Преподобный Антоний Сийский
Память: 21 мая / 3 июня (Собор Карельских святых),
19 октября / 1 ноября (Собор Архангельских святых), 7 /
20 декабря
Основным источником сведений об Антонии
Сийском является его житие, которое известно в 4
редакциях. 1-ю редакцию составил в 1577-1578 гг. инок
Сийского монастыря Иона по поручению игум. Питирима, этот
текст игум. Питирим и мон. Филофей отвезли в Москву с
прошением об установлении празднования святому. (Ранее,
сразу после кончины преподобного, инок Сийского
монастыря
Филофей предпринял попытку составления жития, но его не
поддержала братия монастыря.) Житие, написанное Ионой, было
преподнесено в Москве Новгородским архиеп. Александром
(учеником Антония Сийского) сыну Иоанна IV Васильевича
Грозного - царевичу Иоанну с просьбой составить новую
редакцию с похвальным словом и службой, царевич
переработал житие в 1579 г. В 60-х гг. XVII в. на основе
2 редакций - инока Ионы и царевича Иоанна - сийский игум.
Феодосий составил 3-ю редакцию жития Антония Сийского,
включающую описание чудес до 1663 г. Существует также
проложная редакция жития.
Преподобный Антоний Сийский. Икона. Архангельск. Около 2006 г.
Антоний Сийский, в миру Андрей, был
первым ребенком в семье зажиточных крестьян Никифора и
Агафии. За благообразие и добродетели, которыми святой
обладал от рождения, родители любили его больше др.
детей. В 7 лет они отдали его в "научение книжное",
отрок быстро освоил грамоту и полюбил чтение
святоотеческих творений. Андрей был единственным среди
своих братьев и сестер, кого родители благословили
учиться "иконному писанию", все же остальные занимались
земледелием. После смерти родителей, когда Андрею
исполнилось 25 лет, он переселился в Новгород, где
поступил на службу в боярский дом и женился. Через год
умерла жена, а вскоре и покровитель-боярин. В этом
Андрей усмотрел предначертание своей дальнейшей судьбы.
Он вернулся в Киехту, раздал свое
имущество нищим и ушел странствовать. На берегу р. Кены,
за 5 верст от Преображенского Кенского монастыря, Антоний
Сийский остановился в лесу на ночлег, здесь ему во сне
явился седой старец в белых одеждах с крестом в руках,
который сказал: "Возми крест свой, гряди вослед мене, иди
подвизайся". Восстав от сна, А. С. пришел в
Преображенский монастырь и стал просить настоятеля прп.
Пахомия Кенского принять его в обитель. Игумен сам
обучал новоначального инока монашескому деланию, в 1508
г. А. С. принял постриг. Житие сообщает, что Антоний
Сийский был "телом мощен и крепок зело, в трудех велми
мужествен, яко за два мощно ему трудитися или за три" (РГБ.
Троиц. № 694. Л. 15 об.). Преподобный трудился в
поварне, рубил лес, расчищал землю под пашню, служил
немощным братиям в монастырской больнице. Когда в
монастыре
не стало священника, игум. Пахомий благословил Антония
Сийского на священство.
В 1513 г. Антоний Сийский вместе с
монахами Александром и Иоакимом удалился из монастыря на р.
Емцу к Тёмному порогу, где поставил часовню, кельи и ц.
во имя свт. Николая Чудотворца. До наст. времени
сохранилось напрестольное Евангелие из этой церкви,
ранее принадлежавшее Антонию Сийскому (БАН. Арханг. №
1200). В Никольскую пуст. к Антонию Сийскому пришли еще
4 инока. Конфликт с местными жителями, не желавшими
соседствовать с монастырем, заставил монахов в 1520 г.
переселиться дальше на северо-восток - в малонаселенные
леса по р. Сие. Однажды, когда иноки молились в лесу, их
увидел охотник Самуил, житель с. Бросачева.
Пораженный
увиденным, он подошел к Антонию Сийскому за
благословением, а святой попросил его указать место,
удобное для устроения монастыря. Самуил отвел их на берег
Угловатого оз., где он слышал ранее колокольный звон и
молитвенное пение. Преподобный основал монастырь в 8
верстах от этого места, на п-ове Михайловского оз. Жизнь
на новом месте была полна лишений, часто монахи не имели
масла, соли, хлеба - "всему бо скудость бяше, чего не
помяни, того не обретеся". Братия хотела разойтись, но
по молитвам Антония Сийского в обитель неожиданно пришел
некий человек, принес хлеб, муку, масло и дал милостыню
на строительство монастыря. Вскоре произошло др. чудо,
которое еще более убедило иноков остаться в обители.
