Преподобный Антоний Печерский
Память: вторая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице
(Собор Афонских преподобных), 10 / 23 июля, 2 / 15
сентября, 28 сентября / 11 октября (Собор Киево-Печерских
преподобных, в Ближних пещерах), вторая неделя (воскресенье)
Великого поста (Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов)
Сохранившиеся сведения об
Антонии Печерском довольно
противоречивы. В Повести временных лет (10-е гг. XII в.)
в составе "Сказания, чего ради прозвася Печерский
монастырь" (под 1051), а также в Киево-Печерском
патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные
следы жития Антония Печерского (Патерик содержит прямые ссылки на житие)
или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее
первых подвижниках, созданной в посл. четв. XI в., но
впосл. (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной
(названное житие не следует смешивать с житием Антония
Печерского, к-рое
вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой
компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова,
следы жития Антония Печерского содержались в Начальном своде, созданном
в Печерском мон-ре в 90-х гг. XI в., откуда и были
заимствованы в ПВЛ. Эта "антониевская" традиция в ряде
случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно
отличается от др. печерской традиции - "феодосиевской",
т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и нек-рых
свидетельств летописного Сказания об основании
Печерского мон-ря, что затрудняет восстановление
основных хронологических вех деятельности Антония
Печерского.
Преподобный Антоний
Печерский. Икона
Антоний
Печерский был родом из Любеча; его мирское имя
Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ - в составе
"Летописца Переяславля Суздальского"; редакция сер.- 2-й
пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). Антоний Печерский принял монашеский
постриг в одном из афонских мон-рей (что это был рус.
мон-рь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не
основанная догадка) и через нек-рое время вернулся на
Русь. Сведения о 2 путешествиях Антония Печерского на Афон (2-е было
предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти
св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во
2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются
следствием стремления редактора преодолеть
хронологические противоречия своих источников. Еще более
позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские
предания о пострижении Антония Печерского в Великой лавре св. Афанасия
или мон-ре Эсфигмену. Согласно упомянутому
реконструируемому древнему житию Антония Печерского, преподобный
вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на
берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к
нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, буд.
свт., митр. Киевский. В житии Антония Печерского представлен в сане
иеромонаха, к-рый сам постригает в монашество и
рукополагает во священники; после поставления игуменом
Варлаама он удаляетсяв затвор, где и пребывает 40 лет до
самого преставления.
В "феодосиевской" традиции наблюдается
совсем иная, хронологически более достоверная картина.
Вернувшись на Русь, Антоний Печерский не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на
митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг
Антония Печерского
получил известность, и уже после смерти киевского кн.
Ярослава Мудрого (1054) вокруг Антония Печерского начала складываться
община монашествующих, среди к-рых были постриженики из
ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича -
Варлаам и Ефрем, буд. свт., митр. Переяславский, что
вызвало конфликт с князем. Антоний Печерский сам не постригал в монахи,
а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел
сан священника ("прозвутеру тому сущу и черноризцу
искусну"). Видя умножение братии и стремясь к
монашескому уединению, Антоний Печерский поставил Варлаама игуменом
образовавшегося мон-ря, сам же удалился в пещеру по
соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний
Печерский тем не
менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для
братии, поскольку именно он принес на киевские горы
благословение и аскетический опыт Св. горы. По
благословению Антония Печерского была построена Успенская ц. над большой
пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и
благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был
избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус.
князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из
столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава
Брячиславича) привели к новому столкновению между
Антонием Печерским и
вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не
вполне ясны (Изяслав гневался на Антония Печерского "за Всеслава"). Во
всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о
наличии в Печерском мон-ре своеобразных
противоборствовавших "политических партий"
("антониевской" - против Изяслава Ярославича и
"феодосиевской" - против его брата черниговского, а
затем киевского кн. Святослава) надо признать
упрощением. Так или иначе в 1069 г. Антоний Печерский был вынужден
укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал
основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев
вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с
вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался,
успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке
каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого
было чудесным образом указано по молитвам святого.
Антоний Печерский
был погребен в своей пещере.
