Апостол Варфоломей
Память: 11 / 24 июня, 30 июня / 30 июля (Собор
славных и всехвальных 12-ти апостолов), 25 августа / 7
сентября (Перенесение мощей)
В Новом Завете Варфоломей упоминается
только в 4 списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф. 10:3;
Мк. 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13). "Варфоломей", вероятно,
является распространенным арам. патрономическим именем
(отчеством) - "сын Фалмая" или "сын Толомея".
Апостол Варфоломей. Икона
Ставшее традиц. отождествление
Варфоломейя с ап. Нафанаилом (Ин. 1:45-51) аргументируют
болландисты, ссылаясь на отцов и учителей Церкви, хотя,
напр., блж. Августин выступал против их отождествления.
В. и ап. Нафанаила отождествляют,
основываясь на том, что имя Варфоломея приводится в
списках апостолов синоптических евангелий, тогда как
евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о к-ром
синоптические Евангелия не упоминают. в евангельских
списках апостолов, где имена приводятся попарно,
Варфоломей стоит рядом с ап. Филиппом, что позволяет
сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин
1:43-48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает
Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила
очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на
Тивериадском оз., т. к. и все др. ученики, свидетели
этого чуда, - апостолы (Ин. 21:1-14). Наконец, поскольку
Варфоломей - патрономическое имя апостола, допустимо,
что он мог иметь и др. имя, Нафанаил (арам. Натанаэл),
тогда полное арам. имя Варфоломея Натанаэл бар Толами.
Визант. агиографическая традиция или
рассматривала ап. Нафанаила (пам. 22 апр.) как отдельное
лицо, или отождествляла его с ап. Симоном Зилотом.
Визант. традиция, отождествляющая ап. Нафанаила с ап.
Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих
Церквей. В новейших трудах греч. агиографы либо
склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и
Нафанаила, либо приводят обе версии: отождествление
Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом. РПЦ в XIX
в. еще безусловно следовала греч. Традиции, но уже при
издании "Житий святых, изложенных по руководству Четьих
Миней свт. Димитрия Ростовского...", их комментатор
видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя
упоминает и др. мнения (идентификация Нафанаила с
Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов).
О жизни Варфоломея Свящ. Писание не
сообщает ничего определенного. О Нафанаиле же
(Варфоломее - с т. зр., их отождествляющей) известно со
слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской
(Ин. 21:2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп,
Андрей и Петр) нашли Мессию - Иисуса, "Того, о Котором
писали Моисей в законе и пророки" (Ин. 1:45-46).
Нафанаил, однако, сначала выразил нек-рое недоверие
этому сообщению: "...из Назарета может ли быть что
доброе?" Его неверие, вероятно, объясняется бытовавшим
среди иудеев представлением, согласно к-рому Мессия не
может прийти из Галилеи (Ин. 7:40-44). Нафанаил, видимо,
хорошо знал Писание, это подтверждает и сообщение
евангелиста, что он сидел под смоковницей, когда его
позвал Филипп: в раввинистической лит-ре место под
смоковницей часто представлялось как наиболее удобное
для бесед раввинов о смысле Писания. Истинный
израильтянин, "в котором нет лукавства", Нафанаил в
результате исповедовал мессианство Иисуса: "Равви! Ты
Сын Божий, Ты Царь Израилев". Иисус в ответ на эти слова
обещал, что он увидит еще большие свидетельства тому -
"небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих
к Сыну Человеческому" (Ин. 1:51).
Проповедь
Согласно апокрифическим "Деяниям ап.
Фомы", В. был среди 11 апостолов, бросивших жребий и
получивших каждый свою часть ойкумены для миссионерской
проповеди. Он проповедовал в М. Азии (вместе с ап.
Филиппом - во Фригии и Ликаонии), Месопотамии, Парфии
(Персии) и Индии ("Мученичество ап. Варфоломея"), под
к-рой одни авторы подразумевали Эфиопию (Руфин
Аквилейский, Сократ Схоластик), а др.- Аравию
Счастливую. Однако в сочинениях Евсевия и блж. Иеронима
речь идет именно об Индии, где Варфоломей оставил
Евангелие от Матфея на евр. языке, найденное христ.
философом Пантеном, преподавателем Александрийской
огласительной школы.