Сборщик податей Новгородского архиепископа Василий Бебрь,
думая, что в новом монастыре есть некие сокровища, нанял
разбойников, чтобы они ночью ограбили обитель. Когда
разбойники подошли к монастырю, то увидели множество
вооруженных людей, охранявших его. На разбойников напал
страх, и они бежали. Наутро разбойники рассказали
Василию об увиденном. Тот послал в монастырь священника
близлежащего села расспросить святого, что за люди
охраняли обитель. Оказалось, что в монастыре, кроме
монахов, никого не было, а святой, по своему
обыкновению, всю ночь молился. Пораженный чудом, Василий
Бебрь пришел к Антонию Сийскому и раскаялся в своем
греховном намерении.
Через неск. лет, когда число братии
сильно увеличилось, Антоний Сийский отправил в Москву
своих учеников Исаию и Александра, которые получили от
вел. кн. Василия III Иоанновича жалованную грамоту на
земли и угодья (РГБ. Троиц. № 694. Л. 29 об.- 30),
Василий Иоаннович просил святого молиться о "чадородии"
вел. княгини. В обители был выстроен деревянный храм в
честь Пресв. Троицы, местный храмовый образ для которого
был написан неизвестным иконописцем при помощи Антония
Сийского. Житие сообщает, что сам преподобный хотя и
учился в юности писать иконы, "но препросто
иконописательство его бысть", недостаток мастерства он
возмещал постом и молитвой. Случившийся вскоре пожар
уничтожил церковь, оставив невредимой лишь икону Св.
Троицы, которую нашли посреди монастыря. После этого был
построен новый Троицкий храм и еще 2 церкви: теплая - с
трапезной в честь Благовещения Пресв. Богородицы и
надвратная - во имя прп. Сергия Радонежского. Чудесно
спасенный образ Св. Троицы стал местной святыней. В
житии сообщается, что у иконы получили исцеление
бесноватый Василий - слуга двинского наместника кн.
Дмитрия Жижемского, Силуан - слуга боярина Василия
Воронцова, страдавший "падучей" болезнью, и мн. др.
Сохранились упоминания об иконах письма
Антония Сийского: в Троицком храме Сийского монастыря,
Благовещенской Ямецкой пуст. и др. (Кольцова. С. 36-37),
в монастырской кормовой книге XVII в. упомянут образ свт.
Николая "чюдотворцева письма" (Архангельский патерик. С.
209. Прим. 30). Сохранилась икона Божией Матери
"Умиление" (АОКМ), по преданию написанная прп. Антонием
об этом свидетельствует надпись на обороте, сделанная,
очевидно, при поновлении иконы в 1882 г. В иконописных
подлинниках XVIII-XIX вв. сообщается, что Антоний
Сийский был "иконописец преизряден, написа же образ
Живоначальныя Троицы, от него же множество чудес бысть,
и инех много икон" (Филимонов. С. 208).
В 1543 г. Антоний Сийский получил
грамоту царя Иоанна Грозного, по которой двинский сотский
Василий Бачурин должен был отмежевать Сийскому монастырю
пожалованные леса и угодья (Грамоты коллегии экономии.
Т. 1. № 97. Стб. 98-100). Через 2 года царь пожаловал
монастырю соляной ключ на Исаковой горе с освобождением от
уплаты пошлин за разработку промысла на 5 лет. В житии
Антония Сийского (в редакции царевича Иоанна) имеются
сведения о том, что преподобный лично посещал Москву
(видимо, между 1547 и 1555) и был принят царем Иоанном
Грозным и царицей Анастасией Романовной.
В годы относительного благополучия
своего монастыря Антоний Сийский оставил управление им
иером. Феогносту и удалился для отшельнического жития за
3 версты от монастыря, на о-в в Дудницком оз., где поставил
часовню во имя свт. Николая Чудотворца. Здесь
преподобный предавался суровым аскетическим подвигам,
питался только от труда рук своих: сам расчищал землю
под посевы, сеял и убирал хлеб. После совершения
молитвенного правила он всю ночь вручную молол хлеб,
часть муки оставлял себе на пропитание, а остальное
отправлял в монастырь. Чтобы усугубить подвиг, во время
молотьбы преподобный раздевался по пояс и отдавал свое
тело на съедение комарам. Спустя некоторое время Антоний
Сийский удалился на 5 верст от прежней пустыни - на оз.
Падун. Всего в пустынях близ монастыря он прожил ок. 2 лет.
