Апостол Иаков Зеведеев
Память: 30 апреля / 13 мая, 30 июня / 13 июля
(Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов)
Иаков и его родной брат Иоанн были
сыновьями Зеведея, рыбака с Геннисаретского оз. (Мф.
4:21; Мк. 1:20; Лк. 5:10; Ин. 21:2). Их мать упоминается
без имени в Мф. 20:20 и 27:56 - в параллельном
последнему месте в Мк. 15:40 она названа Саломией. Как и
его отец и брат, Иаков Зеведеев был рыбаком. Иисус
Христос призвал его к апостольскому служению сразу после
Петра и Андрея, вместе с его братом Иоанном, во время
рыбной ловли на берегу Геннисаретского оз.- оставив
своего отца Зеведея в лодке, они последовали за Иисусом
Христом (Мф. 4:21-22; Мк. 1:19-20). Иакову и Иоанну
Христос нарек имя Воанергес - "сыны громовы" (Мк. 3:17).
Апостол Иаков Зеведеев. Икона. 2-я пол. XIII в.
Монастырь ап. Иоанна Богослова на о. Патмос
Иаков Зеведеев вместе со своим братом
Иоанном и с Петром входил в число ближайших учеников
Спасителя, участвовавших в чудесной ловле рыбы (Лк.
5:10), в исцелении дочери Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51),
бывших свидетелями Его Преображения (Мф. 17:1; Мк. 9:2;
Лк. 9:28) и Гефсиманского моления (Мк. 14:33). Они же
вместе с Андреем присутствовали при исцелении тещи ап.
Петра в его доме (Мк. 1:29-31) и при беседе о разрушении
храма (Мк. 13. 3). Впрочем, в этих событиях И. З. не
играет заметной роли. Братья Зеведеевы просили Христа о
том, чтобы восседать справа и слева от Него во славе
(Мк. 10:35-40), что вызвало негодование др. 10 учеников.
В Лк. 9. 54 они предлагают Христу низвести огонь на
самаритянское селение. В списках апостолов в НЗ Иаков Зеведеев
занимает одно из первых мест: 3-е (Мф. 10:2; Лк. 6:14)
или 2-е (Мк. 3:17; Деян. 1:13).
В Деян. 1:13-14 сообщается об участии Иакова Зеведеева вместе с др. апостолами в единодушной "молитве и
молении" в Иерусалиме после Вознесения Господня.
Последнее, что известно об Иакове Зеведееве из НЗ,- это усечение
его мечом (перед арестом ап. Петра) по повелению Агриппы
I Ирода (41-44) как одного из членов христ. общины
Иерусалима, с к-рой боролся правитель Иудеи (Деян.
12:2-3). Относительно казни И. З. высказывались
различные мнения: Й. Блинцлер считает,
что к усечению мечом, в согласии со Втор 13. 12-15, Иакова Зеведеева приговорил просаддукейски настроенный синедрион за
совращение народа; О. Кульманн,
напротив, предполагает, что Иаков Зеведеев был усечен мечом по рим. законам по подозрению в покушении на власть
императора.
Это сообщение кн. Деяния св. апостолов
Климент Александрийский в "Очерках",
согласно Евсевию Кесарийскому, дополнял взятым из предания известием о том, что
введший Иакова Зеведеева в суд, увидев его
свидетельство, обратился и исповедал себя христианином,
"так что и вывели их вместе, и по пути он попросил у
Иакова прощения, а тот, недолго подумав, сказал: "Мир
тебе" - и поцеловал его, и так они вместе были
обезглавлены". Эта история получает развитие в
апокрифическом лат. "Мученичестве Иакова", которое сохранилось в составе сборника Псевдо-Абдия, формирование которого на основании
цитат, переведенных с греческого, из Vetus latina и из
Вульгаты относится ко времени между кон. II и кон. IV в. Здесь анонимный служитель
превращается в "фарисейского писца" Иосию, к-рый накинул
веревку на шею Иакова Зеведеева и привел его в преторий, и вводится
диалог с ним, а также описание совместной казни: поцелуй
мира включается в эпизод предсмертного крещения Иосии.
Кроме того, данному рассказу предшествует история
обращения Иаковом Зеведеевом мага Ермогена и беседы с иудеями. Иаков Зеведеев
проповедует по синагогам в Иудее и Самарии. Завидующий
дару Иакова Зеведеева исцелять слепых и прокаженных и воскрешать
мертвых маг Ермоген подсылает к нему своего ученика
Филита (имена взяты из 2 Тим. 1:15 и 2:17, где так зовут
отступников от веры), к-рого Иаков Зеведеев обращает ко Христу.
Тогда Ермоген насылает на Иакова Зеведеева бесов, но они по приказу
апостола связывают мага и приносят к нему; тогда маг,
наконец, обращается ко Христу и сжигает свои магические
книги и идолов. Видя это, иудеи подкупают иерусалимских
центурионов Лисия и Феокрита, к-рые взяли его под
стражу, однако против этого возмущается народ, и Иаков Зеведеев
проповедует перед ним. Его проповедь состоит из
ветхозаветных цитат, к-рые он тоЛк.ует применительно ко
Христу. Из-за того что Иаков Зеведеев обращает и крестит
множество народа, иудеи устраивают мятеж, хватают его
и приводят к Ироду. Тот приговаривает апостола к отсечению
головы, после чего следуют история с Иосией и описание
казни. Источники начальной части текста не выявлены.
Сохранился также ирл. перевод данного "Мученичества...".
В средние века на Западе эта легенда
получает дальнейшее развитие: Гонорий Августодунский
(1-я пол. XII в.) добавляет, что
ученики Иакова Зеведеева, взяв его тело, сели в не управляемую
никем лодку, чтобы предать земле тело в к.-н. далеком
месте. За ночь лодку принесло к берегам Испании. Там
ученики обратились за помощью к знатной женщине по имени
Лупа, к-рая направила их к местному языческому царю,
чтобы погубить. Царь приказал пришедших к нему схватить
и бросить в темницу, но ангел вывел их из заключения.
