Преподобный Антоний Леохновский
Память: третья неделя (воскресенье) по Пятидесятнице
(Собор Новгородских святых), первая неделя (воскресенье)
после 29 июня / 12 июля (Собор Тверских святых), 17 / 30
октября
Основатель Антониева Леохновского мон-ря.
В житии преподобного (древнейший список: РНБ. Q. I.
1364. Л. 22 об.- 41 об., сер. XVIII в.) сообщается, что
он происходил из тверского рода Вениаминовых. Уйдя из
дому, Антоний Леохновский нек-рое время подвизался в
Рублёвой пустоши, находившейся в 12 поприщах (16 км) от
оз. Ильмень. В иноки его постриг пустынник Тарасий,
живший в 3 поприщах от Рублёвой пустоши, в с. Леохнове,
вблизи Ст. Руссы Новгородской обл. Здесь Антоний
Леохновский выстроил деревянный Преображенский храм и
основал мон-рь. Имена исторических деятелей и даты,
приводимые в списках жития, противоречивы и заставляют
предполагать, что житие было написано через много лет
после кончины преподобного и основывается
преимущественно на устном предании. Нельзя исключить
также, что в житии объединены 2 Антония, жившие в разное
время.
Преподобный Антоний Леохновский. Икона
В старейшем списке жития Антония
Леохновского (а также в списке РНБ. Титов. № 4230. Л.
1-18, нач. XIX в.) cказано, что Антоний Леохновский
получил антиминс для строительства церкви в 1479 (6987)
г. от новгородского архиеп. Геннадия (1484-1504). При
царе Василии Иоанновиче (по-видимому, имеется в виду
Василий III (1505-1533)) Антоний Леохновский приходил в
Москву и ему была пожалована грамота на земли и рыбные
ловли на оз. Ильмень. Одно из прижизненных чудес святого
(связанное с пожаром в трапезной) датировано 11 февр.
1542 (7050) г. Житие не указывает год, когда преставился
преподобный, назван лишь день - 14 сент.
Антоний Леохновский был погребен в ц.
св. ап. Луки на Рятине ул. в Новгороде. После рассказа о
погребении преподобного составитель жития, желая
объяснить, почему Антоний Леохновский преставился в
Новгороде, пишет, что он был взят туда митр. Киприаном
(1626-1634), "егда плениша безбожнии еллини Великий
Новъград" (Новгород был под властью шведов с 17 июля
1611 по конец февр. 1617); обитель была разорена
шведами, и бо́льшая часть братии погибла. Т. о.
получилось, что Антонию Леохновскому в год преставления
должно было быть более 150 лет, однако в житии сказано,
что святой прожил 86 лет, из них 56 - в монашестве.
Новгородские списки жития (напр., НИКМ.
Инв. № 10916. Л. 1-12, нач. XIX в.) попытались снять
противоречия, не приводя дат и не указывая имен
архиепископа, давшего антиминс для Преображенской ц., и
митрополита, при к-ром "преподобный отец наш Антоний
взят бысть в Великий Новъград". Вместо царя Василия
Иоанновича в новгородских списках назван Иоанн IV
Васильевич Грозный (1547-1584), не указано количество
лет, прошедших со дня преставления святого до
перенесения его мощей.
Текст жития Антония Леохновского
частично заимствован: в чуде святого "о предвидении
поражения под Оршавою" использовано аналогичное чудо о
предвидении поражения рус. войск под Оршей в 1514 г., о
к-ром говорится в "Надгробном слове преподобному Иосифу
Волоколамскому", написанном Досифеем (Топорковым).
"Повесть монаха Нифонта" о встрече с Антонием
Леохновским является переделкой патериковой Повести о
Марке Фраческом.
В самой ранней известной грамоте,
выданной Леохновскому мон-рю в 1587 г. (сохранилась в
копии 1675), сообщается, что "ко Всемилостивому Спасу...
в пустынь к старцу Антонию" жалуются пустоши Рублёво и
Леохново (НГОМЗ ОПИ. № 349. Л. 2-3 об.). Упоминаемый
старец Антоний, видимо, основатель мон-ря. Поскольку в
новгородских писцовых книгах за 1498-1576 гг.
Леохновский мон-рь не упомянут, его основание
преподобным, вероятно, произошло в посл. четв. XVI в. В
"Описании о российских святых" Антоний Леохновский
упоминается под 17 окт. 6900 (1392) г. Отенские святцы,
цитируемые архиеп. Филаретом, указывают 7100 (1592) г.
Большинство исследователей считают, что кончину святого
можно отнести к 1611-1613 гг., однако и в этом вопросе
существуют разные мнения.
Время местной канонизации Антония
Леохновского неизвестно, вероятно, это произошло не
позднее 1-й трети XVII в., т. к. в 1626-1632 гг. были
обретены мощи святого. В житии рассказывается, что через
неск. лет после оккупации Новгорода шведами Антоний
Леохновский трижды являлся во сне иноку Леохновской
обители Григорию с повелением пойти к митр.
Новгородскому Киприану и сказать, чтобы тело
преподобного положили в Леохновском мон-ре. Григорий
сообщил о явлениях святого митрополиту, 12 июля в
присутствии митр. Киприана и юрьевского архим. Дионисия
(1618-1632) состоялся перенос мощей Антония Леохновского
из Новгорода в Леохновский мон-рь, во время к-рого
произошло 2 исцеления слепых. Самый ранний список службы
святому (под 12 июля - память перенесения мощей)
датируется сер. XVIII в. (РНБ. Q. I. 1364. Л. 1-22 об.).
