Священномученик Александр (Петровский) Харьковский.
Житие
Память: 11 / 24 мая
В миру Александр Феофилович Петровский,
родился 23 августа 1851 в городе Луцке Волынской
губернии в семье диакона.
Священномученик Александр (Петровский) Харьковский. Фотография
Окончив 4 класса Волынской семинарии, он
поступил на юридический факультет университета, где
получил прекрасное светское образование. Жил с матерью,
которую очень любил. После ее смерти молодой человек
получил полную свободу и некоторые средства. Загулял.
Вел он жизнь такую, что нередко приходил домой к
трем-четырем часам ночи. И вот однажды, возвратясь
домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска
отделяла его комнату от комнаты его покойной матери, где
все оставалось в прежнем виде. И видит он: раздвигается
занавеска, входит его мать и говорит ему: "Оставь все
это и поступай в монастырь!"
Это видение так повлияло на молодого
человека, что он резко изменил образ жизни, а вскоре, в
1900 г., действительно принял постриг в московском
Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха.
Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и
возведен в сан архимандрита.
С 1903 г. исполняя эконома и казначея
туркестанского архиерейского дома, состоял членом
Туркестанского учительского совета, консистории и
императорского Палестинского общества.
В 1906 г. принял назначение на должность
казначея Жировицкого Успенского монастыря.
В 1910 г. стал настоятелем Лубенского
монастыря. В 1911 г., после прославления святителя
Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из
Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало
несколько сот человек.
С 1917 настоятельствовал в
Псково-Печерском монастыре.
В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при
еп.Феофане
В 1919 г. стал настоятелем скитской
церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке
Псел в Полтавской губернии. Образовался скит, когда сам
Козельщанский монастырь и все храмы поблизости были
закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших здесь
пристанище после закрытия своих церквей. Были между ними
замечательные люди - подвижники, певцы, проповедники.
При церкви существовали типография, иконописная
мастерская. Старосте с большим трудом удавалось
отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со
всей округи. Служба совершалась истово, по уставу,
всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с
большим подъемом. Отец Александр особенно заботился об
улучшении народного пения. "Пойте все!" - обращался он к
народу, и все молящиеся вместе с хором пели известные
молитвословия всенощного бдения или Литургии. Сам
батюшка обладал прекрасным тенором, любил пение и умел
вдохновить народ. Свидетель пишет, что нельзя забыть,
как в скиту служили акафист Живоносному Гробу. Мощным
хором раздавался припев: "Радуйся, Живоносный Гробе, из
него же Христос воскресе!"
В 1932 г., после закрытия храма, о.
Александр уехал в Киев, служил наместником Никольского
монастыря.
30 октября 1932 года был хиротонисан во
епископа Уманского, викария Киевской епархии
25 августа 1933 г. назначен епископом
Винницким.
В 1934 г. он являлся членом Временного
Патриаршего Священного Синода при Заместителе
Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском).
В 1937 году возведен в сан архиепископа.
20 мая 1937 г. перемещен на Харьковскую
епархиию.
Временно управлял Киевской епархией с
осени 1937 г.
Был он человеком необыкновенно живым,
общительным ласковым, умел свою стойкость сочетать с
удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем.
Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он
нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному
проведению служб, но ничего не стал ломать, а однажды,
на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй
день служили, как обычно, а на третий службы не
предполагалось - все на работе. Владыка обратился с
просьбой к народу и клиросу не отходить от святого
обычая, установленного Церковью, - все три дня совершать
праздничные службы: "Возвеселимся о Господе." Несмотря
на рабочий день, храм оказался попрежнему переполненным
народом. Началась праздничная служба, но хор по обычаю
начал петь быстро, не повторял всех праздничных
песнопений. Владыка обратился к народу: "Пойте все!" - и
весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала
растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так
что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как
никогда. Владыка после службы специально благодарил
хористов, а те (некоторые с 30-летним стажем) потом
говорили, что в их жизни никогда не было такой
благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не
выражал благодарности.
Одну за другой стали закрывать церкви в
Харькове. Наконец осталась открытой только Николаевская
церковь на Холодной горе на весь Харьковский район. Она
находилась на окраине города, народ отовсюду собирался
туда без особого опасения. Сам владыка приезжал на
извозчике с другого конца города за 5 км. Однажды в
Никольскую церковь, где служил епископ Александр, пришло
распоряжение властей поделить храм с обновленцами, чтобы
одно воскресенье служил православный архиерей с клиром,
в другое - обновленцы. Паства была категорически против.