В "Деяниях ап. Андрея" рассказывается о
миссионерском путешествии Варфоломея вдоль Черноморского
побережья. Из "Индии" В. отправился в Парфию, затем в
Вел. Армению. На Арташатском холме он встретился с
апостолом от 70 Иудой Фаддеем. Варфоломей обратил в
христианство сестру арм. царя Вогухи и мн. вельмож; по
приказу царя Санатрука (Астиага) его распяли вниз
головой, заживо содрали кожу и обезглавили.
Апостол Варфоломей (без кожи). Статуя в Миланском соборе
Маттео ди Джованни "Святой Варфоломей с содранной
кожей", 1480
Почитание
Относительно местонахождения г. Альбана
(Албанополь, Урбанополь) - места кончины и погребения
Варфоломея - существуют разногласия. Традиционно этот
город отождествляют с городом, существовавшим на
территории совр. Баку. Азерб. археологи в ходе раскопок
около Девичьей башни обнаружили остатки древнего храма,
к-рый был отождествлен с базиликой, построенной на месте
гибели Варфоломея. В апр. 2003 г. К-польский Патриарх
Варфоломей I посетил в Баку место предполагаемого
погребения апостола. По др. версии, Варфоломей захоронен
в пров. Зап. Азербайджан (ныне Иран), на этом месте в
XIV в. был построен мон-рь Сурб Барфоломеос. По мнению
М. ван Эсбрука, под Албанополем подразумевается г.
Никополь (пров. Понт).
Из Альбаны мощи Варфоломея были
перенесены ок. 410 г. еп. Маруфой в Мартирополь, ок. 507
г. имп. Анастасием в г. Дара (Месопотамия). В 574 г.
Дара был взят персами, гроб с мощами апостола, по
сообщению Григория Турского, был брошен в море и
чудесным образом, проплыв огромное расстояние, приплыл к
о-ву Липари, расположенному между Италией и Сицилией.
Ок. 838 г. мощи апостола были перенесены в Беневент, где
хранятся до наст. времени. С Х в. часть мощей Варфоломея
находится в Риме в ц. св. Варфоломея, на о-ве Тиберина.
В сер. VIII в. часть мощей Варфоломея
была перенесена из Липари в К-поль. Распространение в
Византии почитания Варфоломея связано с агиографической
и гимнографической деятельностью прп. Иосифа Песнописца.
Он получил в дар от одного добродетельного мужа частицу
мощей Варфоломея, принес ее в свою обитель в Фессалонике
и построил в честь апостола храм. В. явился Иосифу во
сне и обещал ему дар песнопения.
В. особо почитается Армянской
Апостольской Церковью, основывающей свое апостольское
преемство деятельностью на территории Армении апостола
от 12.
"Мученичество" Варфоломея приписывается
псевдо-Авдию, еп. Вавилонскому. Сохранились также
"Сказание о перенесении мощей Варфоломея" и "Похвальные
слова", принадлежащие прп. Феодору Студиту, Никите
Пафлагону, прп. Иосифу Песнописцу и др.
Под 11 июня в визант. и зап. календарях
отмечается день мученической кончины Варфоломея, 25 (или
24) авг. - перенесение его мощей на о-в Липари. В арм.
календарях память указывается 8 дек. и 25 февр., в копт.
и эфиоп. - 18 июня и 20 нояб.
Апокрифы
С именем ап. Варфоломея связан ряд
апокрифических произведений. "Евангелие апостола
Варфоломея" (или "Вопросы Варфоломея"). Оригинал написан
по-гречески и датируется III в. по Р. Х. Сохранилось
фрагментарно в греч., лат. и слав. версиях. Упоминается
блж. Иеронимом в предисловии к толкованию на Евангелие
от Матфея, в Каталоге папы Геласия I, а также у Епифания
Монаха. В 1-й части Варфоломей задает воскресшему Христу
вопросы об искуплении. 2-я часть содержит вопросы к
Богородице о воплощении Сына Божия. В 3-й части
Варфоломей беседует с диаволом об аде, падших ангелах,
грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной
жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя
во ад.
Апокриф сохранился в 2 рус. списках XIV
и XVII вв. и в южнослав. рукописи XVI в.
"Евангелие Варфоломея" (или "Книга о
Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея") на копт.
языке. Является гомелитической обработкой "Вопросов
Варфоломея". Сохранившиеся списки (древнейшие датируются
V-VII вв.) отражают различные редакции.
"Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в
городе парфян" на копт., араб., эфиоп. и греч. языках.
