Преподобномученик Афанасий Брестский
Память: третья неделя (воскресенье) по Пятидесятнице
(Собор Белорусских святых), 20 июля / 2 августа
(Обретение мощей), 5 / 18 сентября, 10 / 23 октября
(Собор Волынских святых)
Сведения об Афанасии содержатся в
"Диариуше" ("Дневнике") преподобномученика,
представляющем собой свод записей автобиографического
характера, полемических сочинений, грамот и писем
Афанасия. Кроме того, "Диариуш" включает в себя рассказ
братии брестского монастыря о последних днях жизни и
мученической кончине Афанасия и надгробные стихи,
посвященные Афанасию. Известны 2 списка "Диариуша": в
конце Толковой Псалтири, принадлежавшей свт. Димитрию
(Туптало), митр. Ростовскому (ГИМ. Син. № 856, 1649-1652
гг.), и более поздний, менее полный, список - РНБ. Q.
XVII. № 220. Житие Афанасия было составлено, возможно,
ок. 1666 г. на польск. языке, в 1805 г. переведено на
рус. язык в КДА.
Преподобномученик Афанасий Брестский. Икона
Афанасий был выходцем из правосл. семьи,
возможно принадлежавшей к ремесленному сословию. Учился
в братской школе при Виленском в честь Сошествия Св.
Духа на апостолов монастыре, по окончании к-рой стал
учителем. Ок. 1620 г. литов. канцлер Л. Сапега назначил
Афанасия гувернером ("инспектором") Яна Фаустина Лубы,
вывезенного из России в Польшу польск. шляхтичем
Белинским, к-рый представил его польск. правительству
как сына Лжедмитрия I и Марины Мнишек (в
действительности это был сын шляхтича Дмитрия Лубы). В
1627 г. игум. Свято-Духова монастыря Иосиф (Бобрикович)
совершил постриг Афанасия в монашество. Святой
подвизался в Кутеинском оршанском и Межигорском монастырях.
В 1632 г. в Вильно Афанасий был рукоположен во
иеромонаха и назначен наместником игумена Добойского
монастыря под Пинском. Передача в 1636 г. монастыря иезуитам
произвела сильное впечатление на Афанасия, имевшего
видение 7 адских огней, в одном из к-рых за
преследование Православия мучились папский нунций, кор.
Сигизмунд III и гетман Сапега. Поселившись в Купятицком
монастыре, святой написал "жалобный лист" к Пресв.
Богородице, где рассказал о притеснениях, чинимых
Православию со стороны католиков и униатов, и молил
Пречистую Деву о заступничестве. После того как письмо
было подписано многими людьми, Афанасий положил его у
чудотворной Купятицкой иконы Божией Матери. В 1637 г.
святой отправился собирать милостыню на обновление
монастырской церкви. Не имея выданного королевской
канцелярией паспорта, Афанасий с огромными трудностями
сумел добраться до Москвы и передал царю Михаилу
Феодоровичу отчет о своем путешествии, в к-ром были
кратко изложены обстоятельства, приведшие Афанасия в
Москву, и описаны чудеса, случившиеся с ним во время
странствования по молитвам к Пресв. Богородице через Ее
Купятицкую икону. Святой отослал царю список с иконы с
пожеланием водрузить его "на хорогви военные в помножене
православной веры". Получив богатую милостыню от царя,
Афанасий 16 июля 1638 г. вернулся в Купятицкий монастырь.
Диариуш преподобномученика Афанасия Брестского
(Филипповича). Титульный лист (ГИМ. Син. № 856)
В 1640 г. Афанасий стал игуменом
брестского во имя прп. Симеона Столпника монастыря и начал
активную деятельность по восстановлению прав брестского
правосл. братства и возвращению захваченных униатами
храмов, провозглашая всюду, что уния с Римом (см.
Брестская уния) проклята "вечне". На сейме в Варшаве в
сент. 1641 г. ему удалось добиться от кор. Владислава IV
подтверждения прав братства, но канцлер и подканцлер
отказались заверить королевский привилей печатями, без
чего он не имел законной силы, поэтому Афанасий в 1643
г. снова приехал в Варшаву на сейм. Большое впечатление
на Афанасия произвели встречи с недовольными унией
горожанами, приехавшими в город из разных мест Речи
Посполитой. Голос от иконы Пресв. Богородицы повелел
Афанасию при помощи Купятицкого образа жаловаться королю
на притеснения, чинимые православным, и пригрозить
Божиим гневом за насаждение унии. На сейме Афанасий
выступил с жалобой на бесправное положение православных
в Польше и раздал знатным членам сейма списки с
Купятицкой иконы, снабдив их текстом, содержавшим
требование искоренить унию и "успокоить" правосл. веру.
Афанасий говорил, что во времена, когда православные до
крайности угнетены, Купятицкий образ (написанный в
центре креста) является "трубой и знаком", предвещающими
Божий Суд.
Преподобномученик Афанасий Брестский. Икона
Присутствовавшие на сейме правосл.
иерархи и настоятели больших монастырей, к-рые в тяжелые
для Церкви времена были заняты исключительно личными
делами (в этой связи Афанасий упоминает архим. Леонтия
(Шитика), Мстиславского еп. Сильвестра (Косова),
Перемышльского еп. Сильвестра (Гулевича) и др.),
опасаясь непредсказуемых действий святого, посадили его
под стражу. Афанасий, юродствуя, вырвался из тюрьмы на
улицу почти нагим, имея на себе клобук и параманд,
избивал себя посохом и выкрикивал проклятия унии.
Правосл. епископы судили Афанасия и лишили сана. Суд
митрополичьей консистории в Киеве, в долгом ожидании
к-рого Афанасий написал объяснительную записку на
"русском" и латыни, включив в нее текст, розданный им на
сейме 1643 г., оправдал Афанасия. Киевский митр. свт.
