Мученики Александр и Антонина Римские
Память: 10 / 23 июня
Согласно актам, св. Антонина происходила
из городка Вродамна (или Кродамна), местоположение
к-рого точно неизвестно и к-рый, вероятно, располагался
во Фракии или М. Азии; происхождение св Александра
неизвестно. Благочестивая дева Антонина, исповедав христ.
веру перед президом (наместником) Фестом в гонение имп.
Максимина, была отправлена им в публичный дом. Один из
воинов Феста, молодой человек 22 лет Александр, к-рому
ангел велел спасти Антонину, нашел ее и, покрыв своим
плащом, дал ей возможность уйти, а сам остался вместо
нее. Это обнаружили др. воины и донесли наместнику.
Александр исповедал перед ним христ. веру, за что был
подвергнут бичеванию. Затем ему и вновь схваченной
Антонине после многочисленных истязаний отрубили кисти
рук и сожгли обоих мучеников на костре. Не называя ни
года, ни места мученичества, акты точно сообщают его
день и час: суббота, 2 мая, в 9-м ч. дня (ок. 15 ч.).
Мученики Александр и Антонина Римские. Икона, XVIII в., г. Кострома
Далее сообщается, что правитель Фест
умер через неск. дней, после чего гонение на христиан
прекратилось. Римский мартиролог упоминает этих
мучеников под 3 мая. Стоящая в синаксарях дата 9 или 10
июня может рассматриваться как дата перенесения мощей
мучеников в К-поль. Синаксари упоминают, что Александр и
Антонина особенно почитались в к-польском мон-ре
Максимина, где покоились их мощи. Этот мон-рь впервые
упоминается в VI в. при имп. Юстиниане I. Канон в честь
этих святых был составлен в IX в. Иосифом Песнописцем.
Краткое житие мучеников переведено на
слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина
Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь было
переведено (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного
Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. жития включены
под 9 и 10 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб.
217, 223).
Иконография
Мученичество Александра - усекновение
рук и ног - представлено в настенном минологии ц. вмч.
Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,
где святой имеет облик средовека с темными волосами и
бородой. В нартексе ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово
и Метохия), 1348-1350 гг., представлена мученическая
кончина святых - их сожжение. В "Ерминии" Дионисия
Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § 22. 10 июня),
говорится о том, что "Александр, с бородою едва
показавшеюся, и Антонина, юная, лишенные рук и ног, были
сожжены". Изображение Александра имеется на минейной
иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА); оба святых представлены на
храмовой иконе XVIII в. из ц. Александра Воина и
Антонины в Костроме.
М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова
Православная энциклопедия
***
Молитва мученикам Александру и Антонине Римским:
- Молитва мученикам Александру и Антонине Римским.
Мученики Александр и Антонина
Римские пострадали за веру в начале IV века, при
этом воин Александр спас от поругания Антонину – он
вывел её из темницы. После его ареста Антонина
добровольно сдалась властям, и оба были казнены. К
мученикам обращаются за молитвенной помощью в
телесных и душевных искушениях. Сложилась традиция
молитв к мучнику Александру Римскому при болезнях и
лени (унынии)
Акафист мученикам Александру и Антонине Римским:
Житийная и научно-историческая литература о мучениках Александре и Антонине Римских:
|