По мнению Р. А. Липсиуса, сочинение возникло в Египте;
является вторичным по отношению к "Деяниям апостолов
Андрея и Матфия в стране антропофагов" .Копт. списки
датируются IX в. Видимо, во 2-й пол. XIII в. на
основании копт. версии был создан араб. перевод, текст
к-рого опубликован А. Смит-Льюис. Эфиоп. версия восходит
к араб. источникам. Известны также 2 неизданных греч.
списка XV в.
Апостол Варфоломей. Фреска церкви свт. Николая.
Монастырь Ставроникита. Афон. 1546 год.
"Деяния апостола Варфоломея". Копт.
памятник, повествующий о миссионерской деятельности ап.
Варфоломея в егип. оазисе и о путешествии Варфоломея в
сопровождении ап. Андрея в Парфию, где он принял
мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и
бросили в море). Полный текст сохранился в араб. и
эфиоп. версиях, зависящих от копт. Автор, по всей
вероятности, использовал более древние "Деяния апостола
Фомы".
"Мученичество апостола Варфоломея".
Сохранились лат. и арм. памятники с этим названием. Лат.
"Мученичество" приписывается Псевдо-Авдию (греч.
редакция основывается на лат. оригинале). В нем описана
миссионерская деятельность Варфоломея в Индии и его
казнь по приказу царя Астиага. Арм. "Мученичества"
основаны на местных преданиях, а также на греч. или сир.
источниках (напр., связь Варфоломея с ап.
Иудой-Фаддеем).
"Апокалипсис апостола Варфоломея"
("Откровения Варфоломея") наименее изучен; видимо,
является, поздней компиляцией.
Э. П. С., Э. П. А.
Гимнография
Служба 11 июня. В Типиконе Великой ц.
IX-X вв. память Варфоломею дана вместе с памятью ап.
Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам,
Евангельское чтение – Лк. 9:1-10, 1:16-21, причастен Пс.
32:1).
По всем редакциям Студийского устава в
день памяти Варфоломею и Варнавы совершается праздничная
служба с "Бог Господь". В Студийско-Алексиевском
Типиконе 1034 г. память апостолов отмечается отдыхом от
трудов. По Евергетидскому Типикону кон. XI в. и
Мессинскому Типикону 1131 г. отменяется вечерняя
кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на
утрене заменяются на особые праздничные антифоны.
В богослужении по Иерусалимскому уставу
происходило постепенное увеличение степени праздничности
последования апостолам. В первопечатном московском
Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу
(см. ст. Знаки праздников месяцеслова); в Типиконе 1633
г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику
московского Успенского собора 1633 г. также не
совершалась праздничная служба: "Вечер и утро благовест
в лебед, звон в два колокола, поют по уставу". В
Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры
на стиховне и седальны апостолов. В совр. греч. Минее
последование практически то же (только седальны после
кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Свящ. Синода
от 20 сент 1722 г., каждому апостолу от 12 должна
совершаться полиелейная служба, что было закреплено в
последующих изданиях Типикона, включая использующееся
ныне в РПЦ.
Служба 25 августа. В Типиконе Великой ц.
IX-X вв. отмечена память Варфоломея вместе с памятью ап.
Тита, богослужебные указания относятся к др. памятям
этого дня. В студийских Типиконах предписана служба с
"Бог Господь", но в отличие от Типикона Великой ц. в
Студийско-Алексиевском, Евергетидском и Мессинском
Типиконах, а также в студийских Минеях памяти Варфоломея
и Тита разделены: 25 авг.- память ап. Тита, а 24 авг.-
перенесения мощей Варфоломея. В Типиконе Георгия
Мтацминдели XI в. память перенесения мощей Варфоломея
приходится на 25 авг. в соединении со службой ап. Тита.
В древнейших иерусалимских Типиконах
память Варфоломею отмечается тоже 24 авг. (25 авг. - ап.
Тита). Впосл. памяти Варфоломея и Тита начинают
отмечаться в один день - 25 авг. Согласно описанию
службы 25 авг. по первым печатным греч. и слав.
Типиконам, последования апостолам почти не содержали
общих песнопений, как и последования Варфоломее и
Варнаве 11 июня. Общими были только тропарь и светилен.
Таким же образом последования святых излагаются и в
совр. рус. Минее. Служба не имеет праздничного знака. В
греч. практике статус этого дня со временем изменился,
так что в совр. греч. Минее положена славословная
служба. Т. о., служба 25 авг. почти полностью уподоблена
службе 11 июня; отличие только в том, что 25 авг. на
вечерней стиховне поются стихиры Октоиха. Хотя в службе
и не появились общие песнопения апостолам, как 11 июня,
но на хвалитех в рамках одной группы стихир попеременно
прославляются оба апостола.