Петр (Могила) восстановил его в сане игумена и вернул в
Брест. (Лат. запись текста, к-рый Афанасий раздавал на
сейме, была обнаружена Я. Д. Исаевичем на полях изд.
"Аполлея Аполлогии" (1628) в составе конволюта из 4 укр.
изданий кон. XVI - нач. XVII в. из Варшавской
Национальной б-ки (BN. XVI. Qu. 956аdl). Запись содержит
также краткое описание судьбы Афанасия после сейма до
возвращения в Брест. Текст глоссы переписан с рукописи
Киево-Печерского монастыря, принадлежавшей иером. Мелетию
Сиригу, к-рый, вероятно, имел одну из копий текста, а
также записи о суде над Афанасием в Киеве.)
После того как Афанасий услышал голос от
Купятицкой иконы Божией Матери, повелевавший ему еще раз
просить короля об уничтожении унии, святой готовился
вновь защищать Православие на сейме в 1645 г., но был
арестован в качестве заложника за отправленного в Москву
Яна Лубу. (Будучи по делам брестского братства в Кракове
в 1644 г., Афанасий передал рус. послу письмо Лубы,
нек-рые выражения к-рого заставили рус. правительство
возбудить дело о самозванце и потребовать его выдачи.) В
тюрьме св. мученик написал ряд статей: "Новины",
"Фундамент непорядку костела Рымского", "Суплику
третью", "Приготоване на суд", "Пораду побожную" королю,
"О фундаменте церковном", часть из них Афанасий соединил
в "Памятную записку" ("Memorial"), поданную кор.
Владиславу от имени Афанасия 29 июня 1645 г. (утрачена в
XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю
Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия
для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва
в целом (среди них Афанасий назвал, в частности,
казацкие восстания), обосновал несостоятельность
претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое
мнение о пути ликвидации унии (Афанасий надеялся, что
польск. король лично отменит унию и "успокоит"
Православие).
Освобожденный по повелению короля,
Афанасий был помещен в Киево-Печерский монастырь, где
составил "Диариуш". После смерти митр. Петра (Могилы; +
1647) Афанасий вернулся в Брест. Несмотря на то что там
Афанасий не предпринимал активных действий против
униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в
обстановке нового гонения на православных со смертью
кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с
казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику
унии Афанасий был брошен в темницу и 5 сент. (по др.
версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от
правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г.
монахи Симеоновского монастыря отыскали останки святого со
следами мучений, к-рые дали повод предположить, что
Афанасий был похоронен заживо, и сначала перенесли их в
Рождественский монастырь, затем похоронили в храме во имя
прп. Симеона Столпника.
Почитание Афанасия началось сразу после
его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского
монастыря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф
(Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о
том, что нетленные останки Афанасия почивают в Бресте.
20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика,
по-видимому, в связи с этим событием было составлено его
житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев).
По приказу Петра I глава от мощей Афанасия была
перенесена в С.-Петербург. В "Историческом известии о
возникшей в Польше унии" Н. Н. Бантыша-Каменского (1795;
изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св.
Георгия (Конисского), что к числу киевских нетленно
почивающих святых "можно и должно присоединить"
Афанасия. На основе жития в 1819 г. (по др. данным, в
1825) архим. Маркиан написал стихотворный "Памятник о
новом преподобномученике Афанасии Филиповиче".
В нач. XIX в. в монастыре сгорел храм
Симеона Столпника и пропал ряд бумаг, относящихся к
Афанасию. Медная рака с мощами мученика расплавилась, но
свящ. С. Литовский с прихожанами отыскал частицы мощей,
и они были помещены на оловянном блюде в алтаре
трапезной церкви. В 1823 г. мощи были переложены в
деревянный ковчег и поставлены в церкви, в 1857 г.-
помещены в серебряный позолоченный ковчег,
пожертвованный Н. А. Поливановым в благодарность за
чудесное исцеление своего сына по молитве к Афанасию. (В
1935 ковчег (52,4*26*3*27 см) был передан в ГИМ из
Антирелигиозного музея искусств в Донском монастыре.) В
1894 г. над ковчегом была изготовлена сень с
изображением преподобномученика. В 1893 г. в гродненском
Коложанском монастыре построили храм во имя Афанасия.
Осенью 1894 г. частица его мощей была пожертвована в
Леснинский жен. монастырь.
Тропарь и кондак Афанасия написаны архим.
Маркианом 30 авг. 1819 г. Канонизация Афанасия
подтверждена включением его имени в Собор Белорусских
святых, празднование к-рого установлено по благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 3
апр. 1984 г. В Минее (МП) под 5 сент. помещена бденная
служба (см. Знаки праздников месяцеслова) Афанасию, под
20 июля - тропарь и кондак святому. В тексте службы
Собору Белорусских святых Афанасий упомянут во 2-м
тропаре 3-й песни канона утрени.
И. Г. Мороз
Православная энциклопедия
***
Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому:
- Молитва преподобномученику Афанасию Брестскому.
Преподобномученик Афанасий Брестский - мужественный
духом и терпеливый монах-исповедник Православия и
обличитель католицизма в Польше во времена гонения
там на Православную Церковь. Покровитель
миссионеров, апологетов, сотрудников
благотворительных организаций. Его просят в молитве
помощи в испытаниях и невзгодах, нужде,
преследованиях и заключении.
Акафист преподобномученику Афанасию Брестскому:
Канон преподобномученику Афанасию Брестскому:
Житийная и научно-историческая литература о преподобномученике Афанасии Брестском:
|