Преподобный Александр Чагринский
Память: 9 июня / 22 июля (Обретение мощей), 30 июля / 12 августа (Собор Самарских святых), 22 декабря / 4 января
Протоиерей Александр Юнгеров был одним
из пяти детей супругов - причетника Стефана Игнатьевича
и Прасковьи Кузьминичны. Он родился в 1821 году в селе Аблязове Пензенской губернии. Отец его вскоре был
рукоположен во иерея и до конца своих дней служил на
приходе в деревне Юнгеровка. По этому приходу за
потомками о. Стефана закрепилась фамилия Юнгеровы. За
время своего непродолжительного служения в Юнгеровке
отец Стефан снискал искреннюю любовь прихожан -
помещиков и крестьян, поскольку службу совершал
тщательно и благоговейно, не отказывал в исполнении
треб, был внимателен и сердечен к людям.
Праведный Александр Чагринский. Икона
Однажды в 1831 году, чтобы придать
присущие христианскому таинству венчания чинность и
благолепие, отец Стефан принял участие в свадебном
застолье, где ему непреднамеренно поднесли такое
угощенье, от которого батюшка занемог насмерть и уже
приготовлен был к погребению, но через сутки ожил и
сообщил, что Господь дал ему время для покаяния и
прощания с близкими и заберет к Себе вновь через шесть
недель. На вопрос, что же с ним было, отвечал, что был в
загробном мире, видел места райского блаженства и адских
мучений. Были показаны также уготованные его родным и
различным известным ему людям будущие посмертные судьбы,
но не велено о том рассказывать, чтобы не внести смуту в
народ. Отец Стефан проболел шесть недель, в течение
которых исповедался и причастился несколько раз,
пособоровался, а к концу срока созвал родных, простился
с ними и, почувствовав, что засыпает, велел перенести
себя в передний угол, где тихо скончался.
Оставшись вдовой, Прасковья Кузьминична
сильно скорбела, представляя безрадостную будущую жизнь
для себя и сирот. На сороковой день по кончине супруг
явился ей в полусне и сказал: "Зачем ты безутешно
плачешь и меня этим огорчаешь? Не плачь, а радуйся и
пой: "Хвалите имя Господне... исповедайтеся Господеви,
яко благ, яко в век милость Его"".
В сентябре того же года Александр был
определен в Саратовское Духовное училище, а через пять
лет он перешел в Саратовскую духовную семинарию. Учеба
давалась Александру трудно, поскольку был он робок и
особыми способностями не отличался. Он брал прилежанием:
не только весь день и вечер учил уроки, а и на ночь клал
под подушку книги и как только просыпался, начинал
повторять задания. В 1842 г. Александр Юнгеров окончил
Саратовскую духовную семинарию и, женившись на сироте
Елизавете Ивановне, был рукоположен 20 октября 1842 г.
во иерея Преосвященным Иаковом (Вечерковым), епископом
Саратовским и Царицынским.
Его первым приходом стало село Третьяки
Сердобского уезда Саратовской губернии, потом он
недолгое время служил в селе Неверкино, в первом селе он
решил вопрос о строительстве церкви вместо сгоревшей, а
во втором многих язычников-чувашей отец Александр привлек
к Православной Церкви. С июля 1843 года началось
38-летнее служение о. Александра в Свято-Троицкой церкви
села Балаково. Со времен Екатерины II в этих местах
селились раскольники, влияние старообрядческих иргизских
и черемшанских скитов было велико на местное население.
Иерей Александр благоговейно, тщательно, согласно с
церковным уставом совершал богослужения и от причта
требовал тщательности в исполнении церковных служб. Этим
он привлек в храм все село, а также иногородних,
приезжавших в Балаково по торговым делам.
Праведный Александр Чагринский. Икона
Очевидцы свидетельствовали, что со
слезами он благословлял за литургией освящаемые Святые
Дары. В храме отец Александр произносил поучения,
направленные на искоренение пороков и суеверий и дающие
православные понятия о предметах веры. Также и
праздничные рождественские и пасхальные хождения о.
Александра по приходу сопровождались наставлениями о
православной жизни, спасительности установлений Святой
Церкви, о необходимости частого посещения храма Божия,
исповеди и причастия. Батюшка подавал пример усердной
молитвы, частыми поклонами. Трудами мудрого пастыря полураскольничий приход стал постепенно преображаться в
православный. Благодаря о. Александру в 1861 году новая
каменная, построенная из красного кирпича церковь, была
освящена. В 1875 году она была расширена почти втрое,
также трудами о. Александра на средства привлеченных им
добровольных жертвователей. Он сохранял неизменную
сердечную приветливость ко всем людям. В некрологе о.
Александра сказано: "Дар Божий в награду за чистоту
сердца и любовь к людям, ею обычно отмечаются все
христианские подвижники".
Сохранилось воспоминание о том, как по
молитве о. Александра ожил почивший в Бозе усердный и
добрый сельский плотник Мартемьян Фаддеич. С
дерзновенною верою обратился батюшка к усопшему:
"Мартемьян Фаддеич! Встань и исповедайся, так как тебе
нужно исповедаться и проститься с родными". Мертвый
ожил, он был причащен, после чего, выслушав
благодарственные молитвы и получив напутственное
благословение о. Александра, упокоился навечно. Батюшка
обыкновенно со святым крестом обходил горевшие здания и
по его молитве останавливалось распространение пожара.