После всех чудесных событий царь и Лупа обратились в
христианство, а тело И. З. предали земле в замке Лупы.
Впосл. могила Иакова Зеведеева пришла в запустение и была заново
обретена ок. 825 г. Псевдо-Турпин Реймсский (ок. 1165)
связывает обретение гробницы апостола. с видением,
бывшим Карлу Великому.
Др. традицию представляют апокрифические
"Проповедь" и "Мученичество" Иакова Зеведеева,
сохранившиеся по-коптски, по-арабски и по-эфиопски. В этой версии Иаков Зеведеев выпадает по жребию
проповедовать в Индии, куда с ним отправляется ап. Петр.
Однако в эфиоп. тексте вместо Индии упоминается Лидия,
которую Липсиус предложил отождествлять
с Лиддой (Диосполем) в Палестине. В пользу такого
предположения говорят дальнейшее описание места
проповеди Иакова Зеведеева как города, а не как страны, отсутствие
в тексте инд. тематики и, возможно, факт проповеди Петра
ее жителям на известном ему языке. По пути к месту
проповеди апостолы встречают Христа, Который показывает
им славу и сияние праведников и облекает тем же и их
самих. Апостолы исцеляют слепого и вступают в
противоборство с властями города. Их пытаются связать и
протащить по улицам, но руки стражников немеют; затем
апостолы их исцеляют. Эти мотивы заимствованы из
"Деяний Андрея и Матфия". Далее следует рассказ об
исцелении сына магистрата Феофила и обращении ко Христу
его домочадцев и всех жителей города. Апостолы
поставляют им священников, приобщают Св. Таин, и
остаются в городе на долгое время. Согласно
"Мученичеству", Иаков Зеведеев возвращается проповедовать 12
коленам Израилевым в рассеянии, находящимся при этом под
властью Ирода и служащим идолам, и строит для них храмы.
Иаков Зеведеев владеет всеми языками, в т. ч. и языками зверей.
За свою проповедь Иаков Зеведеев принимает смерть от рук Ирода,
но теперь уже при Нероне. Кончина апостола помещается в
разных версиях под 2, 12 или 24 апр. Согласно эфиоп.
версии, Иаков Зеведеев был погребен в Коте, согласно арабской - в Никте (Равине). Версия проповедания Иакова Зеведеева в Индии и его
погребения в Мармарике может происходить от смешения его
с Иаковом Алфеевым, к-рый, согласно древней (не позднее
IV в.) традиции апостольских списков, скончался в
Мармарике.
Греч. "Деяния Иакова Зеведеева" относятся к более позднему времени и составлены на
основе НЗ, текстов Иосифа Флавия, Климента
Александрийского и Ипполита Фивского. Их влияние заметно
в "Мученичестве" из т. н. Императорского Минология,
анонимном Похвальном слове и,
вероятно, энкомии Никиты Давида Пафлагона.
Текст об апостоле Иакове в Синаксаре К-польской ц. под 30 апр.
полностью основан на НЗ, а под 15 нояб. - на текстах
проповеди Иаков Зеведеев в Иерусалиме и описании его смерти в Кесарии Палестинской; изолированной является память Иакова Зеведеева под 30 марта в Минее. Неизданным
остается энкомий Льва Кентурипина. Неясно,
к какому из Иаковов относится "Мученичество" в Sinait.
syr. nov. 1013.
Иаков Зеведеев встречается во всех
апостольских списках, где
занимает обычно места с 3-го по 5-е, равно как и в др.
апокрифических произведениях, где дается перечисление
апостолов. В основном их сведения об апостоле
совпадают с вышеописанным библейским и апокрифическим
материалом: он происходит из Вифсаиды, из колена
Завулонова, проповедует в Палестине, по приказу Агриппы
Ирода ему в Иерусалиме отсекают голову, его хоронят в
Мармарике. К этому, однако, добавляется ряд сведений:
иногда говорится о его девстве; сир. список сообщает о строительстве им храма в Вифсаиде; часто упоминается проповедь Иакова Зеведеева в Испании,
что обусловлено его ранним почитанием в Сантьяго-де-Компостела. Последний список дает краткое
жизнеописание апостола: взяв частицу Креста у Фаддея, он
отправился проповедовать в Испанию, затем был усечен
мечом Агриппой Иродом в Иоппии (Яффе), тело его было
брошено в море и вынесено волнами в Испании, проповедь в
которой была затем завершена ап. Павлом. Уникально
указание Псевдо-Ефрема Сирина в комментарии на
Диатессарон о проповеди Иакова Зеведеева в Галлии. Визант. списки
Псевдо-Епифания и Псевдо-Дорофея вслед за
"Мученичеством" сообщают о проповеди апостола
12 коленам Израилевым в рассеянии; у Псевдо-Дорофея
рассказано о смерти Иакова Зеведеева в Кесарии
Палестинской и о его погребении там
же. Смешанный Дорофеево-Ипполитов список соединяет
сведения о смерти и погребении Иакова Зеведеева в Кесарии и
Мармарике. В греч. списке Иакову Зеведееву приписывается
основание Церкви в Смирне. В псевдоэтимологических
списках имя Иаков переводится как "ученик жизни", а в
одном латинском - как "утешитель скорби".
А. Ю. Виноградов
Почитание мощей Иакова Зеведеева
Предание о проповеди Иакова Зеведеева в Испании
впервые фиксируется в Breviarium apostolorum. Об этом
предании знают Юлиан Толедский,
Альдхельм из Малмсбери, а позже автор трактата,
распространявшегося под именем Исидора, еп. Гиспальского. Окончательная рецепция этой версии
просвещения Испании происходит только в IX в., после
того как при кор. Астурии Альфонсе II в г. Ирия Флавия (ныне Падрон, Испания) местным еп.