В отличие от прп. Феодосия Печерского в
отношении Антония Печерского определенных сведений о времени его
канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже
даты преставления Антония Печерского. Однако о почитании
Антония Печерского в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что
в это время здесь было составлено его житие. Иконы
Антония Печерского и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме
того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок.
1288?) изображены предстоящие Антоний Печерский и прп. Феодосий. Первое
твердое свидетельство церковного почитания Антония
Печерского вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение
Антония Печерского и Феодосию
Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове
Успенском мон-ре Тверским еп. Арсением, составителем
Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11.
С. 156). С рубежа XIV-XV вв. в списках Пролога 2-й
редакции, происходящих из Сев.-Вост. Руси, таких, как
Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком
прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению,
сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С.
286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410-1425
гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка
"Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь",
именуемая "Слово об Антонии" или "Успение Антония"
(нач.: "Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в
Киеве"). Однако дата этих списков не определяет времени
создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога,
созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились,
при том что данная разновидность отличается большой
архаичностью состава, указывающей на формирование
сборника скорее в домонг. время. В сер.- 3-й четв. XV
в., возможно одновременно с написанием службы Антония
Печерского,
создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая
в заголовке житием (нач.: "Великому князю Володимеру
Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженый
Антоние от града Любеча"), также на основе Сказания о
Печерском мон-ре. Текст помещается под 10 июля и снабжен
стихом: "Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя
оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом
прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет";
памятник встречается в украинско-белорус. списках XV-XVI
вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список -
Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100, 1496 г. Л. 363-364), к
созданию к-рой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет
(Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти Антония
Печерского 7
(изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV-XVII вв. параллельно: майская - по преимуществу в
Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и
песнопения, напр. тропарь и кондак в сборнике 2-й пол.
XV в. книгописца Евфросина - РНБ. Кирилло-Белозер. №
6/1083. Л. 247 об.- 248), в XVII в. она попадает и в
печатные издания этого сборника (Сергий (Спасский).
Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же - в богослужебных
книгах. Окончательно июльская память стала
главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим.
Варлааме (Ясинском; 1684-1690; впосл. митр. Киевский)
установлено празднование Собору преподобных отцов
Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843
г.- празднование общей памяти всех преподобных отцов
Киево-Печерских.
В Успенском соборе Киево-Печерского
мон-ря Антонию Печерскому был посвящен один из 4 престолов, устроенных
на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о ц. во
имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в
Псково-Печерском мон-ре была построена деревянная ц. во
имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522-1523 гг.
вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской ц.
был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и
Феодосия Печерских существует в усыпальнице под
Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в
честь Вознесения мон-ря . В московском во имя Страстной
иконы Божией Матери жен. мон-ре при трапезной находилась
ц. во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в
1899).
Мощи Антония Печерского почивают под спудом в Ближних
пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по
лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом
расположена пещерная ц. во имя Антония Печерского и его келья, описанные
в "Тератургиме" Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где
упоминается, что "Москва" пыталась захватить мощи
Антония Печерского.
А. В. Назаренко, А. А. Турилов
В 1459-1461 гг. по благословению свт.
Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию
Печерскому
(самый ранний список: РНБ. Сол. № 518/537, кон. XV в.).
Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7-9-й
песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих:
"Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда
влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому
Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые
горы" (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается
житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г.
(так же как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая
выписано бдение Антония Печерского с указанием о переносе пения последования, если память
Антонию Печерскому совпадает с к.-л.
праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был
составлен канон преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона
прославляются основатели Печерского мон-ря - Антоний
Печерский и прп.
Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.).
Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна
служба - полиелейная, общая А. и Феодосию Печерским, в
Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й
тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт.
Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены
акафисты - общий Антонию Печерскому и прп. Феодосию (К., 1865) (К.,
1888; автор - А. Ф. Ковалевский).
Богоматерь Печерская, с предстоящими преподобными
Антонием и Феодосием Печерским. Икона
Припевы Антонию Печерскому и Феодосию Печерским
встречаются в великорус. нотных (крюковых) рукописях XVII - нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных
Ирмологионах XVII-XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры
Антонию Печерскому(Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi
iрмолоi 16-18 стт.: Каталог i
кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. №
108, 333, 335) и подобны А. и Феодосию Печерским (Там
же. № 101).