Служба на литургии в основном общая
апостолов, кроме апостольского чтения - Тит. 1:1-4,
2:15-3, 3:12-13, 15 (выбрано из послания того апостола,
память к-рого празднуется); Евангельское чтение – Мф.
5:14-19.
А. А. Лукашевич
Иконография
Обычно Варфоломея изображался в античных
одеждах, со свитком в руках; черные короткие волосы,
небольшая, иногда раздвоенная борода подчеркивали
средний возраст, сближавший В. с др. апостолами, напр. с
Иаковом Старшим или Варнавой. Редко Варфоломея могли
изображать с короткими светлыми (седыми?) волосами и
такой же бородой по подобию ап. Петра (купол баптистерия
православных, сер. V в., Равенна). изображения
Варфоломея известны в композициях, представляющих
апостолов по обе стороны Христа как учеников. В мозаиках
Архиепископской капеллы (между 494 и 519 гг., Равенна),
на зап. подпружной арке Варфоломей представлен, как и
др. апостолы, в медальоне, погрудно, что свидетельствует
об использовании иконографии рим. имп. портретов.
Изображение Варфоломея в рост среди др. апостолов
представлено в купольных мозаиках баптистерия
православных и баптистерия ариан (ок. 500 г.) в Равенне.
Распятие святых апостолов Филиппа и Варфоломея.
Икона
Размещение фигур апостолов, в т. ч. и
Варфоломея, традиционно было связано с украшением
алтаря, свода, главного нефа, напр. мозаики в базилике
Сант-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в., Равенна). Среди
памятников средневек. искусства христ. Кавказа
Варфоломей представлен на литургическом сосуде 999 г. из
церкви в Бедиа, к-рый был вложен абхаз. царем Багратом
III и его матерью, царицей Гурандухт (ныне Гос. музей
искусств Грузии). На сосуде, украшенном чеканкой,
стоящая фигура Варфоломея представлена в арке, со
свернутым свитком в руках, в числе др. апостолов по
сторонам Христа на троне и Богоматери с Младенцем на
престоле. Образ Варфоломея встречается на окладах икон и
богослужебных книг, как напр. медальон в технике
перегородчатой эмали на окладе Евангелия или на
реликвариях, напр. из слоновой кости с изображением
Деисуса, архангелов и 12 апостолов, или на серебряной
ставротеке с чеканными полуфигурами апостолов в
медальонах на полях, как единоличная фигура - на
реликвариях с частью его мощей, напр. на серебряном
чеканном окладе мощевика X в. из г. Ван.
Изображения Варфоломея в средневизант.
эпоху известны в декорации алтарей, напр. в нижнем ярусе
мозаик в апсиде собора в Чефалу (1148, о-в Сицилия);
визант. бронзовых дверей в храмах италии, напр. ворота в
соборе мон-ря Монте-Кассино (1066), врата св. Климента
(дата неизв.) и главные врата собора Сан-Марко
(1112-1138, Венеция); в миниатюрах, напр., под 11 июня,
вместе с ап. Варнавой в Евангелии с минологием на весь
год и под 24 авг. как портретная фигура.
Варфоломея изображали в композициях,
представляющих евангельские события, где образы
апостолов не сопровождаются подписями с именами, напр.:
Омовение ног (икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае,
1-я пол. X в.; миниатюра Трапезундского Евангелия, РНБ.
Греч. 21. Л. 6 об., 2-я пол. X в.; мозаика в сев. конхе
нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Фокида, 1-я пол.
XI в.); Причастие апостолов (мозаики в апсидах киевских
соборов, св. Софии, 1045-1053, и Михайловского
Златоверхого мон-ря, ок. 1113; миниатюра из Евангелия -
Paris. BNF. gr. 74. Л. 156 об., 3-я четв. XI в.);
Вознесение Господне (мозаика в куполе ц. св. Софии в
Фессалонике, ок. сер. IX в.; фреска на своде алтаря ц.
св. Софии в Охриде, ок. 1040); Успение Богородицы
(миниатюра из Евангелия ркп. Dionys. сod. 587. fol. 163
v., 3-я четв. XI в.; фрески на зап. стене в ц. Св.