Теодемиром ок. 813 г. были обретены мощи апостола
(рассказ об этом появляется в Мартирологе Узуарда,
составленном во 2-й пол. IX в.), несмотря на то что еще
в Breviarium apostolorum сообщалось о погребении тела Иакова Зеведеева в Мармарике (что в свою очередь было вызвано
путаницей в источниках: Иакова Зеведеева в данном случае перепутали
с Иаковом Алфеевым (Младшим)). По мнению нек-рых
исследователей, в саркофаге рим. времени, найденном
епископом, покоились не мощи Иакова Зеведеева, а тело Присциллиана,
признанного еретиком и обезглавленного (так же, как Иакова Зеведеев, что и могло послужить основанием для их
отождествления) в 385 г.;
согласно Сульпицию Северу, тело Присциллиана было
погребено в Галлеции (ныне Галисия), где было много его
последователей; археологические раскопки Ирии показали,
что уже в кон. VI в. здесь существовало некое культовое
погребение. Однако, возможно,
началу почитания святого в Испании послужило то, что в
Галисию были принесены частицы мощей Иакова Зеведеева с
Востока.
Ок. 860 г. кафедра Ирии Флавии в связи с
набегами пиратов была перенесена в Компостелу (ныне
Сантьяго-де-Компостела). Затем туда же были перенесены и
мощи апостола. К X в. в Сантьяго-де-Компостела гробница
Иакова Зеведеева почиталась так же, как могила св.
Мартина в Туре,
легенда же об апостольском происхождении христианства в
Испании и, след., об основании апостолом той или иной
кафедры стала серьезным аргументом в споре о первенстве
кафедр внутри Испании, а с XI в.- в противостоянии Риму
(напр., в 1049 папа Лев IX отлучил Крескония, еп. Леона,
за то, что тот называл свою кафедру апостольской.
Согласно др. традиции, часть мощей Иакова Зеведеева хранилась в ц. св. Сатурнина в Тулузе (Франция). С XI в.
наличие частиц мощей Иакова Зеведеева. отмечается в разных церквах
Франции, связанных с паломничеством в Сантьяго-де-Компостела.
Кроме того, частицы мощей Иакова Зеведеева хранятся
в кафедральном соборе мон-ря св. апостолов Иаковов
Армянского Иерусалимского Патриархата, в базилике ап.
Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), на Остийской дороге в
Риме.
В наст. время единственным в России
храмом, освященным во имя этого святого, является
церковь Иакова Зеведеева в Казённой слободе (Яковоапостольский
пер.) в Москве. Деревянный храм на этом месте известен с
1620 г. В 1676 г. было построено здание, к-рое
существует и в наст. время. В храме имеется частица
мощей Иакова Зеведеева, переданная из Испании.
Память Иакову Зеведееву
Под 15 нояб. в ряде визант. календарей
отмечалось "заколение", или "убиение ап. Иакова, брата
Иоанна Богослова". Древнейший иерусалимский Лекционарий,
сохранившийся в арм. и груз. версиях, отмечал 29 дек.
память Иакова Зеведеева вместе с ап. Иоанном Богословом. Совр. Армянская Церковь празднует день памяти Иакова Зеведеева 28
дек.
В сир. Мартирологе 411 г. память Иакову Зеведееву вместе с ап. Иоанном помещена под 27-м днем месяца
кануна 1-го (27 дек.). В дальнейшем день памяти 2
апостолов сместился на 7 или 8 мая. Впервые это
наблюдается в сиро-яковитском Минологии (X в.), в
котором память Иакову Зеведееву отмечается 7 мая (Lond. Brit. Add.
Lib. 14504). Данный Минологий происходит из сир. мон-ря
в Нитрийской пустыне. Учитывая близость этого Минология
к Минологию VII в. из мон-ря Кеннешре, в качестве
возможного составителя к-рого иногда называется Иаков,
еп. Эдесский, прототип Минология X в. может восходить к
VII в. Эта память сохраняется и в ряде поздних
сиро-яковитских минологиев XII-XIV вв. (напр., в
Мартирологе Раббана Слибы, кон. XIII - нач. XIV в.),
однако с XII в. намечается тенденция разделять дни
празднования 2 апостолов: под 8 мая остается память
Иоанна, а память Иакову Зеведееву сдвигается на неделю ранее - на
30 апр. В некоторых средневек. копто-араб. минологиях
встречается память Иакову Зеведееву 30 апр., возникшая, видимо, под
сирийским влиянием. Однако в основном память этого
апостола праздновалась коптами 16 или 17 пармуте
(бармуда), т. е. 11 или 12 апр., в конечном счете
закрепилась 2-я из этих дат - 12 апр. Календарь
Маронитской церкви из рукописи XVII в. указывает память
ап. Иакова 8 окт., однако не уточняет, идет ли речь об
Иакова Зеведеева или Иакове Алфееве.
В литургических мосарабских текстах
(X-XII вв.) память Иакову Зеведееву отмечается 30 дек. Мартиролог блж. Иеронима (1-я пол. V в.) и за ним Римский
мартиролог (XVI в.) указывают память Иакову Зеведееву 25 июля и 15
марта. Впосл. в зап. календарях закрепилось только 25
июля. До литургической реформы, проведенной II
Ватиканским Собором, существовало также особое
празднование в честь явления Иакова Зеведеева в битве на равнине Клавихо (834) - 23 мая. В католич. традиции к Иакову Зеведееву
обращаются за молитвенной помощью как к защитнику стад и
покровителю во время жатвы.
А. А. Ткаченко, Д. В. Зайцев
Память Иакову Зеведееву отмечается 29 дек. в
памятниках древнего иерусалимского богослужения V-IX вв.
вместе с памятью ап. Иоанна Богослова. В иерусалимском
Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе, под 29 дек. помещены тропарь
1-го гласа "Те, кто заповеди Спасителя", прокимен из Пс.