Дом Юнгеровых, стараниями о. Александра
и, особенно, его супруги, Елизаветы Ивановны, славился
своим страннолюбием - здесь находили приют
многочисленные богомольцы; поэтому, видимо, на
надгробном памятнике Елизаветы Ивановны в Чагринском
монастыре была сделана надпись: "Странен бех, и введосте
Мене" (Матф. 25:35). Окрестное духовенство избрало его в
своем благочинии духовником.
В 1881 г. вместо увольнения по болезни
за штат протоиерей Александр определяется в Чагринский
Покровский женский монастырь Самарской епархии, бедный и
малоизвестный. История этой обители началась в 70-х гг.
XIX в., и лишь летом 1884 г. община получила статус
монастыря. В обители церковная служба была тогда не
ежедневная, треб по домам не совершали, поэтому батюшка
большое внимание уделял образованию учащихся в
монастырской школе девиц и соседних крестьян, которых
привлекал к Церкви поучениями за богослужениями и
беседами на дому. Постепенно народ, прежде не знавший о
существовании Чагринского монастыря, стал интересоваться
жизнью обители и посещать богослужения; увеличилось
число его насельниц.
Как прежде балаковский, так теперь
монастырский храм стал тесен для богомольцев, и усердием
игумении, о. Александра и благотворителей была построена
новая теплая церковь. Многочисленные заботы, связанные с
завершением строительства храма, потеря в течение одного
года многих близких, подорвали его здоровье, и в апреле
1893 г. он был уволен за штат. С этого времени началось
его служение, сделавшее о. Александра известным далеко
за пределами не только находившейся в степи Чагринской
обители, но и всей Самарской губернии. Больные,
отчаявшиеся в человеческой помощи, бесноватые, смущаемые
и обуреваемые разными духовными помыслами и недоумениями
потекли к нему с разных концов православной России.
Порой наплыв посетителей доходил до тысячи и более
человек в день. В Чагру собирались толпы разноплеменного
народа, как к древним пустынножителям; они получали
здесь духовное и телесное врачевание и со слезами
благодарили Господа за свое исцеление.
Праведный Александр Чагринский. Рисунок
Господь даровал о. Александру многие
благодатные дары: прозорливость, дар чудотворений, дар
рассуждения. В 1896 г. в статье, помещенной в "Самарских
епархиальных ведомостях", о. Александра по его духовным
дарованиям сравнили со св. Иоанном Кронштадтским, св.
Амвросием Оптинским и св. Феофаном Затворником. Отец
Александр Чагринский в своей жизни явил подобный святому
отцу Иоанну Кронштадскому образ святости. Живя в миру,
имея семью, подвижник стяжал великие плоды молитвы и
чудотворения. 1900 год старец встретил на одре болезни.
Сообщение о смерти его сына, иерея
Василия, еще более ухудшило состояние здоровья о.
Александра. На Пасху он заболел и соборовался, все лето
был очень слаб, в декабре слег совсем. Был несколько раз
приобщен, соборован, а в день кончины, 22 декабря, в
девятом часу утра прочитана над ним отходная и по
желанию старца, высказанному прежде, пропет пасхальный
канон. В минуту кончины всем присутствовавшим была ясно
заметна появившаяся на его лице светлая улыбка, которая
сохранилась и по смерти до третьего дня. Погребение было
совершено на пятый день, 26 декабря, при стечении народа
и усердной общей молитве. Над могилой о. Александра в
Чагринском монастыре была устроена часовня, где
теплилась неугасимая лампада. По благословению
Преосвященного Гурия, епископа Самарского, ежедневно
совершались здесь краткие литии.
В полу часовни было устроено отверстие,
через которое паломники могли брать землю с могилы.
Каждую весну привозили несколько возов земли, а к осени
она вся разбиралась благочестивыми богомольцами, так что
под отверстием образовывалась глубокая яма. До закрытия
обители в 1927 году сохранялся домик о. Александра. Сюда
после смерти старца приходили паломники с молитвой к
нему, прикладывались к кресту, бывшему прежде в его
руках, к иконам, пред которыми он молился, к епитрахили.
И с радостью уходили, как бы побывавши на личном приеме
у о. Александра.
В 1927 г. большевики разрушили часовню,
а в начале 30-х годов могила старца была вскрыта, причем
обнаружилось нетление его мощей. Власти, опасаясь
"всплеска религиозного фанатизма", ограничились тем, что
зарыли тело батюшки обратно в могилу, по некоторым
сведениям, даже без гроба. В 1952 г. в Пасхальную ночь
четверо чагринских христиан, не убоявшись безбожных
властей, установили на поруганой могиле крест и ограду,
сохранившиеся доныне. 22 июня 2000 г. честные останки
протоиерея Александра Юнгерова были обретены в
Покровском монастыре и перенесены в Иверский женский
монастырь г. Самары, где были положены в раке в соборном
храме обители, а 15 октября 2001 г. Православная Церковь
во всеуслышание провозгласила святость сельского батюшки
из Балакова - святого Александра Чагринского.
Азбука
***
Молитва праведному Александру Чагринскому:
- Молитва праведному Александру Чагринскому.
Протоиерей Александр Чагринский - добрый пастырь,
странноприимец, душевидец, чудотворец, просветитель,
миссионер среди раскольников и язычников. К нему
обращаются за молитвенной помощью во всяких нуждах и
скорбях. Покровитель миссионеров и социальных
работников
Акафист праведному Александру Чагринскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобном Александре Чагринском:
|