Преподобный Александр Ошевенский
Память: 20 апреля / 3 мая, 21 мая / 3 июня (Собор
Карельских святых), третья неделя (воскресенье) по
Пятидесятнице (Собор Новгородских святых)
Родился в семье зажиточного крестьянина
Никифора Ошевня и Фотинии. В 19 лет ушел в Кириллов
Белозерский монастырь, где ок. 1452 г. принял постриг с
именем Александр и получил благословение на священство.
Его отец в это время переселился "от насилия земных
властей" на р. Чурьегу, в окрестности Каргополя, куда
звал приехать сына. Александр Ошевенский получил
благословение белозерского игумена (видимо, Кассиана) на
основание новой обители близ места поселения своей семьи
и вместе с неким "искусным иноком" пришел в Ошевенскую
слободу. Благословение на строительство монастыря и
игуменский сан Александр Ошевенский получил от свт.
Ионы, архиеп. Новгородского Строительство обители было
омрачено конфликтом между Александром Ошевенским и его
родными братьями – Амвросием и Лукианом, чьи сыновья
Петр и Никон без отцовского благословения были
пострижены в монашество. Амвросий грозил разорить
обитель и насильственно вернуть сына в семью. Как
рассказывает житие, этот конфликт стал причиной болезни
Александр Ошевенский, от которой его исцелил прп. Кирилл
Белозерский, явившийся ему в сонном видении. Перед
кончиной Александр Ошевенский предрек братии трудные
времена, ожидающие монастырь. Первоначально был погребен по
правую сторону от построенной им деревянной ц. свт.
Николая. Позднее мощи преподобного находились под спудом
в каменном Успенском храме Ошевенского монастыря, где с
1707 г. преподобному посвящен придел. Сведений о
вскрытии мощей в советское время не имеется.
Преподобный Александр Ошевенский. Икона, конец XVII
- начало XVIII века
Составление жития Александра Ошевенского
началось в Ошевенском монастыре при игум. Максиме по
настоянию инока Леонтия, брата преподобного, к-рый
"повеле клириком писати житие преподобного Александра,
понеже он ведый известно житие его и пророчествия
святого вся сбывшася". Первоначальный текст жития пропал
ок. 1530 г., когда по дороге в Москву был убит игум.
Маркел, бежавший из монастыря и захвативший с собой список
жития. В 1567 г. иеромонах Ошевенской обители Феодосий
создал новое житие, основанное на воспоминаниях
племянников Александра Ошевенского, Исаака и Корнилия и
сообщениях монастырских старожилов (РГБ. Унд. № 276, XVI
в.). Исследователи отмечают наличие в тексте
заимствований из жития прп. Александра Свирского (И.
Яхонтов), но не отрицают и оригинального характера труда
Феодосия (В. О. Ключевский, Л. А. Дмитриев). Агиограф
подробно описал ряд событий из жизни монастыря и чудеса
преподобного. О себе Феодосий рассказал, как он, начав
писать "душеполезную повесть о преподобном", обленился и
все "в забытии оставих". На праздник Пасхи, после
вечернего богослужения, он лег отдохнуть и во сне увидел
себя в огромном храме, где был и Александр Ошевенский. В
руках преподобный держал прут, он "яро възре" на
Феодосия и гневно сказал: "Почто начинаешь дело выше
своеа меры, а еже начал еси, что леностию не свершаеши?"
(РГБ. Унд. № 276. Л. 152–152об.). Феодосий плакал и
молил святого о прощении, тогда А. О. трижды ударил его
прутом. Проснувшись, Феодосий обнаружил, что кисть его
правой руки скрючилась и "ослабела" так, что он не мог
даже перекреститься. У гроба святого Феодосий молился об
исцелении, каясь в том, что не верил в чудеса Александра
Ошевенского, и через 3 недели он был прощен. После
случившегося Феодосий старательно описал все чудеса
святого, завершив свой рассказ такими словами: "Аз же не
восхоте волею послужити преподобному и абие аки неволею
поработах" (РГБ. Унд. № 276. Л. 156).
Чудесным образом была создана и первая
икона Александра Ошевенского, существовавшая уже в 1567
г., т. к. история ее появления описана Феодосием в житии
в "Чуде о явлении преподобного старцу Тимофею и о
написании образа святого Александра". В "Чуде"
рассказано, как игумен Ошевенского монастыря Вассиан
пригласил из города иконописца Симеона с сыном Иваном
писать иконы для обители. В это время монастырскому
старцу Тимофею, к-рый "книгам не учився, но духовенъ
бяше", в сонном видении явился сам Александр Ошевенский
и повелел идти к игумену и сказать, чтобы писали образ
на раку преподобного. Однако в монастыре не знали, как
изображать Александра Ошевенского, т. к. все "самовидцы"
святого уже скончались. Однажды в обитель с р. Онеги
пришел некий Никифор Филиппович, к-рый видел Александра
Ошевинского еще при жизни. Он описал преподобного
игумену и иконописцу Симеону: "Александръ бе возрастом
средни человекъ, лицем сухъ, образом умиленъ, очи име
влущене, брада невелика и не велми густа, власы русы в
полысед" (РГБ. Унд. № 276. Л. 96–96об.). По этому
описанию Симеоном был создан первый образ Александра
Ошевенского, положенный на раку преподобного.
