Миссионерско-апологетический проект "К Истине": "Иисус сказал… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин.14:6)

РазделыВопросыНа злобуБиблиотекаПоиск


Святые Православия / Преподобный Антоний Печерский


Преподобный Антоний Печерский

Память: вторая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Афонских преподобных), 10 / 23 июля, 2 / 15 сентября, 28 сентября / 11 октября (Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах), вторая неделя (воскресенье) Великого поста (Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов)

Сохранившиеся сведения об Антонии Печерском довольно противоречивы. В Повести временных лет (10-е гг. XII в.) в составе "Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь" (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития Антония Печерского (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в посл. четв. XI в., но впосл. (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием Антония Печерского, к-рое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития Антония Печерского содержались в Начальном своде, созданном в Печерском мон-ре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта "антониевская" традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции - "феодосиевской", т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и нек-рых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского мон-ря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности Антония Печерского.

Преподобный Антоний Печерский. Икона

Преподобный Антоний Печерский. Икона

Антоний Печерский был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ - в составе "Летописца Переяславля Суздальского"; редакция сер.- 2-й пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). Антоний Печерский принял монашеский постриг в одном из афонских мон-рей (что это был рус. мон-рь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через нек-рое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях Антония Печерского на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении Антония Печерского в Великой лавре св. Афанасия или мон-ре Эсфигмену. Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию Антония Печерского, преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, буд. свт., митр. Киевский. В житии Антония Печерского представлен в сане иеромонаха, к-рый сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляетсяв затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления.

В "феодосиевской" традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, Антоний Печерский не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония Печерского получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг Антония Печерского начала складываться община монашествующих, среди к-рых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича - Варлаам и Ефрем, буд. свт., митр. Переяславский, что вызвало конфликт с князем. Антоний Печерский сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел сан священника ("прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну"). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, Антоний Печерский поставил Варлаама игуменом образовавшегося мон-ря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний Печерский тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Св. горы. По благословению Антония Печерского была построена Успенская ц. над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению А. в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение рус. князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием Печерским и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины к-рого не вполне ясны (Изяслав гневался на Антония Печерского "за Всеслава"). Во всяком случае идущее от М. Д. Присёлкова представление о наличии в Печерском мон-ре своеобразных противоборствовавших "политических партий" ("антониевской" - против Изяслава Ярославича и "феодосиевской" - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. Антоний Печерский был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного мон-ря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора мон-ря, место для к-рого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний Печерский был погребен в своей пещере.

В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении Антония Печерского определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления Антония Печерского. Однако о почитании Антония Печерского в Печерском мон-ре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы Антония Печерского и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие Антоний Печерский и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания Антония Печерского вне Киево-Печерского мон-ря - посвящение Антония Печерского и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Жёлтикове Успенском мон-ре Тверским еп. Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). С рубежа XIV-XV вв. в списках Пролога 2-й редакции, происходящих из Сев.-Вост. Руси, таких, как Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410-1425 гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка "Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь", именуемая "Слово об Антонии" или "Успение Антония" (нач.: "Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве"). Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились, при том что данная разновидность отличается большой архаичностью состава, указывающей на формирование сборника скорее в домонг. время. В сер.- 3-й четв. XV в., возможно одновременно с написанием службы Антония Печерского, создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке житием (нач.: "Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженый Антоние от града Любеча"), также на основе Сказания о Печерском мон-ре. Текст помещается под 10 июля и снабжен стихом: "Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет"; памятник встречается в украинско-белорус. списках XV-XVI вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. № 100, 1496 г. Л. 363-364), к созданию к-рой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет (Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти Антония Печерского 7 (изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV-XVII вв. параллельно: майская - по преимуществу в Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и песнопения, напр. тропарь и кондак в сборнике 2-й пол. XV в. книгописца Евфросина - РНБ. Кирилло-Белозер. № 6/1083. Л. 247 об.- 248), в XVII в. она попадает и в печатные издания этого сборника (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же - в богослужебных книгах. Окончательно июльская память стала главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684-1690; впосл. митр. Киевский) установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843 г.- празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских.