95, чтения Деян. 12:1-17, 1Ин. 1:1-10, аллилуиарий со
стихом из Пс. 84, Евангелие - Ин. 21:20-25, тропарь на умовение рук 2-го гласа "Возвеличил спасение в мире". В
древнейшем иерусалимском Тропологии (гимнографическом
приложении к Лекционарию) содержатся песнопения в честь
апостолов Иакова Зеведеева и Иоанна Богослова, включающие стихиры
на "Господи, воззвах" 4-го гласа, тропарь на умовение
рук 4-го гласа "Апостоли и мученицы, свидетели страстей
Христа", молитву Св. Даров "Лики ангельские Тебе славу
возносят"; служба на литургии состоит из прокимна из Пс.
18 и аллилуиария со стихом из Пс. 46.
Преображение. Миниатюра из Евангелия. XI в.
В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. Иаков Зеведеев упоминается 15 нояб.
без богослужебного последования, а также 30 июня, в день
памяти 12 апостолов.
Согласно Студийско-Алексиевскому
Типикону 1034 г., служба
на память Иакову Зеведееву 30 апр. имеет ряд праздничных
особенностей: на "Господи, воззвах" поются 6 стихир Иакову Зеведееву, на стиховне - самогласен Иакову Зеведееву, указан отпустительный тропарь Иакову Зеведееву, утреня совершается с "Бог
Господь", после 9-й песни канона - светилен "Небо
звездами", исполняемый по Студийскому уставу в малые
праздники. На литургии назначается прокимен из Пс. 18,
Апостол - Деян. 12:1-11, аллилуиарий со стихом из Пс.
88, Евангелие - Лк. 5:1-11, причастен - Пс. 18:5а.
Согласно др. редакциям Студийского устава - Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в., Мессинскому
Типикону 1131 г., служба в целом имеет те же
особенности, что и по Студийско-Алексиевскому Типикону,
хотя в Мессинском на литургии указано др. Евангелие -
Мк. 10:32b-45. В Георгия Мтацминдели Типиконе XI в.,
отражающем афонскую редакцию Студийского устава, 30
апр. отмечается память И. З. и ап. Иакова, брата
Господня, поется последование Иакову Зеведееву, указан отпустительный тропарь
ему же 1-го гласа "Велий в
апостолах, учителю вселенней", на литургии служба та же,
что и в Студийско-Алексиевском Типиконе.
В разных редакциях Иерусалимского
устава, начиная с ранних и вплоть до
греч. и слав., относящихся к более позднему времени
(дониконовских) печатных изданий Типикона, устав службы
30 апр. на память Иакову Зеведееву не претерпевает значительных
изменений. Хотя в рукописях и печатных изданиях этот
день не отмечен характерным знаком, в честь Иакова Зеведеева
совершается шестеричная служба: стихиры на "Господи, воззвах" и канон Иакову Зеведееву поются на 6; последование Иакову Зеведееву также включает отпустительный тропарь, кондак, стихиры-самогласны,
светилен. В Минеях на память Иакову Зеведееву 30 апр. приводится 1
или 2 цикла стихир-подобнов (по 3 стихиры в каждом).
Нередко для описания устава службы апостолу дается ссылка
на 25 апр., память ап. Марка. На литургии назначается та
же служба, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, но
евангельские чтения разные: в рукописных Типиконах и
Евангелиях встречаются чтения Мф. 4:18-23; 10:1-8;
17:1-9 (чтение Преображения), Мк.10:32b-45, Лк.
5:1-11; 9:1-6; 10:16-21 (общее чтение апостолов).
Наиболее распространенным чтением в рус. и греч.
богослужебных книгах было Лк. 9:1-6, в рус. Типиконах -
Лк. 5:1-11. В XVII в. указания рус. богослужебного
Евангелия были приведены в соответствие с Типиконом, а
греч. богослужебные Евангелия по-прежнему содержали Лк.
9:1-6. Греч. Минея указывает чтение Мф.
4:18-23.
В исправленном московском Типиконе 1682
г. праздничный статус памяти Иакову Зеведееву 30 апр. (вместе с
памятями др. апостолов от 12 и евангелистов) был повышен
до "святого с великим славословием" - в Типиконах 30
апр. отмечено знаком , 2-й цикл стихир на "Господи, воззвах" переносится и поется на стиховне вечерни и на
хвалитех, из Общей Минеи заимствуются недостающие
седальны, в конце утрени назначается пение великого
славословия - утреня заканчивается по праздничному чину.
В 20-х гг. XVIII в. происходит еще одно увеличение
праздничного статуса апостолов, включая Иакова Зеведеева,- до полиелейных святых - в Типиконах 30 апр. обозначается
знаком , к последованию Иакову Зеведееву на вечерне добавляются
паремии Иак. 1:1-12; 1:13-27; 2:1-13, на утрене - седален по полиелее, прокимен из Пс. 18, Евангелие - Ин.
21:15-25, стихира по Пс. 50. Данный устав службы 30 апр.
сохраняется и в совр. рус. богослужебных книгах. В греч.
Минеях после XVII в. праздничный статус памяти Иакову Зеведееву
также был повышен - в конце утрени назначается пение
великого славословия, 2-й цикл стихир-подобнов поется на
хвалитех.
А. А. Лукашевич
Иконография
С нач. VI в. изображения Иакова Зеведеева отмечены
устойчивыми портретными чертами: это человек с черной
бородой и усами. Основные иконографические типы
изображения апостола, выработанные до VI в. включительно,
связаны с событиями его жизни, описанными в Евангелиях
(Мф. 4:21; 27:56; Лк. 9:54; Мк. 3: 17; 10:35-41).
В ранних памятниках Иаков Зеведеев показан как
один из 12 избранных учеников в присутствии Иисуса
Христа (в соответствии с указанием большинства
апостольских списков, он чаще всего занимает место,
близкое к Спасителю) или как свидетель событий Его
жизни, напр. воскрешения дочери Иаира, Преображения,
моления о чаше (в мозаиках "Умножение хлебов", "Моление
о чаше", "Поцелуй Иуды" центрального нефа ц.
Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна (ок. 526); в композиции
"Преображение" в конхе центральной апсиды кафоликона
монастыря вмц. Екатерины на Синае (550-565); в сцене
"Вознесение" в апсидах часовен XVII, XLII в мон-ре Бауит
(VI - нач. VII вв.) и на оборотной стороне ампулы № 10
из Монцы), а также как участник событий, описанных в
Деян.иях св. апостолов (в сцене "Избрание ап. Матфея"
(Деян. 1. 15-26), на миниатюре Евангелия Раввулы -
Laurent. Plut. I.56. Fol. 1r, 586 г.).
В памятниках 1-й группы встречаются
изображения Иакова Зеведеева, представленного погрудно в медальоне
(imago clipeata): напр., на сводах апсиды в
Архиепископской капелле в Равенне (494-519); в ц.
Сан-Витале в Равенне (546-547); на тканой иконе из
мон-ря вмц. Екатерины на Синае; на оборотной стороне
ампулы № 3 из Монцы (VI в.); а также в полный рост среди
12 учеников в присутствии Иисуса Христа (Collegium
Apostolorum): фриз над триумфальной аркой в
кафедральной ц. во имя св. Евфразиана в Порече, Хорватия
(543-553).
Вместе с братом, ап. Иоанном Богословом,
Иаков Зеведеев изображался в иллюминированных Псалтирях как
молодой человек в белых одеждах, напр. на маргинальных
миниатюрах Хлудовской Псалтири, где стихи Пс. 76 проиллюстрированы
изображением Крещения Господня, персонификациями 2 рек и
образами 2 молодых апостолов, видимо как воплощение
избранных сынов Иаковлевых и Иосифовых, а также,
возможно, в связи с прозванием братьев-апостолов "детьми
грома". Единоличные изображения Иакова Зеведеева встречаются в
монументальной живописи: в мозаиках и фресках кафоликона
Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где он дважды изображен
в медальоне - на арке нартекса и на своде крипты.
Ростовой образ Иакова Зеведеева включался в декорации поствизант.
храмов (росписи в наосе кафоликона монастыря Дионисиат
на Афоне, 1547). В иконописи единоличные изображения Иакова Зеведеева чрезвычайно редки. К таким уникальным примерам
относится икона из мон-ря ап. Иоанна Богослова на
Патмосе (XIII в.), на к-рой представлена полуфигура Иакова Зеведеева
- человека с темными короткими волосами и недлинной
раздваивающейся бородой; он облачен в синий хитон и
гиматий ярко-розового цвета с искусно прорисованными
складками. Ладонью правой руки он касается свернутого
свитка, который держит покровенной левой рукой. Взгляд
Иакова Зеведеева устремлен на молящегося. В левом верхнем углу в
небесном сегменте помещена полуфигура Христа,
благословляющего апостола. Благородство и строгость
образа Иакова Зеведеева подчеркивается обращением к классическому
репертуару, где апостол изображается подобно статуе
античного философа. Эти черты сближают икону с лучшими
произведениями визант. искусства (росписи ц. Св. Троицы
в Сопочани, ок. 1265). Появление иконы связано,
вероятно, не только с интересом к апостольской теме, но
и с почитанием Иакова Зеведеева как брата святого, к-рому посвящен
мон-рь.
Образ апостола входит в иконографию
большинства евангельских событий, ставших неотъемлемой
частью декора правосл. храмов как в монументальном
убранстве, так и в иконописи: "Преображение",
"Вознесение", "Благословение на проповедь", сюжеты
Страстного цикла ("Омовение ног", "Тайная вечеря",
"Моление о чаше", "Предательство Иуды", "Уверение
Фомы"), сцены апостольского служения.
Образ Иакова Зеведеева присутствует в сцене
"Евхаристия" в мозаиках собора в Св. Софии (40-е гг. XI
в.; идентификация затруднена) и Михайлова Златоверхого
мон-ря в Киеве (1008-1118; в левой части композиции
рядом с ап. Варфоломеем). В этой композиции, традиционно
для древнерус. иконописи размещаемой в навершии царских
врат, устойчивого расположения фигур апостолов нет.
Иногда образ Иакова Зеведеева встречается в
изображениях "Воскресение - Сошествие во ад", как,
напр., на фреске парекклисиона мон-ря Хора
(Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321). В сцене
"Преображение" в визант. традиции X-XII вв., как в
монументальной живописи, так и в иконописи и книжной
миниатюре, И. З. изображается припадающим на одно
колено, чаще справа от ап. Иоанна (на миниатюре
Хлудовской Псалтири, сер. IX
в.; на миниатюре Евангелия из Иверского мон-ря, XI в.; на эпистилии 2-й пол. XII в.
из мон-ря вмц. Екатерины на Синае - Иаков Зеведеев слева). В
ранних памятниках апостол не прикрывает лицо руками:
фреска каппадокийской Токалы-килисе в Гёреме, X в.;
композиция "Преображение" на иконе "Деисус и праздники"
(2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); икона
из мон-ря Ксенофонт на Афоне (кон. XII в.); фреска в ц.
свт. Николая Каснициса в Кастории, посл. треть XII в. В
эмоциональных, экспрессивных произведениях
палеологовского времени, когда апостолы в этой
композиции словно "разлетаются" в страхе в разные
стороны, лик И. З. часто слегка прикрыт рукой. Такой
жест И. З. встречается и в рус. искусстве (напр., икона
"Преображение" из Благовещенского собора Московского
Кремля нач. XV в., ГММК.). В нек-рых рус. памятниках
XIV-XVI вв. И. З. изображен плотно закрывающим лицо
ладонями, как на новгородской иконе из ц. Успения на
Волотовом поле (3-я четв. XV в., НГОМЗ) и на
владимирской иконе 2-й пол. XVI в. (ГВСМЗ). На рубеже
XVI и XVII вв. апостола снова изображали с открытым
ликом, причем около его фигуры появилось надписание
"апостол Иаков", как, напр., на иконе Назария Истомина
Савина из Чудова мон-ря (1626-1628, ГММК.). Еще в
искусстве средневизант. времени "Преображение" иногда
иллюстрировалось неск. сценами. Так, в пергаменном
Евангелии XII в. из афонского мон-ря вмч. Пантелеимона
(Ath. Pantel. 2) на 2 миниатюрах представлены Иисус
Христос, ведущий апостолов Петра, Иоанна и Иакова Зеведеева. на гору
Фавор (Fol. 252), и явление Христа на горе (Fol. 252v).