Александро-Ошевенский монастырь. Фото
Мощи Александра Ошевенского
свидетельствованы еп. Вологодским Варлаамом по
распоряжению митр. Московского Антония между 1576 и 1581
гг., и тогда же по благословению еп. Варлаама было
установлено местное празднование Александра Ошевенского
на 20 апр. Алексей Корепанов составил службу
преподобному (ГИМ. Син. № 648, XVII в.), а мон. Герман
(Тулупов) – сокращенный текст жития для Четьих-Миней
(РГБ. Троиц. № 694). Служба преподобному сочетает
конкретность с традиц. образностью, по составу
полиелейная, но имеет литию (Минея (МП). Апрель. Ч. 2.
С. 73–85). Хотя память преподобному была включена в
Устав московского Успенского собора (ок. 1634),
Александр Ошевенский не был канонизирован к
общецерковному почитанию. Крестьянское происхождение и
духовно-просветительская деятельность Александра
Ошевенского среди земледельческого населения Каргополья
обусловили особое почитание преподобного среди сев.
крестьян, о чем свидетельствуют распространенность икон
Александра Ошевенского в Прионежском крае и сохранение в
окрестностях Каргополя преданий о памятных местах,
связанных с ним.
С. О. Шаляпин, Е. В. Романенко
Иконография
Преподобный Александр Ошевенский. Икона
Иконы Александра Ошевенского были
особенно распространены на Русском Севере, в надписях на
них святой нередко именуется "Каргопольским
чудотворцем". Одно из ранних изображений – в деисусном
чине кон. XVI в. сев. писем (ГТГ). Устойчивым
иконографическим изводом является изображение святого на
фоне основанной им обители в молении Спасителю в
облачном сегменте, в левой руке святого – развернутый
свиток, на голове схимнический куколь, борода темная. На
пядничных (см. Пядница) иконах 2-й пол. XVII в. (ЦМиАР,
ГИМ), 1-й пол. XVIII в. (ЦАК МДА) преподобный
представлен стоящим внутри или около монастыря – очевидно,
воспроизведен вид обители в XVII в.: 2 деревянные
шатровые церкви, колокольня и др. постройки; на иконе
нач. XVIII в. (ГИМ) в одной из церквей изображена
открытая рака с мощами Александра Ошевенского. Во 2-й
пол. XVII в. на основе подобных изображений выполнена
гравюрная доска (ГИМ). Данный иконографический извод
сохранялся и в более позднее время, напр., на иконе 2-й
трети XIX в. (ГЭ), где монастырь изображен каменным, с
пятиглавым собором и надвратной церковью. На иконе
"Воскресение – Сошествие во ад, с избранными святыми"
2-й пол. XVII в. (АМИИ), иконах с избранными святыми
посл. трети XVII в. (ЦМиАР) и XVII в.? (ГЭ), где
Александр Ошевенский изображен с преподобными Зосимой и
Савватием Соловецкими, его облик соответствует описанию
в иконописных подлинниках: "Брада черна, подоле мало
Никодима Кожеозерскаго, надседа. Инде сед, брадою аки
Сергий и власы главныя черны, ризы преподобническия, в
схиме, руки молебны" (БАН. Строг. № 66. Л. 98об., кон.
XVIII в.). В произведении онежского иконописца И. И.
Богданова-Корбатовского (XVIII в. КИАХМЗ) святой
представлен вместе с прп. Кириллом Белозерским. Известна
икона Александра Ошевенского с 16 клеймами жития 2-й
пол. XVII в. из г. Кемь (МИИРК), в среднике которой
преподобный со свитком в руке предстоит Богородице
вместе со свт. Николаем Чудотворцем; состав клейм
восходит к житию Александра Ошевенского 1567 г.: явление
Богоматери и прп. Кирилла Белозерского матери святого;
поступление Александра (при рождении Алексея) в
Кирилло-Белозерский монастырь и пострижение в иночество;
основание новой обители; погребение родителей;
преставление и посмертные чудеса святого (видение старца
Герасима – святой закрывает мантией шатер храма во время
пожара; исцеление немого и др.); история составления
жития Александра Ошевенского мон. Феодосием. На иконе
поморских писем 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР) Александр
Ошевенский представлен в рост, прямолично, в мантии и
куколе, с благословляющей десницей и развернутым
свитком; подобное, но поясное изображение – в рукописи
службы и жития святого (РНБ. ОЛДП. Q. 626; 1844 г.).
Я.Э. Зеленина
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобному Александру Ошевенскому:
- Молитва преподобному Александру Ошевенскому.
Игумен Александр Ошевенский - великий подвижник и
аскет. Основатель обители, ставшей важным духовным
центром Новгородской земли, из которой вышли
основатели шести монастырей и ряд святых.
Покровитель монахов, ему молятся, прося помощь в
выборе духовного пути.
Акафист преподобному Александру Ошевенскому:
Канон преподобному Александру Ошевенскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Александре Ошевенском:
|