Ростовскому:
Канон преподобному Авраамию Ростовскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Авраамии Ростовском:
|