Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя
Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых),
одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице
(Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября
/ 5 октября (Собор Тульских святых)
Александр был брянским боярином, Андрей
был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380
г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп.
Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и
просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев
Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с
именами Александр и Андрей (слово "братья" могло иметь
разные значения: родные братья, побратимы, братья по
иночеству; какое значение имелось в виду - определенно
сказать нельзя).
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона
Александр и Андрей были опытными
ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не
столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий
дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест
Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых
шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в
распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: "Мир вам,
братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как
добрые воины, за веру Христову и за все православное
христианство".
Перед началом Куликовской битвы (в день
праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов
богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство.
Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались.
"Ничейный" исход поединка явил духовную силу
благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска.
Древнейший рассказ о битве - "О побоище, иже на Дону" (в
Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб.
139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т.
18. С. 129-131), а также летописная Повесть о
Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915.
Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С.
321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С.
90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле
только Александра.
Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий
Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона
Наиболее полный рассказ об Александе
и Андрее, начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским
Троице-Сергиева мон-ря, изложен в "Сказании о Мамаевом
побоище" (основной редакции), однако и здесь не
упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в
битве говорится в "Задонщине", изображающей
иноков-воинов как былинных богатырей, и в "Повести о
Мамаевом побоище". "Задонщина", кроме того, сообщает о
гибели в битве сына Осляби Иакова.
Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
В документах, относящихся к 1390-1393
гг., встречаются упоминания "чернеца Андрея Ослябя" в
числе бояр митр. всея Руси Киприана, "чернец Родион
Ослябя" назван в числе послов от вел. князя в Царьград в
1398 г., а его сын Акинф - в числе бояр у свт. Фотия,
митр. Киевского, в 1425 г. (Арсений, иером. Описание
славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой
Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных
списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках
обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но
все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что
Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у
Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний
Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в
том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у
Московских митрополитов и потому имена представителей
рода - Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) -
встречаются на протяжении неск. десятилетий.
Александр и Андрей вместе погребены в
приделе Цекрви в честь Рождества Богородицы "на старом
Симонове". Первоначально они были похоронены у церкви,
затем над их останками были устроены надгробия,
оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После
разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г.
вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц.
Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и
оказалась на территории завода "Динамо", надгробия были
уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия
восстановлены.
Надгробие преподобных Александра Пересвета
и Андрея Осляби.
Фото Александра Исиченко, 1989 год
В наст. время в исторической экспозиции
РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший
Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в
XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота - 138 см,
окружность - 16 см). До передачи в музей посох хранился
в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г.
Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах
от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому
- небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского
(точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно
монастырскому преданию, Александр по дороге на битву
остановился в келье отшельника, жившего на месте буд.
мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал
отшельнику свой дорожный посох.
Преподобный Сергий благословляет преподобных
Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).
Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в
Изображения Александра и Андрея
сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в
Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на
житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И-394), а
также в ряде памятников искусства светского характера.
Собственно икона Александра и Андрея (совместно с прп.
Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г.
Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII
в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона
(Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: "Преподобнии
старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии
Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша" (РГБ.
МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII
в. имена Александр и Андрей как преподобномучеников
Московских были включены в "Описание о российских
святых" (Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896
г. их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в
числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в
месяцесловах не означенных"), в 1981 г.- в Соборе
Радонежских святых, установленном по благословению
Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).
Игумен Андроник Трубачев
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе:
-
Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе.
Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя -
легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении.
Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет
сразился в поединке с вражеским богатырем, оба
погибли, при этом на преподобном были только
монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное
воодушевляющее действие на русские войска. Их
участие в этом эпохальном сражении, как и
молитвенное соучастие преподобного Сергия
Радонежского, стало на веки символом Божьего
благословения в битве. Преподобные - небесные
покровители воинов.
Акафист преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе:
Житийная и научно-историческая литература о
преподобных Александре Пересвете и Андрее Ослябе:
|