Э. П. Р.
Иконография
Известно неск. типов изображения Антония
Печерского:
единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей
Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на
иконах Собора Киево-Печерских святых. Из
Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в.
существовали иконы Антония Печерского и прп. Феодосия Киево-Печерских,
к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим.
Древнейшее изображение Антония Печерского, предстоящего Богоматери,
сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери,
ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в
монашеской мантии с золотыми застежками, поручах,
аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами,
левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с
текстом: "Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и
не лѣнмься и[...]а бо о сѣм Г[...]д помощьника", слева -
прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение
с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в.
северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда
иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона
XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии
представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки
Богородицы возложены на плечи Антония Печерского и Феодосия. Последний
восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший
известный образец - в киевском издании "Акафистов"
(1693). Известны образцы усложненной композиции с
фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и
Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных
нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.;
мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э.
Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин
Белинский).
При восстановлении Успенского собора в
1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был
украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми
изображениями Антония Печерского и прп. Феодосия по сторонам Богородицы
(в типе "Нерушимая Стена"); позднее триптих был вставлен
в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г.
архидиак. Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса ц.
Успения Богородицы находилась икона преподобных Антония
Печерского и
Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом
макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона,
Патриарха Московского и всея Руси, для устройства
иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре (Петров. Вып. 3.
С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных
Антония и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью)
киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные
изображены в рост, фронтально, в схимнических
облачениях, куколях, Антоний Печерский двуперстно благословляет, в
левой руке свиток. Антония Печерского вместе с прп. Феодосием включены в
состав ростового преподобнического Деисуса, написанного
в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на
алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия
Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы
Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По
описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был
исключительно богат иконами с изображением Антония
Печерского; в местном ряду Успенского собора имелись
отдельные иконы Антония Печерского и прп.
Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др.
псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона
этих святых "на золоте"; в ц. 40 мучеников Севастийских
их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а
также помещались на общей местной иконе.
На колоколах Киево-Печерской лавры,
1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на
ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в.
(ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед
Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен
Успенский собор. Преподобные также изображаются
предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения
Богородицы - на иконе кон. XVIII в. (Петров. Вып. 3. С.
46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках
XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в.
(ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье)
кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР).
Изображение Антония Печерского в ряду избранных святых
помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.:
с образом Божией Матери "Неопалимая Купина" из Кириллова
Белозерского мон-ря (ГРМ); "Успение Богородицы" из
владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); "Явление
Богоматери прп. Сергию Радонежскому" московской работы
(ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком
в руке; на обороте двусторонней шитой пелены "София
Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч.
Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские", 2-я
пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде,
где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в
куколе. Так же Антоний Печерский представлен на обороте новгородской
таблетки "Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп.
Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий
Киево-Печерские", 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском
походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем
ряду, в числе преподобных; на укр. иконе
"Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием
Печерскими", 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на
офорте "Вид Эсфигменской обители на Афоне", 1847 г.
(Гос. лит. музей. Москва) и др.
Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва. Конец
XV - начало XVI в.
К единоличным изображениям Антония
Печерского относится
шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для
Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов
Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом
Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный
благословляет двуперстно и держит в левой руке
развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на
Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й
пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ),
выполненной М. И. Дикарёвым,- на фоне пейзажа с
Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым
свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр.,
на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя
прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе
кон. XVIII в. (ГМИР).
В композиции "Древо Киево-Печерских
святых": на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке
панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского
серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия
1701 г. (НКПикз) - Антоний Печерский и прп. Феодосий представлены
насаждающими древо.
В изображении Собора Киево-Печерских
святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) А.
представлен, как правило, в центре, перед группой
святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона
1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры?
(ЦМиАР) - с развернутым свитком в правой руке и четками
в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской
А. Абрамова (ГРМ).