Фигуры апостолов имеют в каждой сцене разный масштаб,
отличаются также цветом одежд, напр. Иаков Зеведеев облачен в
светло-голубой хитон и разбеленно-розовый гиматий, в
сцене теофании его хитон голубой, а гиматий - лиловый. С
XIV в. получила распространение иконография
"Преображение" с фигурами Христа и апостолов, восходящих
на гору Фавор и сходящих с нее, как, напр., в росписях
ц. Богородицы Перивлепты в Мистре (3-я четв. XIV в.), на
храмовой иконе из Спасо-Преображенского собора
Переславля-Залесского (нач. XV в., ГТГ), на иконе 2-й
четв. XV в. из собрания М. Е. Елизаветина и др. В
поздней рус. иконописи помимо восхождения на Фавор
встречаются изображения апостолов до момента
Преображения (икона сер. XVII в. из собрания К. В.
Воронина, см.: Смирнова Э. С. Новооткрытая новгородская
икона 2-й четв. XV в. в частном собрании и вопрос о
ветхозаветных мотивах в иконографии Преображения // ИХМ.
Вып. 10. С. 290-306).
Апостолы Лука и Иаков Зеведеев. Миниатюра из
Праксапостола. 1280-1303 гг.
Иконография "Вознесение", сложившаяся в
раннехрист. период (Евангелие Раввулы - Laurent. Plut.
I.56. Fol. 1r, 586 г.), была востребована в декорации
алтарного свода, как в каппадокийских храмах
(Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в., "Большая
голубятня" в Чавушине, между 963 и 969), а также в
куполах некоторых купольных базилик и крестово-купольных
храмов. Один из ранних сохранившихся памятников -
мозаики купола Св. Софии в Фессалонике (ок. 885), где
изображение Иакова Зеведеева следует за образами апостолов Филиппа
и Симона. Подобная последовательность характерна также
для рус. памятников XII в.: фрески Спасо-Преображенского
собора Мирожского мон-ря в Пскове (30-40-е гг. XII в.),
Георгиевской ц. в Ст. Ладоге (60-70-е гг. XII в.),
Спасо-Преображенского собора Евфросиниева мон-ря в
Полоцке (60-е гг. XII в.). Мозаичная фигура Иакова Зеведеева
находилась в простенке барабана Св. Софии Киевской (40-е
гг. XI в., на месте утраченной мозаики в наст. время
поздняя масляная живопись).
Как и на большинстве др. праздничных
икон, в иконографии "Успение Пресв. Богородицы" апостолы
изображались без нимбов и без надписания имен. Иаков Зеведеев,
как правило, находится в левой группе апостолов, вместе
с ап. Петром, исключение составляют композиции т. н.
облачного Успения, где летящие на облаках апостолы
изображаются с нимбами и надписываются ("Успение Пресв.
Богородицы" из Десятинного мон-ря в Новгороде, нач. XIII
в., ГТГ). С кон. XVI в. подписи имен апостолов
встречаются стабильно: 2 иконы из собрания К. В.
Воронина, одна - кон. XVI в., где Иаков Зеведеев изображен справа
от ложа Богоматери, и др.- посл. трети XVIII в., где И.
З. вместе с ап. Петром изображены на переднем плане
(см.: Шесть веков рус. иконы: Новые открытия: Выст. из
част. собр. к 60-летию ЦМиАР. М., 2007. Кат. 13, 18).
Иногда Иаков Зеведеев в числе 12 апостолов
присутствует на иконах "Покров Пресв. Богородицы", как,
напр., на иконе из ц. Рождества св. Иоанна Предтечи
Дионисиева Глушицкого Сосновецкого мон-ря (1-я четв. XVI
в., ВГИАХМЗ).
Иаков Зеведеев изображается в композиции
"Сошествие Св. Духа на апостолов", иконография к-рой, по
мнению А. Грабара, сложилась в постиконоборческий период
в IX в. Наиболее ранние из сохранившихся - миниатюры
Кодекса Григория Назианзина 867/86 гг. (Paris. gr. 510.
Fol. 301v), Хлудовская Псалтирь (ГИМ. Греч. 129 д. Л.
62, сер. IX в.). Сюжет часто встречается в рукописях,
напр. в Гомилиях (Словах) Григория Богослова, 3-я четв.
XI в. (ГИМ. Син. Греч. 161. Л. 29 об.), а также в
визант. иконописи и в составе монументальной декорации
храмов. По мнению прот. Н. Озолина, мозаическое
изображение Пятидесятницы IX-X вв. располагалось в вост.
куполе юж. галереи собора Св. Софии в К-поле (Озолин Н.,
прот. Правосл. иконография Пятидесятницы: Об истоках и
эволюции визант. извода. М., 2001. С. 155). Купольные
композиции "Сошествие Св. Духа на апостолов" сохранились
в мозаиках кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI
в.), собора Сан-Марко в Венеции (XII - нач. ХIII в.).
Сюжет присутствует во фресковой росписи трансепта Св.
Софии Киевской (40-е гг. XI в.). С XIV в. изображение
Пятидесятницы распространилось в иконописи в составе
праздничных рядов и в качестве храмовых образов: иконы
из праздничного ряда собора Св. Софии в Новгороде (ок.