Несмотря на то что Леохновский мон-рь
был в 1764 г. закрыт, а в 1788 г. его деревянные
постройки сгорели, память основателя мон-ря почиталась
жителями Леохнова и его окрестностей. В 1788 г. была
построена каменная ц. в честь Преображения Господня с
приделами в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы и
Антония Леохновского. Под аркой, отделяющей придел во
имя Антония Леохновского от средней части храма, под
спудом находятся мощи святого, над к-рыми сооружена
деревянная вызолоченная рака (сохранилась), ее верхнюю
крышку украшал образ святого "из серебра с позолоченным
венцом и хартией" (утрачен). Перед ракой на вост. стене
находился древний Нерукотворный Образ Спасителя, по
преданию принадлежавший Антонию Леохновскому и чудесно
уцелевший во время пожара 1788 г.; при раке также
хранились жернова, к-рыми Антоний Леохновский молол хлеб
(в наст. время эти святыни утрачены). В XIX в.
установилась традиция праздновать перенесение мощей
Антония Леохновского из Новгорода в Леохновский мон-рь
не 12 июля, а во 2-ю пятницу после 29 июня - память
апостолов Петра и Павла. В этот день в Леохнове
собиралось множество богомольцев и совершался крестный
ход из 7 соседних церквей в Леохновскую ц. Кроме того,
существовал обычай на праздник Вознесения Господня
совершать после литургии крестный ход из бывш. Рублёвой
пустоши в Леохново в память прихода туда Антония
Леохновского из места первоначальных подвигов.
В Рублёвой пустоши в 1859 г. была
найдена пещера, в к-рой, по преданию, подвизался Антоний
Леохновский. Над пещерой через нек-рое время устроили
часовню, в 1873 г. неподалеку от пещеры поставили
церковь, к-рую 30 авг. того же года освятили во имя
Антония Леохновского; церковь была приписана к
Леохновскому храму, служба в ней совершалась в дни
памяти Антония Леохновского и 30 авг. В Рублёвой пустоши
также сохранялись реликвии, связанные, по преданию, с
пребыванием здесь Антония Леохновского: остатки печи, на
к-рой он готовил себе пищу, колода, служившая ему
подушкой во время сна, гумно, устроенное им для обмолота
хлеба (на этом месте была поставлена икона Вознесения
Господня), колодец святого.
В 1938 г. Преображенская ц. была закрыта
и переоборудована под клуб. Незадолго до закрытия церкви
Антоний Леохновский явил чудо: когда некие святотатцы
начали выкапывать каменное надгробие, находившееся под
ракой святого, из-под надгробия вырвался огненный столп
и опалил одному из них лицо. 21 апр. 1945 г. по просьбе
прихожан была зарегистрирована правосл. община, к-рой
передали церковь. В кон. XX в. многочисленные паломники
приезжали поклониться мощам Антония Леохновского.
А. А. Романова
Иконография
Сохранилось сравнительно немного
изображений Антония Леохновского. Неск. икон находится в Преображенском
храме с. Леохнова; наиболее ранняя, кон. XVIII - нач.
XIX в., помещена над ракой Антония Леохновского. На ней святой
представлен старцем с седой бородой средней длины и
короткими волосами, облачен в рясу, епитрахиль и
монашескую мантию, руки сложены на груди. Антоний
Леохновский изображен в правой части средника стоящим на
берегу реки перед Спасителем в облаке, на др. берегу -
основанный Антонием Леохновским мон-рь с 6-гранной в плане стеной, на углах - башни,
впереди - надвратная церковь, внутри ограды - 5-главый
Преображенский собор с 3-ярусной колокольней, одноглавая
церковь и неск. построек. На иконе кон. XIX в. того же
извода у святого в левой руке четки, правая прижата к
груди, храм имеет 3 главы и 3-ярусную колокольню.
Храмовая икона из ц. с. Леохнова с тем же типом
изображения находится под масляной записью 2-й пол. XX
в. (сохранность первоначальной живописи и ее датировка
пока не установлены) - собор с колокольней и часть
монастырской стены представлены крупным планом, в левом
верхнем углу - поддерживаемая ангелом Казанская икона
Божией Матери, к-рой посвящен один из приделов собора.
Преподобный Антоний Леохновский. Икона. Кон. XIX в.
ц. Спаса Преображения. Леохнов
В ряду избранных святых Антоний
Леохновский изображен
на иконе XIX в. (НГОМЗ) рядом с прп. Михаилом Клопским;
на иконе XIX в. (Преображенская ц. с. Леохнова) - с вмч.
Димитрием Солунским, благоверными
князьями-страстотерпцами Борисом и Глебом, на
преподобном вместо епитрахили изображена схима, правая
рука возле груди, в левой - свиток с традиц. надписью:
"Не скорбите убо, братия, но посему разумейте, аще".
Известны изображения Антония Леохновского в композиции "Собор
Новгородских святых": на иконе кон. XIX в. (НГОМЗ)
преподобный, стоящий слева во 2-м ряду, возле прп.
КсенофонтаРобейского, представлен старцем с куколем на
голове, небольшой седой кудреватой бородой, раздвоенной
книзу. На прориси с образа Новгородских чудотворцев,
XVIII в., он представлен справа во 2-м ряду, рядом с
преподобными Ефремом Перекомским и Антонием Дымским, в
отличие от последнего имеет кудреватые волосы и бороду.
О. А. Зверева, Ю. Б. К.
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Антонию Леохновскому:
- Молитва преподобному Антонию Леохновскому.
Преподобный Антоний Леохновский - выдающийся аскет и
молитвенник, прозорливец и чудотворец. К нему
обращаются в молитве за помощью все всех бедах,
нуждах и болезнях. Просят защитить при пожаре, от
укусов ядовитых тварей, о вразумление воров и
лжецов, восстановлении справедливости.
Акафист преподобному Антонию Леохновскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Антонии Леохновском:
|