Троицы мон-ря Сопочани, ок. 1265 г., Сербия; икона из
Десятинного мон-ря в Вел. Новгороде, нач. XIII в., ГТГ;
мозаика в ц. мон-ря Хора (Кахрие-джами), 1315-1320);
Страшный Суд (миниатюра из Евангелия - Paris. BNF. gr.
74. fol. 51v., 3-я четв. XI в.; фрески на своде под
хорами собора св. Димитрия во Владимире, кон. XII в.).
Изображение нек-рых сцен житийного
цикла, прежде всего мученичества Варфоломея, встречается
в рукописях, напр., в синаксаре на март-авг. из б-ки
Иерусалимского Патриархата (Hieros. Sab. 208. Fol. 91
v., XII в.) или в сборнике на нояб. из б-ки мон-ря вмц.
Екатерины на Синае (sinait. 500. Fol. 275 v.). Гибель
Варфоломея представлена как распятие на миниатюре в
Словах Григория Богослова (Paris. Gr. 510; Миjовић. С.
234) или как сдирание кожи, напр. в мозаиках нач. XIII
в. на своде под куполом Вознесения в базилике Сан-Марко
(Венеция).
В поздневизант. время образ Варфоломея
входил в состав избранных святых на полях, напр. на
иконе "Деисус со святыми на полях" (4-я четв. XIV в.,
ГТГ), или композиций, представляющих апостолов без
Христа, напр. на иконе "Двенадцать апостолов" (1-я четв.
XIV в., ГМИИ) к-польской школы, связанной с росписью ц.
мон-ря Хора,- В. изображен во 2-м ряду за евангелистами.
Варфоломей представлен также в циклах
минейных изображений в росписях ц. св. Георгия в
Старо-Нагоричино (1316-1318, Македония), в нартексе ц.
св. Троицы мон-ря Козия (1386-1390, Румыния), в ц. свт.
Николая в Пелинове (1717-1718, Черногория), сцены
перенесения его мощей присутствуют в росписях Козия и
Пелинова. Изображение мученичества Варфоломея получило
распространение в позднесредневек. искусстве правосл.
стран: в росписях 1561 г. нартекса Печской Патриархии он
изображен распятым на кресте, рядом - избиение ап.
Варнавы; в одном из клейм иконы "Праздники со страстями
и мучениями апостолов" (1713, ГТГ), созданной в
Ярославле, представлено распятие Варфоломея на дереве
вниз головой. В рус. искусстве позднего средневековья
известны и единоличные изображения Варфоломея в
деисусном чине в ряду апостолов, напр. в иконостасе ц.
Рождества Богородицы в Голутвине (ок. 1691, работы Т.
Филатьева и др., ГТГ), а также образы деяний Варфоломея
и его сподвижника, ап. Филиппа, напр. хождения и
мученичества Варфоломея на иконе "Ап. Филипп и сщмч.
Ипатий с житием", написанной в 1670 г. для Ипатьевского
мон-ря в Костроме (ГТГ). В поздних изводах композиции
"Рождество Христово" присутствовало изображение
Варфоломея под смоковницей, связанное с текстом
Евангелия от Иоанна.
На Западе использовали разные изводы
иконографии Варфоломея, как правило, отличные от
принятых в правосл. мире, напр. изображение со снятой
кожей, накинутой на плечи, и ножом, орудием
мученичества, в руке на картине "Апостол Варфоломей"
Маттео ди Джованни (ок. 1480, Музей изобразительных
искусств, Будапешт); на фреске "Страшный Суд" работы
Микеланджело (1535-1541, Сикстинская капелла, Ватикан)
Варфоломей представлен в числе ближайших ко Христу Судье
фигур протягивающим нож.
М. А. Маханько
Православная энциклопедия
***
Молитва апостолу Варфоломею (Нафанаилу):
- Молитва
апостолу Варфоломею (Нафанаилу). Апостол Варфоломей - образец
прямоты, честности и духовной рассудительности, был родом из Каны Галилейской,
после Пятидесятницы ему и апостолу Филиппу выпал жребий
проповеди Евангелия в Сирии и Малой Азии. Его молитвенно
просят вразумить лжецов и неверующих, о помощи при
глазных, психических и кожных заболеваниях, бесновании.
Небесный покровитель миссионеров и апологетов.
Акафист апостолу Варфоломею (Нафанаилу):
Канон апостолу Варфоломею (Нафанаилу):
Житийная и научно-историческая литература об апостоле Варфоломее:
|