В Успенском соборе Киево-Печерского мон-ря Антонию Печерскому был посвящен один из 4 престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о ц. во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском мон-ре была построена деревянная ц. во имя Антония и Феодосия Печерских. Ок. 1522-1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской ц. был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в честь Вознесения мон-ря . В московском во имя Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре при трапезной находилась ц. во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в 1899).

Мощи Антония Печерского почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена пещерная ц. во имя Антония Печерского и его келья, описанные в "Тератургиме" Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где упоминается, что "Москва" пыталась захватить мощи Антония Печерского.

А. В. Назаренко, А. А. Турилов

Гимнография

В 1459-1461 гг. по благословению свт. Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию Печерскому (самый ранний список: РНБ. Сол. № 518/537, кон. XV в.). Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7-9-й песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих: "Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые горы" (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (так же как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая выписано бдение Антония Печерского с указанием о переносе пения последования, если память Антонию Печерскому совпадает с к.-л. праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором к-рого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона прославляются основатели Печерского мон-ря - Антоний Печерский и прп. Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.). Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна служба - полиелейная, общая А. и Феодосию Печерским, в Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт. Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены акафисты - общий Антонию Печерскому и прп. Феодосию (К., 1865) (К., 1888; автор - А. Ф. Ковалевский).

Богоматерь Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Икона

Богоматерь Печерская, с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Икона

Припевы Антонию Печерскому и Феодосию Печерским встречаются в великорус. нотных (крюковых) рукописях XVII - нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных Ирмологионах XVII-XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры Антонию Печерскому(Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi iрмолоi 16-18 стт.: Каталог i кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. № 108, 333, 335) и подобны А. и Феодосию Печерским (Там же. № 101).

Э. П. Р.

Иконография

Известно неск. типов изображения Антония Печерского: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы Антония Печерского и прп. Феодосия Киево-Печерских, к-рые игумен мон-ря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение Антония Печерского, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: "Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не лѣнмься и[...]а бо о сѣм Г[...]д помощьника", слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на к-рой руки Богородицы возложены на плечи Антония Печерского и Феодосия. Последний восходит скорее всего к укр. гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании "Акафистов" (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от А.) и Алексия (справа от прп. Феодосия), напр. в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q. 339. Л. 173 об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).

При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем храм был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями Антония Печерского и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе "Нерушимая Стена"); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиак. Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса ц. Успения Богородицы находилась икона преподобных Антония Печерского и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитом макете иконостаса, изготовленном по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском мон-ре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (XVI в.? под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, Антоний Печерский двуперстно благословляет, в левой руке свиток. Антония Печерского вместе с прп. Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в сер.- 3-й четв. XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг., Псково-Печерский мон-рь был исключительно богат иконами с изображением Антония Печерского; в местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы Антония Печерского и прп. Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых "на золоте"; в ц. 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.

На колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на укр. иконе нач. XIX в. (НКПикз), на ростовских эмалевых иконах сер. XIX в. и 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) преподобные представлены в молении перед Богородицей с Младенцем, внизу, в центре, изображен Успенский собор. Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе кон. XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦМиАР).

Изображение Антония Печерского в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери "Неопалимая Купина" из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); "Успение Богородицы" из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); "Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому" московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены "София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские", 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же Антоний Печерский представлен на обороте новгородской таблетки "Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские", 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе "Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими", 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте "Вид Эсфигменской обители на Афоне", 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др.

Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва. Конец XV - начало XVI в.

Преподобный Антоний Печерский. Шитьё. Москва. Конец XV - начало XVI в.

К единоличным изображениям Антония Печерского относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).

В композиции "Древо Киево-Печерских святых": на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - Антоний Печерский и прп. Феодосий представлены насаждающими древо.