Софийский иконописный подлинник 2-й
четв. XVII в. предписывает изображать Антония Печерского "в схиме, около
главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска
санкир з белилы" (РНБ. Соф. № 1523. Л. 151, 7 мая); в
более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его
преставление: "Погребают его священницы, и диякони, и
князи, и народи, стары и русы, всяким подобием" (ИРЛИ.
Перетц. № 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты
надписей на свитках: "Се удалихся бегая и водворихся в
пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на
нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя
постриг во иноческий чин" (Л. 155 об., 6 мая), "Любяй
Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и
моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя" (Л.
233 об.).
В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30,
кон. XV в.) под 1051 г. помещена "Повесть об основании
Печерского монастыря", где на 5 миниатюрах изображен
Антоний Печерский в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах:
пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев
(Л. 90 об.); устройство Антония Печерского кельи на берегу Днепра в
пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и
труды преподобного (Л. 91 - вверху); вел. кн. киевский
Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного
благословение и молитв (Л. 91 - внизу); прп. Антоний поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в
пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игум. киево-печерский, и
братия испрашивают у Антония Печерского благословение на расширение мон-ря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу
Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л.
92). Нек-рые из сюжетов воспроизведены в изданиях
Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами
мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич), где
имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и
венца к преподобным Антонию и Феодосию, успения Антония
Печерского, а также
сюжетов из "Повествования о создании Великой Печерской
церкви": явление Богородицы, А. и прп. Феодосия
"мулярам" во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения
Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания
места основания церкви огненным столпом, выпадением
росы, явлением Господа А.
В изданиях Киево-Печерской типографии (с
1616), по мнению А. А. Гусевой, образы Антония и Феодосия
Печерских являлись своеобразной "издательской маркой"
(Гусева. С. 426), их изображения обладают большой
вариативностью и входят в состав сложных богословских и
аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий
изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в
Ближние и Дальние пещеры (Агапит, диак. Главизны. К.,
1628). Антоний Печерский представлен в композиции "Древо Киево-Печерских святых" на фронтисписах работы гравера
Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и
"Акафистам" (К., 1663), где изображены прп. Антоний и прп.
Феодосий, "насаждающие древо",- Успенский собор. В ряде
гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери
или Ее икон: "Печерская (Свенская) икона Божией Матери с
2 ангелами за престолом" (Акафисты. К., 1636); заставка
"Икона Божией Матери "Знамение", с предстоящими
преподобными Антонием и Феодосием" (Триодь цветная.
Львов, 1642) - Антоний Печерский без куколя; "Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия",
гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682);
"Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными
Антонием и Феодосием и парящими ангелами" (Беседы на 14
посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623);
заставка "Богоматерь с Младенцем, с поясными
изображениями по сторонам преподобных Антония и
Феодосия" работы мастера Илии (Патерик, или Отечник,
Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные
изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в
рост, с развернутым свитком в обеих руках; в "Трубах
словес проповедных" Лазаря (Барановича), архиеп.
Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с
избранными преподобными на полях. Образ Антония
Печерского с клеймами
жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного
помещено на заставке "Минеи общей с праздничной" (К.,
1680).
Известны аллегорические композиции с
образом Антония Печерского: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) "Мир с
Богом человеку" (К., 1669), посвященная царю Алексею
Михайловичу, - прп. Антоний и прп. Феодосий в виде шестикрылых
серафимов; гравюра из "Минеи общей с праздничной" (К.,
1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу, - Антоний
Печерский с
крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на
взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы
Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К.,
1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра "Венец
Пресвятой Богородице" мастера Илии (Патерик, или Отечник,
Печерский, 1661) - Антоний Печерский представлен по пояс, "яко солнце сияяй", прп. Феодосий "яко луна", преподобные иноки
Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с
Младенцем.
И. Б. Черномаз
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Антонию Печерскому:
- Молитва преподобному Антонию Печерскому.
Преподобный Антоний Печерский является одним из
основателей русского монашества и устроителями Киево-Печерской Лавры. Покровитель русских монахов и
благотворителей, собирающих средства для больных и
малоимущих. К нему обращаются в молитве для помощи в
обуздании страстей, приобретения смирения и аскетизма.
Акафист преподобному Антонию Печерскому:
Канон преподобному Антонию Печерскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антонии Печерском:
|