Когда Феогност оставил игуменство, Антоний Сийский
вынужден был вернуться в обитель и вновь стать ее
настоятелем.
В житии рассказывается, что преподобный
обладал даром прозорливости. Однажды инок Филофей,
который
хотел тайно покинуть монастырь, зашел в келью Антония
Сийского. Преподобный открыл Филофею его помысел и тем
уберег от гибели. В др. раз, на праздник Преображения,
иноки всю ночь ловили рыбу и ничего не поймали. Антоний
Сийский благословил их идти на озеро к мысу Красный Нос.
Улов был так велик, что этой рыбой питались в монастыре
долгое время, а рыбная тоня была названа Антониевой.
Незадолго до кончины Антоний Сийский составил "Духовную
память" - наставление по устройству монашеского
общежития (Архангельский краеведческий музей. Инв. №
3590). Книги, собранные прп. Антонием за годы
игуменства, стали основой впосл. богатейшей б-ки
Сийского монастыря (в 1556, по отписному списку,
составленному преподобным перед смертью для нового игум.
Кирилла, числилось 66 книг).
Местное почитание Антония Сийского
началось, по-видимому, сразу после его кончины.
Общецерковная Антония Сийского состоялась на Соборе 1579
г. В кон. XVI - нач. XVII в. в монастыре была построена
новая ц. в честь Св. Троицы с приделом во имя Антония
Сийского. В 1652 г. Патриарх Никон по дороге на Соловки
посетил Сийский монастырь, и по указу Патриарха в Киехте
был построен храм во имя Антония Сийского. При сийском
игум. Феодосии (Лебедеве; 1643-1652 и 1663-1688) были
записаны 11 посмертных чудес Антония Сийского,
свидетелем которых был игумен: исцеление диакона (1660), 2
расслабленных (1661), слепого игум. Евфимия и др. В 1672
г. в окрестностях монастыря больше месяца стояла дождливая,
холодная погода, грозившая неурожаем. Монастырскому
рабочему Иоанну Тырыданову явился Антоний Сийский и
повелел передать игумену, чтобы он совершил крестный ход
к Угловатому оз., а населению монастырской округи -
строго соблюдать посты и постные дни. Игум. Феодосий 2
раза ходил крестным ходом к Угловатому оз., где стояла
часовня в честь Воздвижения Креста Господня, устроенная
Феодосием в 1668 г., после чего установилась хорошая
погода. 7 июля, совершив 3-й крестный ход с
благодарственным молебном, игум. Феодосий установил
совершать его ежегодно в этот день. Значительные события
в жизни обители фиксировал также летописец Сийского
монастыря, в котором записаны 24 чуда преподобного,
случившиеся при игум. Феодосии; в частности, 15 сент.
1679 г. у гроба Антония Сийского сама собой затеплилась
лампада, масло из которой излечивало тяжелые недуги.
Преподобный Антоний Сийский. Икона. Сергиев Посад.
1999 год.
Мощи преподобного почивали под спудом в
Троицком соборе Сийского монастыря, у юж. стены храма,
рядом с приделом его имени. Над гробницей находился
образ Св. Троицы, написанный преподобным. В 1859 г. над
мощами поставили серебряную чеканную раку. 11 июля 1923
г. монастырь был закрыт, мощи святого в советское время не
вскрывались. 13 авг. 1992 г. Антониев Сийский монастырь в
полуразрушенном состоянии был передан РПЦ. В наст. время
восстанавливается Благовещенский храм и ц. во имя прп.
Сергия Радонежского, готовится восстановление Троицкого
собора.
С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко
Гимнография
Службу Антония Сийского специально для
Собора 1579 г. написал царевич Иоанн; создание службы
предшествовало работе над житием Антония Сийского, о чем
свидетельствует запись в списках службы XVI в. (напр.,
РНБ. Q. I. 22. Л. 390). Служба, созданная царевичем
Иоанном, не получила широкого распространения; известна
она по 2 ненотированным рукописям: РНБ ОСРК. О. I. 22 (XVI
в.) и НСРК. Q. 273 (80-е гг. XVII в.), хотя рукописей с
записями об авторстве Иоанна сохранилось больше.
Известны также 2 нотированные рукописи, в которых записан
распев службы знаменной нотацией (РНБ. Кир.-Бел. №
586/843, кон. XVI в.; РНБ. Капелла. О. 4, 70-е гг. XVII
в.). В их состав включены песнопения, созданные
царевичем, хотя надписи, указывающей на его авторство,
здесь нет. Анализ общей гласовой композиции, а также
состава и риторических приемов, использованных как в
лит. тексте, так и в муз. композиции отдельных
песнопений службы, позволяет предполагать, что царевич
Иоанн был не только создателем текста, но и распевщиком
службы. Однако ее неординарность (наличие в каноне 2-й
песни; отступающие от традиции содержание и размер
некоторых текстов) заставила московские духовные власти
отказаться от службы, созданной царевичем.