1341, НГОМЗ) и Благовещенского собора Московского Кремля
(ок. 1405, ГММК.); храмовая икона из Свято-Духова мон-ря
в Новгороде (2-я треть XV в., НГОМЗ), на к-рой
сохранились остатки инициалов около нимбов - И. З.
изображен в середине правой группы апостолов.
В сценах апостольского служения образ Иакова Зеведеева представлен: на фреске "Проповедь ап. Иакова" из
цикла Деян.ий апостолов в Спасо-Преображенском соборе
Мирожского мон-ря в Пскове, 30-40-е гг. XII в.; в
росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318 -
мученичество.
Образ Иакова Зеведеева присутствует в иконографии
"Собор 12 апостолов", не получившей широкого
распространения, напр. на визант. иконах: из собрания А.
Н. Муравьёва, приобретенная в мон-ре Пантократор на
Афоне (нач. XIV в.,
ГМИИ); ок.
1330 г.; кон.
XV в.
Изображения апостолов на иконе нач. XIV в. (ГМИИ)
идентифицируются по-разному. В надписи упоминаются оба
апостола - И. З. и Иаков Алфеев. Буквы "IA" на нимбе
изображенного на переднем плане слева апостола, чей лик
частично утрачен, являются указанием на старшего Иакова,
как и почетное место рядом с первоверховными апостолами.
В рус. искусстве самый ранний образ этой иконографии
происходит из ц. Двенадцати апостолов на Пропастех в
Новгороде (ок. 1432, НГОМЗ), где Иаков Зеведеев изображен слева в
верхнем ряду, между апостолами Фомой и Андреем. На
храмовой иконе из новгородского Свято-Духова мон-ря (1-я
четв. XV в., НГОМЗ) Иаков Зеведеев сидит справа, после апостолов
Павла, Иоанна и Матфея.
В кон. XV в. в рус. искусстве получил
распространение вариант извода "Собор 12 апостолов" -
"Союзом любви связуемы апостолы", литературной основой
к-рого послужили тексты службы святым апостолам. В
верхней части этой композиции - 3-фигурный Деисус в
цветущих ветвях, ниже от древа родословия Спасителя
отходят ветви, образующие пространство для полуфигур
апостолов. По мнению исследователей, истоки этой
иконографии восходят к иконографии "Древо Иессеево".
Самый ранний сохранившийся памятник - софийская таблетка
"Рождество св. Иоанна Предтечи. Собор апостолов" (кон.
XV в., ГТГ), где напротив ап. Андрея изображен Иаков Зеведеев с
небольшой бородой, со свитком в руках. Аналогичная
композиция известна: на шитой пелене из Воскресенского
собора в Волоколамске (1510, ГРМ); в составе годовой
Минеи (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон,
Рекклингхаузен); на таблетке (XVI в., ГТГ); в росписи
Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551).
В шитье этот сюжет использован для
украшения саккоса патриарха Никона 1655 г., на к-ром
вышиты в круглых клеймах поколенные фигуры апостолов,
число апостолов увеличено; Иаков Зеведеев изображен в молении.
Традиция изображения на епитрахилях
апостолов (среди к-рых присутствует Иаков Зеведеев) связана с
темой апостольского служения и, вероятно, иконографически восходит - как в греч., так и в рус.
практике - к композиции "Собор 12 апостолов": на
епитрахили архиеп. Галактиона кон. XVI в. из Иверского
мон-ря, на которой апостолы представлены в рост в
обрамлении арок; епитрахиль патриарха Никона 1652-1658
гг., апостолы также изображены в рост (ГММК.).
В шитье образы апостолов располагались
на каймах плащаниц и пелен. На пелене "Успение Пресв.
Богородицы" из Кириллова Белозерского мон-ря (XV в.,
ГРМ) И. З. помимо средника изображен в медальоне на
кайме; на плащанице "Положение во гроб", дар царя
Алексея Михайловича Новоспасскому мон-рю (1645-1647,
ГММК.), полуфигура Иакова Зеведеева изображена за ап. Андреем на
нижней кайме, на верхней кайме плащаницы "Положение во
гроб" из Чудова мон-ря (1678, ГММК.) и на нижней кайме
плащаницы "Положение во гроб", вложенной иером. Матфеем
в Соловецкий монастырь (1704, ГММК.). В ризнице
Иверского мон-ря хранятся поручи 1681 г. с изображением
Евхаристии и Тайной вечери, на к-рой присутствуют 6
апостолов, среди них - Иаков Зеведеев.
Фигура Иакова Зеведеева. входит в состав
распространившихся на Руси с XVII в. т. н. апостольских
чинов, когда в деисусном ряду после 7 традиц. образов
помещали иконы 12 апостолов. Образ И. З. мог быть как в
левой, так и в правой части ряда; одежды апостола
различаются по цвету. Среди известных примеров:
деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля
(1653), икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса
московской ц. Рождества Пресв. Богородицы в Голутвине
(ГТГ), икона 1-й четв. XVIII в. из деисусного
(апостольского) ряда в Спасо-Преображенской ц. в Кижах;
икона кон. XVIII в. из иконостаса церкви дер. Селезениха
Новоторжского у. Тверской губ. (см.: Красилин. 1996. С.
90. Ил. 12). В Новое время образы апостолов в
иконостасах иногда группировались по неск. фигур, как,
напр., на иконах кон. XVII в. "Апостолы Петр, Андрей,
Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома" из ц. Покрова в Филях
(ЦМиАР) и "Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн
Богослов, Фома, Марк, Петр" (кон. XVIII в., Гос. музей
Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения
апостола в молении, возможно входившие в состав
деисусных чинов, как на старообрядческой иконе "Апостолы
Симон Зилот и Иаков Зеведеев" из собр. А. А. Кирикова
(2-я пол. XIX в., см.: Сызранская икона. Самара, 2007.