В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) А. представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) - с развернутым свитком в правой руке и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).

Софийский иконописный подлинник 2-й четв. XVII в. предписывает изображать Антония Печерского "в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы" (РНБ. Соф. № 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: "Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием" (ИРЛИ. Перетц. № 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: "Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин" (Л. 155 об., 6 мая), "Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя" (Л. 233 об.).

В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена "Повесть об основании Печерского монастыря", где на 5 миниатюрах изображен Антоний Печерский в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство Антония Печерского кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 - вверху); вел. кн. киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословение и молитв (Л. 91 - внизу); прп. Антоний поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игум. киево-печерский, и братия испрашивают у Антония Печерского благословение на расширение мон-ря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Нек-рые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным Антонию и Феодосию, успения Антония Печерского, а также сюжетов из "Повествования о создании Великой Печерской церкви": явление Богородицы, А. и прп. Феодосия "мулярам" во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А.

В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы Антония и Феодосия Печерских являлись своеобразной "издательской маркой" (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит, диак. Главизны. К., 1628). Антоний Печерский представлен в композиции "Древо Киево-Печерских святых" на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и "Акафистам" (К., 1663), где изображены прп. Антоний и прп. Феодосий, "насаждающие древо",- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: "Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом" (Акафисты. К., 1636); заставка "Икона Божией Матери "Знамение", с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием" (Триодь цветная. Львов, 1642) - Антоний Печерский без куколя; "Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия", гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); "Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами" (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка "Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия" работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в "Трубах словес проповедных" Лазаря (Барановича), архиеп. Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ Антония Печерского с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке "Минеи общей с праздничной" (К., 1680).

Известны аллегорические композиции с образом Антония Печерского: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) "Мир с Богом человеку" (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу, - прп. Антоний и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из "Минеи общей с праздничной" (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу, - Антоний Печерский с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра "Венец Пресвятой Богородице" мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - Антоний Печерский представлен по пояс, "яко солнце сияяй", прп. Феодосий "яко луна", преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.

И. Б. Черномаз

Православная энциклопедия

***

Молитва преподобному Антонию Печерскому:

  • Молитва преподобному Антонию Печерскому. Преподобный Антоний Печерский является одним из основателей русского монашества и устроителями Киево-Печерской Лавры. Покровитель русских монахов и благотворителей, собирающих средства для больных и малоимущих. К нему обращаются в молитве для помощи в обуздании страстей, приобретения смирения и аскетизма.

Акафист преподобному Антонию Печерскому:

Канон преподобному Антонию Печерскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антонии Печерском:

 

 
Читайте другие публикации раздела "Святые Православия"
 



Разделы проекта:

• Поиск
• Соцсети
• Карта сайта

• RSS-рассылка
• Subscribe
• Новые статьи

• О проекте
• Помощь
• О центре
• Контакты

• Библиотека
• Авторы
• Фильмы
• 3D-экскурсия

• Наша вера
• Догматика
• Таинства
• Каноны
• Литургика

• Церковь
• Благочестие
• О посте

• Буддизм
• Индуизм
• Карма
• Йога

• Иудаизм
• Католичество
• Протестанты
• Лжеверие

• Атеизм
• Язычество
• Секты
• Психокульты

Читайте нас в социальных сетях

• Ваши вопросы
• На злобу дня
• Книга

• Апологетика
• Наши святые
• Миссия

• Молитвослов
• Акафисты
• Календарь
• Праздники

• Мы - русские!
• ОПК в школе
• Чтения
• Храмы

• Нравы
• Психология
• Добрая семья
• Педагогика
• Демография

• Патриотизм
• Безопасность
• Вакцинация

• Оккультизм
• Веганство
• Гомеопатия
• Астрология

• Аборты
• Ювенальщина
• Содом ныне
• Наркомания

• Лженаука
• MLM

• Самоубийство



© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 - 2024

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Миссионерско-апологетический "К Истине" - www.k-istine.ru

Контакты редакции

Top.Mail.Ru