В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. в
день памяти святого отмечено: "Служба Антонию Сийскому
поется, егда еклесиархъ разсудит". В печатной Минее за
дек. (М., 1620) также нет службы, хотя имя Антония
Сийского и упоминается. Здесь, под отметкой "зри", лишь
отмечено, что "служба ему писана в книге о новых
чюдотворцов" (см. Указ о святых новых чудотворцах). В
Уставе Успенского собора Московского Кремля (ок. 1634) 7
дек. о службе Антония Сийского сказано: "Слог худъ, ему
лучше пети по общей Минеи". Вероятно, эта оценка стала
причиной того, что в печатной Минее, изданной в 1636 г.
благословением Патриарха Иоасафа, помещена др. служба.
Из Минеи 1636 г. служба попала в рукописные
ненотированные сборники, напр. РНБ. Погод. № 688, где
она предшествует житию Антония Сийского в редакции Ионы.
Текст славников этой службы, распетой и записанной
знаменной нотацией, дважды включен в рукопись РНБ.
Капелла. О. 4. Л. 79 об., 220, причем 2-му изложению
предшествует надпись: "противу печатных", что
свидетельствует о том, что текст был взят из печатной
Минеи и лишь затем распет. В этой службе устранены
исторические реалии, текст более традиц. и использует
образы из общей службы преподобных. Обе указанные службы
помещены в печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ
(Минея (МП). Декабрь. Ч. 1. С. 226-246; 247-275), причем
служба, написанная Иоанном, помещена на 2-м месте. Совр.
Типикон (Т. 1. С. 308) предписывает совершать А. С.
шестеричную службу (см. Знаки праздников месяцеслова).
Н. В. Рамазанова
Иконография
Иконография Антония Сийского. начала
складываться в посл. четв. XVI в. Иконописные подлинники
описывают облик святого следующим образом: "Сед, плешив,
лицем скуд, брада разсохата, пять космочков, аки Антония
Печерскаго поуже, риза преподобническа, испод празелень
з белилом" (РНБ. Погод. № 1931. Л. 75, 7 дек.; 2-я четв.
XIX в.). Над гробницей Антония Сийского находилось его
оглавное изображение XVI в., прорись которого вместе с
рядом поясных и ростовых изображений XVII в. помещена в
Сийском лицевом подлиннике (Покровский. С. 184).
Сохранилось лицевое житие Антония
Сийского 1648 г. (ГИМ. Щук. № 107/750, в 40),
пожертвованное в Сийский монастырь игум. Феодосием, в
рукописи 153 миниатюры. Известно, что игум. Феодосий был
иконописцем, предположительно он является автором
миниатюр жития (Кукушкина. Монастырские б-ки. С.
108-109). На покрове 1661 г. (АОКМ), вкладе И. Д.
Милославского; московской иконе 1668 г. работы
иконописца В. О. Кондакова-Усольца (Музей-квартира П. Д.
Корина); пелене кон. XVII в. (АОКМ) из ризницы Троицкого
собора Сийского монастыря преподобный представлен
прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком
в руке, вверху образ Св. Троицы. В 1659 г.
Кондаков-Усолец написал образ Антония Сийского в житии,
который поместили около раки с мощами святого. На 2
сохранившихся житийных иконах сер.- 2-й пол. XVII в. (ГМЗК,
АМИИ) в среднике преподобный представлен в молении Св.
Троице; вокруг 20 клейм с сюжетами его жития. В составе
клейм первой иконы: основание обители на р. Емце,
основание Св.-Троицкого монастыря, Антоний Сийский
поселяется в келье у оз. Падун, преставление Антония
Сийского, его погребение; в последнем клейме изображен
составитель жития Антония Сийского с раскрытой книгой в
руках (на листе надпись: "жытие").
О. А. Полякова
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Антонию Сийскому:
- Молитва преподобному Антонию Сийскому. Преподобный Антоний Сийский принял
монашество после скоропостижной смерти своей жены и
свекра. Скромный аскет, основатель и настоятель Сийского
монастыря любивший уединение, собиратель книг,
прозорливец и чудотворец. Его духовной помощи просят
при овдовении, в борьбе с похотью, защитить от воров
и угрозы жизни
Акафист преподобному Антонию Сийскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антонии Сийском:
|