В конце гонцов решили отдать обновленцам один из
приделов, отделив его стеной от остального храма. Через
2 недели стена была сооружена, несмотря на возмущение и
запрет властей. На живоцерковные службы собиралось не
более 40 человек - организаторов этого прихода, хотя там
было и духовенство и прекрасный хор, получавший
приличное жалование. А в самом Николаевском храме бывало
столько народа, что причащение длилось несколько часов,
а до начала всенощной надо было совершить множество
крещений (до ста двадцати). Народ приезжал из дальних
мест и терпеливо простаивал долгие службы. Владыка часто
говорил о пении во время просительной ектений: "Да вы и
человека не станете так просить, чтобы он подал, разве
так холодно просят? Пойте все: "Подай, Господи!" И когда
тысячная толпа едиными устами, единым сердцем начинала
петь, - такая молитва звучала в храме, о которой сейчас
и малого понятия не имеют. Общительность, живость
характера, сердечная мягкость сочетались у святого с
мудростью, умением легко решать конфликты, мирить и
вдохновлять людей.
Священномученик Александр (Петровский) Харьковский. Икона
Не минула общая судьба ревнителей за
правду церковную и владыку Александра. Он это чувствовал
и просил своих духовных чад не унывать: "Что бы дальше
ни было - держитесь, крепитесь". Близким он говорил, что
он последний архиерей на юге России.
20 июня 1938 года архиепископ Александр
был арестован УНКВД, в вину ему вменялись
"контрреволюционная пропаганда, участие в антисоветской
церковной организации "Иоаннитов" и шпионаж в пользу
Польши".
17 июля 1939 года военным трибуналом
Харьковского военного округа осужден к 10 годам
тюремного заключения в Холодногорской тюрьме. С
почтением был он встречен заключенными.
5 января 1940 г. приговор был отменен и
дело было возвращено на доследование, но освобожден
владыка Александр не был.
Скончался 24 мая 1940 года в возрасте 89
лет. Из среды тюремного персонала говорили, он был
задушен. По архивной справке 1940 г., причина смерти -
острая сердечная слабость.
Документы свидетельствуют, что в мае
1940 года в морг Харькова был "привезен из корпуса
неизлечимых больных колонии НКВД на Каченевке труп
старика с номером на ноге и документом, в котором была
указана фамилия - Петровский, с предписанием
похоронить". Работавший в морге бывший иподиакон владыки
и привратник, впоследствии ставший священником (прот.
Иоаким Орехов), сразу же опознали архиепископа
Александра. Но вдруг было получено из тюрьмы
предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так
как он был послан по ошибке. Перевязавши номер с тела
Владыки на тело одного безродного, отправили последнего
с документами Петровского в тюрьму.
Ночью монахи и близкие почитатели
священномученика облачили его в архиерейские ризы и
совершили по чину отпевание. Гроб вывозили ранним утром,
но вся улица оказалась запруженной народом. С плачем, с
крестным знамением, опускаясь на колени, встретила толпа
повозку с гробом.
Владыка был похоронен за Холодной горой
на кладбище села Зелютина. В течение многих лет могила
святого была местом молитвы и паломничества.
В 1991 году архиепископ Александр
реабилитирован.
22 июня 1993 года определением Синода
Украинской Православной Церкви прославлен как
местночтимый святой Харьковской епархии;
12 ноября 1995 года мощи
священномученика Александра были перенесены в
Благовещенский собор города Харькова и установлены на
особом месте для молитвенного поклонения.
Архиерейским Собором Русской
Православной Церкви 2000 года причислен к лику
общероссийских святых.
1 апреля 2015 года решением Священного
Синода Украинской Православной Церкви его имя внесено в
новообразованный Собор Винницких святых.
Древо
***
Молитва священномученикам Онуфрию, Александру и Константину, новомученикам земли Слободской:
Акафист священномученикам Онуфрию, Александру и Константину, новомученикам земли Слободской:
Житийная и научно-историческая литература о священномучениках Онуфрии, Александре и Константине, новомучениках земли Слободской:
|