Кат. 57). Аналогичные апостольские чины были известны
также в визант. искусстве, напр. апостольский чин с
поясными изображениями из ц. свт. Власия в Веррии (1360,
Музей визант. искусства, Веррия), и в греч. традиции
Нового времени, напр. поясное изображение Иакова Зеведеева на иконе ок. 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В баЛк.анском
искусстве XVIII-XIX вв. отдельные иконы Иакова Зеведеева не в
составе апостольского чина также входят в иконостас,
как, напр., икона в иконостасе парекклисиона вмч.
Димитрия 1813-1814 гг. в мон-ре Дечаны.
Апостол Иаков Зеведеев. Икона
В XVII в. разрабатывалась иконография
апостольских проповедей и страстей, основанная на
текстах канонических и апокрифических Деян.ий: иконы
"Апостольская проповедь" из ц. прор. Илии в Ярославле
(1660-1662, ЯИАМЗ), "Спас Вседержитель, с апостольскими
страстями" (1652, ц. Воскресения на Дебре, Кострома;
см.: Костромская икона. 2004. Кат. № 77), "Апостольские
проповеди и страсти" из Прокопиевского собора в Вел.
Устюге (1668, ВУИАХМЗ), псковская икона "Апостольские
проповеди и страсти" кон. XVII в. из собрания К. В.
Воронина, "Распятие с апостольскими страстями",
написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана
для Успенского собора Московского Кремля (1700, ГММК.).
На этих иконах изображены проповедь Евангелия и
усекновение главы Иакова Зеведеева. В связи с разработкой
апостольской темы в искусстве XVII в. сюжеты
апостольских страстей и образы апостолов часто
включаются в программы росписей храмов, напр. ц. ап.
Иоанна Богослова в Ростове (1683), где Иаков Зеведеев изображен в
рост в откосе окна, сюжет "Усекновение главы ап. Иакова"
помещен на галерее храма. Композиция "Призвание
апостолов Иоанна и Иакова" представлена на юж. стене ц.
прор. Илии в Ярославле, а образ Иакова Зеведеева - на сводах этого
храма (1680).
В иконописи были распространены
изображения 12 апостолов, среди к-рых был Иаков Зеведеев, на
полях икон с разными сюжетами в среднике: "Спас
Вседержитель, с апостолами" (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ)
- на левом поле полуфигура Иакова Зеведеева со свитком в руке;
"Распятие, с апостолами" (XIV в., ГРМ), балканская
икона "Деисус с эТим.асией и святыми на полях" (кон.
XIV-XV в., ГТГ) - Иаков Зеведеев в медальоне; "Христос на троне,
с апостолами" мастера Лонгина (1590, ризница монастыря
Дечаны) - в рост, на поле иконы "Свт. Николай
Чудотворец" мастера Алексы Петрова (1294, НГОМЗ). Особо
следует отметить икону "Деисус и праздники", являющуюся
своеобразным прообразом рус. "апостольских" Деисусов
(2-я пол. XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - после
7-фигурного Деисуса следуют попарно 12 апостолов.
Изображение Иакова Зеведеева. представлено среди
образов апостолов и мучеников на полях иконы "Богоматерь
Иерусалимская (Гефсиманская)" (Успенский собор, ГММК.,
XVIII в.) и ее списках, напр. из собора Рождества
Христова в Измайлове (Москва) (Толстая Т. В. Икона
"Богоматерь Иерусалимская (Гефсиманская) из Успенского
собора Московского Кремля и ее легенда // Визант. мир:
Искусство Константинополя и национальные традиции. М.,
2005. С. 647-662; Комашко Н. И. Иконы "Богоматерь
Иерусалимская (Гефсиманская) письма Кирилла Уланова //
Там же. С. 663-668).
Иаков Зеведеев представлен среди избранных
святых, как, напр., на 3-створчатом складне с
изображениями "Богоматерь Неопалимая Купина" и
"Погребение вмц. Екатерины" в среднике и святых на
створках (XVI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) - Иаков Зеведеевс
посохом в руке внизу на левой створке.
В композициях "Страшный Суд" в иконописи
и в монументальной живописи Иаков Зеведеев изображается
восседающим вместе с др. апостолами по сторонам
Христа-Судии. Имена апостолов или начальные буквы имен
пишутся на листах раскрытых книг, как на синайской иконе
(2-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Часто
И. З. бывает представлен рядом с ап. Андреем (фреска
Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.).
Жестикуляция Иакова Зеведеева может быть различна: поднятая рука в
пророческом, указующем или благословляющем жесте.
В минеях изображения Иакова Зеведеева помещены под
30 апр.: в греко-груз. рукописи (XV в.), на минейных
иконах (сер.- 3-я четв. XVI в., Музей икон,
Рекклингхаузен; кон. XVI в., КГОИАМЗ) и др.
Чтимаяая икона Иакова Зеведеева (нач. XX
в.?), на к-рой апостол изображен в рост с Евангелием в
руках, находится в ц. Казанской иконы Пресв. Богородицы
в Казенной слободе в Москве, где освящен придел во имя
Иакова Зеведеева.
Е. М. Саенкова
Православная энциклопедия
***
Молитва апостолу Иакову Зеведееву:
- Молитва апостолу Иакову Зеведееву. Апостол
Иаков Заведеев - старший брат
апостола Иоанна Богослова, один из фаворитов, кому
Господь преимущественно открывал Божественные тайны.
Проповедовал в Испании, потом вернулся в Иерусалим, где
был по приказу царя Ирода Агриппы. Испанцы почитают его небесным покровителе и защитником своей страны.
Средневековые хроники свидетельствуют о
многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским
воинам при Реконкисте. Самый древний паломнический путь Западной Европы -
это путь апостола Иакова. Он также покровитель
миссионеров, богословов и паломников.
Акафист апостолу Иакову Зеведееву:
Канон апостолу Иакову Зеведееву:
Житийная и научно-историческая литература об апостоле Иакове Зеведееве:
|